Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Щукин. Биография коллекции

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина

19 июня — 15 сентября 2019
Главное здание

ГМИИ им. А.С. Пушкина покажет одну из наиболее значительных коллекций искусства европейского модернизма, охватывающую важнейшие художественные течения конца XIX – начала ХХ века. Беспрецедентная по масштабу и содержанию выставка займет практически все пространство музея. Проект представит историю формирования коллекции Сергея Щукина через его личность, биографию семьи и культурно-исторический контекст, который помогут воссоздать собрания братьев – Петра, Дмитрия и Ивана. В экспозицию войдут знаковые произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров. Задача выставки – показать одно из крупнейших мировых собраний максимально полно. Разделенная в 1948 году между московским и петербургским музеями коллекция воссоединится на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина, что станет ярчайшим событием для российской культуры. Генеральный партнер выставки – Сбербанк. Стратегический партнер выставки – ТМХ.

1. Оформление Главного здания музея

Фото 03 августа 2019 года




2. Зал выставки

Фото 03 августа 2019 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




3. (132). Кристиан-Корнелиус (Ксан) Крон. Портрет С.И. Щукина в рост. 1916

Холст, масло
Годы жизни художника: 1882 – 1959
В собрании С.И. Щукина с 1916
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фото 03 августа 2019 года

А)




Б)




Со стенда на выставке:

Закат

С началом Первой мировой войны в августе 1914 года границы России были закрыты. О покупках в Европе пришлось забыть. Победа большевиков в ноябре 1917 года обернулась национализацией частной собственности в 1918-м. Тогда же летом Щукин почел за благо эмигрировать. В ноябре, когда он с семьей уже находился в Германии, коллекция была национализирована.

Декрет за подписью председателя Совнаркома Владимира Ленина объявлял собственностью государства рабочих и крестьян «исключительное собрание великих европейских мастеров, по преимуществу французских конца XIX-начала XX века», имеющее «общегосударственное значение в деле народного просвещения».

В июне 1919 года коллекции Щукина и Морозова были преобразованы в Первый и Второй Музеи новой западной живописи. Весной 1923 года коллекции были административно объединены под именем «Государственный музей нового западного искусства» (ГМНЗИ), но по-прежнему располагались в особняках своих бывших владельцев. Тогда же началась активная перевеска картин «по историческому принципу».

В октябре 1928 года произошло слияние Первого и Второго отделений ГМНЗИ. Щукинские картины перевезли в особняк Ивана Морозова на Пречистенке (тогда Кропоткинская улица). Собранный из полотен Гогена «иконостас», Розовая гостиная Матисса, Музыкальный салон Моне и «келья» Пикассо остались лишь на фотографиях. В каталоге коллекции имена собирателей заменили инициалами «М» и «Щ». На рубеже 1920-1930-х годов над музеем стали сгущаться тучи, более серьезные, чем недавнее «уплотнение. Эстетика «щукинских» мастеров резко противоречила узко утилитарному, пропагандистскому пониманию искусства, утвердившемуся в СССР к концу 1920-х. Но тем не менее музей продолжал работу до начала Великой Отечественной войны.

С выходом б марта 1948 года Постановления Совета Министров СССР о ликвидации ГМНЗИ была поставлена точка в его истории. Показ произведений, «лишенных прогрессивного воспитательного значения», для советских зрителей был сочтен политически вредным, способствовавшим распространению в советском искусстве «формалистических» «буржуазных» взглядов.

Коллекции были поделены между ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и Государственным Эрмитажем в Ленинграде. Наиболее авангардная часть работ кубистические холсты Пикассо, коричнево-черные полотна Дерена, панно Матисса - отправились в Северную столицу. В результате большая часть собрания Щукина (140 произведений, в том числе 45 Пикассо и 28 Матисса) оказалась в Эрмитаже. Картины щукинского и морозовского собраний оказались погребенными в запасниках. Но уже в декабре 1953 года, полгода спустя после смерти Иосифа Сталина, в ГМИИ были выставлены произведения Ренуара, Моне, Дега и Писсарро.

Начавшаяся «оттепель» возвратила томившиеся в запасниках картины на музейные стены, но, увы, не имена тех, благодаря кому шедевры французских художников оказались в России. Лишь с 1990-х годов история московских собраний французской живописи начала возвращаться к нам вместе с возрожденными именами своих владельцев.


4. Список лиц, проживающих в доме №8

По Большому Знаменскому переулку в 1-м Музее новой западной живописи
30 декабря 1919 года
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




5. Я.А. Тугендхольд. Первый музей новой западной живописи

Москва – Петроград, 1923
Фото 03 августа 2019 года




6. На витрине выставки

5. Пригласительный билет. Открытие 1-го музея новой западной живописи
(с литографий В. Масютина) 15 августа [1919]
ГМИИ им. А.С. Пушкина
6. Дом Сергея Ивановича Щукина, Москва
Вид с Большого Знаменского переулка. 1930-е
Фотография
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Фото 03 августа 2019 года




7. Мандат

выданный Всероссийской коллегией по делам музеев и охране памятников искусства и старины для приема в свое ведение картинной галереи СМ Щукина, з октября 1918
«Вследствие предложения Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией ...Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины командирует Комиссию в составе заместителя Председателя Коллегии И.Э. Грабаря, членов Коллегии Н.Г. Машковцева, П.П Муратова и сотрудников А.В. Средина и М.С. Сергеева для приема в свое ведение картинной галереи С.И. Щукина, помещающейся по Бол. Знаменскому пер., в доме №8»
Государственный архив Российской Федерации, Москва
Фото 03 августа 2019 года




8. Годовой отчет

Первого (Щукинского) отделения Государственного музея нового западного искусства за 1922-1923
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




9. Книга отзывов посетителей

Государственного музея нового западного искусства. 1931
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




10. Постановление Совета министров СССР № 672

О ликвидации государственного музея нового западного искусства
6 марта 1948
«Обязать Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР... отобрать наиболее ценные произведения из коллекций Государственного музея нового западного искусства и в 15-ти дневный срок передать их Государственному музею изобразительных искусств имени АС. Пушкина и другим художественным музеям».
Государственный архив Российской Федерации, Москва
Фото 03 августа 2019 года




11. На витрине выставки

17. Эскиз экспозиции Государственного музея нового западного искусства, 1938
ГМИИ им. А.С. Пушкина
18. Альбом с зарисовками экспозиции Государственного музея нового западного искусства 1935 года
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




12. На витрине выставки

20. Список экспонатов Государственного музея нового западного искусства передаваемых Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, [22 – 25] марта 1948
ГМИИ им. А.С. Пушкина
21. Акт передачи главным хранителем ГМИИ им. А.С. Пушкина главному хранителю Государственного Эрмитажа Р.М. Хай произведений искусства из коллекций Государственного музея нового западного искусства. 27 марта 1948
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




13. Письмо С.И. Щукина в комиссию по охране памятников и художественных сокровищ при совете рабочих и солдатских депутатов

о назначении хранителем и библиотекарем Щукинских картинной галереи и библиотеки М.П. Келлера
10 марта 1918
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




14. Каталог картин собрания С.И. Щукина 1913 года с внесенными М.П. Келлером дополнениями 1918 года

К каталогу подшита опись мебели и художественных предметов Музея новой живописи 20 ноября 1918 года. Каталог заверен подписями членов комиссии Наркомпроса РСФСР по национализации собрания и сургучной печатью Государственного контролера РСФСР
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




15. Письмо Николая Александровича Мясново Надежде Ивановне и Екатерине Александровне Мясново о смерти С.И. Щукина

Париж, 7 марта 1936
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




16. Портмоне Н.И. Мясново

В портмоне под подкладкой были спрятаны детские фотографии Николая и Екатерины Мясново и письмо Н.А. Мясново от 4 марта t1936 года из Парижа, в котором он сообщает о смерти С.И. Щукина
ГМИИ им. А.С Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




Со стенда на выставке:

Пабло Пикассо


Здесь есть келья Пикассо, но нет келейного подхода к живописи… Здесь в виде девиза должны быть начертаны на дверях щукинские слова: «Прежде чем я сужу о картине – она должна повисеть у меня с год, я должен привыкнуть к ней и понять ее».
Яков Тугендхольд. 1914

Побудьте в «капелле» кубистов час, и уже ваш глаз освоится с этим новым и испугавшим вас, и в то же время ваше отношение к остальному окажется изменившимся… После изучения комнаты Пикассо речи С.И.Щ. не могут показаться вам неискренними… Этот путь не только его личный путь, но, пожалуй, путь всей нашей культуры.
Александр Бенуа. 1912

Когда входишь в комнату Пикассо галереи С.И. Щукина, охватывает чувство жуткого ужаса. То, что ощущаешь, связано не только с живописью и судьбой… Перед картинами Пикассо я думал, что с миром происходит что-то неладное, чувствовал скорбь и печаль гибели старой красоты.
Николай Бердяев. 1914


Со стенда на выставке:

Старшая дочь Сергея Щукина вспоминала, что впервые видя понравившуюся картину, отец испытывал безотчетное возбуждение и брал работу не раздумывая. Так произошло с Пикассо, первое полотно которого он купил осенью 1909 года вся остальная живопись начала казаться собирателю пресной, он попал под гипнотическое влияние Пикассо и начал покупать картину за картиной. К лету 1914 года их было уже пятьдесят.

Собиратель отдавал явное предпочтение полотнам раннего кубизма с их лапидарной формой и темным колоритом. Такой Пикассо настолько нравился Щукину, что он покупал не только картины, но и эскизы к ним. А в 1913 году, забыв про тесноту в особняке, он приобрел двухметровое полотно «Три женщины», одно из ключевых произведений художника этой поры.

В небольшом «Кабинете Пикассо» находилась и витрина с африканскими скульптурами Подобные «примитивные» фигуры можно было увидеть в парижских мастерских Дерена, Вламинка и Пикассо - ранний кубизм учился у Африки новому отношению к выразительности формы.

Нигде в мире не было собрания, подобного щукинскому «Музею Пикассо». Для молодых русских художников он став мощным импульсом для преобразования собственной живописи и переосмысления самих основ искусства.


17. (110). Пабло Пикассо. Композиция с разрезанной грушей. 1914

Картон, гуашь, графитный карандаш, коллаж из обоев
Годы жизни художника: 1881 – 1973
В собрании С.И. Щукина с 1914 (приобретена в галерее Канвейлера [Kahnweiler], Париж)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фото 03 августа 2019 года




18. (109). Пабло Пикассо. Тенóра и скрипка. 1913

Холст, масло
Годы жизни художника: 1881 – 1973
В собрании С.И. Щукина с 1913 (приобретена в галерее Канвейлера [Kahnweiler], Париж)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фото 03 августа 2019 года




19. (111). Пабло Пикассо. Скрипка. 1912

Холст, масло
Годы жизни художника: 1881 – 1973
В собрании С.И. Щукина с 1912 (приобретена в галерее Канвейлера [Kahnweiler], Париж)
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




20. (112). Пабло Пикассо. Женщина с веером. 1907 – 1908

Холст, масло
Годы жизни художника: 1881 – 1973
В собрании С.И. Щукина с 1912 (приобретена у автора)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фото 03 августа 2019 года




21. (113). Африка. Народность чокве, Ангола. Стоящая мужская фигура. XIX век

Дерево
В собрании С.И. Щукина с июля 1912 (приобретена в галерее Йозефа Бруммера [Brummer Curiosites], Париж)
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




22. (114). Пабло Пикассо. Фермерша (в рост). 1908

Холст, масло
Годы жизни художника: 1881 – 1973
В собрании С.И. Щукина с 1912 (приобретена в галерее Канвейлера [Kahnweiler], Париж)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фото 03 августа 2019 года




23. (115). Африка. Народность сенуфо, Кот д’Ивуар или Мали. Фигуры первопредков (?). XIX век

Дерево
В собрании С.И. Щукина с июля 1912 (приобретена в галерее Йозефа Бруммера [Brummer Curiosites], Париж)
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




24. (91). Папуа – Новая Гвинея, залив Астролябия. Фигура предка (телум). XIX век (?)

Дерево
В собрании С.И. Щукина с июля 1912 (приобретена в галерее Йозефа Бруммера [Brummer Curiosites], Париж)
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




25. (92). Пабло Пикассо. Кирпичный завод в Тортосе. 1909

Холст, масло
Годы жизни художника: 1881 – 1973
В собрании С.И. Щукина с 1912 (приобретена в галерее братьев Браммер [Brummer], Париж)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фото 03 августа 2019 года




25. (93). Африка, Мали (?). Стоящая женская фигура. XIX век

Дерево
В собрании С.И. Щукина с июля 1912 (приобретена в галерее Йозефа Бруммера [Brummer Curiosites], Париж)
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




26. (94). Пабло Пикассо. Дружба. Эскиз картины. 1907 – 1908

Бумага, гуашь, акварель
Годы жизни художника: 1881 – 1973
В собрании С.И. Щукина с 1912 (приобретена в галерее братьев Браммер [Brummer], Париж)
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




27. (95). Африка, Народность бидього, острова Бижагош, Гвинея-Бисау. Фигура сидящего мужчины (Оребок). XIX век

Дерево, металл
В собрании С.И. Щукина с июля 1912 (приобретена в галерее Йозефа Бруммера [Brummer Curiosites], Париж)
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото 03 августа 2019 года




28. (96). Пабло Пикассо. Дружба. 1908

Холст, масло
Годы жизни художника: 1881 – 1973
В собрании С.И. Щукина с 1912 (приобретена в галерее Канвейлера [Kahnweiler], Париж)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Фото 03 августа 2019 года





Рейтинг@Mail.ru