Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный исторический музей

Гамбсова мебель

Выставка в Государственном историческом музее

Часть 3. Столы, бюро, секретеры, комод, каминный экран


Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Часть 1. Бюро, пяльца, кресла, стул, диван
Часть 2. Жардиньерки, геридоны, столы, зеркала, каминный экран, кресла


Новый выставочный зал (Красная пл., д. 1)
06.07.16 – 03.10.16 - по графику работы музея

Государственный исторический музей впервые представляет уникальную коллекцию мебели конца XVIII – начала XIX века, выполненную в знаменитой петербургской мастерской Гамбсов: Генриха Гамбса (1765–1831 гг.) и его сыновей Петра (1802–1871 гг.) и Эрнеста (1805–1849 гг.). Понятие «Гамбсова мебель» появилось в искусствоведческой практике в 1920-х годах и закрепило уже устоявшееся название удобной мебели высокого качества.

Мебель, выполненная в мастерских Г. Гамбса, по праву считается жемчужиной любой коллекции. Именно в собрании Исторического музея находится единственный из известных на сегодняшний день памятников, отмеченных печатным клеймом фирмы Гамбса – бюро, украшенное коллекцией лаковых табакерок. В экспозицию также включен секретер-патент из приданого великой княгини Александры Николаевны Романовой, декорированный фарфором производства Императорского фарфорового завода.

Гамбс Генрих Даниэль (1765–1831) – ученик знаменитого европейского мебельного мастера Д. Рентгена, в 1795 г. открыл мебельную мастерскую в Петербурге, в 1810 г. получил звание «придворного механика». За время деятельности фирмы были выполнены заказы по изготовлению предметов меблировки для интерьеров Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Павловского дворца, Нового Эрмитажа, Арсенального каре Гатчинского дворца, отдельных заказов Двора и частных заказов русской аристократии.

Генрих Гамбс на протяжении более полувека являлся законодателем в области петербургского мебельного производства и был ярким выразителем различных стилевых течений этого времени. Образцы его мебели служили образцом для подражания для многих мебельных мастерских.

Мебель в мастерской Гамбса выполнялась как для повседневной обстановки, так и для парадных апартаментов. Кроме того, значительное количество предметов изготавливалось по специальному заказу в качестве уникальных подарков. Большая часть из них предназначалась для членов царской фамилии и была приурочена к значительным событиям. Предметы отличалась неординарным конструктивным решением, включавшим элементы трансформации, потайные отделения, вспомогательные поверхности. В декоре, наряду с фанеровкой экзотическими сортами дерева, использовались авторская художественная бронза, мрамор, расписное стекло, в том числе, эгломизе, фарфор, просечной металл, тисненая кожа.

Один из разделов выставки посвящен предметам обстановки в стиле неорококо. Мебель именно этого периода получила широкую известность как «гамбсова», благодаря упоминанию о ней в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Здесь можно увидеть не только типологический «гарнитур генеральши Поповой замечательный, гамбсовский», но и значительное разнообразие форм кресел и стульев, диваны сложных форм типа «тет-а-тет» и «близнецы», напольные жардиньерки и многое другое, что бытовало в интерьерах наших предков.

На выставке представлены памятники мебельного искусства из собрания Исторического музея, а также из частных коллекций М.Ю. Карисалова и А.В. Руденцова. На выставке демонстрируется серия минифильмов, позволяющих рассмотреть внутреннее устройство предметов, возможности их трансформации, различные потайные отделения; особенности конструкции и технического исполнения, а также детали декора.

26. Стол письменный

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Начало XIX в.
Дерево хвойной породы и береза (основа), красное дерево (фанеровка), лак, медный сплав, латунь, сукно; столярная работа, фанеровка, полировка, литье, чеканка, золочение, монтировка, оклейка

Письменный стол относится к типу двусторонних и выполнен в стиле классицизма. Выдвижные равновеликие ящики расположены по двум длинным сторонам и образуют зрительно единую панель с небольшими выемками ключевин. Конструктивная прочность обеспечивается царгой в виде рамы и системой крепления ножек с металлическим винтом, характерной для мастерской Генриха Гамбса. Вероятно, этот прием был заимствован знаменитым мебельщиком у своего учителя Давида Рёнтгена. Такое решение было оправдано для мебели, предназначенной для транспортировки – опорная часть отделялась от корпуса в целях экономии места и сохранности предмета.

Письменный стол мог использоваться как по своему прямому назначению в кабинете, так и, благодаря большой плоскости столешницы, для работы в библиотеке или с коллекциями. Необходимо отметить, что в ряду мебели для письма, изготовленной в мастерской Генриха Гамбса, столы встречаются крайне редко.

Его опоры выполнены в виде герм, балясин, декорированных металлическими кольцами и башмачками. Их верхняя часть оформлена антикизированной пластикой – украшена скульптурами античных крылатых бюстов, возможно, древнегреческого бога сна Гипноса. Это предположение основано на особенности моделировки крыльев, каждое из которых состоит из двух, наложенных одно на другое, и образует вместе четыре крыла, что характерно для изображения именно этого греческого героя.

Подобные декоративные элементы были использованы Гамбсом в 1806 г. при создании стола со стеклянной столешницей по проекту А.Н. Воронихина (собрание ГМЗ «Павловск»).

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




27. Туалетный стол

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Рубеж XVIII – XIX вв.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), береза, лак, левкас, масло, латунь, стекло, сукно; столярная работа, фанеровка, интарсия, полировка, резьба, золочение, окраска, просечка, инкрустация, эгломизе, оклейка

Художественное решение туалетного стола в стиле классицизма сходно с эталонными корпусными предметами Гамбса.

К специфическим особенностям работ гениального мастера можно отнести нестандартное совмещение в одном предмете нескольких функций. Например, устройство туалетного стола позволяет использовать его не только по прямому назначению, но и в качестве небольшого письменного столика, или столика для дамского рукоделия. Эта полифункциональность обеспечивается наличием разнообразных столешниц, ящичков и двух симметрично расположенных на фасаде корзин. Мастерская Генриха Гамбса славилась мебелью с потайными отделениями. Здесь они представлены ящиками и шкафчиками, находящимися на торцевых сторонах и незаметными с фасада.

Туалетный стол не имеет прямых аналогов, он явно спроектирован и создан по специальному заказу. Можно предположить, что это было связано с особым придворным поручением и не только по причине известной причастности Гамбса к обстановке императорских интерьеров.

Для украшения фасада шкафчиков и зрительного облегчения восприятия поверхности корпуса, мастер ввел в декоративный ряд овальные сине-золотые медальоны расписного стекла. На них в технике эгломизе, изображена антикизированная женская фигура в окантовке из венка виноградной лозы – один из самых характерных приемов в творчестве Гамбса, как и орнаментальные полосы металлического меандра.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




Д) Фрагмент




28. Консоль

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1800-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, медный сплав, латунь, мрамор; столярная работа, фанеровка, интарсия, полировка, литье, чеканка, просечка, золочение, патинирование, монтировка

Консоль в стиле классицизма представляет собой пристенный стол с узкой мраморной столешницей и относится к типу декоративной мебели, созданной для украшения интерьера и демонстрации художественного фарфора и бронзы. Часто консоли существовали в паре с зеркалом, соответствующим ему пропорционально и образующим единую композицию. Консольный стол отличается элегантностью формы и декоративного убранства.

Его царга украшена черными прямоугольниками тонированного красного дерева, прерыающими протяженную линию фасада. Головки египетских герм, венчающих ножки, тщательно моделированы и выполнены из золоченой и патинированной бронзы. Крестовая, выгнутая вверх, проножка с площадкой на перекрестии является, в большей степени, декоративным элементом, призванным зрительно разнообразить строгий ритм вертикальных и горизонтальных сочленений. Ее конструктивное значение невелико, так как крепление этой детали к ножкам осуществляется тонкими металлическими штырями в месте их сужения. За время бытования штыри корродировали, ломались и заменялись «уголками».

