Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный исторический музей

Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.

Выставка в Государственном историческом музее

23.12.2015 – 28.03.2016

Выставка впервые представляет во всей полноте и разнообразии феномен тульской художественной стали как оригинальный стиль, имевший характерное национальное своеобразие и развивавшийся в русле европейского историко-культурного и художественного процессов. Достижения тульских оружейников в виртуозной обработке стали являлись воплощением промышленного прогресса XVIII века.

С XVI века Тула была одним из центров железоделательного производства. К концу XVII столетия окончательно определился характер организации производства ремесленной корпорации тульских оружейников, объединявшей крупные и мелкие оружейные мастерские. Несмотря на многократные попытки централизации тульского производства, предпринимаемые с конца XVII века, а также основание в 1712 году по указу Петра I Императорского Оружейного завода, характер организации ремесла сохранялся без изменений до середины XIX века.

Тульская корпорация городских оружейников обязана была выполнять государственные заказы на оружие, одновременно она располагала рядом значительных льгот, среди которых – беспошлинная торговля любыми изделиями, в том числе и оружием. Это стимулировало развитие и совершенствование побочных промыслов оружейников. В свободное время на «вольную продажу» тульские мастера изготовляли разнообразные изделия из стали, представлявшие собой синтез высокого технического мастерства и изысканного художественного творчества. И в настоящее время эти, так называемые, «партикулярные» изделия тульских оружейников составляют гордость национальной русской культуры.

Во второй половине XVIII века сложился оригинальный стиль тульских стальных изделий, основанный на виртуозном использовании разнообразных свойств стали. Именно в этот период художественное мастерство тульских оружейников достигло наивысшего расцвета. Свободное владение трудоемкими приемами отделки стальных изделий давало мастерам дополнительные возможности для создания подлинных шедевров.

Многие технологические приемы, которыми пользовались тульские мастера, были характерны и для известных крупных европейских металлообрабатывающих центров. Сравнительный анализ работ английских и тульских мастеров позволяет сделать вывод о конвергенции, т.е. возникновении сходных явлений в разных местах в одно и то же время при наличии необходимых сходных условий. Творческие поиски мастеров крупных металлообрабатывающих центров Англии и России, развиваясь в похожем направлении, были устремлены к выявлению многообразных декоративных свойств стали. Именно поэтому, художественное мастерство тульских оружейников, имевшее характерное национальное своеобразие, развивалось в общем русле европейского историко-культурного и художественного процессов.

Высокий уровень мастерства тульских оружейников способствовал формированию устойчивого отношения к их изделиям как к предметам национального престижа. С середины 1750-х гг. изделия тульской художественной стали нередко входили в число посольских даров.

Не будет большим преувеличением считать, что искусство тульской художественной стали этого времени развивалось во многом благодаря государственной, императорской поддержке. Востребованность художественных изделий - парадного и охотничьего оружия и партикулярных работ - как императорским двором, так и состоятельной российской аристократией, являлась весомым стимулом создания подлинных художественных шедевров.

1. Самовар. Первая четверть XIX

Сталь, чугун, бронза; литье, ковка, чеканка, золочение, полировка
ГЭ (Эрмитаж), ЭРМ-2155
Выставка «Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.»
Фото 24 февраля 2016 года

А)




Б)




2. Мастер И. Свечников. Копилка. 1850-е

Сталь, латунь, медь, олово; гравировка, насечка, инкрустация
Клеймо В ТУЛЪ И. СВЕЧНИКОВЪ – на исподе дна копилки
Коллекция И.М. Вилькина
Выставка «Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.»
Фото 24 февраля 2016 года




3. Мастер И. Свечников. Копилка. 1850-е

Сталь, латунь, медь, олово; гравировка, насечка, инкрустация
ГИМ, Инв. ГИМ70488ЬЖ1793
Выставка «Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.»
Фото 24 февраля 2016 года




4. Мастер Кунаев. Шкатулка для рукоделия. 1860-е – 1870-е

Сталь, бархат; ковка, инкрустация
Надпись В ТУЛЪ Ф.А. … КУНАЕВЪ – у замочного отверстия
Коллекция И.М. Вилькина
Выставка «Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.»
Фото 24 февраля 2016 года




5. Мастер И. Свечников. Шкатулочка. Середина 1880-х гг.

Сталь, медь, олово; ковка, инкрустация, золочение, серебрение
Надпись В ТУЛЪ И. СВЕЧНИКОВЪ – в центре крышки
Коллекция И.М. Вилькина
На крышке шкатулочки в круглых рамках – аверс и реверс медали Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве 1882 г. с надписями: АЛЕКСАНДР III ИМП ВСЕРОСС и ВСЕРОССIИ С ВЫСТА 1882.
Выставка «Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.»
Фото 24 февраля 2016 года




6. Ружье охотничье с кремневым замком. 1744 г.

Сталь, железо, серебро, ореховое дерево; ковка, литье, гравировка, канфарение, резьба, золочение
Клеймо Обер-егермейстерской канцелярии в виде птицы в овале - на прикладе
Надписи: ТУЛА 1744 - на хвостовике; №7 - на прикладе
Музеи Московского Кремля, Ор-1104
В Описи Санкт-Петербургской Рюст-камеры ружье описано среди «тульских фузей», поступивших из Ораниенбаума. Это позволяет считать, что оно входило в коллекцию оружия Петра III.
Выставка «Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.»
Фото 24 февраля 2016 года

А)




Б) Фрагмент ствола




В) Приклад и замок




7. Мастер Н. Захава. Револьвер шестизарядный системы Кольта с пулелейкой, в футляре, 1854 г.

Сталь, дерево, медный сплав, сукно, бумага, картон, сургуч; гравировка, инкрустация, резьба, воронение, проклейка, печать типографская
Надписи: Тульскихъ оружейниковъ – на верхней грани ствола; НЗ – на оправе рукояти; 1854 – на внутренней части оправы рукояти
ГЭ (Эрмитаж) З.0.-5286
К револьверу прикреплена картонная бирка. На одной ее стороне в печатной технике по кругу надпись: ОБЩЕСТВА ТУЛЬСКИХЪ ОРУЖЕЙНИК 1854, в центре герб Тулы под императорской короной.
На другой стороне – красная сургучная печать инспектора оружейных заводов, ниже пером надпись: №1 Пистолетъ Revolver /: риволверъ:/
Система американская съ ящикомъ и приборомъ пятьдесятъ девять рублей сереб. Съручательствомъ за доброкачественность.
Фото 24 февраля 2016 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




8. Термометр настольный. Конец XVIII века

Сталь, бронза, зеркальное стекло; чеканка, огранка, воронение
ГЭ (Эрмитаж) ЭРМ-2305
Фото 24 февраля 2016 года

А)




Б) Фрагмент




9. Утюжок. Конец XVIII века

Сталь, медь, дерево; ковка, инкрустация, огранка, гравировка, точение
ГИМ 27637 МЖ 389
Фото 24 февраля 2016 года




10. Утюжок. Первая треть XIX века

Сталь, медь, дерево; ковка, инкрустация, золочение, серебрение, точение
У рукоятки буквы М И К
ГИМ 4399щ МЖ 383
В центре верхней крышки в технике высокой насечки выполнен герб города Тулы в круглой рамке под двуглавым орлом; он вместе с другими гербами городов Тульского наместничества высочайше утвержден в 1778 г. императрицей Екатериной II.
Фото 24 февраля 2016 года




11. Мотовило. 1780-е годы

Сталь, серебро, медь; ковка, воронение, инкрустация, золочение
ГЭ (Эрмитаж) ЭРМ-7912
Фото 24 февраля 2016 года




12. Мастер И. Свечников. Кинжалы с ножнами. Третья четверть XIX в.

Сталь, латунь; ковка, литье, гравировка, серебрение, золочение, воронение
Клеймо ИВАНЪ СВЕЧНИКОВЪ ВЪ ТУЛЪ в доле
ГИМ 106780/1-2 ор. 15925/1-2, ГИМ 104264/1-2 ор. 15323/1-2
Фото 24 февраля 2016 года




13. Кресло курульное. 1740-е гг. Завод Масоловых

Сталь, латунь, кожа, бархат; ковка, инкрустация, золочение
Надписи: ДЕЛАЛИ ТУЛЯНЕ ЗАВОТЧИКИ МАСАЛОВЫ – на тыльной стороне спинки;
… ТУЛА 1744 – на перекрестье ножек.
Вензель ЕР под локотниками
ГИМ 16140щ Д II-1450
Фото 24 февраля 2016 года

А)




Б)




14. Шкатулка для рукоделия с выдвижным ящичком. Около 1801 г.

Сталь, бронза, бархат; литье, огранка, золочение
Вероятно, шкатулка входило в число пятидесяти девяти предметов, которые тульские оружейники привезли в 1801 г. в Москву по случаю коронации Александра I. «Вдовствующей императрице Марии Федоровне, владелице Павловска, были поднесены: столик стальной, украшенный бронзовою работою, пара шандалов, коробочка с бронзовою работою, станочек, зонтик, скамеечка и подножие, с подушкой зеленого бархата, жирондаль»
ГИМ 23095щ МЖ 1740
Фото 24 февраля 2016 года

А)




Б)




В)




15. Намотка для ниток с выдвижным ящичком. 1780-е

Сталь, бронза; ковка, литье, гравировка, огранка, золочение
ГИМ 4904щ МЖ 1735
Фото 24 февраля 2016 года




16. Намотка для ниток. 1780-е

Сталь, бронза, серебро; ковка, литье, огранка, воронение, золочение
ГИМ 4904щ МЖ 1735
Фото 24 февраля 2016 года




17. Туалетное зеркало. Около 1801 г.

Сталь, бронза; ковка, чеканка, инкрустация, огранка, золочение, воронение
Вензель IMF в верхней части рамы
ГЭ ЭРМ-7498
Вверху на гребне – медальон с вензелем императрицы Марии Федоровны под императорской короной и двуглавым российским орлом
Фото 24 февраля 2016 года

А)




Б)




18. Подсвечник. 1790-е гг.

Сталь, бронза, серебро, медь; литье инкрустация, огранка, золочение
ГИМ 96346 МЖ 4295
Фото 24 февраля 2016 года




19. Подсвечник. 1780 – 1790-е гг.

Сталь, бронза; литье, огранка, золочение
ГИМ 10113Щ МЖ 1687
Фото 24 февраля 2016 года




20. Съемы для свечи. Конец XVIII в.

Сталь, бронза; ковка, огранка, золочение, воронение
ГИМ 9612Щ МЖ 1526/2
Фото 24 февраля 2016 года




21. Съемы для свечи. Конец XVIII в.

Сталь, бронза; ковка, огранка, золочение, воронение
ГИМ 9617Щ МЖ 1525/2
Фото 24 февраля 2016 года




22. Лорнет-одноглазка. Великобритания, конец XVIII в.

Сталь, стекло; огранка, полировка
ГИМ 17919Щ МЖ 1816
Фото 24 февраля 2016 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru