Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи
Выставка в Государственной Третьяковской галерее


Зал «Тайна ночи»


Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Зал «Опережая время»


06 октября 2018 — 17 февраля 2019
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 2 и 3 этажи

Архип Иванович Куинджи (1842–1910) — один из самых ярких русских художников XIX столетия. Он совершил прорыв в художественных исканиях своего поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа, основанного на реалистическом восприятии мира, но преображенного творческой индивидуальностью художника.

Искусство Куинджи тесно связано с традициями передвижников. В своем творчестве он сплавил опыт предшествующего развития пейзажной живописи и со свойственной ему самобытностью трансформировал русский и европейский романтизм, достижения французских барбизонцев, открытия импрессионистов и совершенно новую для той эпохи декоративную театрализацию в станковых полотнах.

В Третьяковской галерее выставка выдающегося пейзажиста в последний раз была организована в 1992 году. На ней была представлена часть художественного наследия мастера, главным образом законченные произведения. В сегодняшней экспозиции, наряду с известными полотнами, можно увидеть многочисленные этюды и эскизы. Именно в процессе их создания живописец много экспериментировал, находясь в постоянных творческих поисках. Первое знакомство с подготовительными работами произошло на двух посмертных выставках, организованных Обществом Куинджи в 1913 году в Санкт-Петербурге и в 1914 году в Москве. Вторая встреча состоялась в 2007 году на выставке, устроенной Государственным Русским музеем на основе богатейшего материала, поступившего в 1930 году из Общества Куинджи.

Нынешний проект представит значительно расширенную экспозицию из более чем 180 избранных произведений. В состав выставки включены, помимо полотен и работ из коллекции Третьяковской галереи и Русского музея, произведения из 19 крупнейших региональных собраний, а также музеев стран ближнего зарубежья — Азербайджана, Беларуси, и из одной частной коллекции.

Выставка позволяет по-новому открыть личность Куинджи. Художник осознанно использовал в своем творчестве новейшие открытия физики и химии. Новаторство Куинджи связано не только с формальными сторонами живописи, но и с тем пониманием единства мира и человека, которое было особенно близко следующему поколению мастеров начала ХХ века. Смелость обращения Куинджи с цветами и краской, которая казалась его современникам дерзкой и часто оставалась необъяснимой, находит свое продолжение в творчестве его учеников, в том числе, Н. Рериха, А. Рылова, К. Богаевского, Ф. Рущица, Н.Крымова. Куинджи открыл богатые перспективы и для искусства будущего — символизма, экспрессионизма, примитивизма, фовизма.

1. Зал выставки «Тайна ночи»

Фото 5 августа 2018 года

А) Первая часть зала с закатами




Б) Ночные пейзажи




В) Копии Лунной ночи на Днепре




2. Архип Иванович Куинджи. Закат над сосновым лесом. 1900-е

Бумага на холсте, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




3. Архип Иванович Куинджи. Закат с деревьями. Между 1870 и 1890-ми

Бумага на холсте, масло
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
Фото 29 декабря 2018 года




4. Архип Иванович Куинджи. Закат зимой. Берег моря. 1900-е

Клеенка на картоне, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




5. Архип Иванович Куинджи. Красный закат. 1900-е

Эскиз одноименной картины (1905 – 1908, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Холст на картоне, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




6. Архип Иванович Куинджи. Закат. Между 1876 и 1890

Картон, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




7. Архип Иванович Куинджи. Закат. 1900-е

Этюд
Бумага на холсте, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




8. Архип Иванович Куинджи. Закат в степи. 1900

Холст, масло
Национальный музей Республики Бурятия, Улан-Удэ
Созданию картины «Закат в степи» предшествовали многочисленные подготовительные работы. Для них характерны смелые цветовые решения в передаче изменчивого освещения при заходе солнца.
Фото 29 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




9. Архип Иванович Куинджи. Закат в степи на берегу моря. 1900-е

Бумага на холсте, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




10. Архип Иванович Куинджи. Закат. 1900-е

Этюд
Бумага на холсте, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




11. Архип Иванович Куинджи. Закат в степи на берегу моря. 1900-е

Бумага на холсте, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




12. Архип Иванович Куинджи. Солнечный свет в парке. 1890-е

Бумага на холсте, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




13. Архип Иванович Куинджи. Лунная ночь. Конец XIX века

Холст, масло
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
В процессе подготовки выставки датировку удалось уточнить на основании архивных документов: между 1890 и 1895
Фото 29 декабря 2018 года




14. Архип Иванович Куинджи. Стволы берез. Между 1876 и 1890

Холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




15. Архип Иванович Куинджи. Лесная глушь. 1881

Бумага на картоне, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




16. Архип Иванович Куинджи. Закат в лесу. 1878

Эскиз к картине «Закат солнца в лесу (Сумерки в лесу)» (1878, Национальная галерея Армении, Ереван)
Бумага на картоне, масло
Вологодская областная картинная галерея
Фото 29 декабря 2018 года




17. Архип Иванович Куинджи. Лесная глушь. 1890-е

Бумага на холсте, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




18. Архип Иванович Куинджи. Христос в Гефсиманском саду. 1901

Холст, масло
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Работа над картиной шла в период «молчания и затворничества», начавшийся с конца 1882. При жизни Куинджи она экспонировалась один раз – в 1901 для близкого круга друзей. Писатель И.И. Ясинский так описывал свое впечатление от полотна: «… мы увидели темный густолиственный кедровый и масличный сад на горе Елеонской с яркой темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый теплым лунным светом, шествовал Спаситель мира. Это – не лунный эффект: это – лунный свет во всей своей несказанной силе, золотисто-серебряный, мягкий, сливающийся с зеленью дерев и травы и проникающий собою белые ткани одежды. Какое-то ослепительное, непостижимое видение…»
(Ежемесячные сочинения. 1901. №12)
Фото 29 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




19. Архип Иванович Куинджи. Лес ночью. 1870-е

Клеенка на картоне, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




20. Архип Иванович Куинджи. Ночь на Днепре. 1890-е

Бумага на холсте, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




21. Архип Иванович Куинджи. Ночь на Днепре

Вариант-повторение картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей)
Холст, масло
Симферопольский художественный музей
В процессе подготовки выставки датировку удалось уточнить на основании архивных документов: 1882
Краски многих картин Куинджи, исполненных в темной цветовой гамме, со временем подверглись необратимым изменениям. Уже современники, видевшие такие полотна, как «Украинская ночь» (1876, Государственная Третьяковская галерея) и «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей), вскоре после их написания, отмечали существенное потемнение красочного слоя. Этот процесс изменил общий колористический строй, скрыл от глаз тончайшие тоновые переходы.
По мнению В.С. Манина, крупного исследователя творчества Куинджи, краски на картине «Ночь на Днепре» з собрания Симферопольского художественного музея претерпели наименьшие изменения, нежели на других вариантах.
Фото 29 декабря 2018 года




22. Возможно, неверная табличка! Архип Иванович Куинджи. Ночь на Днепре. После 1880

Уменьшенный вариант-повторение картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей)
Картон, масло
Государственная Третьяковская галерея
Фото 29 декабря 2018 года




23. Архип Иванович Куинджи. Ночь на Днепре. После 1880

Уменьшенный вариант-повторение картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей)
Картон, масло
Государственная Третьяковская галерея
Фото 29 декабря 2018 года




24. Архип Иванович Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880

Холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина «Лунная ночь на Днепре» занимает особое место в биографии Куинджи. Она создавалась в непростой для него период после выхода из Товарищества передвижных художественных выставок. Окрыленный верой в собственные силы Куинджи осенью 1880 провел в здании Общества поощрения художников выставку одной картины, которая стала громким событием в жизни Петербурга и привлекла огромное по тем временам число посетителей.
Живописцу удалось наполнить ночной пейзаж мелодичностью и поэзией. Он сумел вызвать в душе зрителя состояние, тождественное переживанию подобных моментов в природе. Именно эту особенность картины подметил А.С. Суворин, говоря, что Куинджи берется «за самые чудесные моменты, обладающие могучим свойством привязывать человека к жизни, любить ее и успокаиваться от всяких волнений. {…} Это торжество реализма, того вдохновенного реализма, который чует природу, чует гармонию ее красок и теней, чует ее жизнь, и зритель стоит перед воспроизведением ее как ошеломленный и не верит, чтоб краски могли так говорить…» (Новое время. 1880. №1691)
Пейзаж находился в коллекции великого князя Константина Константиновича. Полотно украшало Ореховую гостиную Мраморного дворца. В 1928 произведение было передано в Государственный Русский музей.
Фото 29 декабря 2018 года




25. Архип Иванович Куинджи. Дарьяльское ущелье. Между 1890 и 1895

Бумага на картоне, масло
Государственная Третьяковская галерея
Фото 29 декабря 2018 года




26. Архип Иванович Куинджи. Ночь на Днепре. 1882

Вариант-повторение картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей)
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Успех полотна «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей) был настолько ошеломляющим, что в 1880-е Куинджи создал несколько очень близких повторений. Вариант из собрания Третьяковской галереи оставался в мастерской художника до конца его жизни. В 1917 картина была приобретена московским промышленником и коллекционером А.Н. Ляпуновым. В послереволюционные годы Андрей Николаевич владел одним из наиболее крупных собраний произведений Куинджи, которое располагалось в его квартире в Доме с атлантами на Солянке. В 1930 картина была продана в Третьяковскую галерею вдовой коллекционера Е.В. Ляпуновой.
Фото 29 декабря 2018 года




27. Архип Иванович Куинджи. Украинская ночь. 1878

Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Куинджи продемонстрировал картину «Украинская ночь» на 5-й передвижной выставке. Обращение к родной малороссийской природе принесло живописцу громкий успех. Критики высоко оценили полотно, назвав его наиболее «долгопамятным по очарованию эффекта лунного света» и «единственным в своем роде», затмевающим ноктюрны других пейзажистов. (Всемирная иллюстрация. 1876. №378). По словам астронома Н.А. Морозова, лично знавшего Куинджи, картина «Украинская ночь» «пленила его не только своим лунным светом {…} и всей тихой красотой лунной ночи, но также, как астронома, и тем, что звезды стояли все на своем месте, в своих созвездиях, а не были случайно натыканы в разных местах, как часто бывает у других художников».
(Российский государственный архив литературы и искусства)
Пейзаж с выставки приобрел С.М. Третьяков. Согласно завещанию Сергея Михайловича, в 1892 полотно поступило в собрание его старшего брата, П.М. Третьякова.
Фото 29 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




28. Архип Иванович Куинджи. Лунная ночь. 1890-е

Бумага на холсте, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




29. Архип Иванович Куинджи. Ночное. 1905 – 1908

Холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Композиция произведения отсылает к полотну «Днепр утром» (1891, Государственная Третьяковская галерея)
Фото 29 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




30. Архип Иванович Куинджи. Сумерки. Между 1890 и 1895

Бумага на холсте, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




31. Архип Иванович Куинджи. Лунный серп на фоне заката. 1890-е

Бумага на картоне, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




32. Архип Иванович Куинджи. Вечер в степи. Между 1876 и 1890

Бумага на картоне, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 29 декабря 2018 года




33. Архип Иванович Куинджи. Вечер на Украине. 1878

Холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина «Вечер на Украине» создавалась для 6-й передвижной выставки. В ней выразился интерес Куинджи к разработке закатного освещения и передаче рефлексов от лучей заходящего солнца. Произведение не оставило посетителей экспозиции равнодушными. По воспоминаниям художника И.Е. Репина, полотно «ставило на дыбы благовоспитанных зрителей: особенно вот эти простые украинские хаты, что с особой пластичностью поместились на круче, как на пьедестале. {…} Картина залита … лучами заходящего солнца. {…} Сколько споров возбуждал этот чистый, горячий свет на белых хатах. {…} Все тонкие эстеты упрекали Куинджи в бестактности: брать такие резкие моменты природы, от которых больно глазам.
Но никто не думал о своих глазах – смотрели не сморгнув: не оторвать, бывало…» (И.Е. Репин. М., 1961)
В 1901 Куинджи частично переписал картину.
Фото 29 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru