Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный исторический музей

Русская фарфоровая скульптура конца XVIII – начала XX века
Выставка в Государственном историческом музее

31.05.2019–09.09.2019
Кабинет Председателя

Выставка посвящена 200?летию журнала "Волшебный фонарь" и одноименной серии фарфоровых скульптур завода Гарднера.

На выставке экспонируется 200 произведений Императорского и русских частных фарфоровых и фаянсовых заводов, отражающих главную тему национальной школы русской мелкой пластики — изображение простонародного типажа и народов России.

Кроме книги "Волшебный фонарь" представлен ряд иллюстрированных изданий 1780?х — 1860?х годов, а также воспроизведение гравюр и картин, послуживших образцами при создании моделей скульптур и тематических росписей по фарфору. Картинки "Волшебного фонаря", изданного в Петербурге в 1817 — январе 1818 года, вдохновили мастеров завода Гарднера на создание серии фигур, ставшей ключевым, но не первым произведением русской фарфоровой пластики, посвященным этой теме.

Первая серия скульптур народов России, торговцев и ремесленников, скульптора Ж.?Д. Рашетта появилась в царствование Екатерины II на Императорском фарфоровом заводе. Следом за ней, в период войны 1812 года, скульптор С. С. Пименов создал классические произведения Императорского завода — скульптуры крестьян в русских костюмах, похожие на античных героев. Одна из них, женщина с коромыслом или "Водоноска", стала символом русского фарфора. Завод Гарднера приобрел право на повтор скульптуры "Водоноска" и одновременно создал собственные оригинальные модели скульптур с изображением национального и простонародного типажа.

В первой половине XIX века скульптуры Гарднера служили образцами, которыми пользовались мелкие заводы Гжели для "лубочных" вариантов, полюбившихся публике, фарфоровых фигур. К 1860?м годам мастера фарфоровой скульптуры обратились к новым образам. Идеализированных героев "Волшебного фонаря" заменили характерные персонажи литературы "натуральной школы" сатирического и обличительного содержания.

В этот период завод Попова взял на себя инициативу создания в фарфоре типажа, вобравшего в себя основные черты образа крестьянства и низов городского населения пореформенной России. Выполненные из раскрашенного бисквита (неглазурованного фарфора), фигуры не только по сюжету и характеру, но даже по фактуре, более приближенной к натуральной, соответствовали эстетике, отражающей правду жизни простого народа.

Книга очерков А. П. Голицынского "Уличные типы" (1860 г.), представляющих сцены с изображением разговаривающих простонародных типажей на улице Москвы, — новейший вариант "Волшебного фонаря" — послужила скульптору завода Попова для создания первых и самых выразительных скульптур этого направления русской фарфоровой пластики. Кроме них был создан ряд скульптур с изображением крестьян: за работой, с детьми, отдыхающих, пляшущих.

После закрытия завода Попова скульптуры по его моделям выпускали на заводах Гужева, Иконникова, Масленникова. Но только на заводе Гарднера выпуск аналогичных по тематике скульптур был налажен в массовых тиражах, отчего всё направление получило коллекционное название "бисквиты Гарднера". Параллельно, на фабрике М. С. Кузнецова в Твери скульптуры по моделям завода Попова выпускались из фаянса.

Уличные типы и крестьянский типаж в фарфоре и фаянсе оставались актуальными вплоть до 1920?х годов. Изображения народов России оказались менее востребованными, чем простонародные типажи.

Создание в фарфоре этнографических серий возобновляется лишь через 100 лет после серии Ж.?Д. Рашетта. В последней четверти XIX столетия на заводе Гарднера выпущена серия из 40 скульптур по литографиям из атласа "Народы России", изданного Т. Паули в 1862 году. И, наконец, в 1907 году Николай II заказал серию "Народности России", модели которой исполнил скульптор П. П. Каменский.

Многочисленные скульптуры этих серий представляют собой своеобразные шествия народов России, по законам жанра торжественно безмолвных, в отличие от разговаривающих между собой простонародных героев "Волшебного фонаря" и "Уличных типов".

Но всех персонажей русской фарфоровой пластики объединяет запечатленная в лицах народа печать времени, неоспоримый признак их исторической подлинности.

На выставке лицо каждого персонажа можно рассмотреть в увеличенном воспроизведении, в ракурсе, в котором расписывал его мастер?живописец. Именно такими наших героев видела и узнавала в них своих современников просвещенная публика, заказчики и владельцы русской фарфоровой скульптуры конца XVIII — начала XX века.

1. Залы выставки

Фото 29 июня 2019 года

А)




Б)




В)




«Уличные типы» в русской фарфоровой и фаянсовой скульптуре 1860 – 1890-х гг.

2. Уличные типы

Текст А. Голицынского с 20-ю рис. М. Пикколо
[М. Башилов] Издание К. Рихау, М, Тип. В. Готье, 1860
Российская государственная библиотека
Фото 29 июня 2019 года




3. Скульптурная группа «Два мужичка перед проволокой телеграфа»

Завод Гарднера, 1870-е гг.
Бисквит; роспись
Вариант скульптуры завода Попова 1860-х гг.
Оригинальная модель исполнена по иллюстрации М.С. Башилова «Два мужичка перед проволокой телеграфа» к очерку «Приезжие мужички в Москве» из издания: Голицынский А.П. Уличные типы / С. 20 рис. М. Пикколо [М. Башилов]. М., 1860
Фото 29 июня 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




4. Скульптурная группа «Извозчик-ванька» (спичечница)

Завод М.С. Кузнецова в Твери, 1880 – 1890-е гг.
Фаянс; роспись
Музей имени В.Ю. Орлова. Ярославль Оригинальная модель исполнена по иллюстрации М.С. Башилова «Извозчик-ванька, привезший барина на Пречистенку» к очерку «Приезжие мужички в Москве» из издания: Голицынский А.П. Уличные типы / С. 20 рис. М. Пикколо [М. Башилов]. М., 1860
Фото 29 июня 2019 года

А)




Б) Фрагмент




5. Скульптурная группа «Разговор прохожего с невзрачным мужичком» (спичечница)

Завод М.С. Кузнецова в Твери, 1880 – 1890-е гг.
Фаянс; роспись
Музей имени В.Ю. Орлова. Ярославль
Модель исполнена по иллюстрации М.С. Башилова «Разговор прохожего с невзрачным мужичком» к очерку «Приезжие мужички в Москве» из издания: Голицынский А.П. Уличные типы / С. 20 рис. М. Пикколо [М. Башилов]. М., 1860
Фото 29 июня 2019 года

А)




Б) Фрагмент




6. Скульптурная группа «В обжорном ряду»

Завод М.С. Кузнецова в Твери, 1880 – 1890-е гг.
Фаянс; роспись
Модель исполнена по иллюстрации М.С. Башилова «В обжорном ряду» к очерку «Представители толкучего рынка» из издания: Голицынский А.П. Уличные типы / С. 20 рис. М. Пикколо [М. Башилов]. М., 1860
Фото 29 июня 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




7. Скульптурная группа с изображением плотников за обедом

Завод М.С. Кузнецова в Твери, 1880 – 1890-е гг.
Фаянс; роспись
Музей имени В.Ю. Орлова. Ярославль
По модели завода Попова 1860-х гг. Оригинал скульптурной группы исполнен по литографии Р.К. Жуковского из серии «Русские народные сцены». М., СПб., 1842 – 1843
Фото 29 июня 2019 года

А)




Б) Фрагмент




8. Скульптура «Водовоз»

Завод Попова, 1860-е гг.
Бисквит; роспись
Фото 29 июня 2019 года




9. Скульптура «Продавец живой рыбы»

Завод Гарднера, 1880 – 1890-е гг.
Бисквит; роспись
Фото 29 июня 2019 года

А)




Б) Фрагмент




10. Скульптурная группа «Холодный сапожник»

Завод Гарднера, 1880 – 1890-е гг.
Бисквит; роспись
Фото 29 июня 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




11. Скульптура «Продавец яблок»

Завод Гарднера, 1870 – 1880-е гг.
Бисквит; роспись
Фото 29 июня 2019 года





12. Скульптура «Сбитенщик»

Завод Гарднера, 1870 – 1880-е гг.
Бисквит; роспись
Фото 29 июня 2019 года




13. Одна из витрин выставки

Фото 29 июня 2019 года




14. Скульптура «Продавец баранок». (Фрагмент)

Завод Гарднера, 1870 – 1880-е гг.
Бисквит; роспись
Фото 29 июня 2019 года




15. Скульптура «Трубочист». (Фрагмент)

Завод Гарднера, 1880 – 1890-е гг.
Бисквит; роспись
Фото 29 июня 2019 года




Сатирические и обличительные сюжеты в русской фарфоровой и фаянсовой скульптуре 1860 – 1890-х гг.

16. Одна из витрин выставки

Фото 29 июня 2019 года




17. Скульптурная группа с изображением сцены в трактире (шкатулка). (Фрагменты)

Завод Иконникова,1870-е гг.
Бисквит; роспись
Фото 29 июня 2019 года

А)




Б)




18. Скульптурная группа «Суд станового»

Завод Гарднера,1870 – 1880-е гг.
Бисквит; роспись
Модель исполнена по литографии неизвестного автора. Издатель А. Руднев
Под изображением надпись: Купецъ: Онъ, Ваше благородiе, хвасталъ, что жена моя якобы… Работникъ: Вотъ-те Христосъ ваше благородiе не хвасталъ… /Его благородiе: Молчать! (купцу) говори что дальше. Купецъ: Якобы въ неверности препровождаетъ жизнь то есть не по закону. Работникъ: / Я сущую правду, ваше благородiе… Его благородiе: Молчать! И т. д.
Фото 29 июня 2019 года

А) Копия литографии




Б)




19. Скульптура «Горькая доля»

Завод Гарднера,1880 – 1890-е гг.
Бисквит; роспись
Вариант модели завода Попова 1860-х гг.
Фото 29 июня 2019 года




20. Скульптура «Горькая доля»

Завод Гарднера, 1860-е гг.
Бисквит; роспись
Фото 29 июня 2019 года




21. Скульптура «Нищая с ребенком»

Завод М.С. Кузнецова в Твери, 1880 – 1890-е гг.
Фаянс; роспись
Модель исполнена по иллюстрации М.С. Башилова «Нищие в рубищах» к очерку «Нищие» из издания: : Голицынский А.П. Уличные типы / С. 20 рис. М. Пикколо [М. Башилов]. М., 1860
Фото 29 июня 2019 года

А) Копия иллюстрации




Б)




В) Фрагмент




22. Скульптура «Из кабака»

Завод М.С. Кузнецова в Твери, 1880 – 1890-е гг.
Фаянс; роспись
Музей имени В.Ю. Орлова. Ярославль
Модифицированный вариант скульптуры завода Попова 1860-х гг. Оригинальная модель исполнена по гравюре Л.А. Серякова «Выход разных народов из кабака (в городе)» из издания «Русский иллюстрированный альманах». СПб, 1858 (Атрибуция Н.И. Иорданской)
Фото 29 июня 2019 года

А) Копия гравюры




Б)




В) Фрагмент




23. Блюдо «Москва»

Завод М.С. Кузнецова в Твери, 1880 – 1890-е гг.
Фаянс; роспись, люстр
Фото 29 июня 2019 года




24. Скульптурная группа «Трое пьяниц»

Завод Иконникова, 1870-е гг.
Бисквит; роспись
Музей имени В.Ю. Орлова. Ярославль
Вариант модели завода Попова 1860-х гг. Оригинальная модель исполнена по литографии с рисунка Г.Д. Митрейтера из серии «Рисунки из русской жизни» Париж, 1840-е гг.
Над изображением надпись: Croruis russes par H. Mitreuter
Фото 29 июня 2019 года

А) Копия литографии




Б)




В) Фрагмент




25. Скульптурная группа «Трое пьяниц»

Завод Гарднера, 1880 – 1890-е гг.
Бисквит; роспись
Фото 29 июня 2019 года

А)




Б) Фрагмент




26. Скульптурная группа «Жена поднимает пьяного мужа»

Завод Гарднера, 1880 – 1890-е гг.
Бисквит; роспись
Вариант модели завода Попова 1860-х гг.
Фото 29 июня 2019 года

А)




Б) Фрагмент




27. Скульптурная группа «Жена ведет мужа из кабака»

Завод Гарднера, 1880 – 1890-е гг.
Бисквит; роспись
Музей имени В.Ю. Орлова. Ярославль
Вариант модели завода Попова 1860-х гг.
Фото 29 июня 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru