Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный исторический музей

Королевские игры

Западноевропейское оружие и доспехи периода позднего Ренессанса из собрания Исторического музея
Выставка в Государственном историческом музее

Часть 2. Доспехи, книги, декоративно-прикладное искусство


Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Часть 1. Доспехи, оружие


16.06.2016-17.10.2016
Выставочный комплекс Исторического музея (Площадь Революции, д. 2/3)

Государственный исторический музей впервые представляет публике образцы западноевропейского оружейного искусства периода позднего Ренессанса. XVI век – время наивысшего расцвета оружейного производства, когда создавались предметы вооружения, которые по своему художественному исполнению могут быть поставлены в один ряд с выдающимися произведениями станковой и монументальной живописи.

Многие предметы, составившие основу экспозиции – уникальные произведения искусства, созданные по индивидуальному заказу придворными оружейниками габсбургского императорского двора, княжеских дворов Дрездена и Брауншвейга, мастерами крупнейших художественных и ремесленных центров – Аугсбурга и Нюрнберга. Среди экспонатов представлены работы Конрада и Йорга Зойзенхоферов, Валентина Зибенбюргера и других мастеров.

Эти высококлассные изделия, выполненные мастерами, работавшими в традиции позднего Ренессанса и маньеризма, свидетельствуют не только об уровне мастерства оружейников XVI–XVII вв., но также о художественном вкусе заказчиков. XVI век был пронизан поисками идеального государя. Образ государя-воина, государя-рыцаря был исключительно важен. К формированию такого образа привлекались художники, мыслители, ученые, ремесленники. Они создавали сценарии, декорации, костюмы и прекрасное парадное оружие. Воскрешение средневековой рыцарской культуры являлось одним из способов укрепления образа короля-рыцаря. И одним из наиболее ярких проявлений придворной культуры были турниры, которые в XVI в. представляли собой не только «спортивную» демонстрацию боевых навыков, но и театрализованную постановку – неотъемлемую часть придворных празднеств. Такие состязания были не буквальным повторением турниров XII в., а их имитацией, игровым воспроизведением подвигов легендарных героев. Игровая составляющая турнира заключалась во «вживании» в образ выбранного героя, например, короля Артура или Гектора, что являлось отличительной особенностью «рыцарского возрождения» – периода романтизации рыцарской истории, когда, начиная с XV в., значительно возрос интерес дворянской элиты к рыцарским традициям и атрибутике.

Украшенное оружие, как неотъемлемая часть придворного обихода, использовалось в ритуалах, связанных с жизнью двора: триумфах, турнирах, охоте, стрелковых состязаниях, в различных сценариях придворного церемониала. Наибольший интерес на выставке представляют личные вещи королей, курфюрстов, герцогов. Среди них – парадные доспехи французского короля Франциска I, герцога Легницы и Бжега Фридриха II, архиепископа Альбрехта Бранденбургского, курфюрста Бранденбургского Иоахима II Гектора, герцога Юлиуса Брауншвейг-Вольфенбюттельского и других исторических персон.

Отдельные памятники, представленные на выставке, поступили в Исторический музей из коллекции А.А. Катуар де Бионкура, коллекции Г.А. Брокара, Военно-исторического музея, Музея древностей при Виленской Публичной библиотеке, Военной академии моторизации и механизации им. И.В. Сталина, Центрального музея Красной Армии, Военной Академии им. М.В. Фрунзе.

Значительная часть образцов западноевропейского парадного оружия попала в Исторический музей в 1946 г. из Комитета по делам культпросветучреждений при Совмине РСФСР и происходит из берлинского Цейхгауза. Эти предметы были получены в 1946 г. как объекты компенсаторной реституции после окончания Второй мировой войны. Только в 1957 г. был издан приказ Министерства культуры РСФСР об их включении в основной фонд музея. Научные сотрудники отдела оружия проделали большую исследовательскую работу по выявлению происхождения этих памятников. Они определили принадлежность 1796 экспонатов, вывезенных из музеев Берлина, Шверина и Цербста. Однако в 1958 г. появился новый приказ Министерства культуры РСФСР, согласно которому эти памятники должны были быть возвращены Германской Демократической Республике (ГДР). 27 августа 1959 г. коллекция оружия в количестве 1796 единиц была передана в собственность ГДР. Однако часть предметов этого фонда осталась на хранении в музее, так как источник их происхождения не был установлен. Только в конце 1990-х гг. началось изучение этих памятников, а, начиная с 2008 года, коллектив отдела оружия Исторического музея приступил к атрибуции и реставрации предметов западноевропейского вооружения. Было установлено происхождение 19 комплектов рыцарской брони XVI – начала XVII вв., а также подготовлены к экспонированию предметы холодного, древкового, огнестрельного и метательного оружия.

Выставка является первой демонстрацией западноевропейского доспеха и оружия из собрания Исторического музея, а также показывает оружейные памятники как важный элемент различных придворных церемониальных практик европейских дворов.

25. Wallhausen, Johann Jacob von (ca. 1580 – 1627). Art militaire a cheval…

Вальхаузен, Иоганн Якоби фон. Искусство воевать верхом…
A Zupthen: Chez Andre d’Aelst, 1621. – [8], 135 с.: [45] л.: ил.
Кожа, картон, бумага; типографская печать, гравюра, тиснение
Трактат знаменитого немецкого тактика XVII в. Иоганна Якоби фон Вальхаузена (1618 – 1648)
Фото 10 июля 2016 года




26. Vegetius Renatus, Flavius (383 – 450). Flavii Vegetii Renati vier bucher der Ritterschafft…

Вегеций Ренат, Флавий. Четыре книги рыцарства…
Augsburg: Durch Heinrich Steiner, 1529. – [101] л.: ил.
Картон, бумага; типографская печать, гравюра
Самый ранний из дошедших до нас систематических трудов о военном искусстве. Трактат создан на основе несохранившихся источников римским военным историком и теоретиком Вегецием в 390 – 410 гг.
Фото 10 июля 2016 года




27. Часовник

Франция, Тур. 1470-е
Книжная бастарда: Разновидность готического письма.
Латинский и французский языки.
Пергамен, чернила, краски, золото
Фото 10 июля 2016 года




28. Часовник

Франция, Руан. 1490-е Книжная бастарда: разновидность готического письма.
Латинский и французский языки.
Пергамен, чернила, краски, твореное золото
Переплет: конец XVI – начало XVII в.
Картон кожа; золотое тиснение, позолота
Западноевропейский рукописный иллюстрированный часовник
В часовники входили календарь, отрывки из Евангелия, молитвы из Псалтири, заупокойная служба, молитвы Святому Кресту, Святому Духу и святым
Фото 10 июля 2016 года




29. Theatrum Orbis Terrarum sive Atlas Novus

Зрелище земного шара, или Новый Атлас
Авторы Виллем и Иоганн Блау
Амстердам. 1645. Латинское издание; том I
Картон, бумага, пергамен; гравюра
Фото 10 июля 2016 года




30. Часы настольные горизонтальные

Священная Римская империя германской нации,
Вторая половина XVI в.
Латунь, сталь; золочение, гравировка
Фото 10 июля 2016 года




31. Часы солнечные

Мастер Тобиас Волькмер
Священная Римская империя германской нации,
Брауншвейг, 1592
Латунь, сталь; золочение, гравировка
Фото 10 июля 2016 года




32. Хумпен с изображением императора Священной Римской империи германской нации и семи курфюрстов

Богемия, 1597 (?)
Стекло; выдувание, роспись, золочение
Курфюрсты – группа правителей наиболее могущественных немецких княжеств, обладавших исключительным правом избрания императора
Фото 10 июля 2016 года




33. Хумпен с изображением императора Священной Римской империи германской нации и пяти курфюрстов

Богемия, 1625 (?)
Стекло; выдувание, роспись, золочение
Фото 10 июля 2016 года




34. Кружка с изображением сцены встречи Диогена с Александром Македонским

Мастер Доминик Салер. Западная Европа, Германия, Аугсбург. Конец XVII – начало XVIII в.
Серебро; золочение, литье, чеканка канфарение
Фото 10 июля 2016 года




35. Доспех парадный полевой и турнирный, костюмного типа

Священная Римская империя германской нации,
Начало XVIII в.
Сталь, латунь, кожа; ковка, выколотка, литье, травление, гравировка, золочение
Фото 10 июля 2016 года

А)




Б)




36. Шлем турнирный

Мастер Франц Гросшедль (?)
Германия, Бавария, Ландсхут (?). Конец XV в.
Сталь, латунь, кожа; ковка, выколотка, резьба
Шлем закрытого типа, предназначался для пеших турнирных поединков на мечах и деревянных булавах
Фото 10 июля 2016 года




37. Шпоры

Западная Европа. Вторая половина XVI – XVII в.
Сталь; ковка, гравировка, резьба
Фото 10 июля 2016 года




38. Кинжал швейцарский (гольбейн) в ножнах

Швейцария. Конец XVI в.
Сталь, латунь, железо, дерево; ковка, литье, гравировка, резьба, золочение, инкрустация
Ножны украшены сюжетной композицией с изображением сцен неправедного суда и убийства Виргинии, описанных Титом Ливием. Подобный кинжал называют «гольбейн» – по имени художника Ганса Гольбейна-младшего (1497 – 1543), работавшего над эскизами оформления кинжала.
Фото 10 июля 2016 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru