Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина

19 июня – 29 сентября 2019 года
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков

ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с одним из ведущих мировых собраний современного искусства Fondation Louis Vuitton (Фонд Луи Вюиттон) представляют выставку «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное». Зрители увидят знаковые работы Альберто Джакометти, Ива Кляйна, Жан-Мишеля Баския, Энди Уорхола, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, Кристиана Болтански, Марины Абрамович, Маурицио Каттелана, Андреаса Гурски и других известных художников. Экспозиция включает 65 произведений, среди которых живопись, скульптура, фотография, световые и видеоинсталляции. Выставка займет все пространство Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и станет одним из крупнейших показов собрания за пределами Парижа с момента открытия Фонда. Все произведения выставляются в России впервые.

1. Фрэнк Гери. Прототип скульптуры-монограммы для Fondation Louis Vuitton. 2014

Frank Gehry
Металлический сплав
Фото 03 августа 2019 года




Со стенда на выставке:

Fondation Louis Vuitton (Фонд Луи Вюиттон), открывшийся в 2014 году в Булонском лесу, является одним из самых новых культурных центров Парижа. По замыслу концерна LVMH в целом и компании Lois Vuitton в частности, фонд был создан для осуществления важной задачи – оказывать поддержку молодым талантам и новаторским идеям в искусстве. Здание фонда, построенное знаменитым архитектором Фрэнком Гери, за короткий срок стало одной из знаковых построек новейшей архитектуры Парижа XXI века. Со дня открытия Fondation Louis Vuitton принял более 5 миллионов посетителей со всего мира. Постоянная коллекция фонда состоит из работ современных художников и произведений ведущих мастеров XX века. Поддерживая молодых художников, Fondation Louis Vuitton заказывает им новые работы для своей коллекции.

Современное искусство и искусство XX века являются двумя главными темами экспозиционной политики фонда. Самыми значимыми из выставок современного искусства можно назвать «Contact» Олафура Элиассона и «Observatory of Light» Дэниеля Бюрена. Акцент делается на ярких явлениях интернациональной художественной сцены: фонд в проекте «Bentu» предложил зрителям оценить современное искусство Китая, а в «Art/Afrique»—Африканского континента. Демонстрируя современное искусство, крайне важно показать произведения в контексте искусства XX века. Именно поэтому существенную часть выставочной программы фонда занимают проекты, посвященные ведущим направлениям и авторам прошлого столетия. Выставка «Icons of Modern Art. The Shchukin Collection / Шедевры современного искусства. Коллекция С. И. Щукина», подготовленная совместно с ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственным Эрмитажем, была названа исторической еще до своего открытия. Другим важнейшим проектом фонда стало шоу «Being Modern: MOMA in Paris», посвященное творческому пути двух знаменитых бунтарей XX века—Эгона Шиле и Жан-Мишеля Баския. До октября 2019 года в фонде проходит выставка архитектора и дизайнера Шарлотт Периан, работавшей с такими знаковыми фигурами, как Ле Корбюзье, Фернан Леже, Александр Колдер и Пабло Пикассо.

В 2015 году открыл новую программу под названием «Horsles-murs» («Вне стен»), в рамках которой произведения из постоянной коллекции будут показаны по всему миру—от Токио до Венеции. Сегодня огромной честью для Fondation Louis Vuitton является возможность представить в Москве свое собрание российской публике.


2. Залы выставки

Фото 03 августа 2019 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




3. Иван Баан. Северный фасад здания Fondation Louis Vuitton. 2014

Iwan Baan
Печать на дибонде
Фото 03 августа 2019 года




4. Фрэнк Гери. The Fondation Louis Vuitton

Здание Fondation Louis Vuitton расположено в парке Jardin d’Acclimatation посреди Булонского леса. Виртуозное технологическое творение канадско-американского архитектора Фрэнка Гери (лауреата Притцкеровской премии 1989 г.) подобно величественному судну курсирует по неизведанным просторам архитектурного искусства. Двенадцать стеклянных парусов обрамляют айсберги террас и галерей с видом на необъятный бассейн с зеркально-чистой водой.
Fondation Louis Vuitton, ориентированный на современное искусство, радушно принимает в своих стенах выставки работ основоположников модернизма. Шедевры коллекции, неизменно украшающие стены галерей, превосходно резонируют с временными экспозициями. Зал Auditorium (Зрительный зал) представляет собой уникальное, всеобъемлющее пространство, в котором можно насладиться концертами классической музыки и образцами изобразительного искусства во всех его проявлениях.
Торжественное открытие Fondation состоялось в 2014 г., после чего здание стало новой достопримечательностью Парижа. Посетителей, приезжающих со всех уголков планеты, ждет незабываемый творческий вояж.
Фото 03 августа 2019 года

А)




Б)




5. Альберто Джакометти. [Мужской бюст (Лотар II)]. 1964 – 1965

Alberto Giacometti
Бронза
1/8, Susse Fondeur, отливка 1969
Фото 03 августа 2019 года




6. Альберто Джакометти. [Мужская голова (Лотар I)]. 1964 – 1965

Alberto Giacometti
Бронза
6/8, Susse Fondeur, отливка 1973
Фото 03 августа 2019 года




7. Альберто Джакометти. [Бюст сидящего мужчины (Лотар III)]. Около 1965

Alberto Giacometti
Бронза
Е.А. I/II, Susse Fondeur, отливка 1968
Фото 03 августа 2019 года




8. Анри Картье-Брессон. Альберто Джакометти в галерее Маг. Париж, 1961

Henri Cartier-Bresson. Alberto Giacometti à la Galerie Maeght
Отпечаток 1999 года
Серебряно-желатиновая печать
Фото 03 августа 2019 года




9. Альберто Джакометти. Падающий человек. 1950

Alberto Giacometti
Раскрашенная бронза
5/6, Alexis Rudier Fondeur, отливка 1951
Фото 03 августа 2019 года




10. Альберто Джакометти. [Указующий человек]. Около 1951

Alberto Giacometti
Калька, литографический карандаш
Фото 03 августа 2019 года




11. Альберто Джакометти. Голова на стержне. 1947

Alberto Giacometti
Патинированная бронза
Без номера, отливка около 1952
Фото 03 августа 2019 года




12. Альберто Джакометти. Трое идущих I. 1948

Alberto Giacometti
Патинированная бронза
Без номера, Alexis Rudier Fondeur, отливка 1952
Фото 03 августа 2019 года




13. Альберто Джакометти. [Человек и дерево]. Около 1951

Alberto Giacometti
Бумага, цветной карандаш
Фото 03 августа 2019 года




14. Альберто Джакометти. Женщина Венеции III. 1956

Alberto Giacometti
Патинированная бронза
2/6, Susse Fondeur, отливка 1957
Фото 03 августа 2019 года




Со стенда на выставке:

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С Пушкина совместно с Fondation Louis Vuitton* представляют выставку «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное». Данный проект стал результатом сотрудничество музея с одним из ведущих центров современного искусства в Париже. В течение трех месяцев рос¬сийские зрители смогут увидеть выдающиеся произведение зна¬менитых мастеров второй половины XX — XXI века.

Fondation Louis Vuitton — одна из наиболее значимых мировых коллекций современного искусства. Его авторитет среди художников, ученых, исследователей и других участников художественного про¬цесса, а также широкой публики непререкаем Всего за пять лет было собрано около 300 произведений самых известных современ¬ных художников. Среди них—легендарные мастера второй поло¬вины XX и начала XXI века, без которых сегодня невозможно пред¬ставить историю искусства: Альберто Джакометти, Энди Уорхол, Ив Кляйн, Жан-Мишель Баския, Зигмар Польке, Кристиан Болтански. Маурицио Каттелан, Пьер Юиг, Бертран Лавье, Аннет Мессаже, Франсуа Морелле, Герхард Рихтер и многие другие. Постоянная площадка фонда — знаковое произведение архитектуры XXI века, полное воздуха и света здание, построенное в 2014 году по проекту Фрэнка Гери. которое ежегодно посещают более миллиона человек.

Московская выставка представляет российским зрителям шедевры этого собрания. Более 20 экспозиционных залов организованы преимущественно по монографическому принципу, погружая зрителя в творчество каждого художника. При этом экспозиция в целом отражает четыре магистральных направления, по которым развивается коллекция Fondation Louis Vuitton: созерцательное постижение мира (Дэн Флавин, Тасита Дин, Герхард Рихтер, Зигмар Польке); экспрессивность личного взгляда (Альберто Джакометти, Ив Кляйн, Аннет Мессаже, Иза Генцкен. Маурицио Каттелан, Марк Брэдфорд, Вольфганг Тильманс, Мона Хатум); «поп»-вектор, заданный актуальными тенденциями современной жизни (Энди Уорхол, Жан-Мишель Баския, Андреас Гурски, Бертран Лавье); «музыкально-звуковая» линия, представленная на выставке двумя большими инсталляциями Пьера Юига и Марины Абрамович.

Первый и заключительный залы нынешней выставки посвящены новаторской архитектуре Фрэнка Гери, которая также является ярким образцом современного искусства.

Неслучайно московская выставка проходит в здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, где хранятся выдающиеся произведения импрессионистов и постимпрессионистов, а также работы Матисса и Пикассо, собранные знаменитыми меценатами Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым. Невзирая на изменчивую моду и противоречивые отзывы критиков, С. И. Щукин и И. А. Морозов доверяли своему чутью и приобретали произведения «нового искусства». Символично, что более чем через сто лет именно в залах, давших приют их собраниям, выставляется коллекция Fondation Louis Vuitton — абсолютно иная по содержанию, но очень близкая по духу.
* Фонд Луи Вюиттон


АЛЬБЕРТО ДЖАКОМЕТТИ
Родился в 1901 в Швейцария, умер в 1966 там же.
ИВ КЛЯЙН
Родился в 1928 во Франции, умер в 1962 там же.

Открывают экспозицию выставки два знаковых про¬изведения коллекции —монументальная скульптура Альберто Джакометти и антропометрия Ива Кляйна Словно вводя нас в проблематику второй половины XX столетия, они представляют искусство как течку пересечения художественных поисков и философии, технического новаторства и личного эмоционального переживания мира.

В 1935 году, пройдя через увлечение авангардом. Альберто Джакометти вернулся к изображению человека, который стал практически единственным сюжетом в его последующем творчестве. «Большая женщина II» (1960). самая масштабная из всех скульптур мастера, была задумана им для установки на площади перед бан¬ком Chase Manhattan в Нью-Йорке. Это иератическое произведение, заставляющее задуматься о вечном.

О вечном, о пространстве «чистого духа» рассуждает в своих произведениях и Ив Кляйн. За свой недолгий творческий путь Ив Кляйн успел перевернуть привыч¬ные отношения между живописью и телом, простран¬ством и цветом.

Серия «Антропометрии» сконцентрировала в себе всю проблематику творчества Ива Кляйна. С 1960 года художник устраивал перформансы, во время которых под музыку его «Монотонной симфонии тишины», исполнявшейся приглашенными музыкантами, обнаженные девушки-модели покрывали свое тело краской, затем Кляйн направлял их к холсту и просил в качестве «живых кистей» оставить отпечатки своих тел на его поверхно¬сти. Фирменным знаком его работ стал необыкновенно насыщенный синтетический ультрамарин, запатентованный им в 1956 году под названием IKB (international Klein Blue— «Интернациональный синий Кляйна»). Этот цвет «без меры», свободный от каких-либо ограничений, воспринимался им как воплощение бесконечности.


15. Альберто Джакометти. Большая женщина II. 1960

Alberto Giacometti
Патинированная бронза
1/6, Susse Fondeur, отливка 1961
Фото 03 августа 2019 года




16. Ив Кляйн. Антропометрия без названия (ANT 104). 1960

Yves Klein
Бумага на холсте, сухой пигмент, синтетическая смола
Фото 03 августа 2019 года




Со стенда на выставке:

ГЕРХАРД РИХТЕР

Родился в 1932 в Германии, живет и работает в Кёльне.

Родившийся и выросший в Дрездене, в 1961 году Герхард Рихтер покинул ГДР и переехал в Дюссельдорф, где поступил в местную Академию художеств и познакомился с Зигмаром Польке и Блинки Палермо. До конца 1970-х годов Рихтер очень сдержанно пользовался цветом, но затем перешел к более колористически свободному стилю и с тех пор работает как в абстрактном, так и в фигуративном ключе, не сковывая себя ограничениями сюжета, формата и изобразительных средств.

В диптихе «Сирень» (1982) Рихтер применил различные фактурные эффекты, работая кистями, шпателями и щетками. Продуманное композиционное построение, активный текстурный мазок, ясные основные цвета — зеленый, желтый, синий — создают ощущение безудержной стихийной энергии. Композиция другой работы того же периода, «Морковь» (1984), выстроена вокруг центральной оси — клинообразной вертикальной формы ярко-морковного цвета на сером фоне. По сторонам от нее взаимодействуют друг с другом три цветовые зоны, в которых доминируют разные фактурные решения и цвета — серый, красный и желтый.

Картина «Гудрун» (1987)—пример использования мастихина, с помощью которого Рихтер часто снимает краску, обнажая нижележащие слои и тем самым соединяя в своем подходе созидание и разрушение. Название этой картины отсылает к Гудрун Энслин —активистке, входившей в число основателей немецкой леворадикальной группировки «Фракция Красной армии», гибели четырех членов которой, включая Энслин, Рихтер посвятил серию «Восемнадцатое октября 1977 года» (1988).


17. Герхард Рихтер. Сирень. 1982

Gerhard Richter
Холст, масло
Фото 03 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




18. Герхард Рихтер. Морковь. 1984

Gerhard Richter
Холст, масло
Фото 03 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




19. Герхард Рихтер. Гудрун. 1987

Gerhard Richter
Холст, масло
Фото 03 августа 2019 года


А)




Б) Фрагмент




Со стенда на выставке:

ЖАН-МИШЕЛЬ БАСКИЯ

Родился в 1960 в Нью-Йорке, умер в 1988 там же.

Американский художник Жан-Мишель Баския прожил короткую, но яркую творческую жизнь. Стиль Баския характеризуется смелыми цветовыми решениями, введением в изображение текстов, цифр и научных формул. Его работы полны самых разнородных отсылок: к Библейским историям, Древнему Египту, афро¬американской истории, культу вуду, а также к литературе, музыке, анатомии, африканскому и карибскому фольклору.

Они созданы с использованием самых разнообразных материалов и техник: от акрила до шелкографии, от аэрозолей до маркеров.

Картина «Стереотип Наполеона около 44» (1983) — оммаж боксеру Джо Луису, чья триумфальная карьера была омрачена в 1936 году поражением в бою с Максом Шмелингом, представлявшим нацистскую Германию. Обоих героев художник изобразил в верхней части композиции.

Работа Баския «Grillo» (1984)—четыре картины на деревянных досках, каждая из которых может восприниматься и как самостоятельное произведение. «Grillo» тяготеет к образному миру граффити, в котором соседствуют изображения и тексты, а фигуры-фетиши, гвозди и некоторые другие изображения наводят на мысль о магии символов.

Картина «Негритянский период» (1986) посвящена борьбе афроамериканцев за свои права. В названии чувствуется перекличка Баския с Пабло Пикассо и его работами «негритянского периода». Две левые части триптиха, оформленные бутылочными пробками, в общем и целом посвящены миру города, а третья —крайняя справа —может быть истолкована как автопортрет художника или как архетип черного человека из мифологии вуду.


20. Жан-Мишель Баския. Стереотип Наполеона около 44. 1983.

Jean-Michel Basquiat
Холст, акрил, масло, карандаш
Фото 03 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




21. Жан-Мишель Баския. Негритянский период. 1986.

Jean-Michel Basquiat
Дерево, масло, акрил, крышки от бутылок; коллаж
Фото 03 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




Д) Фрагмент




Е) Фрагмент




Ж) Фрагмент




22. Жан-Мишель Баския. Grillo. 1984

Jean-Michel Basquiat
Дерево, акрил, масло, коллаж, восковой карандаш, гвозди
Фото 03 августа 2019 года

А)




Б)




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




Д) Фрагмент





Рейтинг@Mail.ru