Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный исторический музей

Свобода. Равенство. Братство
Французский революционный фаянс конца XVIII века
Выставка в Государственном историческом музее

12.02.2020–11.05.2020
Кабинет Председателя
Liberty. Equality. Brotherhood. French revolutionary faience of the late 18th century

Выставка впервые в российской музейной практике представляет революционный фаянс как особое явление в прикладном искусстве Франции. В экспозиции показано около пятидесяти керамических изделий из собраний Государственного исторического музея, Государственного центрального музея современной истории России и коллекции Т.А. Удрас — крупнейшего отечественного собрания французского революционного фаянса.

В эпоху Великой французской революции (1789–1799) в Невере, крупном керамическом центре, возникло уникальное явление, впоследствии получившее название "революционного" или "патриотического" фаянса. Многочисленные тарелки, блюда и кувшины с революционными эмблемами и лозунгами стали своеобразным рупором актуальных политических идей. На предметах времен конституционной монархии часто изображались корона и пылающее сердце, олицетворявшие любовь к королю и нации. Среди самых популярных образов, размещенных на изделиях, были изображения воздушного шара и галльского петуха на пушке (символ бдительности и отваги), разнообразные лозунги ("Да здравствует нация!", "Свобода или смерть", "Мир", "Нация, закон, король"). Сюжеты, понятные каждому гражданину новой республики, отражали реалии и бурные общественные процессы, а символы и призывы демонстрировали разнообразие "иконографии" политического строя Франции периода Великой революции.

Фаянсовые предметы представлены в окружении изобразительного ряда, связанного с основными событиями и деятелями Великой французской революции. Это гравюры конца XVIII века, запечатлевшие главные события эпохи, и народные картинки, демонстрирующие политический "театр" глазами революционных горожан. Впервые показан ряд артефактов из собрания Исторического музея: автографы короля Людовика XVI и королевы Марии Антуанетты, Ж. Неккера, О.Г. Мирабо и М. Робеспьера; живописный портрет маркиза М.Ж.А.Н. де Кондорсе в мундире Национальной гвардии кисти Ж.Л. Ланевиля (1790?е); французский саперный тесак периода Первой республики (подарок генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу от председателя Национального собрания Франции Ж.Шабан-Дельмаса). На выставке представлен живописный портрет "русского якобинца" графа П.А. Строганова работы известного французского художника Ж.Л. Вуаля (1787) из собрания Т.А. Удрас, также экспонирующийся впервые.

1. Зал выставки

Фото 22 февраля 2020 года

А)




Б)




В)




Г)




2. Шанфлёри Ж. История патриотических фаянсов революции

Третье издание
Париж, издательство Э. Дентю, 1875
XII с., 382 с.
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




3. Витрина выставки

В первые годы революции (1789-1791) общественные ожидания были связаны с утверждением прав и свобод всех сословий, их равенства и единения под покровительством короля Людовика XVI. Надежда на конституционную монархию как идеальную форму управления государством подтолкнула многих писателей и художников к созданию многочисленных произведений искусства. Яркий тому пример - многочисленные изделия неверских мануфактур этого периода. Революционные идеи были неотделимы от персоны короля, о чем и свидетельствует лозунг «Нация. Закон. Король» на одной из тарелок. В декоре предметов преобладают изображения геральдических лилий (фp.fleur-de-lys)> герба французского королевского дома, и королевской короны.

Фото 22 февраля 2020 года




4. Тарелка с геральдическими лилиями под короной

Франция. Невер. 1789 – 1791
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




5. Тарелка с военными атрибутами и девизом «Нация. Закон. Король»

Франция. Невер. 1789 – 1791
Майолика; роспись
Государственный исторический музей
Фото 22 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




6. Тарелка с геральдической лилией

Франция. Невер. 1789 – 1791
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




7. Тарелка с изображением св. Людовика

Франция. Невер. 1780-е
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




8. Тарелка с военными атрибутами и геральдическими лилиями под короной

Франция. Невер. 1789 – 1791
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




9. Витрина выставки

Отличительная черта революционного фаянса - разработанная символика, понятная почти каждому гражданину. Одна из наиболее распространенных эмблем, встречающихся на тарелках, - объединенный символ трех сословий. Епископский посох или распятие символизирует духовенство, шпага и доспехи - дворянство, орудия сельскохозяйственного труда и сноп пшеницы - третье сословие. Пылающие сердца олицетворяют единство трех сословий в создании нового государства.

Фото 22 февраля 2020 года




10. Тарелка с символом единения трех сословий и королевской власти и девизом «Союз. Поддержка. Сила»

Франция. Невер. 1790-е
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




11. Тарелка с символом единения трех сословий и королевской власти

Франция. Невер. 1789 – 1791
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




12. Тарелка с символом единения трех сословий и королевской власти

Франция. Невер. 1789 – 1791
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




13. Тарелка с символом единения трех сословий

Франция. Невер. 1790-е
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




14. Тарелка с символом единения трех сословий и королевской власти и девизом «Воссоединение»

Франция. Невер. 1789 – 1791
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




15. Пьер Мишель Аликс (1762-1817). Портрет Оноре Габриэля Рикети, графа де Мирабо (1749-1791)

по оригиналу неизвестного художника
1792
Бумага; цветная акватинта
Государственный исторический музей

Pierre Michel Alix (1762-1817) after the original by unknown artist
Portrait of Honore Gabriel Riqueti, Count de Mirabeau (1749-1791)
1792
Coloured aquatint
State Historical Museum

Оноре Габриэль Рикети, граф де Мирабо (1749- 1791) завоевал известность памфлетами и острыми, талантливыми выступлениями. Продолжительная ссора с отцом, многолетние заключения и странствия по Европе сформировали своеобразный и яркий характер аристократа-революционера. О.Г. Мирабо принадлежал к части просвещенной элиты, выступавшей за реформы и ограничение монархии. Будучи аристократом, избрался в Генеральные штаты от третьего сословия. Один из авторов «Декларации прав человека и гражданина». Пламенный оратор и вождь начального этапа Французской революции, он приобрел огромную популярность как в среде депутатов, так и в народе. Выступая за конституционную монархию, вел тайные переговоры с королем и поддерживал идею королевского права вето по отношению к законам. Скончавшемуся в 1791 году О.Г. Мирабо устроили пышные похороны. Однако вскоре, когда обнаружилась его переписка с королем Людовиком XVI, О.Г. Мирабо был публично осужден, а его тело убрано из Пантеона.

Фото 22 февраля 2020 года

А)




Б)




16. Жан Луи Ланевиль (1756-1826). Портрет Мари Жана Антуана Николя де Карита, маркиза де Кондорсе (1743-1794)

1789-1793
Холст, масло
Государственный исторический музей

Jean Louis Laneuville (1756-1826)
Portrait of Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, marquis de Condorce (1743-1794)
1789-1793
Oil on canvas
State Historical Museum

Мари Жан Антуан Николя де Карита, маркиз де Кондорсе (1743-1794) был одним из последних выдающихся французских философов-просветителей. Еще будучи молодым человеком, он прославился как математик, став секретарем французской Академии наук. В середине 1770-х годов аристократ-философ стал генеральным инспектором Монетного двора, где занимался унификацией мер и весов. В годы революции он был политическим деятелем и сторонником республики. В 1791 году был избран депутатом Законодательного собрания. Разработал реформу образования. Став депутатом Национального Конвента в 1792 году, сблизился с жирондистами, выступал против казни короля Людовика XVI. Был автором проекта второй Конституции, отклоненного Национальным Конвентом. После критики принятой Конституции, летом 1793 года был издан указ об аресте Н. де Кондорсе, что вынудило его скрываться. Однако 27 марта 1794 года он был арестован, а через два дня найден мертвым в камере.

Известно, что ученик знаменитого Ж. Л. Давида художник Ж.Л. Ланевиль, портретировавший многих деятелей французской революции, написал портер Н. де Кондорсе вскоре после его смерти (местонахождение неизвестно). Существует целый ряд копий, позволяющих судить об оригинале. Однако, на всех портретах прославленный деятель предстает в сюртуке, и только на работе из собрания Государственного исторического музея он изображен в мундире Национальной гвардии. Известно, что вместе со своим другом Ж. Лафайетом Н. де Кондорсе был одним из создателей Национальной гвардии. Мундир свидетельствует в пользу прижизненного портрета, выполненного, вероятно, вскоре после учреждения Национальной гвардии 13 июля 1789 года. Старая надпись на обороте, схожая по почерку с подлинными автографами художника, также указывает на авторство Ж.Л. Ланевиля. Стилистические особенности живописи позволили отечественным специалистам и французской исследовательнице творчества художника В. Лаверне-Дюре подтвердить авторство портрета из Государственного исторического музея.

Фото 22 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




17. Пьер Мишель Аликс (1762-1817). Портрет Жана Поля Марата (1743-1793)

по оригиналу Жана Франсуа Гарнере (1755-1837)
1794
Бумага; цветная акватинта Государственный исторический музей

Pierre Michel Alix (1762-1817)
after the original by Jean Francois Garneray (1755-1837)
Portrait of Jean Paul Marat (1743-1793)
1794
Coloured aquatint
State Historical Museum

Жан Поль Марат (1743-1793) первоначально за¬нимался медициной, практиковал в разных европейских странах, в том числе и в Англии. Одновременно, в поисках признания, писал философские и естественно-научные трактаты. С 1779 по 1787 был врачом при дворе графа д’Артуа, родного брата короля Людовика XVI. Будучи человеком крайне тщеславным, безрезультатно пытался добиться от Академия наук признала его открытий.

С 12 сентября 1789 году издавал газету «Друг народа». Среди расцвета прессы, пришедшегося на это время, газета Ж.П. Марата, благодаря его хлестким бескомпромиссным текстам, быстро завоевала популярность. Ж.П. Марат стал вождем и кумиром парижской толпы. Его непримиримая борьба с «врагами свободы» с каждым годом требовала все больших кровавых жертв: он стал одним из основных идеологов террора.

Избранный в Национальный Конвент от Парижа, он занял место во главе монтаньяров (якобинцев). Принимал участие в борьбе жирондистов и монтаньяров. Жирондисты настояли на предании его суду, который его оправдал. 2 июня 1793 года в Национальном Конвенте произошел якобинский переворот, жирондисты были изгнаны из него. 13 июля 1793 года поклонница жирондистов Ш. Корде убила Ж.П. Марата, надеясь тем самым предотвратить гражданскую войну.

Фото 22 февраля 2020 года

А)




Б)




18. Витрина выставки

Один из ярких символов революции - Дерево свободы - дуб, украшенный фригийским колпаком и триколором. В 1790-х годах посадка этих деревьев производилась с огромным размахом, почти в каждом городе и деревне страны было свое Дерево свободы.
Фото 22 февраля 2020 года




19. Тарелка с символом единения трех сословий и королевской власти и девизом «Да здравствует общественная польза» (Vive l’utilité)

Франция. Невер. 1792
Майолика; роспись
Государственный центральный музей современной истории России
Фото 22 февраля 2020 года




20. Тарелка с изображением Дерева свободы

Франция. Невер. 1790-е
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




21. Тарелка с изображением петуха на пушке

Франция. Невер. 1790-е
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




22. Тарелка с изображением гробницы Мирабо

Франция. Невер. 1791 – 1792
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




23. Тарелка с символом единения трех сословий

Франция. Невер. 1790-е
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




24. Витрина выставки

Фото 22 февраля 2020 года




25. Блюдо для бритья с изображением грозди винограда и орудий крестьянского труда

Франция. Невер. 1790-е
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




26. Тарелка с изображением корзины с цветами

Франция. Невер. 1790-е
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




27. Тарелка с изображением птицы на орудиях крестьянского труда

Франция. Невер. 1790-е
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




28. Тарелка с изображением корзины с цветами и синего банта

Франция. Невер. 1790-е
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




29. Витрина выставки

Фото 22 февраля 2020 года




30. Тарелка с изображением весов и девиза «Справедливость»

Франция. Невер. 1790-е
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




31. Тарелка с символом единения трех сословий и девизом «Да здравствует нация»

Франция. Невер. 1790-е
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года




32. Тарелка изображением птицы

Франция. Невер. 1790-е
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




33. Тарелка с девизом «Сокровище нации»

Франция. Невер. 1791
Майолика; роспись
Государственный исторический музей
Фото 22 февраля 2020 года




34. Тарелка с изображением дворянина и епископа и девизом «Несчастье объединяет»

Франция. Невер. 1790-е
Майолика; роспись
Собрание Татьяны Удрас
Фото 22 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru