Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Искусство Голландии

Постоянная экспозиция в ГМИИ им. А.С. Пушкина



1. Рембрандт. Портрет старика. 1654

Годы жизни художника: 1606 - 1669
Модель, начиная с XIX века, отождествляли со старшим братом Рембрандта Адрианом. Однако, последний умер в 1651/52, а портрет явно написан с натуры, быстро; как показывает рентгенограмма, в него по ходу работы были внесены изменения, подчеркивающие эмоциональную выразительность образа. Существует еще несколько изображений этой модели кисти самого Рембрандта или мастеров его школы.
Инв. 2627
Фото 3 января 2015 года




2. Якоб Баккер. Явление ангела сотнику Корнилию

Годы жизни художника: 1608 - 1651
Сюжет из Нового Завета. Жившему в Кесарии благочестивому сотнику Корнилию является ангел и повелевает ему призвать в Кесарию апостола Петра.
Баккер был учеником Рембрандта. И в тонкой передаче состояния Корнилия, в разработке оттенков теплого колорита ощущается влияние искусства учителя.
Инв. 498
Фото 3 января 2015 года




3. Карл Фабрициус (?). Гера, скрывающаяся у Океана и Тефии

Годы жизни художника: 1622 - 1654
Считается, что сюжетом картины был эпизод из «Илиады» Гомера: во время борьбы Зевса с Кроносом, Рея, мать Геры, спрятала ее у своих родителей – Океана и Тефии. За это толкование сюжета говорит присутствие павлинов, птиц Геры, а также испуг и настороженность в позе женщины.
Картина до недавнего времени считалась произведением ученика Рембрандта Говерта Флинка (1615 - 1660). Однако после открытия двух новых картин самого талантливого из рембрандтовских учеников Карела Фабрициуса было высказано мнение о сходстве ряда мотивов в этих картинах и картине ГМИИ и близости некоторых живописных приемов. Эта гипотеза кажется о многом убедительной.
Инв. 496
Фото 3 января 2015 года




4. Один из залов музея (Голландская живопись)

Фото 3 января 2015 года




5. Мастер с попугаем. Мадонна с младенцем в пейзаже

Годы жизни художника: Работал во 2-ой четверти XVI века
В 1924 – 1937 гг. немецкий ученый М. Фридлендер издал свод картин нидерландской школы XV – XVI веков. Стилистически близкие работы он объединил в группы и в тех случаях, когда невозможно точно установить имя автора, дал ему условное имя.
Такова группа произведений, в которых повторяется изображение попугая. Отсюда условное имя их автора. Данная картина – одно из основных его произведений. С тонким мастерством написаны как фигуры, так и прекрасны пейзаж.
Фото 3 января 2015 года




6. Питер Артсен. Христос и Самарянка. Около 1543 - 1545

Годы жизни художника: 1505/1506 – 1578 (Pieter Aertsen)
Женщине, пришедшей к колодцу за водой, Христос говорит, что дает людям пить воды, текущей в жизнь вечную. Фигуры резко выделяются на фоне пейзажа горной страны Самарии, написанного легкими мазками прозрачных красок. Питер Артсен, известный как создатель бытового жанра, обращается здесь к теме духовных истин христианства, толкование которых чрезвычайно волновало людей эпохи Реформации.
Фото 3 января 2015 года




7. Изак Клас ван Сваненбюрг (?). Портрет девочки. 1584

Годы жизни художника: 1537 – 1614 (Isaak Claesz. Van Swanenburg)
Ранее традиционно приписывался базельскому живописцу Хансу Боку Старшему. Иконография датированного 1584 годом парадного портрета трёхлетней девочки связана с традициями северо-нидерландского (лейденского) детского портрета конца XVI – начала XVII века. Наибольшее сходство имеет с работами известного лейденского живописца Изака Класа ванн Сваненбюрга. Символика изображения детей с вишневыми ягодами была чрезвычайно популярна в северо-нидерландском детском портрете конца XVI столетия. Своими корнями она восходит к распространенной в ранней нидерландской живописи иконографической традиции образа младенца Христа с вишнями в руках. Тем самым корзина с ягодами символизирует детство вообще, в то время как красные вишни намекают на Божественную любовь, пребывающую в непорочных детских душах. Деревянная раскрашенная кукла, облаченная в соответствующей моде того времени туалеты, связана с традицией детского портрета, распространенного в конце XVI века в живописи Фрисландской и Западно-Фрисландской провинций Голландии. Возможно, девочка принадлежала к семье, происходящей или тесными узами связанной с Фрисландией. Присутствие прирученной собачки имело вполне конкретный морально-дидактический подтекст. Протестантские моралисты полагали, что воспитание ребенка подобно преодолению дикой, первозданно природы, которую персонифицирует собака, путем ее совершенствования посредством непрестанных упражнений и образования.
Инв. 1882
Фото 3 января 2015 года




8. Мастер круга Мастера блудного сына. Отдых на пути в Египет. 1555

Годы жизни художника: работал в Амстердаме между 1530 и 1560 годами
Дерево, масло, 76 х 55 см
Инв. 1952
Фото 3 января 2015 года




9. Адриан Ханнеман. Женский портрет. 1653

Годы жизни художника: 1604 – 1671 (Adriaen Hanneman)
Типичная работа известного автора светских портретов, в молодости работавшего в Лондоне и испытавшего там влияние ван Дейка, а зрелые и поздние годы жизни проведшего в Гааге.
Холст, масло, 78х62 см
«Женский портрет», исполненный придворным художником штатгальтера в Гааге Адрианом Ханнеманом, отвечает всем качествам блестящего светского портрета. Ханнеман наделил модель всеми достоинствами светской дамы: горделивым изяществом позы, спокойной независимостью взгляда. Светлая живопись портрета отличается тонкостью и тщательностью отделки каждой детали.
Инв. 2738
Фото 3 января 2015 года




10. Винсент Лауренс ван дер Винне. Суета сует. 1685

Годы жизни художника: 1629 — 1702 (Vincent Laurensz. van der Vinne)
Холст, масло, 64х49 см
Инв. 2005
Фото 3 января 2015 года




11. Юриан ван Стрек. Суета сует. 1670

Годы жизни художника: 1632 - 1687 (Juriaen van Streeck)
Холст, масло, 98х84 см
Аллегория на распространенную в литературе и искусстве XVII века тему – бренности земных дел и славы человека, надежды на спасение и вечную жизнь души. Земную славу обозначают шлем и оружие, историю и искусство – рисунок и издание перевода трагедии Софокла «Электра», смерть и разрушение – череп. Обвившийся вокруг него колос – символ надежды.
С сайта:
Подпись слева внизу
. Натюрморт Стрека демонстрирует развитой тип изображений vanitas (суеты сует). Шлем с плюмажем, охотничий рог и шпага символизируют воинскую доблесть и земные развлечения. Череп, обвитый колосом, рисунок сангиной, изображающий голову мальчика, обозначают юность, смерть и будущее воскресение. Издание «Электры» Софокла в голландском переводе поэта Иоста ван Вондела намекает на бессмертие искусства перед бренностью земной славы.
Инв. 2533
Фото 3 января 2015 года




12. Ян Хавикс Стен. Крестьянская свадьба. 1670-е

Годы жизни художника: 1626 - 1679 (Jan Steen)
Дерево, масло, 35х44,6 см
Сюжет трактован в комическом плане, жених – театральный персонаж («Джангурголо» - одна из разновидностей амплуа «капитана» в итальянской комедии масок). Ряд деталей (оленьи рожки и пр.) указывает на то, что он обманут еще до свадьбы. Изобилие юмористических подробностей, вписанных в искусно построенную композицию, тонкость живописного исполнения характерны для Стена.
Инв. 2077
Фото 3 января 2015 года




13. Герард Доу. Торговка селедкой. 1670-е

Годы жизни художника: 1613 - 1675 (Gerard Dou)
Дерево, масло, 31х23 см.
Один из типичных образцов позднего периода творчества художника, прославившегося тщательной филигранной манерой письма. Его произведения высоко ценились коллекционерами всех времен.
Картина происходит из собрания ландграфов Кассельских, в 1806 году в качестве трофея Наполеона I была привезена в Париж в собрание императрицы Жозефины, в 1815 была куплена у ее дочери для Александра I
Инв. 640
На сайте:
Подпись посредине.
В ГМИИ с 1924 г. из Эрмитажа. Ранее – 1731 г. аукцион Корнелиса Витюрта ван Валкенбург, Роттердам; 1733 г. аукцион Адриана Баута, Гаага; собрание графов Кассельских, 1806–1815 гг. – собрание императрицы Жозефины, Мальмезон, с 1815 г. – Эрмитаж.
Бытописатель Герард Доу (1613–1675), учившийся у Рембрандта в Лейдене, усвоил раннюю манеру учителя и в дальнейшем прославился как мастер филигранной манеры письма
Фото 3 января 2015 года




14. Питер де Хох. Материнские заботы (Приготовление к выходу). Около 1673

Годы жизни художника: 1629 – после 1684 (Pieter de Hooch(Hoogh))
Холст, масло, 74х62 см.
Уроженец Роттердама, Питер де Хох, большую часть своей творческой жизни провёл в Делфте (1653 - 58), а с конца 1650-х годов в Амстердаме. Изображение женщины – матери и хозяйки в уютном доме, поддерживаемом её стараниями, - одна из главных тем в творчестве Питера де Хоха. Ощущение неспешного ритма жизни дома, естественной доверчивости и взаимной привязанности, соединяющей его обитателей, рождает глубокую внутреннюю наполненность будничного житейского образа. Сама тема, связанная о представлении о добродетели и исполнении долга, была существенной для Голландии XVII века и нашла широкое отражение в литературе, в частности в популярной поэме Якоба Катса «Брак», в 1655 году переизданной амстердамским издателем И. Схиппером общим тиражом более 50 000 экземпляров.
Инв. 640
На сайте:
В ГМИИ с 1924 г. из Юсуповского дворца-музея. Ранее – в 1797 г. приобретена в Голландии Лафонтеном, до 1827 г. поступила в собрание князей Юсуповых, Юсуповский дворец-музей в Ленинграде.
Картина написана в поздний период творчества Питера де Хоха, когда, переехав в Амстердам, он оставил службу камердинера у богатого торговца сукном и начал жизнь свободного художника. Произведения живописца приобрели более ярко выраженный морализирующий оттенок. В картине откровенно противопоставлены тщеславие женщины, украшающей себя драгоценностями перед выходом на улицу, и заботы любящей матери и хранительницы домашнего очага, одевающей на прогулку девочку. Птичья клетка, просвет двери, сквозь который видны освещенные солнцем часть улицы и берег канала, имеют символическое значение затворничества, любовного плена и свободы.
Фото 3 января 2015 года




15. Корнелис ван Харлем. Аллегория веры. 1629

Годы жизни художника: 1562 – 1638 (Cornelis van Haarlem)
Холст, масло, 83х59 см. На сайте год создания картины указан как 1620-й.
Полотно относится к поздним произведениям художника. Корнелис ван Харлем был одним из основателей харлемской «Академии» (возникла в 1580-х годах), где особое внимание уделлось изображению обнаженной натуры.
Сюжет можно трактовать как аллегорию христианской веры, на что указывает крестик на груди женщины, устремленный к небу взгляд и сосуд с елеем в ее левой руке.
Инв. 3133
Фото 3 января 2015 года




16. Хендрик Барентс Аверкамп. Катанье на коньках. 1620

Годы жизни художника: 1585 – 1634 (Hendrick Avercamp)
Дерево, масло, 24х38 см.
Один из многих вариантов разработанной художником композиции, в которой использованы зарисовки жанровых сценок и отдельных фигур конькобежцев. В картине Аверкампа пейзаж и бытовая сцена равноправны, увидены художником как бы с птичьего полета. Все это напоминает о живописи рубежа XVI – XVII веков. Однако по способу передачи перспективы, воздушной среды картина датируется концом 1620-х годов.
Инв. 593
На сайте:
В ГМИИ с 1924 г. из Музея старой западной живописи в Москве. В XIX веке в собрании Дрекелер и И.К. Риттер фон Клинкош в Вене; в 1893 году приобретена Д.И. Щукиным в Вене, с 1918 года в Музее старой западной живописи в Москве.
Уроженец Амстердама, Хендрик Аверкамп большую часть жизни провел в Кампене. Глухонемой от рождения, Аверкамп чутко передавал то, что открывалось его взору. Художник был первым, кто взглянул на голландский пейзаж глазами горожанина, человека, для которого природа – хорошо обжитой уголок земли. Картина «Катание на коньках» соединяет в себе элементы пейзажа и жанровой сцены.
Фото 3 января 2015 года




17. Дирк Халс. Веселое общество. 1620

Годы жизни художника: 1591 – 1656 (Dirk Hals)
На картине Дирка Халса, младшего брата и ученика прославленного голландского портретиста Франса Халса представлено общество нарядно одетых мужчин и женщин. Демонстративность их поз и театрализованная жестикуляция, прямо апеллирующая к зрителю, предполагают присутствие скрытого дидактического подтекста. Очевидно, изображение пышущих здоровьем и весельем, любезничающих кавалеров и дам, избыточной красоты и богатства их одежд было призвано заставить зрителя задуматься о быстротечности земных радостей.
Инв. 4282
Дар М.Е. Перченко к 100-летию ГМИИ имени А.С. Пушкина
Фото 3 января 2015 года




18. Один из залов музея (Голландская живопись)

Фото 3 января 2015 года




19. Николас Герритс Мас. Похищение Ганимеда. 1678

Годы жизни художника: 1634 – 1693 (Nicolaes Maes)
Холст, масло, 113х104 см
По античной легенде Зевс послал своего орла, чтобы похитить и унести на Олимп прекрасного юношу Ганимеда. В виде Ганимеда Мас изображает ребенка в условно-парадной одежде (видимо, принадлежащего к амстердамской семье ванн Рейстенбек). Считается, что это посмертный портрет в аллегорической форме обозначающий вознесение к небу, спасение души умершего ребенка.
Инв. 2549
На сайте:
В ГМИИ с 1928 г. Ранее – в собрании О.Э. Браза в Петербурге.
Согласно древнегреческому мифу, сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои, был похищен Зевсом, принявшим облик орла, и вознесен на гору Олимп, где юноша стал прислуживать на пирах богов, разливая нектар.
В образе Ганимеда, похищаемого орлом, Мас изобразил умершего сына Эверарда ван Рейтенбека: уносимый на небеса Ганимед символически означал спасение детской души.
Фото 3 января 2015 года




20. Филипс Артс Конинк. Вид в Гелдерланге. 1670

Годы жизни художника: 1619 – 1688 (Philips Koninck)
Холст, масло, 131х161 см.
Существует еще несколько картин Конинка, на которых в разных комбинациях повторяются те же мотивы. Художник не изображает определенную местность, но создает обобщенный, эпический образ природы родной страны.
Инв. 489
Фото 3 января 2015 года




21. Абрахам ван Дейк. Молитва перед обедом. Около 1638

Годы жизни художника: (Abraham van Dyck): 1635/36 – 1672
На сайте картина атрибутируется: РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн
школа Абрахама ван Дейка (?)
Возможно, изображено Святое Семейство, такой иконографический мотив традиционен в нидерландском искусстве. Тема неоднократно использовалась голландскими художниками XVII века, в нее вкладывались дидактические идеи о нерушимости семьи, благочестивом воспитании; пища телесная служила также символом пищи духовной.
Инв. 2638
Фото 11 января 2015 года

А)




Б) Фрагмент




22. Ян Давидс Мейтенс. Семейный портрет. 1655

Годы жизни художника: (Jan Mytens): 1614 – 1670
холст, масло
105х134 см.
На картине голландского живописца изображена супружеская чета с детьми на фоне пейзажа. Эта картина созвуна портретам английских аристократов, написанных Антонисом ван Дейком. Введение в работу охотничьих мотивов указывает на высокий социальный статус изображенных на портрете. Ангелочки над головами супругов символизируют души умерших детей. Таким образом, на картине изображены все дети супружеской четы: живые на земле, возле родителей, и умершие – на небесах.


А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




23. Николаус Кнюпфер. Византийская царица Атенаида (Феодосий II и Атенаида). Около 1620-1625

Годы жизни художника: (Nicolaus Knupfer): 1603 (?) – 1655
дерево, масло
80 х 60 см.
Эпизод из византийских хроник в передаче голландского поэта Якоба Катса. Феодосий II подарил своей жене Атенаиде необычайной красоты яблоко; царица не придав значения подарку, отдала яблоко юноше Паулину; царь, узнав об этом, казнил Паулина и изгнал царицу. Кнюпфер, немецкий художник, перебравшийся в Голландию, написал эту картину предположительно в 1640 в Утрехте.
Инв. 520
Фото 11 января 2015 года

А)




Б) Фрагмент





Рейтинг@Mail.ru