Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Искусство Италии

Постоянная экспозиция в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фотографии 2014 года




1. Джованни Санти. Мадонна с младенцем и двумя ангелами. Около 1470 года

Джованни Санти – отец Рафаэля.
Фото 31 мая 2014 года




2. Джулио Романо. Дама за туалетом. Около 1470 года

В прошлом картина приписывалась Рафаэлю, учителю художника (см. позднюю надпись справа внизу) и считалась портретом Форнарины, возлюбленной Рафаэля. Несмотря на портретный характер изображения, точно идентифицировать личность женщины не представляется возможным. Предположительно картина была написана в Риме, в начале 1520-х годов, незадолго до отъезда художника в Мантую.
Фото 31 мая 2014 года




3. Джампетрино (Джованни Педрини или Джан Пьетро Рицци). Спаситель. Начало XVI века

Имя Джампетрино упомянуто в одной из рукописей Леонардо. Кому точно оно принадлежит – неизвестно (идентифицировали с Рицци и Педрини)
Один из традиционных иконографических типов изображения Христа. Автор картины – Миланский художник школы Леонардо да Винчи.
В XIX – начале XX века работа принадлежала известному московскому собранию Мосоловых и считалась работой самого Леонардо да Винчи
. Фото 31 мая 2014 года




4. Маттео ди Джованни (Маттео да Сиена) (около 1435 - 1495). Мадонна с младенцем, св. Екатериной и св. Христофором

Сам художник и его мастерская часто обращались к этой композиции. Изображение определенных святых, как правило, диктовалось выбором заказчика произведения, желавшего видеть подле Мадонны своих святых покровителей. Фото 31 мая 2014 года




5. Бернардино Луини. Мадонна с младенцем

Картина в прошлом приписывалась Леонардо да Винчи. Исполнена около 1510 года, когда Луини находился под сильным влиянием творчества великого мастера.
Произведение было приобретено в Италии русским посланником в Риме графом А.Я. Италинским и в 1811 году подарено императору Александру I.
Фото 31 мая 2014 года




6. Парис Бордоне (Парис Паскалинус). Женщина с розой

Сформировался в мастерской Тициана, а в поздний период выработал собственную манеру, отличающуюся изысканностью и склонностью к стилизации. К этому времени (1560-е годы) относится картина «Женщина с розой». Изображенная модель, по-видимому, куртизанка, лишена ярко выраженных портретных черт. Некоторые атрибуты – роза в руке женщины и корзина цветов на столе – указывают на тему «vanitas» (аллегорию бренности). Данная композиция повторялась художником и его мастерской, что свидетельствует о ее популярности.
Фото 31 мая 2014 года




7. Тициан Вечеллио. Портрет кардинала Антониотто Паллавичини

Имя кардинала начертано по латыни на постаменте колонны справа.
Антониотто Паллавичини (1441 - 1507) принадлежал к древней аристократической фамилии. В 1489 году назначен кардиналом Сант Анастазии, а затем кардиналом Санта Прасседе в Риме. Его гробница находится в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме.
В 1620-е годы портрет принадлежал выдающемуся фламандскому живописцу Антонису ван Дейку.
Одно время автором картины считался Себастьян дель Пьомбо.
Фото 31 мая 2014 года




8. Боттичелли (Алессандро ди Мариано Филиппепи). Благовещение

Составлено из двух створок, изображающих Деву Марию и Архангела Гавриила. Такое изображение сцены Благовещения часто встречается в итальянской живописи, особенно в алтарях-полиптихах и в переносных складнях. Частями последнего первоначально являлось и это произведение. Частями того же складня были и две створки с изображением святых Иеронима и Доминика из собрания; местонахождение других фрагментов неизвестно.
В прошлом находилось в собрании графа Александра Сергеевича Строганова в Санкт-Петербурге.
Фото 31 мая 2014 года

А)




Б) Фрагмент




9. Николетто Семитеколо. Мадонна с младенцем (Мадонна смирение). Вторая половина XIV века

Мадонна изображена сидящей на земле в знак смирения. Работа исполнена в 1350 – 1360-х годах в Венеции. Дар М.С. Щекина в 1909 году
Фото 22 июня 2014 года




10. Роселло ди Якопо Франки. Мадонна с младенцем и святыми.

По сторонам от мадонны изображены Иоанн Креститель, св. Антоний, св. Екатерина, св. Цецилия (?)
Предположительно исполнена в 1420-е годы
Фото 22 июня 2014 года




11. Симоне Мартини. Мария Магдалина

Мария Магдалина – одна из постоянных спутниц Христа, присутствовала при его казни и погребении. Сосуд в руке святой указывает на ее миссию в качестве одной из жен мироносиц. Первоначально – фрагмент полиптиха, частью которого также являлось изображение Блаженного Августина (другие фрагменты неизвестны). Симоне Мартини – один из выдающихся мастеров сиенской школы XIV века. Предположительно исполнена в 1320-х годах. Золотой фон и рамка поздние (XIX в) Дар М.С. Щепкина в 1909 г. Фото 22 июня 2014 года




12. Симоне Мартини. Святой Августин

Аврелий Августин (354 - 430) – христианский святой и самый влиятельный христианский теолог (в православной традиции признан Блаженным). Один из четырех западных отцов церкви. Епископ Гиппона, города на севере Африки; традиционно изображался в епископских одеждах и с книгой, на голове митра, в руке епископский посох. Предположительно исполнена в 1320-х годах. Золотой фон и рамка поздние (XIX в) Дар М.С. Щепкина в 1909 г. Фото 22 июня 2014 года




13. Залы с итальянской живописью

Фото 22 июня 2014 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




Е)




14. Коппо ди Марковальдо, круг. Мадонна с младенцем на троне

Житийная икона, решенная как монументальная алтарная композиция. В семнадцати клеймах – сцены жития Богоматери: Рождество Марии, Введение во храм, Благовещение, Встреча Марии с Елизаветой, Рождество Христово, Благовестие пастухам, Шествие волхвов, Поклонение волхвов, Сон волхвов, Путешествие волхвов из Тарса на родину, Бегство в Египет, Избиение младенцев, Сретение, Христос среди учителей, Чудо в Кане Галилейской, Успение, Вознесение Богоматери.
Икона была привезена из Рима в октябре 1863 года известным русским путешественником и собирателем христианских древностей П.И. Севастьяновым.
Фото 22 июня 2014 года




15. Симоне деи Крочефисси. Благовещение

Архангел Гавриил возвещает деве Марии, что ей предстоит стать матерью Христа.
Предположительно может быть датировано 1380-ми годами.
Фото 22 июня 2014 года




16. Пьетро ди Джованни Лианори. Мадонна с младенцем и святыми. 1440

Полиптих (алтарная композиция) из 10-ти частей. В центре – Мадонна с младенцем на троне. В нижнем ряду изображены (слева направо): святой в епископском облачении, апостол Павел, апостол Петр, святой в папском облачении с книгой; в верхнем ряду: святая Екатерина, Мария Магдалина, святой Стефан, святой Франциск. В центре вверху – Распятие с предстоящими Марией и Иоанном. Изображенный в этой сцене пеликан, питающий птенцов собственной кровью – символ жертвенной миссии Христа.
Обрамление полиптиха – позднее, конца XIX века.
Фото 22 июня 2014 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




17. Нери ди Виччи. Мадонна с младенцем, держащим гранат

Гранат в руке Христа – символ Воскресения и христианской Церкви.
Рама – поздняя, имитирующая венецианский табернакль XIV в.
Фото 22 июня 2014 года

А)




Б) Фрагмент




18. Бартоломео Виварини. Мадонна с младенцем

Творчество Виварини связано с традициями венецианской живописи. На картине стоит подпись художника и частично сохранившаяся дата, которая указывает на то, что произведение было исполнено в 1480-е годы.
Фото 22 июня 2014 года




19. Бьяджо д’Антонио. Мадонна с младенцем и ангелом

Первые профессиональные навыки художник получил в мастерской Андреа Вероккио. В 1481 году в качестве одного из помощников Гирландайо он участвовал в росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. Год спустя работал в Палаццо Веккио во Флоренции. С 1483 года Бьяджо д’Антонио переехал в город Фаенца, где, по-видимому, и провел остаток жизни.
Помимо Вероккио и Гирландайо, на его творческое формирование оказали влияние Леонардо и Антонелло да Мессина. Последнему Бьяджо д’Антонио обязан строгостью и некоторой застылостью композиций, характерной высветленностью колорита и типом лиц.
Фото 22 июня 2014 года




20. Себастьяно (Бастиано) Майнарди. Рождество

Один из ближайших учеников, а затем и помощников Доменико Гирландайо, Майнарди нередко в своих картинах использовал мотивы из произведений своего учителя. Изображенный на фоне картины пейзаж с видом на город и гавань с идущим вдоль берега восточным караваном восходит к известной композиции Гирландайо «Поклонение пастухов» из капеллы Сассетти в церкви Санта Тринита во Флоренции.
Фото 22 июня 2014 года




21. Доменико Тинторетто. Мужской портрет

Доменико Тинторетто, сын и ученик выдающегося венецианского живописца Якопо Тинторетто, с которым он вместе работал. Приобрел известность как портретист.
Фото 22 июня 2014 года




22. Аньоло Бронзино. Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем (Мадонна Строганова)

Знаменитый флорентийский художник исполнил несколько вариантов композиции на эту тему. Картина ГМИИ – самая ранняя из них и может быть датирована началом 1540-х годов, когда Бронзино становится придворным живописцем Козимо I великого герцога Тосканского. Поза Мадонны повторяет мотив знаменитой картины «Мадрнна Дони» (Флоренция, галерея Уффици), написанной Микеланджело, чье творчество служило для Бронзино высочвйшим образцом для подражания.
В XXвеке произведение находилось в собственности графа Александра Сергеевича Строганова в Санкт-Петербурге.
Фото 22 июня 2014 года




23. Пьер Франческо Фоски. Портрет кардинала Джованни Сальвиати

Долгое время приписывалась старшему современнику Фоски – Франческо Сальвиати, также работавшему во Флоренции.
Портрет был исполнен в конце 1540-х – в начале 1550-х годов.
Фото 22 июня 2014 года




24. Пьер Убертини, прозванный Баккиакка. Мадонна с младенцем

Картина относится к раннему периоду творчества флорентийского мастера, написана около 1520 года.
Композиционный замысел произведения отвечает идее классического Ренессанса. Построение композиции определяют четкие архитектурные формы переднего плана, развивающиеся в глубину уступами и контрастирующего с легкостью свободно написанного пейзажного фона.
Фото 22 июня 2014 года




25. Джованни Батиста Чима да Конельяно. Оплакивание Христа с монахом-кармелитом

В группе оплакивающих Христа изображены: В центре – Мария, слева от нее – Иосиф Аримафейский, Иоанн Евангелист, Никодим; справа – Мария Саломеева, либо Мария Клеопова и стоящая фигура со скрещенными на груди руками – заказчик произведения, монах кармелитского монастыря.
Картина исполнена по заказу кармелитского монастыря в Венеции.
Фото 22 июня 2014 года




26. Лоренцо Коста. Двое мужчин у колонны

Фрагмент горизонтальной композиции, другие части которой находятся в зарубежных собраниях. В ней запечатлены сцены ветхозаветной истории Сусанны. Данный фрагмент является крайним слева и изображает мужчин, наблюдающих за событиями, которые разворачиваются в основной сцене.
Фото 5 июля 2014 года




27. Якопо Пальма Старший. Мадонна с младенцем и святыми

Старший современник Тициана, Якопо Пальма Старший относится к плеяде выдающихся мастеров венецианской школы эпохи Возрождения.
Картина исполнена в начале 1520-х годов и является одним из центральных произведений периода творческой зрелости художника. В XVIII веке она находилась в известном парижском собрании Пьера Кроза, откуда в 1772 году была приобретена для Эрмитажа; с 1924 года находится в ГМИИ.
Фото 5 июля 2014 года




28. Доссо Досси и мастерская. Пейзаж со сценами из жизни святых

Среди простирающейся до горизонта панорамы пейзажа изображены сцены из жизни святых Иеронима, Франциска, Христофора, Георгия, Екатерины. Принадлежащая кисти феррарского живописца, картина традиционно считается одним из наиболее ранних образцов пейзажной живописи эпохи Возрождения
Фото 5 июля 2014 года




29. Лоренцо Монако. Мадонна с младенцем и ангелами

Мадонна изображена сидящей на земле в знак смирения. Исполнена в первом десятилетии XV века. Рама поздняя, конца XIX века.
Фото 5 июля 2014 года

А)




Б) Фрагмент




30. Школа Веронезе. Апполон и Марсий

Античный миф. Фригийский силен Марсий нашел флейту, брошенную Афиной и дерзнул вступить в соревнование с Аполлоном, покровителем искусств, игравшем на лире, изобретенной Гермесом. В этом музыкальном состязании Аполлон победил Марсия и в наказание за дерзость содрал с него кожу.
Фото 9 июля 2014 года




31. Веронезе (Паоло Кальяри). Минерва

В римской мифологии богиня мудрости, покровительница наук, ремесел и искусств. Предположительно представляет собой эскиз. К той же серии картин относятся: «Диана» из Эрмитажа и «Аллегория живописи» из Института искусств в Детройте.
Фото 9 июля 2014 года




32. Лоренцо Лотто. Мадонна с младенцем и ангелами (Мадонна дель латте)

На картине изображен вариант традиционного сюжета – Мадонна-млекопитательница. До недавнего времени композиция картины была искажена – фигуры ангелов закрывали поздние записи, удаленные во время реставрации 1979 года (реставратор ГМИИ В.Н. Зиновьева). Предположительно исполнена около 1520 года.
Фото 9 июля 2014 года




33. Джованни Антонио Больтраффио. Портрет юноши в образе святого Себастьяна

Больтраффио был одним из ближайших учеников Леонардо да Винчи в период его работы в Милане. Художник широко использовал живописные приемы учителя, демонстрируя мастерство в передаче сфумато (светотеневой моделировки формы). Картина предположительно изображает известного поэта и гуманиста Джироламо Казио. Портрет был написан в конце 1490-х годов.
Фото 31 мая 2014 года




34. Парис Бордоне (Парис Паскалинус). Явление сивиллы императору Августу. 1550-е

Согласно легенде, явившаяся римскому императору Августу сивилла Тибуртинская предсказала приход христианства. Сивилла указывает на небо, где императору предстает видение – Богоматерь с младенцем на руках. Редкий образец архитектурной композиции XVI века. Предположительно исполнена около 1550 года.
В XVII веке находилась в собрании кардинала Мазарини в Париже.
Фото 31 мая 2014 года





Рейтинг@Mail.ru