Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный исторический музей

Гамбсова мебель

Выставка в Государственном историческом музее

Часть 2. Жардиньерки, геридоны, столы, зеркала, каминный экран, кресла


Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Часть 1. Бюро, пяльца, кресла, стул, диван
Часть 3. Столы, бюро, секретеры, комод, каминный экран


Новый выставочный зал (Красная пл., д. 1)
06.07.16 – 03.10.16 - по графику работы музея

Государственный исторический музей впервые представляет уникальную коллекцию мебели конца XVIII – начала XIX века, выполненную в знаменитой петербургской мастерской Гамбсов: Генриха Гамбса (1765–1831 гг.) и его сыновей Петра (1802–1871 гг.) и Эрнеста (1805–1849 гг.). Понятие «Гамбсова мебель» появилось в искусствоведческой практике в 1920-х годах и закрепило уже устоявшееся название удобной мебели высокого качества.

Мебель, выполненная в мастерских Г. Гамбса, по праву считается жемчужиной любой коллекции. Именно в собрании Исторического музея находится единственный из известных на сегодняшний день памятников, отмеченных печатным клеймом фирмы Гамбса – бюро, украшенное коллекцией лаковых табакерок. В экспозицию также включен секретер-патент из приданого великой княгини Александры Николаевны Романовой, декорированный фарфором производства Императорского фарфорового завода.

Гамбс Генрих Даниэль (1765–1831) – ученик знаменитого европейского мебельного мастера Д. Рентгена, в 1795 г. открыл мебельную мастерскую в Петербурге, в 1810 г. получил звание «придворного механика». За время деятельности фирмы были выполнены заказы по изготовлению предметов меблировки для интерьеров Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Павловского дворца, Нового Эрмитажа, Арсенального каре Гатчинского дворца, отдельных заказов Двора и частных заказов русской аристократии.

Генрих Гамбс на протяжении более полувека являлся законодателем в области петербургского мебельного производства и был ярким выразителем различных стилевых течений этого времени. Образцы его мебели служили образцом для подражания для многих мебельных мастерских.

Мебель в мастерской Гамбса выполнялась как для повседневной обстановки, так и для парадных апартаментов. Кроме того, значительное количество предметов изготавливалось по специальному заказу в качестве уникальных подарков. Большая часть из них предназначалась для членов царской фамилии и была приурочена к значительным событиям. Предметы отличалась неординарным конструктивным решением, включавшим элементы трансформации, потайные отделения, вспомогательные поверхности. В декоре, наряду с фанеровкой экзотическими сортами дерева, использовались авторская художественная бронза, мрамор, расписное стекло, в том числе, эгломизе, фарфор, просечной металл, тисненая кожа.

Один из разделов выставки посвящен предметам обстановки в стиле неорококо. Мебель именно этого периода получила широкую известность как «гамбсова», благодаря упоминанию о ней в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Здесь можно увидеть не только типологический «гарнитур генеральши Поповой замечательный, гамбсовский», но и значительное разнообразие форм кресел и стульев, диваны сложных форм типа «тет-а-тет» и «близнецы», напольные жардиньерки и многое другое, что бытовало в интерьерах наших предков.

На выставке представлены памятники мебельного искусства из собрания Исторического музея, а также из частных коллекций М.Ю. Карисалова и А.В. Руденцова. На выставке демонстрируется серия минифильмов, позволяющих рассмотреть внутреннее устройство предметов, возможности их трансформации, различные потайные отделения; особенности конструкции и технического исполнения, а также детали декора.

12. Жардиньерки

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1840 – 1850-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех (фанеровка), орех (массив), лак, жесть; столярная работа, фанеровка, резьба, токарная работа, полировка

Жардиньерки предназначались для размещения цветочных горшков, позволяя украшать интерьер живыми растениями. Они служили также в качестве перегородки между различными зонами и комплексами мебели.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б)




В)




Г) Фрагмент




Д)




Е)




13. Парные геридоны

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1840 – 1850-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех (фанеровка), орех (массив), лак; столярная работа, фанеровка, резьба, токарная работа, полировка

Парные геридоны могли использоваться как жардиньерки, а также как торшеры, на верхних площадках которых возможно разместить осветительные приборы.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б)




14. Стол туалетный

Мастерская Генриха Гамбса (?). Санкт-Петербург. 1840 – 1850-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, орех (фанеровка), орех (массив), лак, сукно; столярная работа, фанеровка, резьба, токарная работа, полировка, оклейка

Фото 11 сентября 2016 года




15. Зеркало наддиванное

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1840 – 1850-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех (фанеровка), орех (массив), лак, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка

Поверхность зеркала составлена из трех крупных зеркал и трех небольших во фронтоне.

Фото 11 сентября 2016 года




16. Стол гостиный

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1840 – 1850-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, орех (фанеровка), орех (массив), лак; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка

Сходный стол выполненный в 1845 – 1847-х гг., работы мастерской братьев Гамбс находится в интерьере будуара Собственной половины Большого Кремлевского дворца.

Фото 11 сентября 2016 года




17. Кресло

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Конец 1830-х гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, кожа; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, обивка

Верхний край спинки кресла оканчивается валиком, который, вероятно, использовался для опоры в положении стоя. По этой же причине задние ножки сильно выдвинуты назад для большей устойчивости конструкции.

Фото 11 сентября 2016 года




18. Напольная шкатулка

Мастерская Генриха Гамбса (?). Санкт-Петербург. 1830 – 1840-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), береза, латунь, лакы; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, монтировка

Напольная шкатулка относится к типу teapoy, то есть имеющая три опоры. Ее внутреннее отделение с одной перегородкой рассчитано на два вынимающихся ящичка, предназначенных для хранения чая.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б)




19. Столик-«наседка»

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1840 – 1850-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех (фанеровка), орех (массив), лак; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка

Столик-«наседка» имеет в конструкции нескольких не соединенных между собой столиков, задвигающихся один под другой.

Фото 11 сентября 2016 года




20. Каминный экран

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1840 – 1850-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех (фанеровка), орех (массив), лак, бархат, шерсть; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, натяжка, вышивка

Каминные экраны были обязательным элементом интерьеров и предназначались для декорации топки камина вне времени его использования.

Фото 11 сентября 2016 года




21. Консоль

Мастерская Генриха Гамбса (?). Санкт-Петербург. 1840 – 1850-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех (фанеровка), орех (массив), лак, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка

Подобные консоли обычно составляли ансамбль с простенными зеркалами и использовались для демонстрации художественной бронзы и фарфора.

Фото 11 сентября 2016 года




22. Кресло

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1820 – 1831-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), береза, лак, шелк; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, обивка

Кресло в готическом вкусе – типичный образец мебели мастерской Генриха Гамбса. Несмотря на введенную в художественное решение кресла готическую стилистику, предмет «дышит» эпохой классицизма. Это выражается, в частности, в линии изогнутых оснований подлокотников с резной пальметтой, в форме овальной спинки, в ряде декоративных деталей: шишки пинии венчают боковые устои спинки, акротерион – ее раму. Готическая стилистика, освоенная Гамбсом в 1820-х гг., широко использовалась им и в дальнейшем при изготовлении им различных типов предметов.

Разнообразные элементы мебели, разработанные в русле этого художественного направления, повторялись с незначительными изменениями во многих издельях. Демонстрируя индивидуальный авторский почерк, некоторые из них наиболее ярко проявились в декоре кресла из собрания Исторического музея. Например, передние ножки токарной работы в виде кольчатого веретена. Именно такие опоры встречаются у стульев 1820-х гг. из павильона Белая башня в Царском селе. Форма кольчатого веретена, разработанная в знаменитой мастерской, использовалась также в 1830-е гг. в качестве проножки в предметах из обстановки «Готического кабинета» в усадьбе Марьино.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б)




23. Кресло

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Начало XIX в.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), лак, медный сплав, латунь, кожа; столярная работа, фанеровка, полировка, литье, чеканка, золочение, монтировка, обивка

Кресло с мягким сиденьем и дугообразной спинкой выполнено в стиле классицизма и принадлежит к типичным образцам мебели мастерской Генриха Гамбса. Среди признаков такого происхождения можно отметить, прежде всего, яркую стилистическую выразительность и высоки уровень краснодеревных работ. На принадлежность к произведениями известной петербургской мастерской указывает и характерный прием – использование в качестве передних опор египетских герм с бронзовыми головами и башмачками типичного вида. Этот элемент часто встречается на корпусной мебели начала XIX в. и может считаться визитной карточкой знаменитого мебельщика.

Кожаная обивка сиденья монтируется декоративными гвоздями с круглыми шляпками, создающими впечатление орнаментального пояса жемчужника. Украшение передних ножек бронзовой пластикой создает впечатление парадности, уподобляя кресло трону. Аналогичный прием был применен при создании в 1805 г. кресла по проекту архитектора А.Н. Воронихина (собрание ГМЗ «Павловск»).

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б)




В) Фрагмент




24. Кресло

Мастерская Генриха Гамбса (?). Санкт-Петербург. Начало XIX в.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), береза, лак, кожа; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, обивка

Кресло с мягким сиденьем и резной пальметтой на снимке можно причислить к образцам гамбсовой мебели, созданной в стиле классицизма. Его отличает блистательная краснодеревная работа, где особо выделяется высокое качество резьбы скульптурного изображения греческого сфинкса. Кожаная обивка сиденья закреплена декоративными гвоздями с круглыми латунными шляпками, придающими ритмическое и цветовое разнообразие общему виду.

В художественном решении предмета применен излюбленный прием Гамбса – оформление опоры в виде ножки-гермы. В качестве скульптурного завершения использован классицистический крылатый бюст, сходный с бронзовым завершением верхнейчасти ножек стола, выполненного мастерской Генриха Гамбса в 1807 г. по проекту архитектора А.Н. Воронихина (собрание ГМЗ «Павловск»).

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б)




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




25. Кресло

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1820-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех, береза, лак, кожа, бархат; столярная работа, фанеровка, резьба, токарная работа, окраска, золочение, полировка, тиснение, обивка

Кресло в стиле неоготики является типичным образцом мебели мастерской Генриха Гамбса. Его основа выполнена из березы и фанерована окрашенным орехом; резные детали также изготовлены из березы, по краям на спинке сохранились следы золочения. Художественно решение предмета воплотило огромный творческий потенциал знаменитого краснодеревца в создании мебели в готическом стиле. Соединяя традиционную конструкцию классицистического кресла со стилизованными или воспроизведенными элементами готики, автор добивается удивительного результата – не ощущения имитации или подражания, а впечатления целостного аутентичного творения старых мастеров.

Кресло из коллекции мебели Исторического музея обращает на себя внимание и тем, что входило в состав собрания известного мецената и коллекционера живописи и произведений искусства Генриха (Анри) Брокара (Henri Brocard; 1836 – 1900), предпринимателя из семьи французского парфюмера, купца 2-й гильдии, основателя товарищества «Брокар и Ко» (ныне фабрика «Новая Заря») в Москве, выпускающего парфюмерную продукцию.

Описанный предмет находит прямую аналогию с креслом, выполненным в конце 1820-х гг. в мастерской Генриха Гамбса по проекту архитектора Огюста Рикара де Монферрана (Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand; 1786 – 1858). Предназначенное для Кабинета Императрицы Александры Федоровны во дворце Коттедж в Петергофе, кресло имеет сходные резные фиалы, завершающие боковые опоры, изогнутые листья аканта на месте соединения подлокотников и спинки, трилистник решетки, расположенный над мягкой частью спинки, и готизированный акротерион, венчающий кресло.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б)




25. Кресло

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1820-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех, береза, лак, кожа, бархат; столярная работа, фанеровка, резьба, токарная работа, окраска, золочение, полировка, тиснение, обивка

Кресло в стиле неоготики является типичным образцом мебели мастерской Генриха Гамбса. Его основа выполнена из березы и фанерована окрашенным орехом; резные детали также изготовлены из березы, по краям на спинке сохранились следы золочения. Художественно решение предмета воплотило огромный творческий потенциал знаменитого краснодеревца в создании мебели в готическом стиле. Соединяя традиционную конструкцию классицистического кресла со стилизованными или воспроизведенными элементами готики, автор добивается удивительного результата – не ощущения имитации или подражания, а впечатления целостного аутентичного творения старых мастеров.

Кресло из коллекции мебели Исторического музея обращает на себя внимание и тем, что входило в состав собрания известного мецената и коллекционера живописи и произведений искусства Генриха (Анри) Брокара (Henri Brocard; 1836 – 1900), предпринимателя из семьи французского парфюмера, купца 2-й гильдии, основателя товарищества «Брокар и Ко» (ныне фабрика «Новая Заря») в Москве, выпускающего парфюмерную продукцию.

Описанный предмет находит прямую аналогию с креслом, выполненным в конце 1820-х гг. в мастерской Генриха Гамбса по проекту архитектора Огюста Рикара де Монферрана (Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand; 1786 – 1858). Предназначенное для Кабинета Императрицы Александры Федоровны во дворце Коттедж в Петергофе, кресло имеет сходные резные фиалы, завершающие боковые опоры, изогнутые листья аканта на месте соединения подлокотников и спинки, трилистник решетки, расположенный над мягкой частью спинки, и готизированный акротерион, венчающий кресло.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б)





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru