Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственная Третьяковская галерея

Константин Истомин. Цвет в окне
Выставка в Государственной Третьяковской галерее


Ранние работы. Окончание


Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Ранние работы




24. Константин Николаевич Истомин. Вид из окна. 1920-е

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Собрание Инны Баженовой, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




25. Константин Николаевич Истомин. Зимний пейзаж. Московский переулок. 1926

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




26. Константин Николаевич Истомин. Крыши. Вид из окна мастерской. Начало 1930-х

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Галерея «Ковчег», Москва
Фото 8 ноября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




Со стенда на выставке:

Из воспоминаний Е.Н. Орловской, ученицы К.Н. Истомина


Комната Истомина. Это была просторная, почти квадратная комната с окнами, выходящими на север, и балконом. Стены ее окрашены бледно-зеленой клеевой краской (зеленый лак в разбеле).

В каком бы состоянии я ни входила в эту комнату — усталой, огорченной, нездоровой — меня охватывало неудержимое желание работать: настолько она была пропитана, насыщена творческой атмосферой.

Как она была обставлена? Да никак. Стол, три стула, один из которых был не очень надежен — Константин Николаевич всегда предупреждал, чтобы садились на него с осторожностью; маленькая тумбочка орехового дерева, служившая ему буфетом; небольшой узкий столик под зеркалом — на нем, а также на полу под ним и рядом с ним книги; книжная полка у окна, шахматный стол, сундук. Два мольберта, табуретка с лежащим на ней большим этюдником, подрамники, свертки холста, папки; скульптурный станок с гипсом. Узкая железная кровать, покрытая грубым солдатским одеялом, стояла у стола направо от двери за занавеской из холста. Рядом с кроватью стул, заменяющий ночной столик, в ногах старая бельевая корзина, а над ней плечики для единственного костюма — сначала синего, потом черного. С потолка на длинном шнуре, позволявшем переносить ее, свешивалась лампа под абажуром — тарелкой из ватмана. Вот и все. Кроме репродукции головы папы Иннокентия [работы] Веласкеза и большой прекрасной гравюры Хокусай на стенах не висело ничего.


27. Константин Николаевич Истомин. Женский портрет. 1922

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Фото 8 ноября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




28. Константин Николаевич Истомин. Натюрморт. 1922

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 8 ноября 2019 года




29. Константин Николаевич Истомин. Мать и дитя. 1927

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фото 8 ноября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




30. Константин Николаевич Истомин. Натюрморт с зеркалом. Первая половина 1920-х

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Галерея «Ковчег», Москва
Фото 8 ноября 2019 года




31. Константин Николаевич Истомин. Букет на красном. 1910-е

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала
Фото 8 ноября 2019 года




32. Константин Николаевич Истомин. Крыши. 1922

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Собрание Татьяны и Сергея Литвиновых, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




33. Константин Николаевич Истомин. Городской пейзаж. Эривань. 1920 – 1921

Бумага, акварель; белила, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Тверская областная картинная галерея
Фото 8 ноября 2019 года




34. Константин Николаевич Истомин. Женщина в черном платье. 1920 – 1921

Бумага (бланк), акварель, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Собрание С.А. Сафонова, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




35. Константин Николаевич Истомин. У распахнутого окна. 1920 – 1921

Эскиз композиции
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Тверская областная картинная галерея
Фото 8 ноября 2019 года




36. Константин Николаевич Истомин. Городской пейзаж. 1920 – 1921

Эскиз композиции
Бумага, акварель, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Тверская областная картинная галерея
Фото 8 ноября 2019 года




37. Константин Николаевич Истомин. Окно. 1920 – 1921

Эскиз композиции
Бумага, акварель, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Собрание И.А. Чувилина, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




Со стенда на выставке:

В селе Павловская слобода, расположенном в Московской области на берегах реки Истра, на протяжении 1920-1930-х годов Истомин снимал дом для своей матери, Елизаветы Ивановны. Он часто приезжал туда не только ее проведать и чем-нибудь помочь, например, привезти продуктовый профессорский паек, но и для работы на пленэре. Возможно, многие живописные произведения на сюжеты из сельской жизни были созданы в Павловской слободе или на основе выполненных там эскизов и зарисовок.

В письме к ученице Елене Орловской он пишет: «Приезжайте к маме в слободу — там можно тоже пописать. Очень хорошо над рекой у кладбища, за кузницами. А кузницы рембрандтовские, обязательно их нарисуйте: целый квартал их, низенькие, черные, заброшенные».

К 1920-м годам относится ряд перьевых рисунков тушью, на которых можно легко узнать широкие поля по берегам Истры. Динамичность и даже некоторый драматизм им придают быстрые штрихи пера, контрасты между сильно затененными и освещенными плоскостями, диагонали убегающих к горизон¬ту борозд на пашнях, нервный ритм древесных ветвей. Все это вместе с характерной штриховкой, «извивающимися» линиями рисунка, своеобразными подвижными силуэтами персонажей указывает на связь с графическими работами Винсента Ван Гога, выставку которого Истомин видел еще в Мюнхене и продолжал держать его творчество в поле зрения.


38. Константин Николаевич Истомин. Снежное поле. Конец 1920-х

Бумага, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Частное собрание, Санкт-Петербург
Фото 8 ноября 2019 года




39. Константин Николаевич Истомин. Пейзаж с сараем. Конец 1920-х

Бумага, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Собрание С.А. Сафонова, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




40. Константин Николаевич Истомин. Огороды. 1920-е

Бумага, тушь, перо, кисть, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Тверская областная картинная галерея
Фото 8 ноября 2019 года




40. Константин Николаевич Истомин. Пейзаж с большим деревом. Конец 1920-х

Бумага, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Собрание И.А. Чувилина, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




41. Константин Николаевич Истомин. Кузницы зимой (Павловская слобода). Конец 1920-х

Бумага, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Собрание И.А. Чувилина, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




42. Константин Николаевич Истомин. Уборка капусты. 1920-е

Бумага, тушь, кисть, перо
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Частное собрание, Санкт-Петербург
Фото 8 ноября 2019 года




43. Константин Николаевич Истомин. Женщина, сгребающая скошенную вику. 1920-е

Бумага, тушь, кисть, перо
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Галерея «Ковчег», Москва
Фото 8 ноября 2019 года




Со стенда на выставке:

Атрибуция ранних графических произведений Истомина затруднена из-за отсутствия датировок и ограниченного количества сведений о его творчестве 1910-х - начала 1920-х годов.

В экспозиции представлены два эскиза панно, стилистически близких театральным работам Г.Б. Якулова, который был для Истомина образцом в период его работы в студии Кукольного театра при Камерном театре (1920). С Якуловым Истомин сблизился на фронте Первой мировой войны, где они служили в одной дивизии. С большой долей вероятности эскиз панно «В кафе» представляет сцену в знаменитом кафе «Питтореск», где собиралась московская художественная богема, а интерьер был оформлен по эскизам Якулова. На лицах посетителей — маски. Тему маскарада поддерживает парный эскиз, где обыгрываются мотивы венецианского карнавала. Оба произведения датируются 1918-1920 годами: в 1918-м открылось кафе «Питтореск», 1920-й — год временного отъезда Истомина из Москвы. Для какого помещения предназначались эти панно, неизвестно.

В период с лета 1920-го до весны 1921 года Истомин был откомандирован в распоряжение Народного комиссариата иностранных дел как сотрудник полномочного представительства РСФСР в Армении. К этому времени относится большая группа эскизов, в которых Истомин разрабатывает варианты решения композиции с изображением дома, полного света и воздуха, в интерьерах и внутреннем дворе он по-разному компонует фигуры женщин, занятых чтением, беседой или хозяйственными делами.

На принадлежность большой группы графических произведений армянской серии часто указывают авторские надписи, а акварель «Женщина в черном платье» выполнена на официальном бланке советника полномочного представительства РСФСР в Армении. Рисунки серии, выдающиеся по своим художественным качествам, представляют авангардную линию в творчестве Истомина, хотя созданием картин его поиски не завершились.


44. Константин Николаевич Истомин. Сцена у лестницы. 1920 – 1921

Бумага, черный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Собрание С.А. Сафонова, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




45. Константин Николаевич Истомин. В кафе. 1920 – 1921

Бумага, черный карандаш, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Собрание И.А. Чувилина, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




46. Константин Николаевич Истомин. Сцена у лестницы. 1920 – 1921

Бумага, черный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Тверская областная картинная галерея
Фото 8 ноября 2019 года




47. Константин Николаевич Истомин. Карнавал в Венеции. 1918 – 1920

Эскиз панно
Бумага, акварель, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Тверская областная картинная галерея
Фото 8 ноября 2019 года




48. Константин Николаевич Истомин. В кафе. 1918 – 1920

Эскиз панно
Бумага, акварель, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Тверская областная картинная галерея
Фото 8 ноября 2019 года




49. Константин Николаевич Истомин. Пастушка. 1920-е

Бумага, тушь, кисть, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Собрание И.А. Чувилина, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




50. Константин Николаевич Истомин. Павловская слобода. Истра. 1920-е

Бумага, тушь, перо, кисть
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Собрание И.А. Чувилина, Москва
Фото 8 ноября 2019 года




51. Константин Николаевич Истомин. Портрет матери художника с кошкой на коленях. 1924

Бумага, тушь, перо, кисть
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Частное собрание, Санкт-Петербург
Фото 8 ноября 2019 года




52. Константин Николаевич Истомин. Забор. 1920-е

Бумага, тушь, перо, кисть, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Тверская областная картинная галерея
Фото 8 ноября 2019 года




53. Константин Николаевич Истомин. Пейзаж. 1920-е

Бумага, тушь, кисть, графитный карандаш
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Частное собрание, Санкт-Петербург
Фото 8 ноября 2019 года




54. Константин Николаевич Истомин. У окна. Начало 1930-х

Холст, масло
Годы жизни художника: 1887 – 1942
Собрание Инны Баженовой, Москва
Фото 8 ноября 2019 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru