Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственная Третьяковская галерея

Даешь Кузбасс!
Выставка в Государственной Третьяковской галерее


Часть 1. Залы. Графика


Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Часть 2. Живопись


1 апреля — 10 мая 2021
Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 38
Kuzbass Now!

Выставка, приуроченная к юбилею одного из главных промышленных центров России, представляет неожиданный срез изобразительного искусства XX — начала XXI века. Третьяковская галерея в рамках проекта «Золотая карта России» на протяжении многих лет регулярно показывает в своих стенах произведения из лучших региональных художественных собраний. Особенность настоящей выставки заключается в том, что на ней экспонируются произведения на индустриальную тему из двух основных художественных музеев региона — Музея изобразительных искусств Кузбасса и Новокузнецкого художественного музея. Экспозиция дополнена работами из фондов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного центрального музея современной истории России, Российской государственной библиотеки и Государственной Третьяковской галереи.

Важнейшее значение проекта — он демонстрирует преемственность традиции обращения к индустриальной тематике в отечественном изобразительном искусстве и переосмысление ее в творчестве молодых современных художников.

Кузбасс — это не только один из крупнейших в мире угольных бассейнов, но и важнейший регион России, чье развитие было начато в эпоху Петровских преобразований. Конец XIX века был ознаменован настоящим экономическим прорывом, связанным с промышленной революцией. Именно тогда возникли идеи о создании в этом регионе второй после Донбасса угольно-металлургической базы страны. Планировалось, что Кузбасс станет сырьевой основой для всей уральской металлургии. Реализацию этих планов прервала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года. После завершения Гражданской войны был разработан комплекс мер, который позволил превратить Кузбасс в мощнейший индустриально-промышленный центр всей Сибири.

Невероятные масштабы строительства, развернутого в регионе, привлекли к себе изобригады художников, занятых в подготовке грандиозного выставочного проекта «Индустрия социализма». Открытие состоялось в 1939 году в Москве, и один из разделов экспозиции «Индустрия социализма» был посвящен промышленному развитию Кузбасса. Это была важная идеологическая акция, главной задачей которой было продемонстрировать успехи социалистического строя и прославить партийное руководство. Но по прошествии многих лет, когда политическая составляющая утратила свою значимость, в картинах, созданных в ту эпоху, на первый план вышли темы, рассказывающие о самоотверженном труде простых людей.

Сейчас основной корпус работ с выставки «Индустрия социализма» хранится в фондах Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» в Москве. С помощью каталога 1939 года в рамках подготовки к выставке сотрудникам Третьяковской галереи удалось определить ряд важнейших работ из раздела, связанного с индустриализацией Кузбасса. Например, монументальное полотно Амшея Нюренберга «Стахановцы Кузбасса», созданное художником по личным впечатлениям от творческой командировки в Прокопьевск на один из крупнейших рудников. Центральная часть триптиха «Стахановцы Кузбасса» включена в экспозицию «Даёшь Кузбасс!». Полотно впервые за многие десятилетия предстанет перед публикой после окончания реставрационных работ, проведенных специально к открытию выставки.

Центральным произведением выставочного проекта «Даёшь Кузбасс!» был выбран плакат выдающегося советского художника Александра Дейнеки «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу» (1931) из собрания Российской государственной библиотеки. Призыв, сформулированный художником в начале 1930-х годов, когда самоотверженный труд простых людей позволил совершить мощный рывок и поднять промышленность страны, сегодня также актуален. Поэтому организаторы выставки вынесли название плаката Дейнеки в заглавие масштабного выставочного проекта.

По замыслу кураторского коллектива экспозиция имеет три основных раздела. В первом представлены произведения искусства эпохи индустриализации, созданные художниками в 1920–1930-х годах. К этой части относятся работы из фондов РОСИЗО, и, в частности, уже упомянутая, специально отреставрированная центральная часть триптиха «Стахановцы Кузбасса». Также в этом разделе представлены ставшая хрестоматийной картина Петра Котова «Кузнецкстрой. Домна № 1» из коллекции Третьяковской галереи, плакат Александра Дейнеки «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу» и ряд других произведений из кемеровских, новокузнецких и московских собраний.

Второй раздел экспозиции демонстрирует работы 1960–1980-х годов, выполненные преимущественно мастерами местной художественной школы и приезжавшими в регион художниками, такими, например, как Алексей Гландин и Борис Плёнкин. Интерес привлекут произведения Иннокентия Кузнецова, Александра Кирчанова, Людмилы Акцыновой, а также графика Александра Ананьина и Алексея Гордеева. Художники этого поколения стремились выразить пафос своего времени в крупных и лаконичных живописных, графических и скульптурных произведениях, в центре которых находился человек. В истории искусства эти работы объединены общим понятием «суровый стиль» — от сурового выражения лиц героев картин, готовых к новым великим свершениям, полных решимости и уверенных в своих силах. В этой части экспозиции зрители смогут познакомиться с работами скульптора Бориса Плёнкина, который впервые попал в Новокузнецк в конце 1950-х годов и на протяжении нескольких лет возвращался на Кузбасс для завершения своего монументального скульптурного цикла «Рабочий класс». Центральное место в этом разделе займут две знаковые работы из коллекции Новокузнецкого художественного музея и Музея изобразительных искусств Кузбасса: «Трудовые люди Кузбасса» (1964) Алексея Гландина и «Грабари на Кузнецкстрое» (1968) Иннокентия Кузнецова.

Третий раздел выставки посвящен современному искусству. Зритель увидит произведения Павла Отдельнова, Егора Плотникова и Ильи Гапонова. В 2007 году Отдельнов и Плотников отправились в творческое путешествие для изучения Новокузнецкого и Западно-Сибирского металлургических комбинатов. Целью поездки стало переосмысление опыта художников 1920–1930-х годов. Другой участник выставки — уроженец Кемерово Илья Гапонов, выпускник кемеровской художественной школы, получивший художественное образование в Санкт-Петербурге и Париже. Первыми героями его картин стали шахтеры, написанные кузбасслаком — раствором каменноугольной смолы, полученной при разработке горных пород на Кузбассе. Выбор этого сугубо технического материала в качестве художественного средства позволило Гапонову совершить прорыв в традиционной монументальной живописи. Специально к выставке Илья Гапонов создал мурал (монументальное живописное произведение) «Кузбасс параллельный» (2021, 5 ? 15 метров), который размещен в фойе Новой Третьяковки и предваряет проход на выставку «Даёшь Кузбасс!».

Выставка дополнена инсталляцией, на которой представлен фотоархив Спиридона Бывшего (1891–1937). Это уникальный фоторепортаж со строительства одного из главных объектов первой пятилетки — Коксохимзавода в Кузбассе (в то время называвшемся Щегловск). На протяжении нескольких лет — с 1929 по 1932 год он фиксировал создание первого за Уралом коксохимического завода. Фотохроника отражает все этапы строительства — от закладки фундамента до запуска предприятия.

Выставка «Даёшь Кузбасс!» откроет для московской публики новые имена художников и познакомит с работами мастеров разных поколений на индустриальную тему. Это самая крупная тематическая подборка художественных произведений, отражающих историю и культуру Кузбасса.

1. Вход на выставку

Фото 25 апреля 2021 года




2. Зал выставки

Фото 25 апреля 2021 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




Е)




Ж)




Со стенда на выставке:

ДАЕШЬ КУЗБАСС!


Кузбасс - важнейший регион России, чье развитие было начато в Петровскую эпоху. Конец ХIХ века ознаменовался экономическим прорывом, и Кузбасс должен был стать сырьевой основой для всей уральской металлургии. Реализацию этих планов прервали Первая мировая война и революция 1917 года. Но уже в 1922 году был разработан комплекс мер, позволявший превратить Кузбасс в индустриально-промышленный центр Сибири.

В 1929-1931 годах за рекордные тысячу дней было закончено строительство крупнейшего металлургического комбината в Кузнецке, а в 1930-е годы здесь развернулись промышленные стройки, в которых приняли участие рабочие со всей страны.

Невероятные масштабы строительства привлекли изобригады художников. Готовилась грандиозная выставка «Индустрия социализма», которая открылась в Москве в 1939 году, и многие работы, представленные на ней, были посвящены промышленному развитию Кузбасса. Главными задачами выставки были демонстрация успехов социалистического строя и прославление партийных руководителей. Но по прошествии лет, когда идеологическая составляющая утратила свою значимость, на первый план вышел рассказ о самоотверженном труде простых людей, работающих ради достижения своей мечты.

В ходе подготовки к выставке «Даешь Кузбасс!» удалось определить ряд важнейших работ, посвященных Кузбассу, экспонированных на «Индустрии социализма». Например, триптих Амшея Нюренберга «Стахановцы Кузбасса», созданный художником по личным впечатлениям от творческой командировки в Прокопьевск, на один из крупнейших рудников. Центральная часть триптиха «Стахановцы Кузбасса» представлена на выставке, а целиком триптих можно будет увидеть впервые с 1939 года в Кемерове в дни празднования 300-летия Кузбасса.

По замыслу кураторов, экспозиция имеет три основных раздела. В первом представлены произведения искусства эпохи индустриализации - 1930-х годов.

Во втором разделе - искусство 1960 -- 1980-х годов. Молодежь, увлеченная идеей переустройства мира, вновь устремилась на стройки века. Художники этого поколения выразили пафос своего времени в произведениях, в центре которых был человек труда.

Третий раздел - современное искусство. С наступлением нового тысячелетия Кузбасс не утратил своего значения, он по-прежнему вдохновляет наших современников на творческие поиски. Художники Павел Отдельнов и Егор Плотников в 2007 году в течение двух недель работали на новокузнецких металлургических заводах, собирая материал для масштабного художественного проекта «Комбинат. Ретроспектива». Однако если в 1930-е годы главной темой художников были романтика героического труда и ударное строительство, то в ХХ1 веке мы видим величественный пейзаж постиндустриальной эпохи. Первыми героями картин Ильи Гапонова, уроженца Кемерова, стали шахтеры. Художник работает кузбасслаком -- раствором каменноугольной смолы, превращая сугубо технический материал в мощное и впечатляющее средство художественной экспрессии, что позволило мастеру совершить прорыв в традиционной монументальной живопись.

Выставка «Даешь Кузбасс!» - не только демонстрация произведений на тему индустриализации, задача ее гораздо шире. Это единственная в своем роде крупная тематическая подборка работ, отражающих историю и культуру Кузбасса.


3. Амшей Нюренберг. Стахановцы Кузбасса. Центральная часть триптиха. 1937

Холст, масло
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
Годы жизни художника: 1887 – 1979
Этот триптих Амшей Нюренберг написал по впечатлениям своей творческой поездки в Кузбасс, в город Прокопьевск,который называли «черной жемчужиной Кузбасса» и где добывался особо ценный коксующийся уголь для металлургии. Именно прокопьевские шахтеры в 1935 г. подхватили рожденное на Донбассе движение по повышению производительности, названное в честь первого передовика Алексея Стаханова – стахановским. Первый кузбасский стахановец Иван Борисов был награжден орденом Ленина. Он и двое его коллег – Роман Мачихин и Мингалей Шакиро – позировали художнику для триптиха.
На выставке представлена центральная часть триптиха, отреставрированная специально для выставочного проекта «Даешь Кузбасс!». Правая и левая части, на которых изображены шахтеры непосредственно в шахте, также будут отреставрированы и в июне будут показаны в Кемерове в дни празднования 300-летия Кузбасса. Это станет первой демонстрацией триптиха на кузнецкой земле. Реставрация работы выполнена при поддержке Правительства Кузбасса в 2021 году.
Фото 25 апреля 2021 года

А)




Б) Фрагмент




4. Александр Брагин. Женский портрет. 2008

Дерево тонированное, резьба
Новокузнецкий художественный музей
Годы жизни художника: 1930 – 2011
Фото 25 апреля 2021 года

А)




Б)




5. Борис Плёнкин. Голова сталевара. 1957 – 1967

Бронза, литье
Новокузнецкий художественный музей
Годы жизни художника: 1930 – 2007
Фото 25 апреля 2021 года

А)




Б)




6. Борис Плёнкин. Кузнецкий сталевар бригадир Варнавский. 1957 – 1967

Бронза, литье
Новокузнецкий художественный музей
Годы жизни художника: 1930 – 2007
Фото 25 апреля 2021 года

А)




Б)




7. Сарра Шор. Кататель. Из серии «Ушедшие профессии». 1936

Бумага, акварель
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
Годы жизни художника: 1897 – 1981
Фото 25 апреля 2021 года




8. Анна Самойловских. Кран со слитком. Из серии «Кузнецкстрой». 1933

Бумага, акварель, тушь
Музей изобразительных искусств Кузбасса
Годы жизни художника: 1901 – 1987
Фото 25 апреля 2021 года

А)




Б)




9. Анна Самойловских. Ремонт ковша. Из серии «Кузнецкстрой». 1933

Бумага, акварель, тушь
Музей изобразительных искусств Кузбасса
Годы жизни художника: 1901 – 1987
Фото 25 апреля 2021 года

А)




Б)




10. Амшей Нюренберг. Откатчицы на шахте. Кузбасс. 1938

Бумага, сангина, акварель, чернила
Государственная Третьяковская галерея
Годы жизни художника: 1887 – 1979
Фото 25 апреля 2021 года




11. Александр Самохвалов. Домны Кузбасса. 1944

Холст, гуашь
Музей изобразительных искусств Кузбасса
Годы жизни художника: 1894 – 1971
Фото 25 апреля 2021 года




12. Александр Бубнов. Эскиз композиции. Начало 1930-х

Бумага, акварель
Новокузнецкий художественный музей
Годы жизни художника: 1908 – 1964
Фото 25 апреля 2021 года




13. Александр Бубнов. Эскиз композиции. Начало 1930-х

Бумага, акварель
Новокузнецкий художественный музей
Годы жизни художника: 1908 – 1964
Фото 25 апреля 2021 года




14. Александр Бубнов. Эскиз композиции. Начало 1930-х

Бумага, акварель
Новокузнецкий художественный музей
Годы жизни художника: 1908 – 1964
Фото 25 апреля 2021 года




15. Михаил Скуляри. Разгрузка вагона. 1942

Бумага, монотипия
Музей изобразительных искусств Кузбасса
Годы жизни художника: 1905 – 1985
Фото 25 апреля 2021 года




16. Михаил Скуляри. Шахта. 1942

Бумага, карандаш, акварель
Музей изобразительных искусств Кузбасса
Годы жизни художника: 1905 – 1985
Фото 25 апреля 2021 года




17. Константин Баранов. Кузбасс (Кузнецкий металлургический завод). 1936

Бумага, линогравюра
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
Годы жизни художника: 1910 – 1985
Фото 25 апреля 2021 года




18. Алекс Кейль (Экк Сандор, Лейхт Шандор). Беседа у смены. 1937

Бумага, уголь, карандаш
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
Годы жизни художника: 1902 – 1975
Фото 25 апреля 2021 года




19. Александр Дейнека. Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу. 1931

Плакат Москва – Ленинград: ОГИЗ-ИЗОГИЗ
Бумага, хромолитография
Российская государственная библиотека, Москва
Годы жизни художника: 1899 – 1969
Фото 25 апреля 2021 года




20. Александр Ананьин. Женщины Мухор-Тархаты. 1964

Бумага, линогравюра
Музей изобразительных искусств Кузбасса
Годы жизни художника: 1918 – 1998
Фото 25 апреля 2021 года




21. Александр Холодов. Первая коксовая. 1963

Бумага, линогравюра
Новокузнецкий художественный музей
Годы жизни художника: 1928 – 1994
Фото 25 апреля 2021 года




22. Рейнгольд Берг. Лес Шории. 1967

Бумага, линогравюра
Музей изобразительных искусств Кузбасса
Годы жизни художника: 1917 – 1988
Фото 25 апреля 2021 года




23. Александр Ананьин. Спуск с гор. Чабан с овцами. 1964

Бумага, линогравюра
Новокузнецкий художественный музей
Годы жизни художника: 1918 – 1998
Фото 25 апреля 2021 года




24. Александр Холодов. Рабочее утро. 1961

Бумага, линогравюра
Новокузнецкий художественный музей
Годы жизни художника: 1928 – 1994
Фото 25 апреля 2021 года




25. Рейнгольд Берг. Дорога на шахту. Из серии «Будни Кузбасса». 1961

Бумага, линогравюра
Музей изобразительных искусств Кузбасса
Годы жизни художника: 1917 – 1988
Фото 25 апреля 2021 года




26. Алексей Гордеев. Карьер. Из серии «Шория моя». 1966

Бумага, линогравюра
Музей изобразительных искусств Кузбасса
Годы жизни художника: 1915 – 2004
Фото 25 апреля 2021 года




27. Алексей Гордеев. На земле Кузнецкой. 1964

Бумага, линогравюра
Музей изобразительных искусств Кузбасса
Годы жизни художника: 1915 – 2004
Фото 25 апреля 2021 года




28. Рейнгольд Берг. Портрет шахтера. Из серии «Березовская шахта». 1967

Бумага, линогравюра
Музей изобразительных искусств Кузбасса
Годы жизни художника: 1917 – 1988
Фото 25 апреля 2021 года




29. Александр Ананьин. Аксакал-алтаец (Старик с трубкой). 1964

Бумага, линогравюра
Музей изобразительных искусств Кузбасса
Годы жизни художника: 1918 – 1998
Фото 25 апреля 2021 года




30. Егор Плотников. Завод. Рисунки. № 5. 2010

Бумага, литография
Собственность автора, Москва
Художник родился в 1980 г.
Фото 25 апреля 2021 года




31. Егор Плотников. Завод. Рисунки. № 10. 2010

Бумага, литография
Собственность автора, Москва
Художник родился в 1980 г.
Фото 25 апреля 2021 года




32. Егор Плотников. Завод. Рисунки. № 11. 2010

Бумага, литография
Собственность автора, Москва
Художник родился в 1980 г.
Фото 25 апреля 2021 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru