Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный исторический музей

Английское увлечение "бриллиантового князя"
Возрожденная коллекция усадьбы Степановское-Волосово Выставка в Государственном историческом музее

28.06.2019–07.10.2019 Новый выставочный зал Исторического музея

Выставка впервые представляет коллекцию английской печатной графики XVIII века из знаменитой тверской усадьбы князей Куракиных Степановское–Волосово, ныне принадлежащей семье российского бизнесмена Сергея Анатольевича Васильева. Уникальное собрание было воссоздано по сохранившимся в Государственном историческом музее спискам художественных закупок "бриллиантового князя" Александра Борисовича Куракина (1752–1818), осуществленным в конце XVIII века через агента российского императорского двора И. Г. Ф. Олдекопа. Такого рода научная реконструкция значимой части богатейшего усадебного собрания, интересная сама по себе, демонстрирует одну из современных тенденций в коллекционировании старого искусства.

В настоящее время собрание состоит из пятидесяти двух первоклассных работ, созданных Фр. Бартолоцци, У. Вуллеттом, У. Дикинсоном, Р. Ирломом и другими известными мастерами XVIII столетия. Использование редких техник, виртуозная печать, а также живописность и эффектность английской гравюры способствовали распространению моды на ее коллекционирование в Европе. В России, кроме князя А. Б. Куракина, одним из лучших собраний английской печатной графики обладали великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна (музей?заповедник "Павловск").

Помимо частной коллекции на выставке представлен ряд значимых экспонатов из собрания Исторического музея, рассказывающих о прославленном роде князей Куракиных — владельцах усадьбы Степановское?Волосово. Экспозицию дополняют живописные и графические портреты князя А. Б. Куракина, знаменитого вельможи и сибарита, крупного заказчика и собирателя предметов искусства, друга и приближенного императора Павла I. В начале XIX века князь владел усадьбой Степановское?Волосово, постоянно заботясь об ее украшении и пополнении художественных коллекций. Демонстрируется также серия из восьми живописных видов усадьбы, исполненных в 1839 году внучатым племянником "бриллиантового князя" художником Алексеем Борисовичем Куракиным (1809–1872). Эти единственные сохранившиеся до нашего времени изображения усадьбы в пору ее расцвета послужили основным источником для восстановления многих построек и парковых затей в Степановском?Волосове.

Значимый раздел выставки посвящен архиву князей Куракиных, который поступил в Исторический музей в 1920 году. Колоссальный комплекс содержит важнейшие дипломатические документы с петровского времени до середины XIX века, официальную переписку князей Куракиных, многие из которых были видными сановниками, семейные мемории, а также редчайшие свидетельства существования частного хозяйства в XVIII — первой половине XIX века. Для экспонирования отобраны патенты на чины князя А. Б. Куракина с автографами императора Павла I и собственноручные письма князей А. Б. и С. Б. Куракиных.

Экспозицию сопровождает рассказ об истории Степановского?Волосова и уникальном для современной России меценатском проекте по возобновлению усадебного комплекса, осуществленном семьей Васильевых в 2008–2015 годах.

Выставка призвана показать публике редчайшие артефакты знатного рода Куракиных и продемонстрировать возможности восстановления заброшенных дворянских имений, возрождения культурных гнезд и их коллекций в русской провинции.

1. Зал выставки

Фото 16 августа 2019 года

А)




Б)




В)




2. Витрина с архивом князей Куракиных

Фото 16 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




3. Письма князя Александра Борисовича Куракина князю Степану Борисовичу Куракину

Российская империя 1804 – 1805
Бумага, чернила, графитный карандаш, сургуч; картон, сафьян, шелк, тиснение
Государственный исторический музей
Фото 16 августа 2019 года




4. Письма русского консула в Амстердаме И.Г.Ф.Ольдекопа князю Александру Борисовичу Куракину

Амстердам. 1733 – 1788
Бумага, чернила, цветные карандаши; картон, сафьян, тиснение
Государственный исторический музей
Фото 16 августа 2019 года




5. Письма князя Степана Борисовича Куракина князю Александру Борисовичу Куракину

Российская империя. 1795
Бумага, чернила, графитный карандаш, сургуч; картон, сафьян, шелк, тиснение
Государственный исторический музей
Фото 16 августа 2019 года




6. Письма князя Александра Борисовича Куракина князю Степану Борисовичу Куракину

Российская империя. 1787 – 1794
Бумага, чернила, графитный карандаш, сургуч; картон, сафьян, шелк, тиснение
Государственный исторический музей
Фото 16 августа 2019 года


С витрины на выставке:

1 июля 1810 года австрийский посол в Париже князь Карл Филипп Шварценберг давал в своем доме роскошный бал по случаю бракосочетания императора Наполеона с эрцгерцогиней Марией Луизой, дочерью австрийского императора Франца I. На мероприятии присутствовал русский посол в Париже князь А.Б. Куракин, который был одет в золотой глазетовый кафтан, украшенный бриллиантами. В ходе бала случился пожар, в результате чего вся танцевальная зала выгорела и погибло множество гостей. Во время паники князь А.Б. Куракин был сбит с ног и скатился вниз по лестнице, был «ударен» горящими досками, после чего потерял сознание. В результате князь получил сильные «обжоги» кистей рук, нижних частей ног и головы. В дополнение ко всем ранам он лишился большей части бриллиантов, на сумму около 70 000 франков. Спасен же он был единственно роскошным глазетовым кафтаном, толщина золотой нити которого была ему кольчугой от огня.

Вскоре после этого случая, едва придя в ровное состояние, он переехал на свою дачу в Нейи. Торжества по случаю переезда напоминали нечто среднее между свадебными и похоронными мероприятиями: князя несли на золоченом кресле, в длинной процессии; впереди в два ряда шли его лакеи, а сзади следовали все чины русского посольства. Непрезентабельный вид, который имел тогда князь А.Б. Куракин, был запечатлен в гравюре Ж.А. Руа, выполненной в августе 1810 года. В память избавления князя от неминуемой смерти его сын барон А.Н. Сердобин распорядился выбить медаль, которая была выполнена французским медальером Ж.П. Дрозом, а одним из французских врачей князя была написана небольшая книга об этом происшествии.


7. Жан-Огюст Руа (работал в начале XIX века). Портрет князя Александра Борисовича Куракина после пожара. 1810

Бумага, меццо-тинто, акварель
Государственный исторический музей
Фото 16 августа 2019 года




8. Неизвестный художник. Портрет князя Степана Борисовича Куракина. Середина XIX века

Холст, масло
Государственный исторический музей
Фото 16 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




9. Неизвестный художник. Портрет князя Александра Борисовича Куракина. Первая треть XIX века

Холст, масло
Государственный исторический музей
Фото 16 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




10. Василий Меньшиков (работал в первой половинеXIX века). Портрет князя Бориса Алексеевича Куракина. 1827

Холст, масло
Государственный исторический музей
Фото 16 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




11. Диплом Императорской Академии Художеств князю Алексею Борисовичу Куракину на звание почетного члена

Санкт-Петербург, 2 ноября 1869
Пергамен, литография, чернила
Государственный исторический музей
Фото 16 августа 2019 года




12. Письма князя Степана Борисовича Куракина, князя Ивана Борисовича Куракиных и княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской, урожденной княжны Куракиной князю Александру Борисовичу Куракину

Российская империя. 1799
Бумага, чернила, графитный карандаш, сургуч; картон, сафьян, шелк, тиснение
Государственный исторический музей
Фото 16 августа 2019 года




13. Портрет князя Федора Алексеевича Куракина

Санкт-Петербург. 1873
Картон, альбуминовый отпечаток
Государственный исторический музей
Федор Алексеевич Куракин (1842 – 1914) – младший сын князя Алексея Борисовича Куракина, почетный член Археологического общества (1890), издатель десятитомного «Архива князя Ф.А. Куракина», последний владелец усадьбы Надеждино.
Фото 16 августа 2019 года




14. Девятнадцатый век

Исторический сборник, издаваемый Почетным членом Археологического института князем Федором Алексеевичем Куракиным
/Под ред. В.Н. Смольянинова. Том первый. М., Типо-литография Н.И. Гросман и Г.А. Вендельштейн, 1903
Государственный исторический музей
Фото 16 августа 2019 года




15. Восемнадцатый век

Исторический сборник, издаваемый по бумагам фамильного архива Почетным членом Археологического института князем Федором Алексеевичем Куракиным
/Под ред. В.Н. Смольянинова. Том первый. М., Типо-литография Н.И. Гросман и Г.А. Вендельштейн, 1904
Государственный исторический музей
Фото 16 августа 2019 года


С витрины на выставке:

Экспонируемая на выставке уникальная коллекция британской гравюры в силу многих причин заслуживает особенного внимания. Она ценна, прежде всего, как опыт научной реконструкции, позволяющий составить представление о том, как когда-то выглядела часть собрания князя Александра Борисовича Куракина (1752 – 1818). Эта замечательная коллекция была воссоздана историком искусства С.А. Подстаницким по архивным материалам сохранившимся в Государственном историческом музее, и сегодня является достойным украшением интерьеров усадьбы князей Куракиных Степановское-Волосово, принадлежащей семье российского бизнесмена С. А. Васильева.

В стенах русской сельской усадьбы, искусно возрожденной нынешними владельцами старинные британские эстампы сохраняют память об одном из ее прошлых хозяев и о его эпизодическом интересе к английской культуре в конце XVIII столетия, ставшем отражением охватившей в те годы Европу англофилии – увлечения всем английским.

Вошедшие в коллекцию Васильевых произведения позволяют оценить художественное своеобразие и особенности пути развития британской гравюры в эпоху ее блестящего расцвета в XVIII веке, когда Лондон стал одним из крупнейших центров производства и продажи эстампов, а лучшие британские мастера обрели мировую славу.

В Великобритании произведения печатной графики, как правило, публиковались частными издателями благодаря финансовому патронажу со стороны заинтересованной публики, узнававшей о готовящемся издании из рекламных объявлений в газетах. В этом заключался особенный, новый английский стиль торговли гравюрами, основанный на развитых внутри-государственных и международных торговых связях и широких возможностях искушенной британской прессы.

Большая часть вошедших в собрание работ исполнена в техниках, которые в Европе было принято именовать «английской манерой»: это изобретенная голландцем Людвигом фон Зигеном меццо-тинто (или черная манера) и завезенная с континента точечная манера, с конца XIX века известная как техника пунктира.

На выставке можно увидеть как ранние образцы британских меццо-тинто, представленные замечательной серией гравюр Джона Смита (1652 – 1743), так и превосходные эстампы Валентайна Грина (1739 – 1813), Уильяма Дикинсона (1746 – 1823) и Ричарда Ирлома (1743 – 1822), созданные в пору расцвета этой техники в Великобритании. При рассмотрении из¬далека они поражают эффектом яркой живописности и в то же время не теряют своего очарования при более близком восприятии, завораживая богатством тональных переходов и соотношений. Столь живописный эффект достигался мастерами благодаря особым возможностям черной манеры, в которой изображение строилось от темного к светлому при помощи выглаживания более светлых участков на шероховатой поверхности медной доски.

Несколько иначе живописные устремления британских граверов воплотились в работах, исполненных в манере пунктира, среди которых особенно ценны эстампы Франческо Бартолоцци (1728-1815) – выдающегося итальянского мастера, проведшего большую часть жизни в Лондоне. В гравюрах Бартолоцци и его многочисленных последователей, чьи произведения было принято печатать не только черной краской, но и в цвете, образы создавались россыпью мельчайших точек. Их нежные сентиментальные композиции импонировали вкусам британского общества, склонного ко всему «чувствительному», и особенно гармонично смотрелись в интерьерах архитектора Роберта Адама, оформленных под впечатлением от недавно открытых древнеримских росписей.

Даже эстампы, исполненные в менее популярных в Англии техниках офорта и резца, отличаются особенной живописностью, о чем свидетельствует представленный на выставке пейзаж Уильяма Вуллета (1735 – 1785). Сложность и разнообразие линий и штрихов, прорезанных им на поверхности медной доски, в сочетании с многократным травлением, создают эффект удивительной мягкости тональных соотношений, созвучный поэтичной атмосфере пейзажа

Современники с интересом следили за развитием британской гравюры. В эпоху, когда наиболее адекватным способом тиражирования образов было создание эстампов, именно произведения печатной графики сыграли заметную роль в процессе формирования общественного вкуса и распространении новых стилей и идей. В них ярко и разнообразно отразились культурные интересы современников: С чисто английской элегантностью в пространстве хрупких бумажных листов оживают перед нами образы античных богов, нимфы и купидоны, исторические личности и герои литературных произведений, когда-то занимавшие умы жителей далекой страны, поэтически именуемой в России туманным Альбионом.

Залина Тетермазова


16. Ричард Ирлом по оригиналу Луки Джордано. Суд Париса. 1778

Бумага, меццо-тинто
Собрание Сергея и Маргариты Васильевых
Годы жизни авторов:
Ричард Ирлом: 1743 – 1822
Лука Джордано: 1634 – 1705
В списке И.Г.Ф. Ольдекопа «Jugement de Paris»
Пробный оттиск до надписи
Гравюра исполнена с картины итальянского художника Луки Джордано, хранившейся в XVIII веке в собрании премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола (1676 – 1745) и его наследников в поместье Хоутон-Холл. В 1779 году картину вместе со всем собранием Уолпола приобрела императрица Екатерина II для Эрмитажа.
Фото 16 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




17. Роберт Поллард. Эдвин и Анжелина. 1785

Бумага, офорт, резец
Собрание Сергея и Маргариты Васильевых
Годы жизни художника: Роберт Поллард: 1755 – 1838
В списке И.Г.Ф. Ольдекопа «Edwin and Angelica»
Гравюра исполнена на сюжет баллады Оливера Голдсмита «Отшельник». В России это произведение известно в вольном переводе В.А. Жуковского «Пустынник»
Фото 16 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




18. Уильям Вуллет и Франческо Бартолоцци по оригиналу Томаса Джона и Джона Гамильтона Мортимера. Дидона и Эней. 1787

Бумага, офорт, резец
Собрание Сергея и Маргариты Васильевых
Годы жизни авторов:
Уильям Вуллет: 1735 – 1785
Франческо Бартолоцци: 1728 – 1815
Томас Джон: 1742 – 1803
Джон Гамильтон Мортимер: 1740 – 1779
В списке И.Г.Ф. Ольдекопа «Dido and Eneas»
Пробный оттиск до посвящения.
Гравюра исполнена на сюжет поэмы Вергилия «Энеида».
Лист посвящен императрице Екатерине II

Пейзажная гравировальная манера, разработанная Уильямом Вуллетом (1735-1785), значительно повлияла на русскую гравюру. Стиль ведущих отечественных мастеров первой трети XIX века - К.В. и И.В. Ческих, А.Г. Ухтомского, С.Ф. Галактионова - выработался благодаря системе преподавания профессора И.С. Клаубера в Императорской Академии художеств. Ландшафтно-гравировальный класс был создан в 1799 году по повелению императора Павла I для перевода живописных видов окрестностей Санкт-Петербурга Сем.Ф. Щедрина в эстампы. Под руководством И.С. Клаубера была решена задача создания русской пейзажной гравюры и появилась исключительная серия листов. Работы У. Вуллета стали образцами для учеников, а изучение его манеры послужило основой обучения в ландшафтно-гравировальном классе. Пейзажную манеру гравирования отличала усиленная живописность, нюансировка тональных переходов от темной фактуры листвы первого плана к светлым дымчатым облакам, декоративность, выраженная в передаче разными приемами пышной зелени, фигур людей и дальних планов. Молодые граверы копировали контур образцовых эстампов офортом, затем самостоятельно, избегая применять перекрещиваю¬щиеся линии, искали легкую резцовую штриховку. В поздних эстампах с пейзажами и архитектурными видами 1810-1830-х годов И.В. Че- ский и А.Г. Ухтомский вспоминают академические гравюры-образцы и заимствуют из листов У. Вуллета не только общие способы построе¬ния пейзажной гравюры, но и отдельные приемы и детали.

Фото 16 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




19. Уильям Дикинсон по оригиналу Вигилиуса Эриксена. Портрет императрицы Екатерины II. 1773

Бумага, меццо-тинто
Собрание Сергея и Маргариты Васильевых
Годы жизни авторов:
Уильям Дикинсон: 1746 – 1823
Вигилиус Эриксен: 1722 – 1782
В списке И.Г.Ф. Ольдекопа «L’Imperatrice de Russie»
Гравюра исполнена c портрета датского художника Вигилиуса Эриксена, подаренного императрицей Екатериной II английскому доктору Томасу Димсдейлу (1712 – 1800), приглашенному в Россию для «оспопрививания» императрицы и великого князя Павла Петровича. В 1769 году портрет был увезен в Англию и до сих пор хранится у потомков Т. Димсдейла.
Фото 16 августа 2019 года




20. Джон Браун и Франческо Бартолоцци по рисунку Джозефа Фарингтона с оригинала Пауля Бриля. Европа. Пейзаж с отдыхающими нимфами. 1776

Бумага, резец
Собрание Сергея и Маргариты Васильевых
Годы жизни авторов:
Джон Браун: 1741 – 1801
Франческо Бартолоцци: 1728 – 1815
Джозеф Фарингтон: 1747 – 1821
Пауль Бриль: 1554 – 1626
В списке И.Г.Ф. Ольдекопа «Europe
» Гравюра исполнена с картины фламандского художника Пауля Бриля, хранившейся в XVIII веке в собрании премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола (1676 – 1745) и его наследников в поместье Хаутон-холл. В то время считалось, что фигуры исполнены итальянским художником Доменикино (1581 – 1641). В 1779 году картину, вместе со всем собранием Р. Уолпола, приобрела императрица Екатерина II для Эрмитажа (сейчас – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина)
Фото 16 августа 2019 года




21. Франческо Бартолоцци по оригиналу Джованни Баттиста Чиприани. Возвращение Крессиды к отцу. 1786

Бумага, пунктир
Собрание Сергея и Маргариты Васильевых
Годы жизни авторов:
Франческо Бартолоцци: 1728 – 1815
Джованни Баттиста Чиприани: 1727 – 1785
В списке И.Г.Ф. Ольдекопа «The parting of Achilles o pendant»
Гравюра исполнена на сюжет поэмы Гомера «Илиада»
Фото 16 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




22. Ричард Рид по оригиналу Уильяма Гамильтона. Мария Стюарт, королева Шотландии, отрекающаяся от престола в пользу своего малолетнего сына. 1787

Бумага, пунктир, офорт; оттиск в тоне сепии
Собрание Сергея и Маргариты Васильевых
Годы жизни авторов:
Ричард Рид: 1745 – 1800
Уильям Гамильтон: 1751 – 1801
В списке И.Г.Ф. Ольдекопа «Maria Queen of Scott»
Мария I Стюарт (1542 – 1587) – младшая дочь короля Шотландии Якова V, королева Шотландии (1542 – 1567), королева Франции (1559 – 1560; супруга короля Франциска II), претендентка на английский престол. Соперница королевы Елизаветы I Тюдор. В 1567 году отреклась от шотландского престола в пользу своего малолетнего сына Якова VI (1566 – 1625). Много лет жила в заключении в Англии. В 1587 году обвинена в заговоре против Елизаветы I, приговорена судом к смертной казни и обезглавлена в замке Фотерингей.
Жизнь Марии Стюарт, наполненная «литературными» по драматизму поворотами и событиями, привлекала внимание писателей, художников и музыкантов, увековечивших ее имя в своих произведениях
Фото 16 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




Б) Фрагмент




23. Франческо Бартолоцци по оригиналу Джованни Баттиста Чиприани. Расставание Ахилла и Брисеиды. 1786

Бумага, пунктир
Собрание Сергея и Маргариты Васильевых
Годы жизни авторов:
Франческо Бартолоцци: 1728 – 1815
Джованни Баттиста Чиприани: 1727 – 1785
В списке И.Г.Ф. Ольдекопа «The parting of Achilles o pendant»
Гравюра исполнена на сюжет поэмы Гомера «Илиада»
Фото 16 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




Б) Фрагмент




24. Томас Парк по оригиналу Мазера Брауна. Джозеф Джордж Холман и Энн Брантон в трагедии «Ромео и Джульетта». 1787

Бумага, меццо-тинто
Собрание Сергея и Маргариты Васильевых
Годы жизни авторов:
Томас Парк: 1758/1759 – 1834
Мазер Браун: 1761 – 1831
В списке И.Г.Ф. Ольдекопа «Mr. Holman and Mrs. Burton»
Джозеф Джордж Холман (1764 – 1817) – английский актер и драматург
Энн Брантон Мерри (1769 – 1808) – английская актриса, гастролировала в Америке
Фото 16 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




25. Каролина Уотсон по оригиналу Роберта Эджа Пайна. Дэвид Гаррик у могилы Уильяма Шекспира. 1783

Бумага, меццо-тинто; оттиск в тоне сепии
Собрание Сергея и Маргариты Васильевых
Годы жизни авторов:
Каролина Уотсон: 1760/1761 – 1814
Роберт Эдж Пайн: 1730 – 1788
В списке И.Г.Ф. Ольдекопа «Garrik pres de la Tombe de Schakespaere»
Дэвид Гаррик (1717 – 1779) – прославленный английский актер, снискавший славу непревзойденного интерпретатора пьес Уильяма Шекспира, перед гением которого преклонялся. Похоронен у подножия памятнику У. Шекспиру в Вестминстерском аббатстве.
Фото 16 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




26. Джеймс Колдуолл по оригиналу Уильяма Гамильтона. Сара Сиддонс с сыном в трагедии «Изабелла». 1785

Бумага, резец
Собрание Сергея и Маргариты Васильевых
Годы жизни авторов:
Джеймс Колдуолл: 1739 – 1822
Уильям Гамильтон: 1751 – 1801
В списке И.Г.Ф. Ольдекопа «Mis Siddons»
Сара Сиддонс (1755 – 1831) – величайшая английская трагическая актриса. Выступала на сцене лондонского театра Друри-лейн. Известность актрисе принесли классическая красота, мастерство сценической речи, но, прежде всего, трактовка образа леди Макбет: Сара Сиддонс считается едва ли не лучшей леди Макбет в истории мирового театра. В трагедии «Изабелла» Сара Сиддонс играла вместе с сыном Генри.
«Роковой брак» («Роковой брак, или Невинное прелюбодеяние») – трагедия Томаса Соутерна (1659 – 1736), впервые поставленная в 1694 году. При возобновлении в 1757 году пьеса стала называться «Изабелла».
Фото 16 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru