Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Искусство Фландрии

Постоянная экспозиция в ГМИИ им. А.С. Пушкина



1. Виллем II ван Ньюлант. Возвращение Иакова в Ханаан. 1611

Годы жизни художника: 1584 – 1635/36
Фото 3 января 2015 года




2. Ян Сиберехтс. Брод. 1669

Годы жизни художника: 1627 – 1703
Неглубокая речка служит своего рода дорогой между зарослями серебристых ветел. Радуга указывает на то, что только что прошел дождь. Художник находит красоту и поэзию в обычной жизни крестьян среди родной природы. Картина относится к лучшему периоду его творчества. Она была подарена Н.П. Колюпановым Румянцевскому музею в 1892
Фото 3 января 2015 года




3. Корнелис де Вос. Идолослужение царя Соломона. Вторая половина 1620-х

Годы жизни художника: Около 1585 – 1651
Ветхозаветный царь Соломон, поддавшись просьбам своих многочисленных языческих жен, отвернулся от истинного Бога и стал поклоняться языческим идолам. Большая картина, типичная для антверпенской школы живописи первой трети XVIII века, отличается насыщенным колоритом, мастерством изображения тканей и выразительностью индивидуально трактованных лиц.
Инв. 3872
Фото 3 января 2015 года




4. Франс Снейдерс. Натюрморт с лебедем. 1640-е

Годы жизни художника: 1579 – 1657
На тарелке в руках слуги – сладкие плоды инжира, которые в символике эпохи означают радости любви и плодородие. Плодородие земли – основная тема картины. На поздний период творчества мастера указывает уравновешенная, ясно читаемая композиция и звучный, но не слишком яркий колорит.
Инв. 2607
Фото 3 января 2015 года




5. Давид II Тенирс. Шут. 1640-е

Годы жизни художника: 1610 - 1690
Инв. 609
Фото 3 января 2015 года




6. Школа Рубенса. Мадонна вручает чётки св. Доминику. 1640-е

Сидящая в облаках Мария с младенцем Христом на коленях протягивает чётки стоящему на земле Св. Доминику. Слева от него изображен Св. Фома Аквинский, справа – Св.Исидор Севильский с епископским посохом и Св. Владислав, король Венгерский; на коленях впереди представлена Св. Екатерина Сиенская.
Картина, изначально украшавшая главный алтарь монастырской церкви доминиканского монастыря в Лире, близ Антверпена, создана в начале 1630-х годов и демонстрирует методику взаимодействия Рубенса и его многочисленных ассистентов. Как это было широко распространено в творческой практике мастерской Рубенса, сам маэстро, чрезвычайно перегруженный заказами, исполнив предварительный эскиз, поручал работу над большой картиной своим подмастерьям, оставляя за собой исполнение наиболее ответственных деталей и корректировку живописи на завершающем этапе создания произведения. Кроме того, в исполнении картины заметно участие нескольких художников.
Инв. 647
Фото 3 января 2015 года




7. Гиллис ван Валькенборх. Мидас чествует Вакха и Силена, около 1598

Годы жизни художника: Около 1575 – 1622 (Gillis van Valkenborch)
По рассказу Овидия, царь Мидас устроил пир в честь юного Вакха, бога виноделия и плодородия, и его вечно пьяного воспитателя Силена. Ночное зрелище исступленной оргии вполне соответствует теме Вакханалии – безумного празднества в честь Вакха.
Инв. 4483
Фото 3 января 2015 года




8. Франс Флорис де Фриндт. Аллегория мира и правосудия

Годы жизни художника: 1519/20 – 1570 (Frans-Floris de Vriendt)
На картине Франа Флориса, ведущего представителя антверпенского романизма второй трети XVI века изображены две молодые женщины в фантастических «античных» нарядах, обнимающие друг друга. Соответственно женщина с оливковой ветвью персонифицирует Мир, тогда как жезл в руках другой фигуры, является, по всей видимости, помимо традиционного атрибута монаршей власти, атрибутом светского Правосудия.
Изображение гермы бородатого мужчины чертами лица напоминает римского императора Марка Аврелия. Иными словами, в аллегорической форме проводится довольно прозрачная для современников художника параллель между почитаемым в христианском мире легендарным императором Древнего Рима и Филиппом II, королем Испании, ставшим в 1555 году регентом Нидерландов. Возможно, что смысловая программа композиции является отголоском аллегорических сцен, которые разыгрывались на подмостках в виде живых картин на состязаниях камер риторики или во время торжественного въезда Филиппа II в Антверпен в 1556 году.
Инв. 155
Фото 3 января 2015 года




9. Питер Кук ван Альст. Св. Иосиф Аримафейский. Около 1543 - 1545

Годы жизни художника: 1502 – 1550 (Pieter Coecke van Aelst)
Парная картина к Св. Марии Магдалине
Створки триптиха, средняя часть которого утрачена. Изображены святые, участвовавшие в погребении Христа: Иосиф Аримафейский держит терновый венец, а Мария Магдалина – сосуд с елеем, чтобы умастить его тело.
Инв. 4179
Фото 3 января 2015 года




10. Питер Кук ван Альст. Св. Мария Магдалина. Около 1543 - 1545

Годы жизни художника: 1502 – 1550 (Pieter Coecke van Aelst)
Парная картина к Св. Иосифу Аримафейскому
Створки триптиха, средняя часть которого утрачена. Изображены святые, участвовавшие в погребении Христа: Иосиф Аримафейский держит терновый венец, а Мария Магдалина – сосуд с елеем, чтобы умастить его тело.
Инв. 4179
Фото 3 января 2015 года

А)




Б) Фрагмент




11. Питер Брейгель Младший. Зимний пейзаж с птичьей западней

Годы жизни художника: 1564/65 – 1637/38
Картина относится к большой группе повторений, исполненных в мастерской Питера Брейгеля Младшего по оригиналу Питера Брейгеля Старшего «Пейзаж с птичьей западнёй и конькобежцами» (1565, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В настоящее время известно 127 реплик этого прославленного произведения, пользовавшегося большим успехом у современников и потомков великого нидерландского художника; из них только 45 приписываются кисти Питера Брейгеля Младшего.
Чарующий своей красотой зимний пейзаж (деревенька в Брабанте или в окрестностях Антверпена) со сценой зимних развлечений содержит глубокую философскую символику. Западня означает пленение и гибель птиц, тогда как конькобежцы на непрочном льду с прорубью – намёк на легкомысленную неосторожность; при этом имеет значение присутствие двух чёрных ворон в небе на втором плане. Они предвещают смерть, которая, подобно птичьей западне, всюду подстерегает беспечных конькобежцев. Под гравюрой «Катанье на коньках на льду возое ворот Св. Георгия в Антверпене» по оригиналу Питера Брейгеля Старшего начертано глубокомысленное название: «Скольжение по льду Человеческой Жизни».
Инв. 1760
Фото 3 января 2015 года




12. Давид II Тенирс. Кермесса. Около 1650

Годы жизни художника: 1610 - 1690
Кермесса – сельский праздник во Фландрии. Крестьяне веселятся около деревенского кабака, хозяин которого стоит слева у калитки. В середине толпы – шут в одежде, сшитой из разноцветных лоскутьев.
холст (перевод с дерева), масло, 116х148 см.
Инв. 2613
Фото 3 января 2015 года




13. Якоб Йорданс. Бегство в Египет. 1640

Годы жизни художника: 1593 - 1640
Согласно Евангелию, св. Семейство в сопровождении ангелов отправляется из Палестины в Египет, чтобы спасти младенца Христа от преследований царя Ирода. Работая над картиной, художник внес в нее изменения: поверх уже законченной живописи он написал новый вариант фигуры большого ангела, на фоне неба заметны следы его крыльев в первоначальном положении.
холст, масло, 135 х 201 см.
Инв. 1717
На сайте:
В ГМИИ с 1924 г, ранее в собрании Нарышкиных и в Доме-музее Шуваловой в Ленинграде.
Примером картины Иорданса, написанной на евангельский сюжет, может служить полотно «Бегство в Египет». Согласно Евангелиям, Святое Семейство спасается бегством в Египет от злодеяний царя Ирода, решившего истребить всех младенцев мужского пола. Иорданс использует традиционную иконографию: Мария и младенец Христос едут на ослике, впереди идет св. Иосиф, ведомый ангелом. Художник неоднократно менял композицию, переписывал отдельные фигуры (в первую очередь большого ангела, указывающего Святому семейству путь), надставлял холст. Моделью для фигуры Богоматери художнику служила, по всей видимости, его жена.
Фото 3 января 2015 года




14. Хендрик ван Бален, Ян Брейгель Младший. Крещение Христа. Около 1620

Годы жизни художников:
Хендрик ван Бален (Hendrick van Balen): 1575 – 1632
Ян Брейгель Младший (Jan Brueghel the Younger): 1601 – 1678
Крупноформатная композиция «Крещение Христа», иллюстрирующая популярный в старом западно-европейском искусстве эпизод из Нового Завета, принадлежит к числу наиболее амбициозных совместных произведений прославленных фламандских живописцев Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля Младшего. Как это было широко распространно в творческой практике фламандских и голландских живописцев XVII в., мастера «исторического» жанра часто приглашали а соавторы пейзажистов и натюрмортистов. В данном случае, изображение элементов натюрморта на первом плане и пейзажного фона исполнены прославленным антверпенским живописцем Яном Брейгелем Младшим. Судя по разнице возрастов обоих авторов, картина может быть датирована второй половиной 1620-х гг. Успех ее среди современников был настолько велик, что подмастерья, работавшие в мастерской ван Балена, исполнили с нее копию, в настоящее время хранящуюся в запаснике Королевского музея изящных искусств в Антверпене.
Инв. 4780
Картина подарена государством в 2012 году на столетие музея. Куплена за 20 млн рублей.
Фото 3 января 2015 года




15. Антонис ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. Около 1638

Годы жизни художника: (Anthonis van Dyck): 1599 – 1641
Дама в белом – Катерина Говард (? - 1650), которая в 1638 г. тайно обвенчалась с Джорджем Стюартом, сеньором д’Обиньи. Брак вызвал гнев его родственника, английского короля Карла I. Дама в синем платье слева – сестра Джорджа, Франсес Стюарт (1617 - 1694), в замужестве графиня Портленд. Последнее определение подтверждается подписью под старинной гравюрой. Изысканная композиция и беглый, как бы небрежный мазок говорит об артистизме мастера. Картина характерна для его позднего творчества, которое прошло при английском дворе. Создана около 1638 года – когда состоялась свадьба сеньора д’Обиньи и Катерины Говард.
Инв. 654
Фото 3 января 2015 года




16. Артус Волфорт. Старик с книгой. Около 1620-1625

Годы жизни художника: (Artus Wolfort): 1581 – 1641
дерево, масло
80 х 60 см.
Артус Волфорт (на сайте музея фамилия пишется как Вольфорт) принадлежал к поколению антверпенских художников, творчество которых сложились под влиянием крупнейших мастеров той поры – Рубенса и Якоба Йорданса. Несколько жёсткий рисунок кистью, подчеркивающий структуру лица и рук, очень характерен для работ этого мастера. Изображенный на картине бородатый старик, по всей видимости, персонифицирует некоего святого-мыслителя или древнего философа. Исполнена в первой половине 1620-гг.
Инв. 494
Фото 11 января 2015 года





Рейтинг@Mail.ru