Художественное решение консольного стола повторяет приемы, неоднократно использованные при изготовлении других видов мебели в знаменитой мастерской: развернутые в ? передние ножки, выполненные в виде герм; наличие одинаковых башмачков-стоп на всех четырех ножках. К примеру, опорная конструкция со сходными элементами представлена в бюро работы мастерской Генриха Гамбса 1800-х гг. из собрания Государственного Эрмитажа, а проножка аналогичной конфигурации включена в конструкцию бюро-жардиньерки из собрания ГМЗ «Павловск», выполненному знаменитой мастерской в 1805 г. по проекту архитектора А.Н. Воронихина (1759 – 1814).

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б) Фрагмент




29. Сервант. Кабинетные часы

Сервант:
Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Начало XIX в.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), черное дерево, дуб, лак, медный сплав, латунь; столярная работа, фанеровка, полировка, литье, чеканка, золочение, окраска, монтировка

Собрание семьи Карисаловых

Сервант выполнен в мастерской Г. Гамбса в стиле классицизма. Его предназначение определено названием, происходящим от французского слова «servante», что в переводе означает «вспомогательный стол» или «подставка». В своей конструкции он имеет шкаф с полками внутри и выдвижной ящик. Столешница с одним уступом могла использоваться и в качестве вспомогательной поверхности и для размещения декоративной пластики и скульптуры. Художественное решение включает традиционный для мастерской репертуар элементов декора – бронзовые гермы на углах и ручки с львиными маскаронами. Типичен также прием крепления передних ножек с поворотом в ?, что моделирует плоскость фасада.

Кабинетные часы:
Корпус – Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Около 1805 г.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево, лак, бронза, латунь, металл; столярная работа, фанеровка, полировка, литье, золочение, монтировка

Собрание семьи Карисаловых

Кабинетные часы, корпус которых изготовлен мастерской Г. Гамбса, относятся к редкому виду продукции фирмы. В их решении воплощены принципы, применявшиеся мастерской при создании корпусной мебели. Например, украшение основания углов фасада бронзовыми гермами с обнаженными человеческими стопами; декорировка фриза накладными звездами, образующими единый ряд, с маскаронами по углам; использование металлической балюстрады с угловыми вазонами в навершии. Эти приемы часто встречаются в эталонных работах Г. Гамбса хранящихся в известных музейных собраниях.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б) Кабинетные часы




В) Сервант, фрагмент




30. Стол преддиванный

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1800-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), лак, береза, левкас, масло, латунь; столярная работа, фанеровка, интарсия, полировка, резьба, окраска, просечка, инкрустация

Стол в стиле классицизма с овальной столешницей является образцом гостиной мебели, предназначенной для экспозиции с диваном. Обязательной деталью конструкции является выдвижной ящик. Основа предмета изготовлена из дерева хвойной породы и фанерована красным деревом.

Опорами стола служат четыре скульптурных изображения бескрылых грифонов. Они выполнены из массива березы, тщательно моделированы, окрашены масляной краской и фрагментарно позолочены. Царговая часть декорирована прямоугольными накладками трельяжной латунной сетки и профилировки черного дерева. Край столешницы украшен просечной металлической полосой из накладывающихся одна на другую окружностей.

Стол из собрания Исторического музея демонстрирует основной спектр технических и декоративных приемов мастерской Генриха Гамбса и наглядно дополняет современное представление о ее ассортименте. Если подобные бюро знаменитой мастерской представлены в собраниях достаточно разнообразно, то преддиванные столы встречаются крайне редко.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б)




В) Фрагмент




31. Бюро

Бюро:
Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1824 – 1831 гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех (фанеровка), орех (массив), береза (массив), левкас, латунь, стекло, кожа; столярная работа, фанеровка, резьба, токарная работа, полировка, тиснение, монтировка

На ящике – клеймо Ebeniste-Mecanicien Cour Gambs a St. Petersbourg

Табакерки:
Фабрика Иоганна Штобвассера. Германия, Брауншвейг. Первая четверть XIX в.
Папье-маше, металл, масло, лак

Бюро следует по праву считать гордостью собрания Исторического музея. Оно не только представляет еще одну модификацию этого вида мебели, но и в отличие от остальных памятников, введенных в научный оборот, имеет клеймо фирмы. Оно находится на оборотной стороне среднего ящика надстройки: Ebeniste-Mecanicien Cour Gambs a St. Petersbourg (Придворный краснодеревец механик Гамбс в Ст. Петербурге)

Сохраняя назначение традиционного предмета мебели, мастер следует желанию заказчика продемонстрировать художественную коллекцию. Для этого в качестве фасада надстройки была изготовлена вертикальная плоская витрина. В ней расположены табакерки с миниатюрной росписью на крышках, повторяющей живописные произведения известных западных авторов: «Богоматерь скорбящая» Карло Дольчи (Carlo Dolci; 1616 – 1686), Мадонна в кресле Рафаэля Санти (Raffaello Santi; 1483 – 1520) и другие. Аналогичное клеймо, датируемое 1824 – 1831 гг., где верхняя граница определена годом смерти Гамбса, что сделало невозможным в последующее время использование штампа с его именем.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г)




32. Патент-секретер

Мастерская Генриха Гамбса. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1842 – 1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза , левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка

Патент-секретер двусторонний представляет собой разновидность шкафа, который предназначался для хранения графических работ. Откидная столешница с внутренней стороны является пюпитром, оклеенным бордовым тисненым бархатом. Угол его наклона можно изменять с помощью металлических выдвижных опор, скрытых на оборотной стороне.

Противоположная сторона патент-секретера имеет вид прямоугольного ящика. Ее дверца приоткрывается на небольшое расстояние так, что сохраняет почти вертикальное положение. С внутренней стороны к ней прикреплен большой кожаный прямоугольный карман с шелковой красной подкладкой. На декоративных панно воспроизведены работы европейских мастеров Эрмитажа (инв. 897; дерево, масло; 44,5 х 63, 5). Фарфоровый декор имеет марку Императорского фарфорового завода.

Патент-секретер имеет себе пару – аналогичный патент-секретер со сходным фарфоровым декором. Он являлся частью приданого великой княжны Александры Николаевны (1825 – 1844), дочери императора Николая I, и был выполнен в 1842 – 1844-х гг. в мастерской братьев Гамбс. Вероятно, он предназначался для мужа великой княжны – Фридриха Вильгельма, принца Гессен-Кассельского (1820 – 1884), и потому в настоящее время находится во дворце Фазанери (Фульда, Германия). Следовательно, можно предположить, что секретер из собрания Исторического музея – часть того же приданого, которую из-за скоропостижной кончины Александры Николаевны не успели перевезти в Германию.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г)




Д)




33. Секретер

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Около 1800 г.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, медный сплав, латунь, кожа; столярная работа, фанеровка, интарсия, полировка, литье, чеканка, просечка, золочение, монтировка

Секретер – эталонная работа мастерской Г. Гамбса в стиле классицизма. Его форма отличается нестандартным решением, что типично для знаменитой петербургской фирмы: облик предмета напоминает кабинет с подстольем.

Секретер украшен художественной бронзой. Его верхние углы декорированы гермами, выполненными в античной стилистике, а ножки – гермами в египетской манере. Их завершением служат башмачки в виде обнаженных человеческих стоп.

Навершие секретера имеет уступ в центре, выделяющийся по принципу ризалита. Оно по сути представляет собой столешницу для размещения декоративной пластики, осветительных приборов, скульптуры.

Конструкция секретера выполнена из дерева хвойно породы, фасад фанерован красным деревом. Из массива красного дерева изготовлены полки, боковые части и дно ящиков, а также их направляющие.

Принцип комбинаторности, столь ярков воплощенный в творчестве знаменитого мебельщика, прослеживается в том, как элегантного декора и выверенных пропорций опорная конструкция используется для создания объектов различного назначения – то секретера, то – бюро.

Принадлежность предмета к продукции мастерской Г. Гамбса очевидна. Он находит безусловное сходство с рядом других образцов, изготовленных этой фирмой. Среди них – бюро из собрания Исторического музея (кат. № 4) и бюро из коллекции Государственного музея-заповедника «Павловск».

Фото 11 сентября 2016 года




34. Бюро

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Конец XVIII в.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, латунь, кожа; столярная работа, фанеровка, полировка, монтировка, оклейка

Собрание А.В. Руденцова

Бюро выполнено в стиле классицизма в мастерской Г. Гамбса. В его декоративном решении использована техника «жакоб», выраженная в профилировании плоскостей латунными тягами. Конструкция предмета включает письменный стол с выдвижными ящиками и надстройку с двустворчатым шкафчиком и тумбами по сторонам от нее. Внутри шкафчика на фоне зеркал на ступенчатом пандусе находится композици архитектурного характера – включающая две ниши с арочным обрамлением и пирамидальным обелиском в центре. Это своеобразный сейф, секреты которого известны только автору и владельцу. Замысловатые механизмы скрыты в незначительных выступах и частях декоративных элементов. Нажимая, поворачивая, выдвигая незаметные для непосвященных детали можно «открыть» целый мир ящиков и ящичков. Строгий монументальный фасад – лишь искусна декорация, которая магическим образом раскладывается, как своеобразные пазлы – пазлы-ящики. Бюро, изготовленное замечательным эбенистом и механиком Генрихом Гамбсом, демонстрирует все многообразие его талантов, а также высочайший уровень производства эксклюзивной мебели, который невозможно превзойти.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б)




35. Комод

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Конец XVIII в.
Дерево хвойной породы, береза (основа), красное дерево (фанеровка), лак, латунь; столярная работа, фанеровка, полировка, просечка, монтировка

Собрание семьи Карисаловых

Комод с выгнутым фасадом и тремя ящиками является произведением, выполненным в мастерской Генриха Гамбса, хотя в целом его нельзя отнести к типичным образцам фирмы. Он имеет редкую особенность, выразившуюся в декоративном решении, которое сформировано по принципу техники «жакоб», когда по слою отделки металлическими полосами профилируются основные членения конструкции. Здесь поверхность красного дерева украшена не латунными тягами, а тонкими планками дерева, тонированного в черный цвет под эбен. Из того же материала – черненой древесины изготовлены ромбовидные обрамления ключевин.

Наряду с этим в художественном оформлении комода присутствуют элементы, имеющие статус фирменного знака знаменитого петербургского мебельщика. К ним относятся латунные полосы с просечным орнаментом из череды колец и меандра. Расположенные по краю столешницы и между ящиками, они подчеркивают изысканный изгиб фасада.

Характерный почерк Гамбса проявился и в конструктивном решении. Например, верхний ящик комода, снабженный вкладной кассетой, образует два яруса. Кассета опирается на планки, расположенные по периметру, а для удобства извлечения к ее дну прикреплены небольшие деревянные ручки в виде балясинок токарной работы.

Столешница комода имеет уступ, что создает впечатление подиума, предназначенного для размещения декоративных предметов.

На заднем плане комода сохранился фрагмент бумажной наклейки с рукописной надписью «кабинет». Вероятно это часть инвентарной этикетки, в которой указано местонахождение предмета в интерьере.

Фото 11 сентября 2016 года




36. Туалетный стол

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1830 – 1840-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), береза, латунь, лак; столярная работа, фанеровка, токарная работа, резьба, полировка, монтировка

Собрание А.В. Руденцова

Туалетный стол выполнен фирмой братьев Гамбс. В основе его решения использован более ранний образец – бюро мастерской Г. Гамбса, 1824 – 1831 гг. (кат. 16). У обоих предметов нижний ярус представляет собой стол с прямоугольной столешницей, в царговой части которой находятся три ящика. Основание сформировано из двух ножек сложной конфигурации, соединенных проножкой-веретеном токарной работы с резной моделировкой. Различие заключается в характере декоративной разработки опор. Так, трактовка ножек бюро связана с интерпретацией формы рога изобилия, в то время как у туалетного стола они представляют собой композицию, главным образом состоящую из резных изгибов листьев аканта. Подобное пластическое решение характерно для русского мебельного искусства 1830 – 1840-х гг., когда классицистические объемы трансформируются благодаря включению в декоративное оформление виртуозной резьбы скульптурного характера. При этом строгие уравновешенные формы основы обогащаются активной светотеневой экспрессией.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б)




37. Стол ломберный

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Начало XIX в.
Дерево хвойной породы (основа), береза, красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, медный сплав, латунь, сукно; столярная работа, токарная работа, фанеровка, интарсия, полировка, просечка, монтировка, оклейка

Собрание семьи Карисаловых

Ломберный стол является одной из разновидностей продукции мастерской Г. Гамбса, выполненной в стиле классицизма. Его форма крайне необычна для мебели этого вида: стол имеет скошенные углы царги, скругленные углы столешницы. Особого внимания заслуживают ножки, представляющие собой гладкую сужающуюся книзу колонну с четырьмя уступами, оканчивающуюся шаром. Именно этот элемент является важным атрибуционным признаком, позволяющим соотнести этот предмет с творчеством знаменитого мастера. Подобные ножки он использовал неоднократно, в частности, при создании бюро 1810 гг. из собрания Государственного музея-заповедника «Павловск» (ГМЗ «Павловск»). Акцентом декоративного решения ломберного стола служит полоса просечной латуни, закрепленная по торцу столешницы и нижнему краю царги. Аналогичные детали с различными вариантами рисунка просечки часто использовались в знаменитой петербургской мастерской, служа своеобразной визитной карточкой.

Фото 11 сентября 2016 года




38. Секретер

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1820 – 1830е гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), береза, эбен, лак, латунь, бронза, мастика, зеркало, кожа; столярная работа, фанеровка, маркетри, резьба, токарная работа, полировка, просечка, штамп, монтировка, позолота, оклейка

Собрание семьи Карисаловых

Секретер, выполненный в мастерской Г. Гамбса, является образцом мебели классицизма, в декоре которого использованы элементы готики. Секретер имеет несколько ярусов. Нижний из них представляет собой комод, средний – секретер с откидной столешницей и различными отделениями для хранения корреспонденции, письменных принадлежностей и т. д. Для работы стоя над ним расположена выдвижная столешница с лотком для чернильного прибора. Верхний ярус включает шкафчик, фланкируемый колоннами коринфского ордера с бронзовыми капителями. Шкафчик имеет полку, скрытую центральной полкой; по сторонам от него – ящики со ступенчатым фасадом, которые выдвигаются при нажатии скрытых рычагов. Верхняя часть секретера украшена баллюстрадой со стрельчатыми готическими арками.

Фасад предмета фанерован красным деревом и по слою мастики украшен полосами просечной латуни. Характер сложного полифункционального конструктивного решения, изумительное качество столярных и краснодеревных работ, наличие секретных отделений и запорных устройств, характерные приемы декорировки корпуса просечным металлом, в частности, с орнаментом из чередующихся ??ов позволяют причислить секретер к эталонным произведениям мастерской Г. Гамбса. Подобные предметы являются большой редкостью и дают возможность составить представление о широчайшем творческом арсенале мастерской и блистательных работах великого мастера.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б)




39. Каминный экран

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Около 1800 г.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), черное дерево (массив), металл, шелк; столярная работа, токарная работа, фанеровка, полировка, интарсия, инкрустация, литье, чеканка, золочение, окраска, монтировка

Собрание семьи Карисаловых

Каминный экран выполнен в мастерской Г. Гамбса в стиле классицизма. В его декоративном решении использована излюбленная мастером техника декора в стиле «жакоб», позволяющая создавать яркие образы при законченной конструкции. Реализации этой задачи способствовали и полосы просечной латуни с орнаментом из чередующихся ??ов в верхней части рамы, и меандра – на стойках. Эти детали, включенные в художественный строй предмета столь типичны для творчества Г. Гамбса, что могут рассматриваться как его авторское клеймо.

Со строгим обликом рамы контрастируют резные зооморфные окрашенные ножки экрана, смягчающие лаконичность образа. Вышивка с изображением стрельца, ярким ромбом выделяющаяся на светлом фоне, воспринимается как своеобразное крещендо – главный смысловой элемент композиции. Возможно, что именно она стала причиной создания предмета.

Фото 11 сентября 2016 года




40. Зал выставки

Фото 11 сентября 2016 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru