Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный исторический музей

Русский Север
Выставка в Государственном историческом музее

05.12.2018–20.05.2019 Выставочный комплекс, пл. Революции. 2/3

5 декабря 2018 года в Государственном историческом музее открылась выставка "Русский Север".

На севере европейской части страны, включая земли современных Вологодской, Архангельской, Мурманской областей, республик Карелия и Коми, на протяжении столетий складывался уникальный бытовой уклад, особенная, ни с чем несравнимая атмосфера, в которой получили развитие различные русские народные художественные ремесла. Этот край всегда славился искусством резьбы и росписи по дереву. Деревянная посуда, мебель, украшения дома раскрашивались яркими сказочными цветами, изображениями коня и птицы, львов и грифонов, птицы Сирин и русалок, разнообразными жанровыми композициями.

Неразрывно с Русским Севером связано имя знаменитого русского художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя И. Я. Билибина. Некоторые привезённые им из путешествий на север традиционные вышивки будут продемонстрированы впервые.

На выставке будут представлены деревянные ковши?скопкари, короба, солоницы, берестяные изделия, прялки, а также предметы одного из крупнейших центров росписи XIX века, который находился в районе Пермогорья на Северной Двине. Среди изделий северодвинских мастеров выделяется прялка середины XIX века мастера Якова Ярыгина, где по светлому, почти белому фону яркими красками изображены жанровые сцены — девичьи посиделки за прялками и гармонист; женщина за шитьем; тройка, запряженная в возок с ездоками; сцена чаепития за круглым столиком с самоваром и чайником, здесь и изображение льва и единорога, и любимые мастером птицы на фоне пышного растительного орнамента — "травки", характерный для XVII века.

Народный костюм — наиболее яркий и самобытный элемент любой культуры. Исторически сложилось так, что только на Русском Севере сохранился и бытовал костюм допетровской эпохи — традиционный сарафанный комплекс, состоящий из сарафана, рубахи, фартука и пояса, а дополнениями служили различные украшения. Самой драгоценной частью костюма были головные уборы, особенно свадебные. На выставке будут показаны женские костюмы и головные уборы Олонецкой, Каргопольской, Архангельской губерний XVIII — середины XIX века.

Искусство Русского Севера существовало и развивалось в тесной связи с церковью. На выставке вы сможете увидеть точнейший резной "список" образа Николая Можайского, упоминаемый в летописи. На северной иконописи очень рано, с XIV?XV веков, отразилось влияние Новгорода, позднее — Ростова Великого, Владимира и, наконец, Москвы. С XVI века формировались и местные художественные традиции, крупными центрами иконописания становились монастыри, такие, как, например, Соловецкий и Антониево?Сийский.

Великий Устюг был главным центром "северной черни" — своеобразной гравюры на металле. Среди серебряных предметов великоустюжских мастеров были распространены ларцы, табакерки, шкатулки, посуда. В этих изделиях, так же, как и в других народных промыслах, прослеживается влияние стилей в искусстве XVIII?XIX веков. Так, для XVIII века характерны пасторальные сцены и пейзажи, заимствованные, по?видимому, из модной книжной иллюстрации этого времени, и творчески переработанные местными мастерами. На выставке можно будет увидеть серебряный позолоченный поднос 1837 года, на дне которого — вид Вологодского кафедрального собора и надпись: "Губернский город Вологда М: Иванч Зуевъ". По краю подноса мастер Зуев расположил черневые гирлянды из листьев и цветов, а по углам — корзины с цветами.

Русский Север прославился не только своими произведениями изобразительного, декоративно?прикладного искусства, но и памятниками древнерусской письменности. Красота художественного оформления рукописных книг, миниатюры, инициалы превращают многие памятники письменности в настоящие произведения искусства.

1. Зал выставки

Фото 16 февраля 2019 года

А)




А)




2. Краткий летописец

Вологда. XVI в.
Рукопись: бумага, чернила, киноварь, русский полуустав
Переплет XVI в.: кожаный в «сумку»
Рукопись принадлежала Кирилло-Белозерскому монастырю
Фото 16 февраля 2019 года




3. Иконостас

Спас в силах
Тихвин (?). Вторая половина XVI в.
Дерево, левкас, темпера
Деисусный, праздничны и пророческий чины
Мастерская Тихвинского монастыря. Середина XVII в.
Дерево, левкас, темпера

Праздничный и пророческий чин. Иконы двухрядные (слева направо)
1. Сретение. Пророк Иезекиль
2. Богоявление. Пророк Моисей
3. Вход в Иерусалим. Пророк Давид
4. Преображение. Богоматерь Знамение
5. Распятие. Пророк Соломон
6. Воскресение. Пророк Исайя
7. Вознесение. Пророк Аарон
8. Успение. Пророк Аввакум

Деисусный чин (слева направо)
1. Апостол Иоанн Богослов
2. Архангел Михаил
3. Богоматерь
4. Спас в силах
5. Иоанн Предтеча
6. Архангел Гавриил
7. Апостол Матфей

Фото 16 февраля 2019 года




4. Чудо великомученика Георгия о змие с 16 клеймами жития

Русский Север. Начало XVIII в.
Дерево, левкас, темпера, паволока

Состав клейм
1-ый верхний ряд (слева направо)
1. Вмч. Георгий поучает народ вере Христовой
2. Приведение к царю Диоклетиану на судилище
3. Мучение железными когтями (скребницами)
4. Приведение в темницу
5. Мучение оловом
2-ой ряд (слева направо)
6. Приведение к царю на судилище
7. Бичевание на доске
3-ий ряд (слева направо)
8. Бичевание у столпа
9. Колесование
4-ый ряд (слева направо)
10. Повешение вниз головой
11. Мучение в раскаленном котле
5-ый нижний ряд (слева направо)
12. Мучение пилами
13. Воскрешение умерших по молитве Георгия
14. Усекновение главы
15. Погребение
16. Чудо об исцелении от образа вмч. Георгия

Фото 16 февраля 2019 года


А)




Б) Центральная часть
Клеймы сверху:
2. Приведение к царю Диоклетиану на судилище
3. Мучение железными когтями (скребницами)
4. Приведение в темницу




В) Клеймы
9. Колесование
11. Мучение в раскаленном котле




Г) Клеймы
8. Бичевание у столпа
10. Повешение вниз головой




Д) Клеймы
14. Усекновение главы
15. Погребение
16. Чудо об исцелении от образа вмч. Георгия




Е) Клеймы
12. Мучение пилами 13. Воскрешение умерших по молитве Георгия




5. Рождество Христово

Вологодские земли. Середина XVII в.
Дерево, левкас, темпера
Развернутый извод иконы Рождества Христова кроме основной композиции, изображающей в центре Богоматерь, спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, сидящего в задумчивой позе сомневающегося Иосифа, содержит и другие сюжеты рождественского цикла, заимствованные из апокрифического Протоевангелия Иакова.
В многофигурной композиции воспроизведены сцены поклонения волхвов, принесения ими даров и возвращение из Вифлеема другим путем; сцена омовения младенца Христа Саломеей и служанкой, льющей воду в купель. Изображен и сон Иосифа, в котором ангел известил его о замысле Ирода избить младенцев в Вифлееме, и сцена бегства в Египет.
В нижней части композиции представлены царь Ирод, обсуждающий во дворце свой замысел с советниками, и трагические сцены избиения младенцев. Справа внизу – сцена убийства священника Захарии, отца пророка Иоанна Предтечи. Елизавета, мать Иоанна, успела убежать с сыном в пустыню, и на иконе показано, как она спасается в пещере, преследуемая воином.
Фото 16 февраля 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




Д) Фрагмент




Е) Фрагмент




6. Иоанн Предтеча ангел пустыни с житием в 16 клеймах

Русский Север. Первая половина XVII в.
Дерево, левкас, темпера

Состав клейм:
1-ый верхний ряд (слева направо)
1. Явление Ангела пророку Захарии
2. ?
3. Целование Захария и Елизаветы (зачатие)
4. Встреча Марии и Елизаветы
5. Рождество Иоанна Предтечи
2-ой ряд (слева направо)
6. Спасение Елизаветы с Иоанном в горе
7. Убиение пророка Захарии
3-ий ряд (слева направо)
8. Ангел ведет Иоанна в пустыню
9. Моление Иоанна Богу в пустыне
4-ый ряд (слева направо)
10. Собор Иоанна Предтечи
11. Иоанн обличает Ирода в прелюбодеянии
5-ый нижний ряд (слева направо)
12. Усекновение главы Иоанна Предтечи
13. Слуга приносит Иродиаде и Саломее главу Иоанна Предтечи
14. Иродиада приносит главу Иоанна на пир в доме Ирода
15. Обретение главы Иоанна Предтечи
16. Третье обретение главы Иоанна Предтечи

Фото 16 февраля 2019 года

А)




Б) Центральная часть




В) Клеймы
7. Убиение пророка Захарии
9. Моление Иоанна Богу в пустыне




Г) Клеймы
6. Спасение Елизаветы с Иоанном в горе
8. Ангел ведет Иоанна в пустыню




Д) Клеймы
10. Собор Иоанна Предтечи
12. Усекновение главы Иоанна Предтечи




7. Преподобный Корнилий Комельский

Вологодские земли. Начало XVIII в.
Дерево, левкас, темпера
Преподобный Корнилий Комельский (1457 – 1537) – автор монастырского устава и книгописец, основатель монастря неподалеку от Вологды. Из монастыря Корнилия Комельского вышло много основателей обителей, возникших в XVI в. на обширной территории Русского Севера от Вологды до Белого моря.
Икона входила в состав деисусного чина. С XVI в. в деисусный чин иконостаса включали образы местных, особо чтимых подвижников.
Фото 16 февраля 2019 года

А)




Б) Фрагмент




8. Мученики Кирик и Иулита с житием в 20 клеймах

Каргополье. Вторая половина XVIII в.
Дерево, левкас, темпера
Мученики вдова-христианка Улита (Иулитта) и ее трехлетний сын Кирик жили в начале IV в. Согласно Житию, святая была подвергнута страшным мучениям и обезглавлена во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане. Ее сын погиб, когда его, потянувшегося к матери, правитель области Александр сбросил на каменные ступени. Наряду с каноническим вариантом Жития существовал апокрифический текст с описаниями мучений святых, распространенный в старообрядческой среде. Этот текст лег в основу сюжета клейм иконы.
Фото 16 февраля 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




Д) Фрагмент




9. Святители Модест Иерусалимский и Власий Севастийский

Русский Север. Конец XVII в.
Дерево, левкас, темпера
Святители Власий и Модест почитались на Руси как покровители домашних животных
Фото 16 февраля 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




10. Крест

Русский Север. 1733 г.
Дерево, резьба, масло
На лицевой стороне креста вырезана часть текста из литургических песнопений в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня и надпись с датой.
Крест был передан Историческому музею Археологическим обществом, куда был прислан Иваном Андреевичем Поповым. И.А. Попов родился в 1848 г., закончил Вельское духовное училище, учился в Вологодской духовной семинарии. С 1884 г. состоял штатным диаконом, а затем – псаломщиком Верюжской Введенской церкви. С 1884 г. состоял законоучителем при Куйской церковно-приходской школе. С 1885 г. священник Иоанн Попов стал настоятелем Куйской Георгиевской церкви Архангельской епархии, с 1889 г. – Пустозерской Преображенской церкви, а с 1892 г. перемещен в Карьепольский приход Пинежского уезда.
Фото 16 февраля 2019 года




Со стенда на выставке:

Крест-мощевик – копия Животворящего древа Креста Господня, обретенного святой Еленой, матерью Константина Великого, «в высоту и ширину во всем подобен мерою» – был заказан в Палестине патриархом Никоном для основанного им Крестного монастыря на острове Кий. В кипарисовый крест в ковчегах были вложены христианские святыни: частицы Животворящего Креста и часть Ризы Христовой, мощей вселенских и русских святых, раннехристианских воинов-мучеников, 16 камней с мест библейских событий, среди которых камни от гроба Господня и вертепа. Шесть малых деревянных крестов с изображением двунадесятых праздников для украшения креста привезли с Афона.

На Кий-острове, расположенном в Онежской губе Белого моря, будущий патриарх в 1639 году спасся во время бури. В память об этом Никон по поморскому обычаю установил там поклонный крест и дал обет воздвигнуть монастырь. Через 17 лет, в 1656 году, уже будучи патриархом, он получил грамоту, в которой царь разрешал на острове Кий «церковь поставить и монастырек соградить». В 1657 году, желая поднять значение вновь устраиваемого обетного монастыря, патриарх торжественно «под звон колоколов всей Москвы» отправил на Север уникальный крест-мощевик, главную святыню будущей обители, в сопровождении, как сообщает монастырское предание, стрельцов и пушек.

Почти одновременно в обитель были посланы и «писанные на досках образа» святых Константина и Елены, царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, а также патриарха Никона, которые были помещены у креста, установленного в главном соборе монастыря.

Изображения Кийского креста с предстоящими святыми, царем, царицей и патриархом, выполненное в 1670-е годы, приписывается царскому изографу Ивану (Богдану) Салтанову. Вероятно, один из первых списков с этого образа – икона Воскресенского собора в подмосковной Истре – стала образцом для северного мастера. Впоследствии, вплоть до XIX столетия, в Крестном монастыре монахи писали иконы, получившие название «Кийский крест», которые подносились именитым паломникам, священнослужителям и рассылались по всей России.


11. Поклонение кресту (Кийский крест)

Русский Север. 1780 г.
Масло, холст
В поклонении кресту изображены свв. царь Константин и царица Елена, коленопреклоненные царь Алексей Михайлович с царицей Марией Ильиничной и патриарх Никон.
Икона написана, скорее всего, мастерами артели И.И. Богданова-Карбатовского (1716 – 1801), популярного иконописца Обонежья второй половины XVIII столетия, неоднократно выполнявшего заказы священноначалия Крестного монастыря. Дар художника В.Д. Поленова.
Фото 16 февраля 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




12. Кийский крест

Поморье. 1748 г.
Дерево, левкас, темпера
Иконы, получившие название «Кийский крест», подносили в Крестном монастыре именитым паломникам и священнослужителям.
Фото 16 февраля 2019 года

А)




Б) Фрагмент




13. Праведный Алексей человек Божий

Русский Север. Первая половина XVII в.
Дерево, левкас, темпера
О жизни преподобного Алексея, человека Божия, не сохранилось исторических свидетельств. Вероятно, его житие составлено на основе устного предания.
Иконы преподобного Алексея, человека Божия, получили широкое распространение в царствование царя Алексея Михайловича, небесным покровителем которого он был.
Фото 16 февраля 2019 года

А)




Б) Фрагмент




14. Преполовение

Русский Север. Конец XVI в.
Дерево, левкас, темпера
Фото 16 февраля 2019 года




15. Пророк Моисей, из пророческого чина

Русский Север. Первая половина XVII в.
Дерево, левкас, темпера
Моисей – величайший ветхозаветный пророк, который вывел иудеев из Египта, где они пребывали в рабстве, и сплотил израильские колена в единый народ. Именно ему Бог вручил Скрижали (каменные плиты) завета, на которых были выбиты десять заповедей. Согласно преданию, Моисей – автор первых пяти книг Библии.
Фото 16 февраля 2019 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru