Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственная Третьяковская галерея

Александр Бенуа и его «Мир искусства»
Выставка в Государственной Третьяковской галерее

22 января — 18 июля 2021
Главное здание, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54
Alexander Benoit and the World of Art Association

Выставка входит в цикл сменных экспозиций «Художник и время» и продолжает знакомить зрителей с вехами в развитии русского рисунка XVIII — начала ХХ века на материале графической коллекции Третьяковской галереи. Настоящая экспозиция посвящена деятельности художественного объединения «Мир искусства» и приурочена к юбилею его основателя и лидера А.Н. Бенуа, блестящего историка-исследователя, художественного критика и публициста, общественного деятеля и художника, который оставил след в истории театра, книжной и станковой графики.

Понятие «Мир искусства» включает целый комплекс явлений — журнал, выставки и художников, которые объединились вокруг издания журнала и составили его редакцию. Коллектив единомышленников образовался на основе петербургского кружка, по инициативе А. Бенуа, для совместного изучения искусства. В него входили молодые художники, литераторы, музыканты. К первоначальному ядру «Мира искусства» — А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, Д. Философов, В. Нувель, А. Нурок — позже примкнули М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, Е. Кругликова.

Александр Бенуа писал: «Я считаю, что под "Миром искусства" следует подразумевать не то или другое или третье в отдельности, а все это вместе или вернее некий коллектив, который жил своеобразной жизнью, особыми интересами и задачами, старался разными средствами воздействовать на общество, пробудить в нем желаемое отношение к искусству, понимая это в самом широком смысле...»

Название «Мир искусства» выражало общий смысл и эстетическую программу движения — ценность «всех эпох истории искусств». В круг любимых тем и образов мирискуссников входили «путешествия» во времени и пространстве европейского искусства, далекие эпохи, которые, благодаря стилизации форм и обращению к историческим техникам, звучали «эхом прошедшего времени» в их произведениях. Одной из важнейших тем был Петербург, эстетическая уникальность этого города и специфика его архитектурного ансамбля. Способность художников к перевоплощению, элементы несерьезности и игры в стили и эпохи с наибольшей полнотой были реализованы в создании театральных спектаклей. Призрачный мир театра стал реальной площадкой, в границах которой воплотилась утопическая программа «Мира искусства» о переустройстве мира по законам искусства и красоты.

Однако, кроме отдельных мастеров и целых периодов в искусстве прошлого, мирискуссники пересмотрели отношение к некоторым видам художественного творчества, которые в то время считались прикладными и не достойными внимания. Именно художникам объединения принадлежит честь возрождения графики как особого вида искусства, а их деятельность в области печатной графики можно назвать подлинной революцией.

На выставке представлены образцы книжных и журнальных иллюстраций, элементов оформления книги, открытки А. Бенуа, К. Сомова, Е. Лансере, М. Добужинского, А.Остроумовой-Лебедевой. Они демонстрируют, что в мире книги, как в миниатюре, отразился весь комплекс тем и образов станковых работ мирискуссников.

Условность графики оказалась наиболее созвучной эстетизирующим взглядам мирискуссников. Она раскрепощала их творческую фантазию, открывая возможность диалога культур прошлого и настоящего на уровне пластического языка.

1. Залы выставки

Фото 8 мая 2021 года

А)




Б)




2. Содержание выставки

Фото 8 мая 2021 года




3. Александр Шервашидзе. Портрет А.Н. Бенуа. 1906

Калька, литографский карандаш
Годы жизни художника: 1867 – 1968
Фото 8 мая 2021 года




Со стенда на выставке

Выставка «Александр Бенуа и его „Мир искусства"» входит в цикл сменных экспозиций «Художник и время» и продолжает знакомить зрителей с важнейшими вехами в развитии русского рисунка на материале графической коллекции Третьяковской галереи. Посвященная деятельности художественного объединения «Мир искусства», она приурочена к юбилею его лидера и основателя Александра Николаевича Бенуа (1870-1960).

Роль Александра Бенуа в реформировании мира художественной культуры на рубеже XX века огромна, его интересы и таланты многогранны: блестящий историк-исследователь, художественный критик и публицист, общественный деятель и художник, оставивший след в истории театра, книжной и станковой графики. Удивительно, что, вдохновляясь прошлым, погруженный в культуру исторических эпох, на практике Александр Бенуа занимался переустройством современного культурного пространства.

Коллектив единомышленников, объединившихся вокруг издания журнала и составивших его редакцию, образовался на основе петербургского кружка, созданного по инициативе Бенуа для совместного изучения искусств. В этот кружок входили молодые художники, литераторы, музыканты. Так, первоначальное ядро «Мира искусства» составили А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, Д.В. Философов, В.Ф. Нувель, А.П. Нурок, позже к ним примкнули М.В. Добужинский, А.П. Остроумова-Лебедева, Е.С. Кругликова.

Понятие «Мир искусства» включает целый комплекс явлений: журнал, выставки и сообщество художников. По мнению Александра Бенуа, это «не то или другое или третье в отдельности, а все эго вместе или, вернее, некий коллектив, который жил своеобразной жизнью, особыми интересами и задачами, старался разными средствами воздействовать на общество, пробудить в нем желаемое отношение к искусству».

Название «Мир искусства» выражало общий смысл и эстетическую программу движения — ценность всех эпох в истории искусства, имеющих значение для современного художественного сознания. Мирискусниками были заново открыты не только отдельные мастера, но и целые периоды в искусстве прошлых эпох, пересмотрено отношение к видам художественного творчества, стлавшимся в то время прикладными и недостойными внимания, в том числе им принадлежит и честь возрождения графики как особого вида искусства, оказавшегося наиболее созвучным эстетизирующим взглядам мирискусников. Условность языка графики раскрепощала их творческую фантазию, открывая возможность диалога культур прошлого и настоящего на уровне пластической формы.

В мире искусства, созданном Александром Бенуа, была своя география, своя история, свое время. Вокруг любимых тем и образов художника построена экспозиция нынешней юбилейной выставки.

Множество произведений и текстов Бенуа посвящено теме Петербурга. В своих ранних критических статьях - Агония «Петербурга» (1899) и «Живописный Петербург» (1902) он теоретически обосновал эстетическую уникальность этого города, исследовал специфику его архитектурного ансамбля и призвал «к возрождению художественного отношения к заброшенному Петербургу». Графические работы Бенуа и его соратников — пример такого «художественного отношения». На выставке представлены разнообразные варианты воплощения петербургской темы: исторические видения Е.Е. Лансере и В.А. Серова, городские фантасмагории М.В. Добужинского, изысканные миниатюры А.П. Остроумовой-Лебедевой, книжные циклы А.Н Бенуа.

Путешествия- во времени и пространстве европейского искусства — одна из главных тем в творчестве мирискусников. В их произведениях европейская история аранжирована ассоциациями и прямыми цитатами из искусства разных эпох. Так, ведущим мотивом «Версальской серии» Бенуа становится парковый ансамбль Версаля, шедевр XVIII века, а «инкрустированные» в пейзаж фигурки исторических персонажей вносят в строгое звучание основной темы элемент игры, театральной несерьезности. «Эхо прошедшего времени» звучит и в портретах современников, созданных единомышленниками Бенуа. Коллективный образ героя эпохи, возникающий в портретах кисти К А. Сомова, Л.С Бакста, Б.М. Кустодиева, В.А. Серова, Ф.А. Малявина, Е.С. Кругликовой, отмечен и остротой натурного впечатления, и печатью стилизации форм, и обращением к историческим техникам. Кругликова возрождает распространенное в дворянской культуре начала XIX века искусство силуэта, Сомов вводит моду на рисованный портрет «в три карандаша», ведущий свое начало от эпохи Возрождения.

Подлинной революцией можно назвать деятельность Бенуа и художников его круга в области печатной графики. Ранее воспринимавшаяся исключительно как прикладная, она заняла достойное место в иерархии жанров. Показанные на выставке образцы книжных и журнальных иллюстраций, элементов оформления книги, открытки Бенуа, Сомова, Лансере, Добужинского, Остроумовой-Лебедевой демонстрируют, что в мире книги, как в миниатюре, отразился весь комплекс тем и образов станковых работ мирискусников.

Свойственная художникам «Мира искусства» способность к перевоплощению, любовь к игре в эпохи и стили с наибольшей полнотой были реализованы при создании театральных спектаклей. Призрачный мир театра был одновременно любимой темой станковых произведений мирискусников и местом практического применения их талантов. В создании театрального зрелища роль художника становилась чуть ли не главной: он являлся соавтором и режиссером. Этот принцип последовательно проводился Бенуа совместно с С.П. Дягилевым в постановках на русской сцене и в спектаклях «Русских сезонов» в Париже, триумфальный успех которых принес художникам объединения мировую известность. Именно театр стал той реальной площадкой, в границах которой воплотилась утопическая программа «Мира искусства» о переустройстве мира по законам искусства и красоты.

Эпоха «Мира искусства» закончилась в 1920-е годы. Ее значение для каждого из художников, причастных к деятельности объединения, различно. Но для Александра Бенуа и круга основателей движения следование традициям «Мира искусства», означавшее верность идеалам юности, было органичным состоянием души каждого художника: определение «мирискусники» как почетное звание своеобразного ордена сохранялось за ними на протяжении всей их долгой жизни в искусстве в разных странах мира.


4. Зал № 49 выставки

Фото 8 мая 2021 года

Фото 8 мая 2021 года

А)




Б)




5. Александр Бенуа. «В гранит оделася Нева…». 1903

Эскиз иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Бумага, тушь, акварель, графитный карандаш, кисть, перо, белила
Рисунок опубликован в журнале «Мир искусства». 1904. № 1
Годы жизни художника: 1870 – 1960 Фото 8 мая 2021 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru