Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина

05 марта - 19 мая 2019
Залы 19, 20, 30, Колоннада Главного здания

ГМИИ им. А.С. Пушкина в сотрудничестве с Тейт (Лондон) представляет выставку «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». Впервые российский зритель получит возможность познакомиться с уникальной и наиболее значительной главой в истории современного британского искусства, связанной с использованием художниками фигуративной живописи как средства выражения глубоко личного, чувственного и интенсивного переживания жизни. В экспозиции представлено 80 живописных и графических работ из собрания Тейт. Генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ.

Термин «Лондонская школа» был введен в обиход художником Р.Б. Китаем в 1976 году для обозначения ряда выдающихся лондонских художников, в работах которых в центре внимания была человеческая фигура. Впоследствии его стали употреблять в основном применительно к группе из шести художников, в которую входили Франк Ауэрбах, Фрэнсис Бэкон, Р.Б. Китай, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Майкл Эндрюс. Помимо этих мастеров на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина будут представлены еще четыре художника, чьи творческие и педагогические установки, методы работы, а также обстоятельства биографий позволяют причислить их к Лондонской школе, — это Юэн Аглоу, Дэвид Бомберг, Уильям Колдстрим и Паула Регу.

1. Зал выставки

Фото 23 марта 2019 года

А) Белый зал (№30)




Б) Белый зал (№30)




В) Белый зал (№30)




Г) Колоннада




Д) Колоннада




Е) Залы №19 и №20 (вдали)




Со стенда на выставке:

Новый взгляд на жизнь: разные пути к реализму



Уильям Колдстрим, Дэвид Бомберг, Фрэнсис Бэкон и Люсьен Фрейд в 1930-е – 1940-е годы независимо друг от друга выработали новые подходы к реалистической живописи, выйдя далеко за рамки академических фигуративных стилей. Они подвергли переосмыслению способ взаимодействия художника с реальностью, попытавшись не столько отобразить, сколько воссоздать ее в красках.

Основу скрупулезной живописной манеры Колдстрима конца 1930-х годов составлял непрерывный процесс измерения расстояния между отдельными элементами при работе с натуры – фиксация снятых мерок на холсте подчеркивала искусственность его пластических конструкций. Среди учеников Колдстрима были Эндрюс, Аглой и Регу. Бомберг уже в 1920-е годы оставил увлечение кубизмом и футуризмом и перешел к более реалистичной и чувственной манере, тем не менее сохраняющей аналитичность, присущую этим стилям. Он подчеркивал важность передачи тактильного, физического ощущение от увиденного, что нашло тражение и в творчестве учившихся у него Ауэрбаха и Коссофа. Выставка Бэкона в лондонской галерее Лефевр в 1945 году утвердила его репутацию как художника, который раскрывает драматизм человеческого существования не через воспроизведение натуры, но через сублимацию человеческих страстей и конфликтов в гротескные фантастические образы. Внутреннее напряжение и резкая, графическая манера, характеризующая ранние портреты Фрейда, снискали ему славу «Энгра экзистенциализма».


2. Люсьен Фрейд. Девушка с котенком. 1947

Холст, масло
Годы жизни художника: 1922 – 2011
В 1947 году Люсьен Фрейд влюбился в Китти Гарман, дочь известного скульптора Джейкоба Эпстайна. За время их недолгого брака Фрейд написал восемь ее портретов. В этой сильно кадрированной композиции Гарман, чей взгляд направлен в сторону, крепко держит за шею котенка, смотрящего на зрителя (Китти – уменьшительная форма от Кэтлин, также это слово можно перевести с английского языка как «котенок»). Использованные Фрейдом художественные приемы призваны не просто передать черты модели, но и ее характер, а также создать ощущение драматического напряжения.
Галерея Тейт: завещано Саймоном Сейнсбёри в 2006, получено в 2008
Фото 23 марта 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




3. Уильям Колдстрим. Инес Спендер. 1937 – 1938

Холст, масло
Годы жизни художника: 1908 – 1987
Изображение первой жены поэта Стивена Спендера относится к серии портретов близких друзей, которую Колдстрим создал между 1936 и 1939 годами. Эта картина, для которой модель позировала около 40 сеансов, была признана «шедевром аналитического реализма». Спендер заказал портрет жены в период их скоропалительного, но продержавшегося недолго брака. Одежда и нетипичная для того времени короткая стрижка характеризуют изображенную как человека, принадлежащего к интеллектуальным кругам. В 1939 году Инес оставила Спендера ради поэта Чарльза Мэджа.
Галерея Тейт: предоставлено Обществом современного искусства в 1949
Фото 23 марта 2019 года

А)




Б) Фрагмент




4. Дэвид Бомберг. Бомбовый склад. 1942

Холст, масло
Годы жизни художника: 1890 – 1957
Это один из нескольких эскизов, выполненных Бомбергом в годы Второй мировой войны. Мастер получил официальный заказ Совещательного комитета военных художников – ему было поручено запечатлеть центральное хранилище авиационных бомб ВВС Великобритании. Вдохновленный видом тысяч бомб, сложенных в заброшенной шахте, Бомберг создал композицию, в которой полумрак расцвечивают динамичные мазки краски кислотных цветов, намекающие на опасный потенциал подобного арсенала. Чувство угрозы, которое передает это произведение, словно предвосхищало событие, произошедшее спустя несколько лет, когда на складе случайно загорелись 3500 тонн взрывчатых веществ, что привело к самому мощному взрыву на территории Великобритании.
Галерея Тейт: принято правительством Великобритании взамен налога и передано Галерее Тейт в 1993
Фото 23 марта 2019 года




5. Дэвид Бомберг. Жена и ребенок художника. 1937

Холст, масло
Годы жизни художника: 1890 – 1957
Галерея Тейт: дар Диноры Дэйвис-Рис и Джульет Ламонт, при посредничестве Общества современного искусства в 1986
Фото 23 марта 2019 года

А)




Б) Фрагмент




6. Дэвид Бомберг. Вигилант. 1955

Холст, масло
Годы жизни художника: 1890 – 1957
В 1954 году Бомберг, устав от постоянной нехватки внимания со стороны критики, вернулся в Испанию, где он работал в середине 1930-х годов. Именно там им была создана серия «воображаемых портретов», к которой относится и данная работа. Моделью для нее послужила пожилая цыганка, однако по сути картина стала отражением физического и душевного состояния художника. Сталкиваясь с постоянны непониманием, Бомберг становился все более замкнутым и уязвимым, словно занял оборонительную позицию. Название картины буквально переводится с испанского как «бдительный», а фрагментированный характер изображения, вероятно, призван подчеркнуть состояние физической деградации, увядания плоти.
Галерея Тейт: приобретено в 1968
Фото 23 марта 2019 года




7. Фрэнсис Бэкон. Фигура в пейзаже. 1945

Холст, масло
Годы жизни художника: 1909 – 1992
Считается, что для работы над этой картиной художник использовал фотографию своего друга Эрика Холла, дремлющего на скамейке в Гайд-парке. Значительная часть изображенного тела закрашена так, что на ее месте образовалось черное пятно. Открытый рот, кажется, что-то говорит в микрофон, – деталь, вероятно, заимствованная с фотографий нацистских вождей, произносящих речи. Буколический фон контрастирует с возникающим ощущением страха перед организованным политическим насилием, что делает данное произведение ранним образцом ставшего характерным для творчества Бэкона соединения агрессии и мирной обыденной действительности.
Галерея Тейт: приобретено в 1950
Фото 23 марта 2019 года




8. Люсьен Фрейд. Мужчина с чертополохом (Автопортрет). 1946

Холст, масло
Годы жизни художника: 1922 – 2011
Данная картина относится к целой серии автопортретов, написанных Фрейдом в 1940-е годы. Фрейд работал в реалистичном, но очень эмблематическом стиле, генетически связанном с живописной традицией мастеров Северного Возрождения. В этом автопортрете художник изобразил себя смотрящем в окно; на переднем плане на выступе лежит лист чертополоха, агрессивная и динамичная форма которого словно разрезает плоскость подоконника. То есть с помощью этого растения художник придает картине особое настроение, а также демонстрирует собственное психологическое состояние.
Галерея Тейт: приобретено в 1961
Фото 23 марта 2019 года

А)




Б) Фрагмент





Рейтинг@Mail.ru