Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина

Источник вдохновения
Театральный и народный костюм
Выставка в Театральном музее имени А.А. Бахрушина


Каретный сарай
23 июля – 2 сентября 2019 года

Текст на сайте Театрального музея:

Совместный проект двух музеев пройдет с 23 июля по 2 сентября на площадке музея Бахрушина и приурочен к 125¬-летнему юбилею музея.

Выставка продемонстрирует театральный и традиционный костюмы, будут показаны их особенности и многообразие, сходства и различия.

Впервые в одном выставочном пространстве собраны подлинные костюмы и эскизы к постановкам, созданные известными театральными художниками – Бенуа, Коровиным, Епишиным, Федоровским, Доррером, Либером, Сарьяном, Гудиашвили, Вирсаладзе, Гамрекели, творческим коллективом «Самеули» (Кочакидзе, Словинский, Чикваидзе) и другими.

Из фондов Исторического музея для выставки были отобраны экспонаты из уникальной этнографической коллекции – 20 традиционных праздничных костюмов из разных областей России, Украины, Молдавии, Прибалтики, Кавказа и Средней Азии.

Посетители выставки смогут проследить как менялся идеал женской красоты на примере настоящих костюмов образца XVIII – начала XX века, рассмотреть детали и элементы национальной праздничной одежды, богато украшенной вышитыми и ткаными орнаментами, аппликацией, кружевом, шнуром, бисером.

Интерес к национальной самобытности сохраняет актуальность и сейчас, художники и дизайнеры находят вдохновение в народной культуре и предметах быта. Так, коллекция театрального костюма музея Бахрушина и текстильная коллекция Исторического музея на протяжении многих десятилетий привлекают внимание театральных художников, преподавателей и студентов школы¬студии МХАТ и ГИТИСа.

Сегодня театральный костюм, посвященный исторической или народной теме, испытывает влияние современных тенденций, как в области моды (ткань различной фактуры, фурнитура, крой, силуэты и пр.), так и в области сценографического искусства.

В современном театре подчас из самой простой одежды художнику удается создавать фантасмагорические произведения, основа которых может быть и национальной.

Текст на сайте Исторического музея:

В 2019 году Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина отмечает свой 125?летний юбилей. К этой знаменательной дате музей им. А. А. Бахрушина и Государственный исторический музей подготовили совместный выставочный проект "Источник вдохновения. Театральный и народный костюм".

Собрание текстильных материалов Исторического музея начало формироваться со времени его основания и включает образцы тканей, одежду, интерьерный текстиль. При отборе экспонатов для выставки было принято решение показать уникальную этнографическую коллекцию, представить традиционные праздничные наряды различных областей России, Украины, Молдавии, Прибалтики, Кавказа и Средней Азии.

История любого народа — это история его национальной культуры. У каждого этноса свои пути развития, своя судьба. В традиционном костюме образно раскрываются национальные особенности, самосознание народа, его социальные, нравственные и религиозные представления.

На протяжении веков у разных народов сложился свой определенный идеал женской красоты. Например, на Кавказе красивой считалась девушка с тонким станом, а в Мордовии ценилась дородность. Платье таджикской невесты было широким и многоцветным, а молдаванка наряжалась в монохромные одеяния. Летящий силуэт сарафана характерен для центральных и северных областей России, а в южных губерниях предпочитали домотканые шерстяные понёвы.

Национальная праздничная одежда богато украшалась вышитыми и ткаными орнаментами, аппликацией, кружевом, шнуром, бисером. Элементы декора являлись оберегами, отражали социальный статус (девушка, замужняя женщина, вдова), имущественное положение, принадлежность к роду и месту проживания. Этническая символика отражала народные верования, идущие из глубины веков.

На формирование национального костюма оказывали влияние географическое положение, климатические условия и хозяйственная деятельность населения. На протяжении длительного времени народная одежда отличалась неизменностью кроя и традиционностью узоров. Это объясняется консерватизмом жизненного уклада того или иного народа, устойчивостью обычаев, передаваемых из поколения в поколение. Вместе с тем в XIX, а особенно в ХХ веке усилилось взаимовлияние традиционной одежды и городского модного костюма. Зачастую трудоемкая вышивка и ручное ткачество заменялись фабричными материалами, также менялись орнаменты и цветовая гамма.

В современной жизни сохранился интерес к национальной самобытности. Художники и модные дизайнеры черпают вдохновение в народной культуре и предметах быта. Подлинная народная одежда заняла свое место на выставках и в музейных экспозициях.

Текстильная коллекция Исторического музея на протяжении многих десятилетий привлекала внимание театральных художников, преподавателей и студентов школы?студии МХАТ и ГИТИСа.

Впервые на одной площадке выставлены подлинные костюмы и эскизы к постановкам, созданные известными театральными художниками.

Со стенда на выставке:

Источник вдохновения. Театральный и народный костюм


Центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина отмечает свой 125-летний юбилей. К этой дате музей им. А.А. Бахрушина и Государственный исторический музей подготовили совместный выставочный проект «Источник вдохновения. Театральный и народный костюм».

Собрание текстильных материалов начало формироваться со времени основания Исторического музея и включает образцы тканей, одежду, интерьерный текстиль. При отборе экспонатов для выставки было принято решение показать уникальную этнографическую коллекцию, представить традиционные праздничные наряды различных областей России, Украины, Молдавии, Прибалтики, Кавказа и Средней Азии.

История любого народа - это история его национальной культуры. У каждого этноса свои пути развития, своя судьба. В традиционном костюме образно раскрываются национальные особенности, самосознание народа, его социальные, нравственные устои и религиозные представления.

На протяжении веков у разных народов складывался свой идеал женской красоты. Например, на Кавказе красивой считалась девушка с тонким станом, а в Мордовии ценилась дородность. Платье таджикской невесты было широким и многоцветным, а молдаванка наряжалась в монохромные одеяния. Летящий силуэт сарафана характерен для центральных и северных областей России, а в южных губерниях предпочитали домотканые шерстяные понёвы.

Национальная праздничная одежда богато украшалась вышитыми и ткаными орнаментами, аппликацией, кружевом, шнуром, бисером. Элементы декора являлись оберегами, указывали на социальный статус (девушка, замужняя женщина, вдова), имущественное положение, принадлежность к роду и месту проживания. Этническая символика отражала народные верования, идущие из глубины веков.

На формирование национального костюма оказывали влияние географическое положение, климатические условия и хозяйственная деятельность населения. На протяжении длительного времени народная одежда отличалась неизменностью кроя и традиционностью узоров. Это объясняется консерватизмом жизненного уклада того или иного народа, устойчивостью обычаев, передаваемых из поколения в поколение. Вместе с тем в XIX, а особенно в XX веке, усиливается взаимовлияние традиционной одежды и городского модного костюма. Зачастую трудоёмкая вышивка и ручное ткачество заменялись фабричными материалами, также изменялись орнаменты и цветовая гамма.

В современной жизни сохраняется интерес к национальной самобытности. Художники и дизайнеры черпают вдохновение в народной культуре и предметах быта. Подлинная народная одежда заняла своё мест она выставках в музейных экспозициях.

Текстильная коллекция Исторического музея на протяжении многих десятилетий привлекала внимание театральных художников, преподавателей и студентов школы-студии МХАТ и ГИТИСа.

Впервые на одной площадке выставлены подлинные костюмы и эскизы к постановкам, созданные известными театральными художниками. Посвящённый исторической или народной теме театральный костюм испытывает влияние современных тенденций как в области моды (ткань различной фактуры, фурнитура, крой, силуэты и пр.), так и в области сценографического искусства. Это зависит от задач, поставленных режиссёром спектакля. Театральный костюм должен быть не только яркими выразительным, но и подчеркивать характер героя.

В современном театре костюм формирует у зрителя представление о личности персонажа, помогает проникнуться духом исторической эпохи, передать национальные особенности героя. Подчас из самой простой одежды художник умудряется создавать фантасмагорические произведения, основа которых может быть и национальной. Созданные для театра костюмы, взаимодействуя с музыкальным сопровождением и декорациями, переносят зрителя в конкретную эпоху, помогают создать определённую эмоциональную атмосферу. Требования к театральному костюму достаточно серьёзны: он не должен отвлекать актёра от его роли, мешать созданию полноценного сценического образа.

Сценический образ - это сплав режиссёрского замысла, драматургии, динамики и ритма. По ходу спектакля актёр иногда несколько раз меняет грим и костюм. Именно благодаря этому до зрителя доводится динамика, эволюция образа.

Некоторые режиссёры признаются, что для них главное - выразительность, а не точность передачи исторических деталей, отсюда в сценографии и костюмах появляется эклектика. Зачастую художник только имитирует художественную вышивку и аппликации народного костюма, нанося рисунок красками через трафарет. Главное для режиссёра и театрального художников спектаклях - выразительность костюмов, работающих на создание конкретного образа, в то время как традиционный народный костюм не обязан создавать подобный образ - это часть определённой эпохи, часть культуры этой эпохи.

Среди режиссёров встречается и иное мнение. Так, К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко считали очень важным соответствие одежды определённой исторической эпохе, особенно в бытовых и реалистических постановках. По их мнению, спектакль должен отражать время и место действия. В этом случае зритель с большим доверием отнесётся к тому, что происходит на сцене.

Но даже при таком подходе театральный костюм -целый комплекс предметов, начиная с грима, париков одежды, способных изменить внешность человека или что-то подчеркнуть в его облике с целью создания художественного образа. И это в корне отличает его от народного костюма.

Выставка «Источник вдохновения. Театральный и народный костюм» рассказывает об особенностях и многообразии, сходстве и различиях костюмов традиционных театральных.

Рассказ о бытовом костюме разных народов и его сценическом воплощении даёт прекрасную возможность наиболее полно приблизиться к пониманию фольклора этих народов, а значит, приобщиться к историческому культурному наследию определенного народа, передающегося из поколения в поколение. Материалы в каталоге представлены по этнографическому принципу. Именно вокруг национальных костюмов группируются эскизы театральных костюмов и декораций, дающие возможность рассмотреть общие черты и явные отличия традиционного исторического костюма и его сценического воплощения, прочувствовать замысел художника и полет его фантазии.

Куратор выставки Ирина Гамула


1. Зал выставки

Фото 17 августа 2019 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




2. М.В. Барашов (Барашев). Эскиз женских костюмов «Вей, ветерок!» Я. Райниса

Драматический театр, Астрахань, 1952
Бумага, карандаш, гуашь, золотая краска
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 312463
Фото 17 августа 2019 года




3. М.В. Барашов (Барашев). Эскиз мужских костюмов «Вей, ветерок!» Я. Райниса

Драматический театр, Астрахань, 1952
Бумага, карандаш, гуашь
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 312461
Фото 17 августа 2019 года




4. В.Д. Иванов. Эскиз костюма Красного шамана «Красный шаман» по П.А. Ойунскому

Музыкально-драматический театр, Якутск, 1964
Бумага, карандаш, гуашь
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 310774
Фото 17 августа 2019 года

А)




Б)




5. В.Д. Иванов. Эскиз мужского костюма. «Красный шаман» по П.А. Ойунскому

Музыкально-драматический театр, Якутск, 1964
Бумага, карандаш, гуашь
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 310775
Фото 17 августа 2019 года

А)




Б)




6. Экспозиция эскизов костюмов и декораций

Фото 17 августа 2019 года




7. Самеули. Эскиз декорации. «Кето и Котэ» В.И. Долидзе

Грузинский театр оперы и балета, Тбилиси, 1977
Холст, масло
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 318569
Фото 17 августа 2019 года




8. Л.Д. Гудиашвили. Эскиз костюма музыканта. «Кето и Котэ» В.И. Долидзе

Грузинский театр оперы и балета, Тбилиси, 1936
Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, аппликация
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 115164
Фото 17 августа 2019 года




9. Л.Д. Гудиашвили. Эскиз костюма Брюнетки в зеленом. «Кето и Котэ» В.И. Долидзе

Грузинский театр оперы и балета, Тбилиси, 1936
Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, аппликация
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 115169
Фото 17 августа 2019 года




10. И.И. Гамрекели. Эскиз костюма Этери. «Абесалом и Этери» З.П. Палиашвили

Грузинский театр оперы и балета им. З.П. Палиашвили, Тбилиси, 1936
Бумага, карандаш, акварель
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 116280
Фото 17 августа 2019 года




11. А.В. Лентулов. Эскиз костюмов кавказцев. «Степан Разин» П.Н. Триодина

Государственный академический Большой театр СССР, 1925
Бумага, карандаш, акварель, гуашь
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 289406
Фото 17 августа 2019 года




12. И.И. Гамрекели. Эскиз костюма Абесалома. «Абесалом и Этери» З.П. Палиашвили

Грузинский театр оперы и балета им. З.П. Палиашвили, Тбилиси, 1936
Бумага, карандаш, акварель, гуашь
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 116279
Фото 17 августа 2019 года




13. Т.Г. Бруни. Эскиз костюмов ковровщиц. «Гаянэ» А.И. Хачатуряна

Государственный академический театр оперы и балета им. Т.Г. Шевченко, Киев, 1948
Бумага, акварель, гуашь, бронзовая и серебряная краски
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 272953
Фото 17 августа 2019 года




14. М.А. Врубель. Эскиз костюма Казембека. «Кавказский пленник» Ц.А. Кюи

Частная русская опера С.И. Мамонтова, Москва, 1899
Бумага, карандаш, акварель, серебряная краска
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 9639
Фото 17 августа 2019 года




15. М.В. Малазония. Эскиз мужского костюма. «Ханума» по пьесе А.А. Цагарели

Грузинский государственный академический драматический театр им. Ш. Руставели, Тбилиси, 1970
Бумага, гуашь, тушь
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 307306
Фото 17 августа 2019 года




16. М.А. Врубель. Эскиз костюма Фехердина. «Кавказский пленник» Ц.А. Кюи

Частная русская опера С.И. Мамонтова, Москва, 1899
Картон, карандаш, акварель, белила
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 9638
Фото 17 августа 2019 года




17. М.В. Малазония. Эскиз женского костюма. «Ханума» по пьесе А.А. Цагарели

Грузинский государственный академический драматический театр им. Ш. Руставели, Тбилиси, 1970
Бумага, акварель, тушь
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 307313
Фото 17 августа 2019 года




18. С.Б. Вирсаладзе. Эскиз костюма Грузинки. «Сердце гор» А.М. Баланчивадзе

Государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова, Ленинград, 1938
Бумага, гуашь
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 296415
Фото 17 августа 2019 года




19. С.Б. Вирсаладзе. Эскиз декорации к II акту. «Даиси» З.П. Палиашвили

Грузинский театр оперы и балета им. З.П. Палиашвили, Тбилиси, 1936
Бумага, гуашь
ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. КП 307269
Фото 17 августа 2019 года




20. Праздничная мужская одежда. Эвенки

Западная Сибирь, бассейн реки Кеть. Конец XIX – начало XX века
Из собрания Государственного исторического музея
Фото 17 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




21. Головной убор – «венок»

Из собрания Государственного исторического музея
Фото 17 августа 2019 года




22. Женская одежда. Литовцы

Литва, Пренайский р-н. Начало XX века
Из собрания Государственного исторического музея
Фото 17 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




23. Женская одежда. Латыши

Латвия, Южное Курземе, район Ницца. Начало XX века
Из собрания Государственного исторического музея
Фото 17 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




24. Женская одежда. Молдаване

Молдавия, Бричанский район. Начало XX века
Из собрания Государственного исторического музея
Фото 17 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




25. Традиционный женский костюм. Русские

Россия, Симбирская губ., Курмышский уезд, Анастасовская волость, дер. Броновщина. Вторая пол. XIX в.
Из собрания Государственного исторического музея
Фото 17 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




26. Традиционный женский костюм. Русские

Россия, Рязанская губерния. Конец XIX – начало XX в.
Из собрания Государственного исторического музея
Фото 17 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




27. Головной убор – Сорока

Из собрания Государственного исторического музея
Фото 17 августа 2019 года




28. Традиционный женский костюм (городской). Русские

Россия. Конец XVIII – начало XIX вв.
Из собрания Государственного исторического музея
Фото 17 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




29. Головной убор – Сборник

Из собрания Государственного исторического музея
Фото 17 августа 2019 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru