Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный исторический музей

Шедевры Русского музея: «Смолянки» Дмитрия Левицкого
Выставка в Государственном историческом музее

17.11.2021 — 14.02.2022
Двусветный зал, Выставочный комплекс Исторического музея, Площадь Революции, д. 2/3

Совместный проект с Русским музеем продолжает серию юбилейных выставок, посвящённых 150-летию Исторического музея, которое будет широко отмечаться в 2022 году. Основа экспозиции — серия портретов из цикла «Смолянки» известного отечественного художника второй половины XVIII века — Дмитрия Григорьевича Левицкого. Помимо портретов экспозиция дополнена рядом произведений: портретами основателей Смольного института — Екатерины Великой и И. И. Бецкого, предметами прикладного искусства и историческими фотографиями. Всего на выставке представлено более 90 предметов из собрания Русского музея.

Серия портретов «Смолянки» никогда полностью не покидала постоянную экспозицию Русского музея, лишь иногда отдельные полотна передавали на временные выставки. В Историческом музее все семь портретов воспитанниц Смольного института впервые экспонируются в полном составе вне стен Русского музея.

«Смолянки» Д. Г. Левицкого — произведения знаковые не только для отечественного искусства, но и признанные шедевры мирового значения. Мы благодарны коллегам из Санкт-Петербурга за такой ценный и действительно уникальный подарок к 150-летию Исторического музея«, — говорит директор Исторического музея Алексей Левыкин.

Открывают выставку портреты Екатерины II, И. И. Бецкого и Д. Г. Левицкого, демонстрируя главную тему экспозиции — связь Смольного института, Смольного монастыря и Императорского двора в век Просвещения. Портретная серия рассматривается на выставке и как «визитная карточка» выдающегося детища просветительской политики Екатерины Великой, воплощенного в жизнь И. И. Бецким — Императорского Воспитательного Общества благородных девиц (Смольный институт), учрежденного в 1764 г. при Смольном монастыре в Санкт-Петербурге. Смольный институт — первое в своем роде образцовое воспитательно-образовательное учреждения, созданное в духе идей Просвещения, заложившее основу женского образования в России.

Центром экспозиции является серия «Смолянки» Д. Г. Левицкого. Портреты отличают живописные новации и многообразие композиционных и образных решений. В каждом изображении художник демонстрирует достоинства и ценность человеческой личности, широту её творческих возможностей, богатство духовного и красоту материального мира. Портретная серия «Смолянок» стала высоким достижением отечественной живописной школы, полноправно вошедшей во второй половине XVIII века в круг европейских национальных художественных школ.

Другой раздел выставки посвящен Смольному монастырю, где находился Институт благородных девиц с 1764 по 1806 год. Величественный архитектурный образ монастыря, который был возведён в середине XVIII века Б. Ф. Растрелли, представлен в листах графики первой половины XIX века. Дополняет представление о монастыре комплекс, состоящий из царских врат и фрагментов иконостаса Екатерининской церкви монастыря, служившей домовым храмом Смольного института.

По замыслу Екатерины II в институт обязаны были принимать преимущественно девочек из небогатых дворянских семей, а лучшие выпускницы должны были становиться фрейлинами. Воплощение этой идеи императрицы можно увидеть на портретах Д. Г. Левицкого, где наряду с представительницами известных древних российских фамилий, таких как князья Хованские, Хрущёвы, Ржевские, изображены воспитанницы, происходящие из скромных семейств. Важную связь между институтом и Императорским двором символически демонстрируют два экспоната: шифр фрейлины Екатерины II и шифр лучшей выпускницы Смольного института.

В отдельном разделе выставки экспонируются фотографии из альбома известного петербургского фотографа К. К. Буллы, посвящённые Смольному институту. Они позволяют увидеть обстановку, в которой проходила жизнь воспитанниц и почувствовать царивший в классах института дух дисциплины, неустанного труда и творчества.

«Идеи осмысления пространства зала, сценографии и дизайна экспозиции обогащают восприятие выставки как художественного целого. Мотив струящейся ленты, объединяющий всю экспозицию, восходит к эстетике XVIII века как один из самых популярных и выразительных декоративных элементов эпохи, пронизывающий буквально все области искусства и быта, украшающий и костюмы «Смолянок», — отмечает архитектор выставки Агния Стерлигова.

1. Вход на выставку

Фото 4 декабря 2021 года




2. Зал выставки

Фото 4 декабря 2021 года




Со стенда на выставке

«Смолянки» Д.Г. Левицкого
Выставка Русского музея в Государственном историческом музее


Семь портретов учениц Воспитательного общества благородных девиц при Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге (Смольного института), так называемые «Смолянки», относятся к числу общепризнанных шедевров мирового значения, являются самым ярким произведением первого русского мастера европейского уровня Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822), по заслугам стяжавшего прозвание «русский Гейнсборо». Они с момента своего появления в Русском музее постоянно находятся в основной экспозиции, справедливо считаются гордостью собрания, неизменно упоминаются во всех словарях, энциклопедиях и антологиях. Им посвящены десятки художественно-критических эссе и специальных научных публикаций. Несмотря на весьма почтенный срок, прошедший со времени создания «Смолянок», они по-прежнему не выглядят архаикой, вызывают восхищение живописным мастерством и полноценное лирическое сопереживание у современного зрителя.

Художник вряд ли задумывал эти семь портретов как цикл: самый ранний из них датируется 1772 г., три поздних -1776-м, два изображения исполнены в 1773-м, одно в 1775 г. Их различают размеры, масштаб, пропорции фигур, колорит, живопись деталей. И все же «Смолянки», безусловно, составляют единую серию - по образно-смысловому сходству, какие 6ы разные сюжетные и композиционные приемы ни использовал их создатель. В этих блистательных полотнах с уникальной полнотой воплощена «радость художника о человеке», представленном зрителю в опоэтизированном естественном бытии, в органическом слиянии с природой, в порыве искрящейся оптимизмом игры, на пороге сулящей сбывшиеся надежды жизни. Такая образная трактовка человека в художественном произведении как нельзя более полно соответствует этическому пафосу эпохи Просвещения, глашатаем которого в русской художественной культуре XVIII века обоснованно считается Дмитрий Левицкий - и это с особой силой выражено именно в «Смолянках».

Выставка «Смолянок» в Историческом музее - знак особого отношения к юбилею дружественного музея. Эти шедевры, крайне редко покидающие место основного хранения, впервые экспонируются в полном составе вне стен Русского музея.

История бытования «Смолянок» по-своему драматична. Долгие годы они хранились в неотапливаемых залах большого Петергофского дворца, пережили несколько дореволюционных реставраций, в том числе травматичный перевод со старого холста на новый. Однако же уровень живописного мастерства их создателя так высок, что, несмотря ни на какие испытания, эти шедевры сохранили все нюансы художественного строя, глубину и разносторонность эмоционального воздействия. Раскрытию этих качеств «Смолянок» способствовала тщательная и бережная реставрационная работа, выполненная в недавнее время в Русском музее.

На выставке «Смолянки» демонстрируются в историко-культурном контексте. Их сопровождает уникальный комплекс фотографий Смольного института. Обстановку и быт Воспитательного общества до конца существования (1918) отличали патриархальные черты, универсальность и традиционализм просветительского заведения, тем более что оно сохраняло за собой то историческое пространство, в котором было основано. Фотографии выполнены в 1905 году знаменитым Карлом Буллой и служат закономерной преамбулой к показу полотен Левицкого.

Кроме того, в состав выставки включены портреты основателей Смольного - Екатерины Великой и Ивана Ивановича Бецкого, а также портрет создателя серии «Смолянок» Д. Г. Левицкого. К числу уникумов принадлежат также хранящиеся в Русском музее назидательные картины («картушки»), исполненные для классов Смольного института художником Алексеем Бельским, с начертанными на них нравоучительными текстами по-русски и по-французски, образно иллюстрирующие этические правила, обязательные для воспитанниц. Здесь же экземпляр «Истории государства российского» Николая Карамзина с дарственной надписью великого историографа библиотеке Смольного института.

Историко-культурный контекст экспозиции формируют и хранящиеся в Русском музее в значительном количестве подлинные элементы резного золоченого декора иконостаса Екатерининской церкви -домового храма Смольного института (архитектор Франческо Бартоломео Растрелли), в том числе Царские врата.


3. Портрет Г.И. Алымовой. 1776

Холст, масло
183 х 142.5 см
Слева внизу подпись и дата: П. Левицкiй 1776 году
Г. И. Алымова изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего четвертого возраста Воспитательного общества благородных девиц. Двенадцатилетнее обучение в Смольном институте было разделено на четыре возраста, по три года в каждом возрасте. Платья воспитанниц всех возрастов были одинакового покроя, но каждый возраст носил платье особого цвета: первый (младший) - кофейного или коричневого, второй -голубого, третий - серого, четвертый (выпускной) - белого

АЛЫМОВА ГЛАФИРА ИВАНОВНА (1758-1826)

Дочь отставного полковника лейб-гвардии Конного полка Ивана Акинфеевича Алымова. Родилась после смерти отца, 19-й ребенок в семье. Семи лет отдана в Смольный институт, в котором пробыла 12 лет (1764-1776). Обладала музыкальными способностями. Лучшая ученица преподавательницы арфы в Смольном француженки Марии Левек. По воспоминаниям Алымовой, два-три раза в неделю в Смольный приезжала первая жена великого князя Павла Петровича великая княгиня Наталья Алексеевна и по нескольку часов музицировала с Алымовой. В нее был влюблен И.И. Бецкой, о чем Алымова подробно писала в своих воспоминаниях.

На портрете изображена в белом подпоясанном голубой лентой платье играющей на арфе на «концерте из разных инструментов» на акте 1 выпуска из Воспитательного общества благородных девиц. состоявшегося 30 апреля 1776 г. Окончила Смольный институт с золотой медалью первой величины и шифром Екатерины II. 19 июля 1776 г. была причислена ко двору и Высочайшим указом 26 сентября 1776-го пожалована во фрейлины великой княгини Марии Федоровны. 9 июня 1777 г. вышла замуж за действительного тайного советника, камергера, вице-директора Академии наук. поэта. масона Алексея Андреевича Ржевского (1737-1804). Ржевский хорошо знал свою будущую жену. Он часто бывал в Смольном на спектаклях его воспитанниц и в 1773 г. сочинил стихи на выступления на сцене Нелидовой и Борщевой. На свадьбе посаженной матерью была Екатерина II. Семья Ржевских была в дружественных отношениях с Г. Р. Державиным и В. А. Жуков-ским. Державин посвятил супругам Ржевским оду «Счастливое семейство». По воспоминаниям потомков. Г. И. Ржевская пользовалась благоволением Павла I. Когда А. А. и Г. И. Ржевские выдавали свою дочь Марию замуж за Н. П. Свистунова, Павел I устроил свадебный ужин у себя во дворце. 5 апреля 1797 г. Глафира Ивановна Ржевская была пожалована в кавалерственные дамы ордена Св. Екатерины 2-й степени (малого креста). Во втором браке за учителем французского языка, гувернером ее детей, переводчиком, членом Общества любителей российской словесности савойцем Ипполитом Петровичем Маскле. После смерти жены уехал на родину.

Фото 4 декабря 2021 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru