Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Пикассо & Хохлова

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина

20 ноября 2018 - 03 февраля 2019
Главное здание

ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Национальным музеем Пикассо в Париже и Фондом поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) представляют выставку «Пикассо & Хохлова». Главная героиня выставки — первая жена Пабло Пикассо, Ольга Хохлова. История любви испанского художника и русской танцовщицы предстанет перед зрителями в работах художника, фотографиях, письмах и вещах из личного архива семьи Пикассо. В экспозицию войдут как известные произведения, так и те, которые никогда не демонстрировались российской публике. Генеральным спонсором выставки стал банк ВТБ. Проект организован при поддержке Mastercard.

Впервые выставка, посвященная Пабло Пикассо и Ольге Хохловой, прошла в Национальном музее Пикассо в Париже в 2017 году. К 100-летию знакомства художника и его первой жены музей представил выставку «Ольга Пикассо», рассказывающий о периоде жизни, проведенном супругами вместе, а также о влиянии Ольги и русской культуры на творчество мастера. Сегодня экспозицию принимает ГМИИ им. А.С. Пушкина, известный своими масштабными выставками Пикассо. В фондах музея хранятся работы художника и уникальные фотографии, которые Ольга Хохлова пересылала своим родственникам в Россию в 1920-е годы.

В составе московской выставки «Пикассо & Хохлова» более 200 экспонатов — от монументальных панно до предметов мебели, писем и открыток. Большинство произведений живописи и графики входят в коллекцию Национального музея Пикассо в Париже — крупнейшего в мире центра изучения творчества художника. Другой ключевой участник — фонд FABA, глава которого — Бернар Руис-Пикассо, внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, — впервые в России покажет семейное собрание неизвестных работ мастера, а также архивные материалы, найденные в дорожном сундуке Ольги, где они хранились долгие годы. Исследование архива позволило восстановить историю отношений Ольги и Пабло и создать уникальный выставочный проект.

Выставка ставит перед собой задачу показать зрителям работы Пикассо в контексте его личной истории. Экспозиция построена на развитии связанных с Ольгой сюжетов и тем в творчестве художника — от неоклассических портретов и образов материнства до сюрреалистических видений. Каждая тема раскрыта в одном из одиннадцати разделов выставки.

1. Залы выставки

Фото 19 января 2019 года

А)




Б)




Со стенда на выставке:

Ольга Хохлова (1891 – 1955), первая жена Пабло Пикассо, прожила с ним с 1917 по 1935 год. Став любимой моделью художника с момента их знакомства, она царит в его творчестве с конца 1910-х годов и преобладает над другими женскими персонажами начала 1920-х. К осени 1917 года, когда Пикассо сопровождал Ольгу и всю труппу «Русских балетов» в поездке в Барселону для постановки балета «Парад», относится один из первых портретов его возлюбленной – «Ольга Хохлова в мантилье». Черты молодой женщины воспроизведены со сдержанной аккуратностью, а значимой деталью ее наряда является мантилья – атрибут традиционного испанского костюма, для имитации которого Пикассо использовал скатерть. «Портрет Ольги в кресле», написанный несколько недель спустя с постановочной фотографии, ознаменовал торжественное вступление Ольги в творчество мужа, увлеченного в это время переосмыслением классицизма Жана-Огюста-Доминика Энгра. В начале 1920-х годов на смену тщательно выписанным и идеализированным портретам жены пришли вдохновленные ее образом картины с читающими женщинами и с обнаженными в античном духе. Многообразие обличий Ольги в творчестве Пикассо отражает весь спектр его стилистических увлечений и часто характерное для него несходство между моделью и ее изображением.

2. Пабло Пикассо. Ольга Хохлова в мантилье. Барселона, лето – осень 1917

Холст, масло
Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA), Мадрид
Годы жизни художника: 1881 – 1973
Фото 19 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




3. Пабло Пикассо. Поцелуй. Париж, 12 января 1931

Холст, масло
Национальный музей Пикассо, Париж
Передано из наследия Пабло Пикассо, 1979
MP132
Годы жизни художника: 1881 – 1973
Фото 19 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




Со стенда на выставке:

Меланхолия

Когда Ольга познакомилась с Пабло Пикассо в 1917 году, в стране, которую она покинула несколько лет назад, присоединившись к труппе Сергея Дягилева «Русские балеты», происходили эпохальные исторические перемены. Император Николай II отрекся от престола; Февральская революция поставила во главе государства временное правительство; Октябрьская революция свергла это правительство и привела к власти большевиков; началась кровопролитная гражданская война. На три послереволюционных года молодая балерина потеряла связь с родными, а после того, как их переписка возобновилась, из России посыпались тревожные вести. Отец и братья Ольги примкнули к Белой Армии; ее мать и сестры оказались отброшены новым советским режимом в крайнюю бедность. Тем временем Ольга стала постоянной моделью Пикассо. На множестве портретов, выполненных им в классической манере, она предстает спокойной и задумчивой. В ее застывшем, устремленном скорее в себя, чем на зрителя, взгляде чувствуется неотступное беспокойство о судьбе родных. Образ Ольги пронизан трагической двойственностью: ее хрупкая красота, подчеркнутая выразительной энгровской линией и мягкой классической светотенью, овеяна глубокой, пусть и сдерживаемой меланхолией, одна из причин которой – фатальная неспособность помочь родным, переживающим череду бедствий.


4. Пабло Пикассо. Портрет Ольги с меховым воротником. 1923

Гравюра на цинке. Отпечаток Луи Фора, 1930
Национальный музей Пикассо, Париж
Передано из наследия Пабло Пикассо, 1979
MP2085
Годы жизни художника: 1881 – 1973
Фото 19 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




5. Пабло Пикассо. Задумчивая Ольга. Париж, [зима 1923]

Глянцевая бумага, пастель, карандаш
Национальный музей Пикассо, Париж
Передано из наследия Пабло Пикассо, 1979
MP993
Годы жизни художника: 1881 – 1973
Фото 19 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




6. Пабло Пикассо. Ольга в профиль за чтением. Жуан-ле-Пен, 2 июля 1920

Бумага, карандаш
Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA), Мадрид
Годы жизни художника: 1881 – 1973
Фото 19 января 2019 года




7. Нина Хохлова. Письмо Ольге Пикассо. Тифлис, 6 января 1920

Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA), Мадрид
Фото 19 января 2019 года




8. Пабло Пикассо. Ольга за чтением. 1920

Холст, масло
Национальный музей Пикассо, Париж
На хранении в Музее изящных искусств, Бордо
Передано Жаклин Пикассо, 1990
MP1990-7
Годы жизни художника: 1881 – 1973
Фото 19 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




9. Нина Хохлова. Письмо Ольге Пикассо. Тифлис, 6 января 1920

Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA), Мадрид
Фото 19 января 2019 года




10. Пабло Пикассо. Ольга за шитьем в кресле. . Жуан-ле-Пен, 13 июля 1920

Бумага, графитный карандаш
Национальный музей Пикассо, Париж
Передано из наследия Пабло Пикассо, 1979
MP925
Годы жизни художника: 1881 – 1973
Фото 19 января 2019 года





11. Нина Хохлова. Письмо Ольге Пикассо. Тифлис, 6 июля 1920

Бумага, рукопись
Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA), Мадрид
Фото 19 января 2019 года




12. Нина Хохлова. Письмо Ольге Пикассо. Ленинград, 2 августа 1931

Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA), Мадрид
Фото 19 января 2019 года




13. Пабло Пикассо. Ольга в задумчивости. . Париж, осень 1920

Бумага, уголь
Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA), Мадрид
Годы жизни художника: 1881 – 1973
Фото 19 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




14. Пабло Пикассо. Портрет Ольги в меховом воротнике. . Париж, 1920 – 1923

Холст, масло
Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA), Мадрид
Годы жизни художника: 1881 – 1973
Фото 19 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




15. Эмиль Делетан (?). Портрет Ольги с веером, сидящей в кресле. . Монруж, весна 1918

Желатино-серебряный отпечаток
Национальный музей Пикассо, Париж
Дар Sucsession Пикассо, 1992
APPH2771
Фото 19 января 2019 года




16. Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле. Монруж, весна 1918

Холст, масло
Национальный музей Пикассо, Париж
Передано из наследия Пабло Пикассо, 1979
MP55
Годы жизни художника: 1881 – 1973
Фото 19 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




Со стенда на выставке:

Смена декораций

Пока Россия переживала ужасы смены политических м экономических перемен, жестоко ударившие по семье Ольги, молодые супруги наслаждались плодами растущей славы Пикассо. Круг общения пары, места их постоянного проживания и отдыха – парижская квартира на улице Ла Боэси, где они поселились в 1918 году, вилла в Жуан-ле-Пене, приобретенное в 1930 году к северу от Парижа имение в Буажелу – свидетельствуют о достаточно высоком общественном положении. В окружении Пикассо монмартрская богема (Макс Жакоб, Гийом Аполлинер и другие) уступила позиции светской интеллигенции межвоенного периода, чуткой ко всем модным веяниям современности. В число ближайших знакомых Пабло и Ольги вошли Эухения Эррасурис – богатая чилийка, с которой познакомил художника Сергей Дягилев, – Игорь Стравинский, Жан Кокто, а также граф Этьен де Бомон, устроитель роскошных приемов, которые обожала Ольга.


17. Пабло Пикассо. Ольга с меховым воротником. 1923

Холст, масло
Национальный музей Пикассо, Париж
На хранении во Дворце изящных искусств, Лилль
Передано Жаклин Пикассо, 1990
MP1990-9
Годы жизни художника: 1881 – 1973
Фото 19 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




18. Пабло Пикассо. Мастерская художника на улице Ла Боэси. [Париж – Сен-Рафаэль], 12 июня 1920

Бумага, графитный карандаш, следы угля
Национальный музей Пикассо, Париж
Передано из наследия Пабло Пикассо, 1979
MP918
Годы жизни художника: 1881 – 1973
Фото 19 января 2019 года




19. Лидия Хохлова. Письмо Ольге Пикассо. 6 июля 1920

Бумага, рукопись
Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA), Мадрид
Фото 19 января 2019 года





Рейтинг@Mail.ru