Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина

4 сентября – 28 октября 2018 года
Главное здание

Выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» станет одним из центральных событий перекрестного года России и Японии. На выставке будет представлено 135 работ ведущих мастеров японской живописи и гравюры различных традиционных школ. Многие из них стали уже знаковыми в истории искусства Японии и крайне редко покидают пределы страны. Российская публика впервые увидит столь масштабную выставку, представляющую всю палитру художественных течений одного из самых интересных периодов в истории искусства Японии. Выставка организована при поддержке ПАО НК «Роснефть».

Бoльшая часть работ привезена из Японии и будет показана в России впервые. Два произведения обладают статусом «Национальное сокровище», девять имеют статус «Особо ценный объект культуры» и шесть – статус «Особо ценный предмет искусства».

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина будет проходить в два этапа: первую часть работ посетители смогут увидеть в период с 4 по 30 сентября, а вторую – с 3 по 28 октября. Необходимость в ротации произведений объясняется хрупкостью работ: живопись на бумаге и шелке – деликатный материал, требующий строгих условий транспортировки, хранения и экспонирования. Согласно принятым в Японии стандартам, произведения такого рода не могут быть представлены в выставочных залах более четырех недель. Фактически зрители увидят две абсолютно разные выставки. Вещи из первой части будут заменены на произведения такого же высокого художественного уровня.

Кураторы выставки: Хироёси Тадзава, заведующий отделом научных кураторских исследований, Токийский национальный музей; Айнура Юсупова, ведущий научный сотрудник отдела графики, ГМИИ им. А.С. Пушкина

1. Залы выставки

Фото 13 мая 2018 года

А)




Б)




В)




Г)




2. Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагава. 1831 – 1833

Лист из серии «36 видов Фудзи»
Бумага, цветная ксилография
Музей изобразительных искусств города Тибо
Годы жизни художника: 1760 – 1849
Эта потрясающая гравюра с грозно вздымающейся волной – одно из самых знаменитых произведений Хокусая. По сравнению с гигантской волной величественная Фудзияма кажется чем-то малым и незначительным. Кроме того, в противоположность гребню волны, нападающей с яростью живого существа, гребцы в утлых лодчонках, ставших игрушкой стихии, как будто застыли в неподвижности. Бурный взлет волны, контрастирующий с неподвижностью Фудзиямы и бессилием оцепеневших людей, символизирует противоположность покоя и движения.
Фото 9 сентября 2018 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




3. Кацусика Хокусай. Гроза у подножья горы. 1831 – 1833

Лист из серии «36 видов Фудзи»
Бумага, цветная ксилография
Токийский национальный музей
Годы жизни художника: 1760 – 1849
Эта гравюра выделяется из остальных работ серии «36 видов Фудзи» тем, что на ней изображена крупным планом только вершина Фудзи. Нижняя половина листа окрашена черным цветом – это говорит о том, что над подножием горы нависают черные тучи. Неожиданно в нижний мир низвергается молния, обрушивается страшный ливень. А за горой клубятся летние облака, простирается чистое небо. Таким противопоставлением художник подчеркивает, что гора меняет обличья в зависимости от разных состояний природы.
Фото 9 сентября 2018 года

А)




Б) Фрагмент




4. Кацусика Хокусай. Поэт Бо Цзюйи

Лист из серии «Зерцало поэзии Китая и Японии»
Бумага, цветная ксилография
Токийский национальный музей
Годы жизни художника: 1760 – 1849
Сюжет ксилографии заимствован из пьесы театра Но, содержание которой сводится к следующему: китайский поэт эпохи Тан Бо Цзюйи (772 – 846) получил приказ отправиться в Японию, чтобы оценить степень мудрости ее жителей. Встретив старого рыбака, поэт экспромтом сочинил стихотворение и спросил рыбака, в чем его смысл. Тот тут же сочинил в ответ японское пятистишие вака, после чего раскрыл свое истинное обличье (он оказался богом Сумиёси), и Бо Цзюйи пришлось ни с чем вернуться обратно в Китай.
Фото 9 сентября 2018 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




5. Кацусика Хокусай. 100 видов горы Фудзи. Около 1834 – 1835

Альбом с черно-белыми иллюстрациями. В трех томах
Бумага, ксилография
Музей изобразительных искусств города Тибо
Годы жизни художника: 1760 – 1849
После громадного успеха вышедшей 1830 – 1844 годах серии многоцветных гравюр «36 видов Фудзи» Хокусай издал эту книгу, в которой собрано 100 видов (в действительности 102). Можно предположить, что, в отличие от серии цветных гравюр, в иллюстрированной книге с черно-белыми гравюрами Хокусай мог позволить себе большую свободу в воплощении своих художественных идей.
Фото 9 сентября 2018 года

А)




Б)




В)




6. Кацукава Сюнко. Борцы сумо Таникадзэ, Эдогасаки и Касивадо

Бумага, цветная ксилография
Токийский национальный музей
Годы жизни художника: 1743 – 1812
В 1780-е годы, когда сумо завоевало большую популярность, Кацукава Сюнсё, его ученик Сюнъэй и другие художники династии Кацукава стали создавать гравюры с изображением борцов сумо, стараясь при этом передать их индивидуальные черты. Ксилография свидетельствует об усилении в эпоху Эдо интереса к зрелищам.
Фото 9 сентября 2018 года

А)




Б) Фрагмент (Эдогасаки, он в центре)




В) Фрагмент (Таникадзэ)




7. Тёбунсай Эйси. Сопоставление картин. Около 1791 – 1792

Лист из серии «Гэндзи на современный лад»
Бумага, цветная ксилография
Музей изобразительных искусств города Тибо
Годы жизни художника: 1756 – 1829
Гравюра из серии, выполненной по мотивам «Повести о Гэндзи», шедевра литературы эпохи Хэйан, иллюстрирует главу «Сопоставление картин». Эйси, передавая художественными средствами атмосферу элегантной утонченности старинного императорского двора, изображает высокородных дам и их служанок в облике своих современниц.
Фото 9 сентября 2018 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




Д) Фрагмент




Е) Фрагмент




8. Кацукава Сюнъэй. Танец льва макурадзиси. Около 1792 – 1794

Лист из серии «Аппликации»
Бумага, цветная ксилография
Токийский национальный музей
Годы жизни художника: 1762 – 1819
На гравюре изображен танец с маской льва макурадзиси, тематически связанный, с одной стороны, с пьесой театра Но «Каменный мост» («Сяккё»), в с другой – с традиционным сисимаи («танец льва»). Изображен тот момент, когда персонаж маэ-ситэ в обличье красавицы танцует с маской льва в руках.
Фото 9 сентября 2018 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




9. Утагава Тоёкуни. Актерский дом Корайя. Около 1795

Лист из серии «Актеры на сцене»
Бумага, цветная ксилография
Токийский национальный музей
Годы жизни художника: 1769 – 1825
«Актеры на сцене» - это серия, с которой Утагава Тоёкуни начал свой творческий путь. В картуше в верхнем правом углу написано название дома Корайя, к которому был приписан актер; сам он изображен стоящим на сцене в полный рост в позе миэ, как нельзя лучше подходящей для его амплуа.
Фото 9 сентября 2018 года




10. Кацусика Хокусай. Раковина-валёк

Лист из серии «Игра в раковины со стихами великих поэтов годов Гэнроку»
Бумага, цветная ксилография
Музей изобразительных искусств города Тиба
Годы жизни художника: 1760 – 1849
Данная гравюра входит в серию из 36 суримоно формата сикиси с пятистишиями кёка. Каждое из кёка посвящено одному из 36 видов раковин. Название каждого листа указано в картуше, выполненном в форме веера.
На гравюре по ассоциации с названием раковины кинута изображена сцена обработки водорослей нори вальком (слово кинута также обозначает валёк для отбивания белья).
Фото 9 сентября 2018 года




11. Кэйсай Эйсэн. Станция Гою. Нанахито из дома Сугатаэбия. 1825

Лист из серии «Парадное шествие куртизанок и 53 станции тракта Токайдо»
Бумага, цветная ксилография
Музей изобразительных искусств города Тиба
Годы жизни художника: 1791 – 1848
Эта серия, насчитывающая 55 листов, – самое известное произведение Эйсена. В нее входят гравюры в жанре бидзинга (изображение красавиц), на которых изображены куртизанки из квартала Ёсивара с указанием их имен и названий домов, к которым они приписаны, а в картушах – виды станций тракта Токайдо.
Фото 9 сентября 2018 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




12. Утагава Кунисада. Приношения голодным духам в храме Ракандзи. Около 1819 – 1821

Лист из серии «Гордость Эдо»
Бумага, цветная ксилография
Музей изобразительных искусств города Тиба
Годы жизни художника: 1786 – 1864
Лист из серии гравюр со сценами из повседневной жизни женщин, которые соотносятся с ежегодными календарными обрядами, проводившимися в Эдо. В седьмом месяце в храме Ракандзи проходили буддийские службы, в ходе которых делались приношения голодным духам и усопшим, не имевших родных. В паре с обрядом приношения голодным духам изображена женщина, которая, укрывшись под москитной сеткой, кормит грудью младенца.
Фото 9 сентября 2018 года

А)




Б) Фрагмент




13. Утагава Кунисада. Куртизанки Аидзомэ, Мияби и Аэнарэ из заведения Кадо-эбия. Около 1830

Лист из серии «Первый квартал района Кёмати в “веселом квартале” Син-Ёсивара»
Бумага, цветная ксилография
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Годы жизни художника: 1786 – 1864
Изображена новогодняя сцена на террасе заведения Кадо-эбия в «веселом квартале» Сни-Ёсивара: три ойран (куртизанки высокого разряда) в роскошных одеяниях, с нарядными прическами, каждая со своими камуро (девочками-прислужницами) запечатлены за благородными занятиями и подобающими для первого дня Нового года играми.
Фото 9 сентября 2018 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Е) Фрагмент




Д) Фрагмент




Е) Фрагмент




14. Утагава Куниёси. Татуированный монах Лу Чжишэнь (первое имя Лу Да)

Лист из серии «108 героев из “Популярного переложения “Речных заводей”»
Бумага, цветная ксилография
Токийский национальный музей
Годы жизни художника: 1797 – 1861
Лист из серии гравюр, созданных по мотивам классического китайского романа «Речные заводи» (XIV век). Изображен монах, обладавшей сверхъестественной силой и из-за татуировке на спине прозванный Татуированным монахом.
Фото 9 сентября 2018 года

А)




Б) Фрагмент





Рейтинг@Mail.ru