Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Восточный джаз / East West Jazz

Часть 1. Экспозиция Белого зала
Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Часть 2. Экспозиция Белого зала. Окончание


01 Октября – 15 ноября 2019
Главное здание

Новая выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина объединит в себе два стратегических направления последних лет, по которым развивается выставочная деятельность музея. Это представление собраний частных коллекционеров, а также демонстрация нового подхода к созданию выставок.

«Восточный джаз / East West Jazz» – экспозиция, в которой зрители увидят более 30 уникальных среднеазиатских халатов и тканей из собрания Александра Клячина и более двух десятков полотен послевоенной абстрактной живописи, собранных швейцарским коллекционером Жаном Клодом Гандюром. Расширив и дополнив экспозицию произведениями из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и парижского Центра Помпиду — Музея современного искусства — Центра промышленного дизайна, кураторы выставки расскажут о взаимодействии восточной и западной культур. Это будет выставка не дидактическая, но философская и созерцательная.

Выставка призвана пробудить зрительские эмоции, с ее помощью появится возможность проникнуть в суть мышления абстракционистов, понять истоки их творчества. Демонстрируя различные композиции, составленные из халатов и тканей, созданных в XIX столетии, и абстрактных полотен западных художников XX века, кураторы говорят о том, как искусство анонимных мастеров Востока явно или косвенно влияло на искусство модернистское и современное.

1. Вход на выставку

Фото 25 октября 2019 года




2. Зал выставки

Фото 25 октября 2019 года




Со стенда на выставке:

«Простота – почти до варварства. Сложность почти головокружительная. Изысканность самого утонченного, чувственно замечтавшегося народа. Серьезность, строгость, подчас суровость рисунка как на древних иконах. И мягкая, гибкая, подчас лукавая красота линии», – писал Василий Кандинский в журнале «Аполлон» о своих впечатлениях от выставки Meisterwerken Muhammedanischer Kunst / «Шедевры мусульманского искусства» Эта грандиозная экспозиция проходила в 1910 году в Мюнхене и стала поворотным этапом не только в восприятии искусства ислама, но, что самое главное, ключевым событием, изменившим взгляд многих художников на искусство и заставившим переосмыслить привычные эстетические каноны.

Искусство Востока изменило сознание европейских художников, чей глаз был воспитан на канонах красоты греко-римской античности. Благодаря иным колористическим сочетаниям и принципам работы с цветом, иным композиционным построениям пространства и перспективы в изобразительном искусстве Востока и, самое главное, абстрактному восприятию действительности, западные художники научились ставить перед собой новые художественные задачи. В1908 году выходит книга немецкого искусствоведа-философа Вильгельма Воррингера «Абстракция и вчувствование», в которой автор уделяет особое внимание исламскому орнаменту. Воррингер полагает, что «первичная психическая способность человека - порыв к абстракции, к тому, во что невозможно погрузиться, отдаться, раствориться». Если позволить себе продолжить мысль «приемного отца абстрактного» – это состояние внутренней свободы. И именно об этой внутренней свободе, свободе творчества, выставка «Восточный джаз / East West Dazz».

Кураторы выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые попытались «изъять» халаты и ткани Мавераннахра из области декоративно-прикладного искусства, поместить их в контекст самодостаточных произведений высочайшего художественного уровня. Нынешняя экспозиция не ставит своей задачей сравнивать похожесть или непохожесть представленных абстракций и орнаментов халатов. Наша задача иная – показать произведения разных эпох и цивилизаций, продемонстрировав единый ход мысли, умение формировать пространство вне рамок греко-античной эстетики; вывести зрителя из привычного всем дискурса западного искусства, которое со времен раннего Средневековья рассматривало изобразительное искусство как возможность влияния на сознание людей.

В название выставки «Восточный джаз / East West Jazz» вынесено слово «джаз» – название графической серии Матисса. Это не случайно. Она создана художником сразу по окончании Второй мировой войны. И если мы часто и подробно говорим о военной травме, повлиявшей на творчество художников, мы, однако, столь же часто забываем о том, что, несмотря на трагедию войны, на эмоциональный и физический слом, ее окончание стало торжеством свободы, и прежде всего свободы внутренней. А джаз для многих представителей военного поколения явился олицетворением этой свободы. И в том, что Матисс, долгие годы отвергавший абстракцию, намеренно бежавший от нее, в итоге создал серию абстрактных пошуаров и дал ей название «Джаз», есть глубоко символичный смысл.

Выставка «Восточный джаз / East West Jazz» создавалась на основе произведений двух частных собраний – уникальных восточных халатов из коллекции Александра Клячина и послевоенной абстракции швейцарского коллекционера Жана Клода Гандюра. С помощью этих двух коллекций, дополненных произведениями из парижского Центра Помпиду и из собраний галерей Applicat-Prazan и Kamel Меппоиr, мы рассказываем о взаимодействии восточной и западной культур.

Эта выставка призвана пробудить зрительские эмоции, с ее помощью мы стремимся помочь проникнуть в суть абстрактного мышления. Демонстрируя различные композиции из халатов и тканей, созданных в XIX веке, и полотен западных художников XX века, мы иллюстрируем тезис Воррингера: «...человечество переживает потребность в абстракции. Однако одни стремятся к ней на инстинктивном уровне, для других же это осознанный интеллектуальный акт».


3. Морис Эстев. Drôlu du Haut. 1964

Maurice Estève (1904 – 2001)
Холст, масло
Центр Помпиду, Париж – Музей современного искусства – Центр промышленного дизайна
Drôlu du Haut – выдуманное автором словосочетание.
Морис Эстев изобрел не только свою эстетику, но и свою лексику
Фото 25 октября 2019 года




4. Женское нарядное платье – куртайи пешкушо

Бухара. Середина XIX века
Шелк шои
Собрание Александра Клячина, Москва
Фото 25 октября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




5. Женский халат – тун

Бухара (?). Конец XIX – начало XX века
Полушелк адрас
Собрание Александра Клячина, Москва
Фото 25 октября 2019 года



А)




Б) Фрагмент




6. Виктор Вазарели. Алтай III. 1955 – 1958

Victor Vasarely (1906 – 1977)
Холст, винил
Фонд поддержки искусств Гандюра, Женева
Фото 25 октября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




7. Мужской халат – тун

Бухарский эмират. Вторая половина XIX века
Полушелк бекасаб
Собрание Александра Клячина, Москва
Фото 25 октября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




8. Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Театрино (65-ТЕ.76). 1965

Lucio Fontana (1899 – 1968)
Холст, дерево, лак, виниловая роспись, перфорация
Центр Помпиду, Париж – Музей современного искусства – Центр промышленного дизайна
Фото 25 октября 2019 года




9. Женское нарядное платье – курта

Бухара. Конец XIX века
Полушелк адрас
Собрание Александра Клячина, Москва
Фото 25 октября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




10. Геер ван Вельде. Композиция. 1946

Geer van Velde (1898 – 1977)
Холст, масло
Фонд поддержки искусств Гандюра, Женева
Фото 25 октября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




11. Зимний нарядный мужской халат – тун

Средняя Азия. XIX век
Полушелк бекасаб
Собрание Александра Клячина, Москва
Фото 25 октября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




12. Жан Деготекс. Метасфера (II). 25 ноября 1965

Jean Degottex (1918 – 1988)
Холст, акрил
Фонд поддержки искусств Гандюра, Женева
Фото 25 октября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




13. Женское нарядное платье – куртайи пешкушо

Бухарский крой. Вторая половина XIX века
Шелк
Собрание Александра Клячина, Москва
Фото 25 октября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




14. Василий Кандинский. Импровизация №20 (Две лошади). 1920

Wassily Kandinsky (1866 – 1944)
Холст, масло
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 25 октября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




15. Залы выставки

Фото 25 октября 2019 года

А)




Б)




16. Женская верхняя одежда – мунисак

Самарканд. Вторая половина XIX века
Шелк хосагии аурмани
Собрание Александра Клячина, Москва
Фото 25 октября 2019 года




17. Никола де Сталь. Угол мастерской на синем фоне. 1955

Nicolas de Staёl (1914 – 1955)
Холст, масло
Центр Помпиду, Париж – Музей современного искусства – Центр промышленного дизайна
Фото 25 октября 2019 года




18. Женский халат – тун

Ферганская долина. Конец XIX века
Полушелк адрас
Собрание Александра Клячина, Москва
Фото 25 октября 2019 года

А)




Б) Фрагмент





Рейтинг@Mail.ru