Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Искусство Франции

Постоянная экспозиция в ГМИИ им. А.С. Пушкина



1. Симон Вуэ. Благовещение

Картина написана для капеллы дворца кардинала Ришелье в Париже, вскоре после возвращения Вуэ из Италии, где он провел свою молодость (1612 - 1627) и испытал влияние итальянских мастеров.
Художник обращается к Евангельскому сюжету – Архангел Гавриил возвещает Деве Марии, что ей предстоит стать матерью Христа.
Фото 31 мая 2014 года




2. «Мастер процессий». Драка

«Мастер процессий» - условное обозначение художника круга братьев Ленен, известного лишь двумя картинами, изображающими карнавальные шествия: процессию с быком и процессию с бараном. На основании общих стилистических признаков ему можно приписать также и картину ГМИИ «Драка».
Фото 31 мая 2014 года




3. Клод Лоррен. Пейзаж с похищением Европы

Большинство пейзажей Клода Лоррена – морские виды, в которых уделяется большое внимание освещению в разное время дня. Мифологические персонажи в картине имеют подчиненное значение. Согласно античному мифу, Европа была дочерью финикийского царя, пленившая своей красотой царя богов – Зевса. Явившись к ней в образе белого быка, он ее похитил и, переплыв через море, перенес на остров Крит. Впоследствии имя Европы стало названием части света.
Фото 31 мая 2014 года




4. Жан-Франсуа де Труа. Сусанна и старцы. 1715

Годы жизни художника: (Jean-Francois de Troy): 1679 – 1752
Добродетельная Сусанна отвергла домогательства двух старцев, которые подстерегли ее во время купания. Так как на крик Сусанны сбежались люди, старцы объявили, будто застали ее с любовником. За прелюбодеяние Сусанну приговорили к смерти, но пророк Даниил, уличив старцев во лжи, спас ее. Старцы были казнены, а добродетель восторжествовала. (Ветхий завет. Книга Даниила, 13, 15-25).
Ж.Ф. де Труа принадлежал к переходному поколению художников, работавших на рубеже XVII – XVIII веков. Оппозиция рассудочному стилю, связанному с Королевской Академией живописи, выразилась в усиливавшемся интересе к колориту, к живописной манере. Ели Академия провозглашала образцом для подражания Пуссена, то Ж.-Ф. де Труа и другие мастера этого поколения ориентировались на венецианских мастеров, а также на П.П. Рубенса. О влиянии Рубенса свидетельствует колорит картины, особенно пейзаж в котором преобладаюттеплые оранжевые и коричневые тона.
Инв. 2771
Фото 10 мая 2015 года

А)




Б) Фрагмент




5. Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Наяды. Около 1817

Годы жизни художника: (Louise-Elisabeth Vigee-Lebrun): 1755 – 1842
Инв. 2800
Фото 6 декабря 2015 года

А)




Б) Фрагмент




6. Никола Монсио. Сократ у Аспазии. Около 1801

Годы жизни художника: (Nicolas Monsiaux): 1754 – 1837
Сюжет из диалогов древнегреческого философа Платона.
Знаменитая своей красотой и умом гетера Аспазия побеждает в споре философа Сократа, которого привел к ней молодой военачальник Алкивиад.
Инв. 1248
Фото 6 декабря 2015 года




7. Жан-Батист Лемуан. Портрет неизвестной. 1770

Мрамор
Годы жизни художника: (Jean-Baptiste Lemoyne): 1704 – 1778
Инв. Ск28
Фото 6 декабря 2015 года




8. Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Портрет княгини А.П. Голицыной с сыном Петром. 1794

Годы жизни художницы: 1755 – 1842
Александра Петровна Голицына, урожденная Протасова (1774 - 1842) – жена шталмейстера князя Алексея Андреевича Голицына. Ее сын – Петр Алексеевич Голицын (1792 - 1842).
Портрет выполнен в Вене, где Виже-Лебрен жила с 1792 по 1795 год.
Фото 3 января 2015 года




9. Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Е.И. Голенищевой-Кутузовой. 1795 - 1801

Годы жизни художницы: 1755 – 1842
Екатерина Ильинична Голенищева-Кутузова (1754 - 1824), урожденная Бибикова, жена фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. В 1796 г. при коронации Павла I пожалована орденом св. Екатерины.
Портрет написан в 1797 в Санкт-Петербурге.
Фото 3 января 2015 года

А)




Б) Фрагмент




10. Луи Мишель Ванлоо. Портрет Е.Д. Голицыной. 1759

Годы жизни художницы: 1707 – 1771
Княгиня Екатерина Дмитриевна Голицына (1720 - 1761), сестра писателя Антиоха Кантемира и жена князя Д.М. Голицына, русского посла в Вене, была придворной дамой императрицы Елизаветы Петровны. Много занималась благотворительностью; основала вместе с мужем Голицынскую больницу в Москве.
Портрет написан во время пребывания кн. Голицыной в Париже.
Фото 3 января 2015 года




11. Жан-Батист Грез. Сладострастие

Годы жизни художника: 1725 – 1805
Подобные сентиментальные головки составили в свое время славу Греза у самой широкой публики во Франции и за ее пределами. Данное произведение было написано для кн. Н.Б. Юсупова и висело в его подмосковном имении Архангельское.
Фото 3 января 2015 года




12. Пьер-Поль Прюдон. Голова Марии. 1811

Годы жизни художника: 1758 – 1823
Парная к картине «Архангел Гавриил» К. Майер ла Мартиньер (инв. 1012), вместе с которой составляет сюжет «Благовещение». Произведение выполнено в 1811 году по заказу князя Н.Б. Юсупова.
Инв. 1044
Фото 3 января 2015 года




13. Франсуа Жерар. Портрет княгини М.В. Кочубей. 1809

Годы жизни художника: 1770 – 1837
Княгиня Мария Васильевна Кочубей (1779 - 1844), урожденная Васильчикова, была статс-дамой и женой государственного канцлера В.П. Кочубея (1768 - 1834), возглавлявшего министерство внутренних дел. Композиция портрета восходит к портрету королевы Гортензии кисти Ф. Жерара. Парный портрет В.П. Кочубея находится в Государственном Эрмитаже.
Инв. 2772
Фото 3 января 2015 года




14. Жан-Батист Грез. Портрет графа А.П. Шувалова

Годы жизни художника: 1725 – 1805
Андрей Петрович Шувалов (1744 - 1788) – сенатор и приближенный Екатерины II. Почетный член Санкт-Петербургской Академии Художеств. Долго жил во Франции. Был хорошо знаком с Вольтером и энциклопедистами.
Инв. 1288
Фото 3 января 2015 года




15. Антуан Жан Гро. Портрет художника Жака-Луи Давида. 1790

Годы жизни художника: 1771 – 1835
В настоящее время подтверждается старая атрибуция портрета, зафиксированная в надписи на обороте холста: его автором является молодой и талантливый ученик Давида - Антуан Жан Гро.
Инв. 842
Фото 3 января 2015 года




16. Жак Луи Давид. Андромаха, оплакивающая Гектора. 1783

Годы жизни художника: 1748 – 1825
Сюжет заимствован из «Илиады» Гомера. Гектор, сын троянского царя Приама, пал геройской смертью при защите родного города. У скорбного ложа с телом убитого Гектора сидит его жена Андромаха, а рядом с ней их сын, Астианакс.
Является эскизом к большой картине, за которую Давид получил звание Академика.
Инв. 843
Фото 3 января 2015 года




17. Мадемуазель Ривьер. Портрет Жозефины Будаевской (Дама с лирой). 1806

Годы жизни художника: начало XIX века
Жозефина-Вильгельмина Будаевская – жена польского генерала, находившегося на службе у Наполеона. Портрет дамы с лирой – превосходный образец французского парадного портрета эпохи Империи. Его композиция восходит к знаменитому портрету госпожи Рекамье кисти Жака-Луи Давида (1801; Лувр, Париж)
Инв. 3920
Фото 3 января 2015 года




18. Жан Лоран Монье. Портрет Е.Ф. Муравьевой с сыном Никитой. 1802

Годы жизни художника: 1743 - 1808
Екатерина Федоровна Муравьева, урожденная Колокольцева (1772 - 1848), жена тайного советника М.Н. Муравьева, попечителя Московского Университета, и мать будущего декабриста Н. Муравьева (1795 - 1843), изображенного вместе с ней на портрете. Французский портретист Монье с 1802 года работал в Петербурге, где был избран в члены Академии Художеств.
Инв. 1026
Фото 3 января 2015 года




19. Жан Батист Юэ. Нападение (Собака, нападающая на индюка). 1781

Годы жизни художника: 1745 - 1811
Инв. 840
Фото 3 января 2015 года




20. Жан-Батист Реньо. Туалет Венеры. 1781

Годы жизни художника: 1754 - 1829
Жан-Батист Реньо был современником Жак-Луи Давида (1748 - 1835) и Франсуа Андре Венсана (1746 - 1816) – художников, принимавших непосредственное участие в формировании неоклассического стиля в искусстве. В данной работе живописец обращается к традициям мифологического жанра рокайльной живописи. Туалет Венеры был излюбленным сюжетом признанных мастеров рококо – Буше и Натуара.
Фото 3 января 2015 года




21. Жак Луи Давид, круг. Портрет молодого человека. 1781

В качестве модели долгое время называли молодого Ж.-Б. Энгра. Портрет молодого человека написан под влиянием живописи Давида, этим объясняется своеобразный вибрирующий мазок и сходство образного строя. Однако этого недостаточно, чтобы считать картину произведением самого мастера.
Инв. 844
Фото 3 января 2015 года




22. Луи Буальи. Мастерская художницы. 1800

Годы жизни художника: 1761 – 1845
В конце XVIII века во Франции резко возрастает число женщин художниц. В творчестве известного жанриста Буальи, оставившего нам яркую картину быта и нравов своего времени, тема художницы за работой встречается очень часто.
Инв. 1260
Фото 3 января 2015 года




23. Франсуа Буше. Ферма. 1752

Годы жизни художника: 1703 – 1770
Инв. 735
Фото 3 января 2015 года




24. Франсуа де Труа. Портрет Аделаиды Савойской. 1697

Годы жизни художника: 1645 – 1730
Мария-Аделаида (1685 - 1712) – дочь Виктора Амадея, герцога Савойского – в 1697 году вышла замуж за французского дофина герцога Бургундского, внук Людовика XIV. Признаки парадного портрета XVII века – условная поза, постамент с надписью, пышная драпировка – соединяются в картине с чертами, которые предвосхищают искусство следующего столетия. Это прежде всего насыщенный колорит, в котором коричнево-рыжие и оливково-зеленые оттенки сочетаются с синим и пурпурно-розовым. Пейзаж в картине несет смысловую нагрузку. Аделаида Савойская изображена на фоне парка со скульптурой амура, фигурка которого наполовину срезана краем картины. Амур служит намеком на недавнее бракосочетание Марии-Аделаиды.
Инв. 1118
Фото 3 января 2015 года




25. Никола де Ларжильер. Женский портрет

Годы жизни художника: 1656 – 1746
Инв. 985
Фото 3 января 2015 года

А)




Б) Фрагмент




26. Жан-Антуан Гудон. Сын архитектора Броньяра (реплика)

Годы жизни художника: 1741 – 1828 (Jean-Antoine Houdon)
Бронза
Реплика с оригинала, хранящегося в Лувре, в Париже
Инв. Ск. 92
Фото 3 января 2015 года




27. Клод Лоррен. Битва на мосту. 1655

Годы жизни художника: 1600 – 1682 (Claude Lorrain)
«Битва на мосту» и «Похищение Европы» были созданы для кардинала Клаудио Фиджи, ставшего 7 апреля 1655 года папой Александром VII. В творчестве Клода Лоррена довольно часто встречаются парные картины, которые предназначались для одного заказчика; они совпадают в размерах и объединены общей линией горизонта.
Сюжет картины истолковывается некоторыми исследователями как «Битва между Максенцием и Константином», в соответствие этой версией императорами являются два всадника в шлемах, украшенных коронами, изображенные в центре среди сражающихся на мосту. Битвамежду Максенцием и Константином Великим состоялась в 312 году на Мильвийском мосту через реку Тибр. Сражение закончилось поражением и гибелью Максенция. Константин с триумфальными гимнами вошел в Рим, где сенатом и народом он был признан победителем и императором.
Инв. 1283
Фото 3 января 2015 года




28. Корнель де Лион. Женский портрет 1535 - 1540

Годы жизни художника: 1500/1510 – 1574 (Corneille de Lyon)
Корнель де Лион родился в Гааге, а в 1530-е переехал во Францию, причем работал в основном в Лионе. Художник получил большую известность как автор портретов небольшого формата, которые отличает удивительная тонкость и прозрачность письма.
По традиции портрет был известен как изображение королевы Клод, дочери французского короля Людовика XII и жены его преемника Франциска I. Однако королева Клод умерла в 1524 году, а по костюму портрет можно датировать 1535 – 1540 годами.
Инв. 949
Фото 3 января 2015 года




29. Жан-Оноре Фрагонар. Приготовление обеда (Счастливое семейство). Около 1756-1760

Годы жизни художника: (Jean Honore Fragonard): 1732 – 1806
холст, масло
47х61 см.
Картина написана во время первого пребывания Фрагонара в Италии (1756 - 1761). Смелость живописного исполнения позволяет отнести эту работу к числу шедевров раннего творчества Фрагонара. По своей теме она выдает влияние Греза, прославившегося тогда своими бытовыми сценами, но совершенно лишена грезовской сентиментальности.
Инв. 1129
Фото 11 января 2015 года





Рейтинг@Mail.ru