Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Томас Гейнсборо
Часть 1. Поздние работы. Портреты
Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Часть 2. Поздние работы. Пейзажи


03 декабря 2019 – 01 марта 2020
Залы 19, 20, 30, Колоннада Главного здания

Выставка «Томас Гейнсборо» позволит познакомиться с творчеством выдающегося живописца, одного из основателей британской художественной школы XVIII века, любимого художника короля Георга III и наиболее яркого и своеобразного представителя эпохи, перевернувшего мир британского искусства. В экспозиции будет представлено около 100 произведений из 11 ведущих музеев Великобритании, а также из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. Среди уникальных экспонатов из Великобритании – парадный «Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом», последний масштабный пейзаж мастера «Рыночная повозка», а также пейзажи на стекле, которые практически никогда не бывают представлены на выставках за рубежом.

Генеральный спонсор выставки ПАО «НК «Роснефть».

Томас Гейнсборо (1727–1788) по праву считается одним из самых важных английских художников XVIII столетия. Именно его портреты формируют наше представление о британском обществе той поры, воплощают культурные идеалы британской аристократии. Открывающаяся в ГМИИ им. А.С. Пушкина выставка предоставляет уникальную возможность увидеть лучшие произведения художника из собраний Великобритании. Помимо таких давних партнеров ГМИИ, как Лондонская Национальная галерея, Галерея Тейт или Королевская академия художеств, в проекте приняли участие музеи, впервые сотрудничающие с Россией. Это Дом-музей Гейнсборо в Садбери, владеющий обширным собранием ранних работ мастера; Музей Холбурн в Бате, где на протяжении пятнадцати лет жил и работал художник; лондонская Картинная галерея Далич, обладающая блестящими образцами портретной живописи Гейнсборо.

Творчество Томаса Гейнсборо развивалось в период, когда британская культура переживала возрождение, коснувшееся не только изобразительного искусства, но также театра, музыки и литературы. Именно эпоха Гейнсборо окончательно сформировала английскую школу живописи. Большую роль в сложении художественного языка Томаса Гейнсборо, помимо учителей в лондонской Академии Святого Мартина, которую возглавлял великий Уильям Хогарт, сыграли ведущие представители живописных школ континентальной Европы. На протяжении всей своей жизни Гейнсборо усваивал уроки старых мастеров, разрабатывая собственную живописную манеру, отличную от общепринятого в тот период торжественно-парадного стиля, который представлял его главный оппонент и соперник, президент и основатель Королевской академии художеств Джошуа Рейнолдс. Творчество Томаса Гейнсборо сыграло решающую роль в процессе формирования британской школы живописи.

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина посвящена становлению и развитию художественного стиля Гейнсборо, который претерпел серьезные изменения благодаря знакомству художника с искусством европейских старых мастеров

1. Вход на выставку

Фото 18 января 2020 года




2. Залы выставки

Фото 18 января 2020 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




Е)




Ж)


Со стенда на выставке:

Поздние работы Томаса Гейнсборо и наследие старых мастеров


На протяжении всей своей жизни Томас Гейнсборо изучал, копировал, реставрировал и даже дополнял картины старых мастеров. Гейнсборо не довелось совершить образовательную поездку на континент, однако, когда круг его клиентов расширился, он смог получить доступ к блестящим собраниям европейской живописи, хранившимся в особняках его заказ¬чиков. Влияние этих полотен наиболее ярко отразилось на развитии его живописного стиля 1780-х годов.

Уже в ранних пейзажах Гейнсборо проявилась его увлеченность голланд¬ской школой. Однако постепенно мастер начал отдавать предпочтение творчеству Якоба ван Рёйсдала - одного из самых тонких и философски мыслящих представителей голландской пейзажной живописи, видевшего в первозданной, не обжитой человеком природе проявление вечно мудрых законов мироздания.

Пейзажи Гейнсборо, созданные в начале 1780-х годов, представляют собой живописные воплощения драматического царства природы, особый мир, эмоционально созвучный натуре. В этот период художник был увлечен не только полотнами голландских живописцев XVII столетия, но и пейза¬жами их великого современника, фламандца Петера Пауля Рубенса.

Под влиянием его полотен Гейнсборо нередко отказывался от тщательно выверенной панорамной композиции; его ландшафты состоят из прихотливо изгибающихся природных форм, текучие ритмы композиции подчиняются внутренней гармонии.

Копирование и интерпретация художественных приемов старых мастеров были основой художественной практики XVIII века. Безусловным автори¬тетом среди британских портретистов пользовались произведения ученика Рубенса, Антониса ван Дейка, чье влияние начало заметно преобладать и в поздней портретной живописи Гейнсборо. Для Гейнсборо ван Дейк был примером талантливого живописца и настоящего джентльмена, воплощением итальянского понятия sprezzatura - кажущейся легкости и блестящей живописной маэстрии.

Друг Гейнсборо, композитор Уильям Джексон, отмечал, что Гейнсборо успешно «работал в смелом, масштабном стиле ван Дейка, и если и уступал ему, то лишь немногим».


3. Томас Гейнсборо. Портрет Самюэля Линли. 1778

Холст, масло
Годы жизни художника: 1727 – 1788
Картинная галерея Далич, Лондон
Гобоист, певец и морской офицер Самюэль Линли (1760 – 1778) – один из талантливых детей выдающегося музыканта и композитора Томаса Линли (1733 – 1795)
Фото 18 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




4. Томас Гейнсборо. Автопортрет. Около 1787

Холст, масло Годы жизни художника: 1727 – 1788
Королевская академия художеств, Лондон
Автопортрет предназначался ближайшему другу Гейнсборо, Карлу Фридриху Абелю (1723 – 1787). Его внезапная смерть стала огромным горем для художника и картина не была закончена
Фото 18 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




5. Томас Гейнсборо. Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом. 1779 – 1785

Холст, масло
Годы жизни художника: 1727 – 1788
Картинная галерея Далич, Лондон
Элизабет Муди (1756 – 1782), урожденная Джонсон, в 1779 году стала женой Самюэля Муди, которому вскоре родила двух сыновей – Самюэля и Томаса
Фото 18 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




6. Томас Гейнсборо. Портрет Томаса Хибберта (1744 – 1819). 1785

Холст, масло
Годы жизни художника: 1727 – 1788
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк. Передана на хранение из частной коллекции
Портрет был создан, когда Томас Хибберт, начавший карьеру на сахарных плантациях Ямайки, получил в наследство поместье в графстве Ланкашир и вернулся на родину
Фото 18 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




7. Томас Гейнсборо. Портрет Энн Форд. Эскиз. Около 1760

Бумага, мел
Годы жизни художника: 1727 – 1788
Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Фото 18 января 2020 года




Со стенда на выставке:

Музыкальный мир Томаса Гейнсборо


Творчество Томаса Гейнсборо развивалось в период, когда британское искусство переживало подлинное возрождение, которое коснулось и театра, и музыки, и литературы, и изобразительного искусства На протяжении многих лет Томас Гейнсборо тесно общался с крупнейшими представителя ми современной ему британской культуры. Одаренный музыкант любитель, он был хорошо знаком с известными британскими композиторами и ведущими исполнителями, дружил с выдающимися иностранными музыкантами. Благодаря этой дружбе художник оставил великолепную портретную галерею лучших представителей музыкального искусства Великобритании георгианской эпохи. Среди них - композитор и гамбист Карл Фридрих Абель, члены невероятно одаренной семьи Томаса Линли, певица и исполнитель¬ница на струнных инструментах Анна Форд, чьи портреты представлены на выставке.

Музыкальные занятия оставались для Гейнсборо главным увлечением всей его жизни. Обладая прекрасным слухом, он, по свидетельству совре¬менников, мог исполнить любую мелодию на скрипке, гитаре, клавесине или флейте Известно также, что он пробовал играть на фаготе, арфе, брал уроки игры на виоле да гамба и, возможно, на лютне.

Гейнсборо брался за новые для него инструменты с поразительной смелостью, стремясь попробовать все новые и новые тембровые краски и при этом совершенно не ставя перед собой цели научиться играть профессионально. Скорее, музыкальный инструмент существовал для него как самоценный эстетический объект, совершенный по звучанию и форме. Любопытна страсть Гейнсборо к приобретению личных инструментов выдающихся музыкантов - в его обширной коллекции можно было найти лютню Рудольфа Штраубе, виолу да гамба Абеля, скрипку Феличе Джардини, а также басовые виолы работы знаменитых мастеров Генри Джея и Барака Нормана или клавесин Бурката Шуди.

В живописных работах Гейнсборо встречаются практически все распространенные музыкальные инструменты его времени: классическая флейта и гобой, лютня и арфа, клавесин и хаммерклавир, английская гитара, виола да гамба и скрипка.


8. Томас Гейнсборо. Портрет Луизы Скрайн, леди Кладж. 1778

Холст, масло
Годы жизни художника: 1727 – 1788
Музей Холбурн, Бат. Передана на хранение из Художественной галереи Виктории, Совета Бата и Северо-Восточного Сомерсета
Портрет талантливой арфистки и щедрой покровительницы музыкантов Луизы Скрайн (1760 – 1809) был написан по заказу ее мужа, сэра Томаса Кладжа, через год после свадьбы
Фото 18 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




9. Томас Гейнсборо. Портрет семьи Джорджа Байяма. 1762 – 1766

Холст, масло
Годы жизни художника: 1727 – 1788
Музей Холбурн, Бат. Передана на хранение из Фонда искусств Эндрю Браунсворда
Джордж Байям (1734 – 1779), владелец крупных плантаций на Антигуа, запечатлен вместе со своей супругой, урожденной Луизой Батерст, и дочерью Селиной
Фото 18 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




10. Томас Гейнсборо. Портрет Карла Фридриха Абеля. Около 1765

Холст, масло
Годы жизни художника: 1727 – 1788
Национальная портретная галерея, Лондон. Приобретена при поддержке Мемориального фонда национального наследия в 1987
Карл Фридрих Абель (1723 – 1787) – друг художника, композитор и последний виртуоз-исполнитель на виоле да гамба, в тот период окончательно уступившей место виолончели
Фото 18 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




11. Томас Гейнсборо. Портрет Карла Фридриха Абеля. Эскиз. Около 1765

Голубая бумага, черный и белый мел, растушевка
Годы жизни художника: 1727 – 1788
Национальная портретная галерея, Лондон
Фото 18 января 2020 года




12. Антонис ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. Конец 1638 – начало 1639

Холст, масло
Годы жизни художника: 1599 – 1641
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Блестящий портретист, ван Дейк создал тип сословного аристократического портрета, ставшего образцом прежде всего для британской художественной школы
Фото 18 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент





Рейтинг@Mail.ru