Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственная Третьяковская галерея

Константин Истомин. Цвет в окне
Выставка в Государственной Третьяковской галерее


Ранние работы


Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Ранние работы. Окончание


02 октября 2019 – 19 января 2020
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 3 этаж

Выставка представляет около 100 работ Константина Николаевича Истомина из коллекций Третьяковской галереи, Русского музея, Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева, Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки и Тверской картинной галереи, а также ряда частных собраний. Графические произведения предоставлены на выставку галереей «Ковчег».

Константин Николаевич Истомин (1887–1942) — крупнейший русский живописец советской эпохи, педагог. Точность и лаконизм композиционных решений, обобщенность форм, изысканность и экспрессивная выразительность цветовой гаммы — главные особенности живописи Истомина, мастера европейской культурной традиции, создавшего собственный стиль и повлиявшего на развитие отечественного искусства ХХ века.

Истомин с юных лет интересовался искусством. Получив образование в классических гимназиях Харькова и Владивостока, где семья жила в связи с переводами отца по службе, он занимался и в художественных студиях. Наибольшее значение имели для него занятия в харьковской студии Е.Е. Шрейдера, жившего ранее во Франции и ориентированного на живопись барбизонцев. После революционных событий 1905 года Истомин уехал в Германию и поступил в художественную школу Ш. Холлоши в Мюнхене.

По возвращении из Мюнхена в 1909 году Истомин учился в Московском университете на отделении истории искусств. Не окончив университетский курс, в 1913-м он был призван в армию, участвовал в боевых действиях на фронтах Первой мировой и Гражданской войн. Истомин служил в артиллерийской дивизии на Румынском фронте, перенес контузию, ранение, тиф, отравление газами. После мобилизации в 1918 году он включился в художественную жизнь Москвы, оформлял город к революционным празднествам, работал в театрах. С 1921 года Истомин стал профессором Вхутемаса. С тех пор вся его жизнь была связана с преподаванием живописи. Почти все художники, получившие профессиональное образование в Москве в 1920–1930-е годы, прошли через мастерскую Истомина. При этом мастер не создал своей школы. Он интенсивно развивался сам, формулируя свои мысли и методы живописного постижения натуры в доверительном общении с учениками. Среди живописцев 1920–1930-х годов Истомин был наиболее последовательным проводником европейского опыта в художественном образовании, что было особенно ценно в эпоху утверждения канонов соцреализма.

Истомин разделил участь многих художников своего поколения, отторгнутых официальной доктриной и забытых зрителем. Память о нем сохранилась лишь благодаря ученикам и близкому кругу друзей и коллег, спасших от уничтожения его художественное наследие, а также теоретические работы (письма, лекции, конспекты бесед), которые они переписывали от руки. Большую роль в сохранении наследия сыграли В.А. Фаворский, А.Н. Тихомиров, И.В. Савицкий, В.В. Тарасенко, Ю.Д. Коровин, Е.Н. Орловская и многие другие. Неоценимая заслуга в том, что искусство этого художника дошло до наших дней, принадлежит Л.А. Казенину – ученику и товарищу Истомина, который сохранил и отреставрировал большое количество его работ.

Для широкого круга зрителей имя Истомина открылось в 1960-е годы. На волне оттепели в 1961 году состоялась его первая персональная выставка, оказавшая большое влияние на художников и вызвавшая интерес искусствоведов. После экспозиции на Беговой его работы были показаны на юбилейной выставке к 30-летию МОСХ в Манеже, после чего картина «Вузовки» заняла свое место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Большая выставка Истомина с участием отреставрированных Казениным работ состоялась в 1978 году. После нее большинство живописных произведений из собрания семьи Казениных были распределены по музеям СССР. В доме остались лишь немногие неотреставрированные холсты Истомина и почти вся его графика. Большинство работ из бывшего собрания Л.А. Казенина впервые были публично показаны только в следующем веке: на выставке «Возвращение Константина Истомина» в галерее «Ковчег» осенью – зимой 2008 года.

Многие произведения в силу неблагоприятных условий хранения требовали серьезной реставрации, и это обстоятельство отложило на многие годы проведение большой выставки Истомина. Сегодня очевидна необходимость вновь сфокусировать внимание на личности художника, увидеть его произведения в современных выставочных залах и уточнить его ориентиры в искусстве ХХ века.

Кураторы
Татьяна Андреевна Ермакова, заведующий отделом живописи I половины XX века Государственной Третьяковской галереи
Александра Ивановна Струкова, заведующий отделом графики XX века Государственной Третьяковской галереи
При поддержке
Анатолия Ивановича Новикова

1. Залы выставки

Фото 12 января 2019 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




Е)




2. Иосиф Моисеевич Чайков. Портрет художника Константина Николаевича Истомина

Бронза
Годы жизни скульптора: 1888 – 1979
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 8 ноября 2019 года

А)




Б)




3. Константин Николаевич Истомин. Дочь рыбака. 1924

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 8 ноября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




4. Константин Николаевич Истомин. Пейзаж с домиком. 1920-е

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Галерея «Ковчег», Москва
Фото 8 ноября 2019 года




5. Константин Николаевич Истомин. Натюрморт с корзиной. Около 1924

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Галерея «Ковчег», Москва
Фото 8 ноября 2019 года




6. Константин Николаевич Истомин. Жатва. 1924

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 8 ноября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




Со стенда на выставке:

Из воспоминаний Е.Н. Орловской, ученицы К.Н. Истомина


Внешность Истомина была необычной. Среднего роста, широкоплечий, он не производил впечатления толстого человека, несмотря на полные плечи, руки, ноги и появившийся «животик». Он не был ни рыхлым, ни грузным, а весь какой-то налитой заполненный и очень легкий в движении. В портрете, который лепил с него И. Чайков, это выражено, но, на мой взгляд, в несколько преувеличенной степени.

Очень характерной была голова Истомина, горделиво сидящая на короткой шее. Его профиль был необычен и очень выразителен. Истомин рассказывал, что со стороны отца у них в роду все были военными. Его двоюродным дедом был адмирал Истомин, участник Крымской кампании, Константин Николаевич говорил, что его череп повторяет форму шлемов, которые из поколения в поколения носили его предки.

Все части его лица были удивительно характерны. Особенно поражали глаза. Небольшие, темно-темно-карие, горящие каким-то внутренним огнем, зоркие с очень острым внимательным и в то же время спокойным взглядом. Глаза его были очень выразительны — достаточно было взглянуть в них, чтобы понять, в каком он настроении, как себя чувствует.

У Константина Николаевича была лысина, оставшиеся волосы он, как правило, не брил. Но, бывало, летом он брился наголо. Меня и тогда и теперь не покидает мысль, что если бы у него были длинные волосы, он был бы похож на Бальзака.

Его фигура, когда он набрасывал на плечи старое шерстяное пальто, служившее ему халатом, чем-то напоминала памятник Родена.


7. Константин Николаевич Истомин. Чаепитие. 1924

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 8 ноября 2019 года




8. Константин Николаевич Истомин. Пряхи. 1924

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Фото 8 ноября 2019 года




9. Константин Николаевич Истомин. Пряхи. 1924

Эскиз одноименной картины из собрания Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева
Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 8 ноября 2019 года




10. Константин Николаевич Истомин. У балагана (1 мая). 1918 (?)

Бумага, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Тверская областная картинная галерея
Фото 8 ноября 2019 года




11. Константин Николаевич Истомин. Женская фигура в черном (Екатерина Баркова). Начало 1920-х

Бумага, акварель, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Собрание Инны Баженовой, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




12. Константин Николаевич Истомин. Общество в парке. Начало 1920-х

Бумага верже, тушь, перо, кисть, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Тверская областная картинная галерея
Фото 8 ноября 2019 года




13. Константин Николаевич Истомин. Пейзаж с мостом. 1920-е

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Галерея «Ковчег», Москва
Фото 8 ноября 2019 года




14. Константин Николаевич Истомин. Пейзаж. 1927

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




15. Константин Николаевич Истомин. Сидящая натурщица в голубом. Конец 1920-х

Картон, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




16. Картина «Восстание румынских крестьян» и эскиз к ней

Фото 8 ноября 2019 года




17. Константин Николаевич Истомин. Эскиз к картине «Восстание румынских крестьян». 1929

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




18. Константин Николаевич Истомин. Восстание румынских крестьян. 1931

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 8 ноября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




19. Константин Николаевич Истомин. У окна (В комнате). 1928

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 8 ноября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




20. Константин Николаевич Истомин. Эсфирь. 1928

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изображена Эсфирь Израилевна Самуэли (1907 – ?), учившаяся на архитектурном факультете Высшего художественно-технического института (Вхутеин) в 1928 – 1929 годы
Фото 8 ноября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




21. Константин Николаевич Истомин. В мастерской. 1929

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Изображена Надежда Михайловна Розенберг-Эльконина (1910 – 1980), ученица К.Н. Истомина
Фото 8 ноября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




22. Константин Николаевич Истомин. Засохшие цветы. 1927

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 8 ноября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




23. Константин Николаевич Истомин. Зима (Надя). 1928

Картон, масло Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изображена Надежда Михайловна Розенберг-Эльконина (1910 – 1980), ученица К.Н. Истомина
Фото 8 ноября 2019 года

А)




Б) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru