Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный исторический музей

Карл Гампельн. Глухой художник
Выставка в Государственном историческом музее

20.02.2019–13.05.2019
Кабинет Председателя

Выставка организована в рамках партнёрского проекта с Государственным музеем А. С. Пушкина и приурочена к 225?летию со дня рождения талантливого рисовальщика, акварелиста, живописца, гравера и литографа Карла Карловича Гампельна (1794 – не ранее 1880).

Биография К. К. Гампельна изобилует интересными событиями и фактами, которые, к сожалению, не всегда находят подтверждение в документах. Точно известно, что будущий художник появился на свет в 1794 году в Москве и от рождения был глухим. В возрасте шестнадцати лет он был отправлен в Вену, где находился в специальном училище при Императорской Академии изящных искусств (1810–1816). Под руководством известного художника В. Г. Кинингера обучался гравированию. В 1814 году, во время Венского конгресса, получил от императора Александра I тысячу пятьсот гульденов с дозволением продолжить обучение в Академии изящных искусств ещё один год. В 1817 году удостоен от Академии степени "второго художника по гравировальному искусству", а год спустя награжден золотой медалью "за успехи по гравировальному и прочим изящным искусствам". Параллельно с обучением занимался преподавательской деятельностью, о чём имел особое свидетельство.

В 1817 году К. К. Гампельн возвратился в Россию полностью сложившимся художником и педагогом. В Санкт?Петербурге пользовался покровительством императрицы Елизаветы Алексеевны и президента Императорской Академии художеств А. Н. Оленина. Преподавал рисование и гравирование в Училище для глухонемых (1817–1821). В 1826 году, вероятно, из?за суда и следствия по делу декабристов, вынужден был переехать в Москву. В 1827 году он был определен художником в мастерскую команду при Московской военно?рабочей бригаде. В 1838 году К. К. Гампельн просил московское Дворянское депутатское собрание о внесении его фамилии в дворянскую родословную книгу, но получил отказ. Дальнейшая судьба художника неизвестна. Скончался он, вероятно, в Москве, не ранее 1880 года, всеми покинутый и забытый.

Почти все свои работы К. К. Гампельн подписывал по?французски Hampeln Sourd?muet, реже по?русски Гампельнъ глухо?немой, иногда даже ограничиваясь монограммой СН, но неизменно прибавляя Sourd?muet. Выдающийся историк искусства барон Н. Н. Врангель предположил, что художник "очень гордился" своей неординарностью, выделявшей его среди мастеров первой половины XIX века. Так ли это или не так, но именно оригинальная подпись К. К. Гампельна стала визитной карточкой художника.

Представленная в собрании Исторического музея значительная коллекция работ К. К. Гампельна позволяет показать художника во всём многообразии его творчества. В экспозиции можно видеть карандашные и акварельные портреты, созданные в 1820–1830?е годы, знаменитую гравированную панораму "Гулянье в Екатерингофе 1 мая" (1824–1825), чрезвычайно редкую литографированную серию портретов представителей персидского посольства во главе с принцем Хосров?мирзой (1829), а также уникальную для творчества художника акварель "Закладка Москворецкого моста" (1830).

Отдельный зал посвящён серии малоизвестных жанровых акварелей К. К. Гампельна, происходящих из собрания известного московского коллекционера А. П. Бахрушина. Работы, зачастую шаржированные, представляют собой сцены из жизни дворян и молодых офицеров, сюжеты из быта помещиков и крестьян, типы городских обывателей, торговцев, разносчиков, эпизоды разных военных кампаний. Все эти рисунки относятся к началу 1850?х годов, позднему периоду творчества художника, который почти не представлен в российских музеях.

На выставке показано около 65 произведений художника К. К. Гампельна из фондов Исторического музея. Большинство работ экспонируется впервые.

Размещенные на экспозиции планшеты с переводом на русский жестовый язык текстовых сопровождений выставки сделают её доступной для глухих и слабослышащих посетителей, что позволит подчеркнуть значение деятельности К. К. Гампельна для сообщества глухих как в XIX столетии, так и в настоящее время.

1. Зал выставки

Фото 16 февраля 2019 года

А)




Б)




В)




2. Карл Карлович Гампельн. Портрет Е.П. Глебовой. Конец 1820-х – начало 1830-х

Бумага, акварель, белила, бронзовая краска
Годы жизни художника: 1794 – не ранее 1880
Елизавета Петровна Глебова (1751 – 1837) – дочь генерал-аншефа П.И. Стрешнева (1711 – 1771) от брака с Н.П. Яковлевой (1716 – 1759), супруга (с 1772) генерал-аншефа Ф.И. Глебова (1734 – 1799). Кавалерственная дама ордена Св. Великомученицы Екатерины 2-й степени (малого креста) (1817). Статс-дама (с 1826). Владелица усадеб Покровское-Стрешнево (Московский уезд Московской губернии) и Знаменское-Раёк (Новоторжский уезд Тверской губернии). Последняя представительница боярского рода Стрешневых
Фото 16 марта 2019 года




3. Карл Карлович Гампельн. Портрет поручика Ф.П. Глебова-Стрешнева. Середина 1830-х

Бумага на картоне, акварель, гуашь, белила, бронзовая краска
Годы жизни художника: 1794 – не ранее 1880
Федор Петрович Глебов-Стрешнев (1806 – 1864) – сын генерал-майора П.Ф. Глебова-Стрешнева (1773 – 1807) от брака с княжной А.В. Друцкой-Соколинской (1785 – ?). Полковник (1843). Участник русско-турецкой войны 1828 – 1829 годов. В 1846 году вышел в отставку по болезни. Владелец усадеб Покровское-Стрешнево (Московский уезд Московской губернии) и Знаменское-Раёк (Новоторжский уезд Тверской губернии). Последний представитель дворянского рода Глебовых-Стрешневых
Фото 16 марта 2019 года




4. Карл Карлович Гампельн. Портрет неизвестного в феске. Около 1850

Бумага, акварель, лак
Годы жизни художника: 1794 – не ранее 1880
Фото 16 марта 2019 года




5. Карл Карлович Гампельн. Портрет графини Е.П. Коновницыной. 1823 – 1824

Бристольский картон, итальянский карандаш, сангина, акварель, белила
Годы жизни художника: 1794 – не ранее 1880
Елизавета Петровна Коновницына (1802 – 1867) – дочь генерала от инфантерии графа П.П. Коновницына (1764 – 1822) от брака с А.И. Корсаковой (1769 – 1843); сестра декабристов П.П. и И.П. Коновницыных; супруга (с 1824) полковника М.М. Нарышкина (1798 – 1863), участника восстания 25 декабря 1825 года на Сенатской площади. Фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны (с 1816). Одной из первых среди жен декабристов последовала за мужем в Сибирь
Фото 16 марта 2019 года




6. Карл Карлович Гампельн. Портрет П.А. Нащокина. Середина 1820-х

Бумага, графитный карандаш, акварель
Годы жизни художника: 1794 – не ранее 1880
Павел Александрович Нащокин (1798 – 1843) – сын тайного советника А.П. Нащокина (1758 – 1838) от брака с Е.С. Хвостовой (1771 – до 1810). Полковник (1830). Действительный статский советник (1838). Адъютант генерала от инфантерии А.И. Татищева (1823) и великого князя Михаила Павловича (1828). Родственник П.В. Нащокина, близкого друга А.С. Пушкина
Фото 16 марта 2019 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru