Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

От Дюрера до Матисса

Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина

10 июля 2020 года – 1 ноября 2020 года
Главное здание

Выставка охватывает пять веков истории европейского рисунка – с конца XV до середины XX века. Из богатого графического собрания музея отобраны лучшие образцы разных национальных школ – итальянской, французской, немецкой, голландской, фламандской и русской. Зрители увидят редко экспонируемые работы таких мастеров как Дюрер, Веронезе, Пуссен, Рембрандт, Рубенс, Ватто, Фрагонар, Тьеполо, Давид, Энгр, Домье, Фридрих, Брюллов, Дега, Ренуар, ван Гог, Врубель, Кандинский, Марк, Нольде, Пикассо, Леже, Матисс, Малевич, Шагал. Выставка дает представление о многообразии графических техник и разных манерах рисования, позволяет проследить смену стилей и художественных направлений в истории рисунка, где отразились общие тенденции развития европейского искусства на протяжении нескольких столетий.

Пушкинский музей хорошо известен в России и в мире своими коллекциями живописи. Однако фонды западноевропейской и русской графики широкому зрителю знакомы гораздо меньше. Между тем богатейшее собрание рисунков ГМИИ им. А.С. Пушкина имеет полуторавековую историю, в которой тесно переплелись судьбы самых разных коллекций, и является одним из крупнейших российских собраний графики, наряду с коллекциями Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Оно насчитывает около 27 000 рисунков, относящихся к разным национальным школам, и охватывает все наиболее значимые периоды истории искусства. В основу фонда легло собрание Гравюрного кабинета Румянцевского музея. Затем он систематически пополнялся за счет даров, приобретений, передач из других музеев и государственных учреждений.

Музей регулярно показывает отдельные рисунки или группы рисунков, а также те или иные разделы своих графических фондов в рамках российских и зарубежных тематических выставок или экспозиций, посвященных национальным школам. Важной вехой в истории московского собрания рисунков стала выставка, организованная в 2019 году в Фонде Кустодиа в Париже. Настолько представительного показа рисунков из фондов ГМИИ в стенах зарубежного музея еще никогда не было. Особенность этой масштабной экспозиции состояла также в том, что работы русских мастеров были включены в общеевропейский контекст. Открывающуюся выставку «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» можно рассматривать как второй этап этого проекта.

Московская версия, несмотря на некоторые отличия по составу и способу экспонирования, преследует те же цели – представить публике, пусть и далекий от полноты, все же целостный образ собрания рисунков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отбирая экспонаты, кураторы не стремились выстроить некую модель московской коллекции в миниатюре, с сохранением пропорций и соотношений между ее частями и разделами. Отбор определялся желанием представить по возможности связную историю европейского рисунка на протяжении пяти столетий с опорой на самые сильные стороны собрания Пушкинского музея.

Экспозиция организована по хронологическому принципу, выставку открывают графические работы художников ранней немецкой школы, среди которых представлены листы Альбрехта Дюрера и итальянских авторов Ренессанса, маньеризма и барокко (В. Карпаччо, Веронезе, Пармиджанино, Д.Л. Бернини и др). Второй раздел посвящен произведениям, созданным в XVII столетии в Голландии, Фландрии и Франции (Рембрандт, П.П. Рубенс, Н. Пуссен и др.), третий – искусству рисунка XVIII века во Франции и Италии (А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-О. Фрагонар, Г. Робер, Ж.-Б. Грёз, Ж.-Л. Давид, Дж.Б. Тьеполо и др.). Далее представлены самые разные явления истории рисунка XIX века в Германии, Франции и России – от романтизма до импрессионизма и символизма (К.Д. Фридрих, Э. Делакруа, К. Брюллов, Ж.-О.-Д. Энгр, Ж.-Б. К. Коро, О. Домье, А. фон Менцель, Э. Дега, П.-О. Ренуар, В. ван Гог, А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, О. Редон, М. Врубель и др.). Начиная с XIX века работы русских рисовальщиков показываются на выставке рядом с произведениями западных мастеров, демонстрируя их интегрированность в общий контекст европейского искусства. Кроме того, в этом разделе экспонируется единственная в российских музеях графическая работа Винсента ван Гога — «Портрет молодой девушки», который соотносится с живописным портретом, известным под названием «Мусме» и хранящимся в Национальной галерее Вашингтона.

В Белом зале демонстрируются рисунки мастеров XX столетия. В эту эпоху национальные разграничения во многом утратили значение: художники из Франции, Германии, России, Испании, Италии на равных участвовали в процессе формирования языка современного искусства, и коллекция ГМИИ им. А.С. Пушкина позволяет показать разные грани этого интернационального феномена. Зрители увидят рисунки Ф. Марка, Э. Нольде, М. Пехштейна, П. Клее, В. Кандинского, К. Малевича, П. Пикассо, Ф. Леже, А. Матисса, М. Шагала, М. Ларионова, Н. Гончаровой, Д. Де Кирико, П. Филонова, А. Родченко, А. Дейнеки и других известных художников.

В дополнение к основному составу выставки часть экспонатов будет представлена в специальных витринах в залах постоянной экспозиции музея рядом с живописными работами. Более 40 листов будут расположены в соответствии с темами того или иного раздела. Этот принцип экспонирования позволит дать более полное представление о графическом собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина.

1. Залы выставки. Колоннада

Фото 24 июля 2020 года




2. Залы выставки. Экспозиция XV – XVI вв.

Фото 24 июля 2020 года

А)




Б)




Со стенда на выставке:

Искусство рисунка конца XV—XVI века представлено работами немецких и итальянских мастеров. К числу самых ранних листов немецкого раздела собрания принадлежат рисунки Верхнерейнского мастера, М. Шонгауэра (зал 8), Н.А. Майра фон Ландсхута, а также А. Дюрера «Танцующие и музицирующие путти». Эта ранняя работа Дюрера (1495), гордость коллекции, возникла в период его первого путешествия в Италию. Искусство великого немецкого мастера имело большое влияние на современников, особенно благодаря его гравюрам. Об этом свидетельствуют рисунки его учеников Г.З. Бехама и Г. Бальдунга, а также работа неизвестного художника «Воскрешение Лазаря». сПейзаж с ручьем» В. Хубера - образец искусства одного из ведущих мастеров дунайской школы, в творчестве которых пейзаж обрел статус самостоятельного жанра.

Самые ранние из рисунков итальянской школы в собрании ГМИИ, тяготеющие к стилистике кватроченто, тоже относятся к рубежу XV и XVI веков (анонимный мастер круга А. Мантеньи, В. Карпаччо). Рисунок Дж. Б. Сольяни датируется около 1521 года и выдержан в традициях Высокого Ренессанса; в нем угадываются отголоски искусства Леонардо и Рафаэля. С начала третьего десятилетия XVI века в произведениях художников Флоренции и Рима наблюдается сдвиг в сторону маньеризма - важнейшего направления в итальянском искус¬стве этого столетия. Свойственные Ренессансу ясность, определенность и устойчивость уступают место искусственной усложненности компо¬зиций и ракурсов, драматизму и бурному движению; на смену простоте и строгости приходит вкус к подчеркнутому изяществу линий, прихотливой орнаментике. Среди итальянских рисунков XVI века в московском собрании преобладают именно работы маньеристов. Перино дель Вага усвоил как уроки позднего Рафаэля, так и опыт Микеланджело, столь важный для сложения эстетики маньеризма. Л. Пенни, испытавший влияние Перино дель Ваги, внес вклад в достижения школы Фонтенбло. Творчество Т. Цуккаро знаменует зрелую фазу римского маньеризма. Другие грани движения, о котором идет речь, открываются в произведе¬ниях флорентинца Б. Бандинелли. Рисунки маньеристов Северной Италии отличаются особенно утонченным и элегантным стилем, который обрел совершенную форму в искусстве Пармиджанино. Группа листов мастера из Пармы является подлинным украшением московского собрания.

В этом контексте надо также назвать работавшего в городах Северной Италии Л. Орси и художника из Кремоны Дж. Кампи. Из рисунков венецианских художников XVI века на выставке можно увидеть работы Веронезе и Л. Фарннати.

Переходный период рубежа XVI и XVII веков в Италии, ознаменованный постепенным преодолением маньеристической условности, представлен рисунками Дж. Чезари и Чиголи.


3. Николаус Александр Майр фон Ландсхут. Апостол Симон Зилот. 1496

Nicolaus Alexander Mair von Landshut
Годы жизни художника: около 1450 –после 1510/1520 (?)
Германия
Кисть черным тоном, белила на бумаге, тонированной зеленым
Кат. 6
Фото 24 июля 2020 года




4. Альбрехт Дюрер. Танцующие и музицирующие путти с античным трофеем. 1495

Albrecht Dürer
Годы жизни художника: 1471 – 1528
Германия
Перо черным тоном
Кат. 4
Фото 24 июля 2020 года




5. Ганс Бальдунг (прозванный Грин). Мадонна с младенцем. До 1516

Hans Baldung (called Grien)
Годы жизни художника: 1484/1485 – 1545
Германия
Перо и кисть черным тоном, белила, золото на бумаге, тонированной коричневым
Кат. 1
Фото 24 июля 2020 года




6. Ганс Зебальд Бехам. Мадонна с младенцем. 1520

Hans Sebald Beham
Годы жизни художника: 1500 – 1550
Германия
Перо коричневым тоном
Кат. 2
Фото 24 июля 2020 года




7. Альбрехт Дюрер, школа. Воскрешение Лазаря. 1512

School of Albrecht Dürer
Перо коричневым тоном, акварель
Кат. 5
Фото 24 июля 2020 года




8. Вольф (Вольфганг) Хубер. Пейзаж с ручьем. Около 1512 – 1515

Wolf (Wolfgang) Huber
Годы жизни художника: 1485/1490 (?) – 1553
Австрия / Германия
Перо коричневым тоном
Кат. 7
Фото 24 июля 2020 года




9. Андреа Мантенья, круг. Юноша, наказывающий дракона. Конец XV – начало XVI века

Andrea Mantegna, circle of
Годы жизни художника: Около 1431 – 1506
Италия
Перо коричневым и черным тоном на светло-коричневой бумаге
Фото 24 июля 2020 года




10. Витторе Карпаччо. Философ в студии, занятый геометрическими измерениями. 1502 – 1507

Vittore Carpaccio
Годы жизни художника: Около 1460/1465 – 1525/1526
Италия
Перо коричневым тоном по наброску черным мелом
Кат. 12
Фото 24 июля 2020 года




11. Джованни Антонио Сольяни. Голова молодого святого. Около 1521

Giovanni Antonio Sogliani
Годы жизни художника: 1492 – 1544
Италия
Черный и белый мел
Кат. 19
Фото 24 июля 2020 года




12. Перино дель Вага (Пьеро Буонаккорси). Лист с зарисовками орла, различных фигур и сценами любовных похождений Юпитера. Около 1535

Perino del Vaga (Piero Buonaccorsi)
Годы жизни художника: 1501 – 1547
Италия
Перо коричневым тоном, кисть серым тоном, сангина
Кат. 18
Фото 24 июля 2020 года




13. Баччо Бандинелли. Христос-Страстотерпец. 1547 – 1553

Baccio Bandinelli
Годы жизни художника: 1488 – 1560
Италия
Перо коричневым тоном
Кат. 9
Фото 24 июля 2020 года




14. Пармиджанино (Франческо Маццола). Ландскнехт, пьющий из кувшина. 1530 – 1540

Parmigianino (Francesco Mazzola)
Годы жизни художника: 1503 – 1540
Италия
Перо коричневым тоном
Кат. 16
Фото 24 июля 2020 года




15. Пармиджанино (Франческо Маццола). Мадонна с младенцем в облаках. 1526 – 1527

Parmigianino (Francesco Mazzola)
Годы жизни художника: 1503 – 1540
Италия
Черный мел, следы металлического штифта
Кат. 15
Фото 24 июля 2020 года




16. Пармиджанино (Франческо Маццола). Этюды голов. 1525 – 1527

Parmigianino (Francesco Mazzola)
Годы жизни художника: 1503 – 1540
Италия
Сангина
Кат. 14
Фото 24 июля 2020 года




17. Лука Пенни. Состязание Энтелия Сицилийского и Дареса Троянского. После 1544

Luca Penni
Годы жизни художника: 1500 – 1557
Италия
Перо и кисть коричневым тоном, белила на бумаге, тонированной светло-коричневым
Кат. 17
Фото 24 июля 2020 года




18. Таддео Цуккаро. Пророк в нише с книгой в правой руке. 1553 – 1556

Taddeo Zuccaro
Годы жизни художника: 1529 – 1566
Италия
Кисть коричневым тоном, черный и белый мел, несколько линий пером коричневым тоном
Кат. 21
Фото 24 июля 2020 года




19. Таддео Цуккаро. Триумф Александра и Таис. 1559 – 1560

Taddeo Zuccaro
Годы жизни художника: 1529 – 1566
Италия
Перо и кисть коричневым тоном, белила по наброску черным мелом на зеленовато-серой бумаге
Кат. 22
Фото 24 июля 2020 года




20. Веронезе (Паоло Кальяри). Пир в доме Симона Фарисея. Около 1567 – 1570

Veronese (Paolo Caliari)
Годы жизни художника: 1528 – 1588
Италия
Перо коричневым тоном
Кат. 10
Фото 24 июля 2020 года




21. Джулио Кампи. Распятие. До 1547

Giulio Campi
Годы жизни художника: Около 1502 – 1573
Италия
Перо и кисть коричневым тоном, белила по наброску черным мелом на бумаге, тонированной светло-коричневым
Кат. 11
Фото 24 июля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




22. Лелио Орси. Эскиз фриза с фигурами двух обнаженных мужчин-теламонов, поддерживающих гирлянду фруктов. 1546 – 1554

Lelio Orsi
Годы жизни художника: 1508/1511 – 1587
Италия
Перо и кисть коричневым тоном, белила на коричневой бумаге
Кат. 13
Фото 24 июля 2020 года




23. Паоло Фаринати. Наказание Марсия. 1560 – 1570-е

Paolo Farinati
Годы жизни художника: 1524 – 1606
Италия
Перо и кисть коричневым тоном, белила по рисунку черным мелом на серо-голубой бумаге
Кат. 20
Фото 24 июля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




24. Джузеппе Чезаре (прозванный Кавалер д’Арпино). Мученичество святого Марфея. 1591 – 1597

Giuseppe Cesare (called Il Cavaliere d’Arpino)
Годы жизни художника: 1568 – 1640
Италия
Сангина, черный мел
Кат. 24
Фото 24 июля 2020 года




25. Джузеппе Чезаре (прозванный Кавалер д’Арпино) или мастерская. Конь и два воина. Около 1600

Giuseppe Cesare (called Il Cavaliere d’Arpino) or workshop
Годы жизни художника: 1568 – 1640
Италия
Черный мел, сангина
Кат. 25
Фото 24 июля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




26. Джузеппе Чезаре (прозванный Кавалер д’Арпино). Этюд фигур сборщиков податей. 1591 – 1593

Giuseppe Cesare (called Il Cavaliere d’Arpino)
Годы жизни художника: 1568 – 1640
Италия
Черный мел, сангина
Кат. 23
Фото 24 июля 2020 года




27. Чиголи (Лодовико Карди). Эскиз декорации плафона «История Психеи». Около 1611

Cigoli (Lodovico Cardi)
Годы жизни художника: 1559 – 1613
Италия
Перо и кисть коричневым тоном по рисунку черным мелом
Кат. 33
Фото 24 июля 2020 года

А)




Б) Фрагмент





Рейтинг@Mail.ru