Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственная Третьяковская галерея

Михаил Ларионов
Выставка в Государственной Третьяковской галерее

19 сентября 2018 – 20 января 2019
Новая Третьяковка, Крымский вал, 10, залы 39 – 42

Крупная ретроспективная выставка Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964), одного из основоположников русского авангарда и его признанного лидера.

Наделенный мощным живописным даром и талантом экспериментатора, с самого начала своей деятельности Ларионов оказал огромное влияние на становление и развитие нового искусства ХХ столетия. В его творчестве отразились основные направления начала века: кубизм, примитивизм, футуризм. Произведения художника в стиле примитивизма стали воплощением национального варианта авангарда. Ларионов стоял у истоков абстрактного искусства в России. Его «авторский» вариант беспредметной живописи, получивший название лучизм (rayonisme), представляет собой один из путей к абстракции.

Художник необыкновенно широкого диапазона, блестящий, всегда неожиданный живописец, изысканный график, изобретательный театральный декоратор, книжный иллюстратор, стоявший у истоков футуристической книги, организатор выставок и художественных объединений, хореограф, историк балета, коллекционер — все это Михаил Ларионов, человек-оркестр, который интересовался в художественной сфере буквально всем. Задача выставки — представить эту уникальную творческую личность во всем многообразии ее проявлений. В состав экспозиции вошли работы, отражающие основные направления деятельности художника, а также широкий круг интересов Ларионова-коллекционера.

Последняя выставка Михаила Ларионова в нашей стране была организована Александрой Клавдиевной Ларионовой-Томилиной в 1980 году в Государственном Русском музее, а затем — в Третьяковской галерее. Настоящая выставка восстанавливает историческую справедливость и отдает дань памяти и благодарности одному из главных русских художников прошлого века, мечтавшему, чтобы его произведения вернулись на родину и стали доступны публике.

1. Залы выставки

Фото 4 января 2019 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




Е)




Ж)




З)




2. Женщина в зеленом платке. 1911 – 1912

Холст, масло
Дар по завещанию вдовы художника А.К. Ларионовой-Томилиной в 1989, Париж
Государственная Третьяковская галерея
Фото 4 января 2019 года




Со стенда на выставке:

… Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника.
Луч условно изображается на плоскости цветной линией.
То, что ценно для любителя живописи, в лучистой картине выявляется наивысшим образом. Те предметы, которые мы видим в жизни, не играют здесь никакой роли, то же, что является сущностью самой живописи, здесь лучше всего может быть показано — комбинация цвета, его насыщенность отношение цветовых масс, углубленность, фактура...

Михаил Ларионов и другие. Лучисты и будущники. 1913

Михаил Ларионов принес не только в русскую, но и в европейскую живопись новую утонченность — лучизм.

Гийом Аполлинер. 1914

Появление лучизма в 1912 году поставило Ларионова в ряд художников — создателей беспредметного искусства. Ларионов по-разному писал о своем открытии. Он разделял реалистический и беспредметный лучизм, видел в нем объективно-познавательный смысл, сравнивал с научной концепцией и в то же время считал его универсальной стилевой формой, способной выражать различные стороны материальной и духовной жизни.

Динамизм лучистской живописи сближает ее с итальянским футуризмом. Ларионов отдал дань этому течению в картине «Прогулка. Бульварная Венера» (1913). «Футуризм развертывает картину — ставит художника в центр картины, рассматривает предмет с разных точек зрения, проповедует просвечиваемость предметов, писание того, что художник знает, но не видит, нанесение всей суммы впечатлений на холст, нанесение ряда моментов одного и того же, вводит рассказ и литературу»
(Ларионов М. Лучизм. М.,1913).


3. Лучистый пейзаж. 1912

Холст, масло
Приобретено в 1928 у автора, Париж, через Л.Ф. Жегина (Москва)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 4 января 2019 года




4. Лучистая колбаса и скумбрия. 1912

Холст, масло
Поступило в 1979 из галереи Гмуржинска, Кельн
Музей Людвига, Кельн
Фото 4 января 2019 года




5. Лучистые линии. 1912

Холст, масло
Поступило в 1921 из Государственного музейного фонда
Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа
Фото 4 января 2019 года




6. Прогулка. Бульварная Венера. 1913

Холст, масло
Приобретено в 1983
Центр Помпиду, Париж
Фото 4 января 2019 года




7. Лучистая композиция. Город ночью. 1912 – 1914

Холст, масло
Частное собрание
Фото 4 января 2019 года




8. Ноктюрн. Около 1913 – 1914

Холст, масло
Дар в 1953 авторе через Е. Молло, Лондон
Тейт, Лондон
Фото 4 января 2019 года




9. Петух (лучистый этюд). 1912

Холст, масло
Поступило в 1929 из Музея Живописной культуры
Государственная Третьяковская галерея
Фото 4 января 2019 года




10. Голова быка. 1912

Холст, масло Дар Э. Курнан по завещанию Т.К. Пьянковой в 1983, Париж
Государственная Третьяковская галерея
Фото 4 января 2019 года




11. Трамвай. Городская улица. 1911

Холст, масло
Поступило в 1921 из Государственного музейного фонда
Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа
Фото 4 января 2019 года




12. Кинематограф. 1911 – 1912

Холст, масло
Приобретено в 1960 у автора, Париж
Центр Помпиду, Париж
Впервые работа была показана на выставке «Ослиный хвост» (1912, Москва, №123) вместе с двумя «Фотографическими этюдами» (№119, 124) и «Моментальной фотографией» (№122)
Фото 4 января 2019 года




13. Пейзаж при свете луны. 1911

Холст, масло
Дар СССР в 1988
Центр Помпиду, Париж
Фото 4 января 2019 года




14. Портрет В.Е. Татлина. 1913

Холст, масло
Дар в 1978 г-на и г-жи Мишель Сёфор, Париж
Центр Помпиду, Париж
Татлин Владимир Евграфович (1885 – 1953), художник, в 1911 – 1912 участник ларионовского кружка, экспонент выставки «Ослиный хвост» (1912, Москва).
Фото 4 января 2019 года




15. Еврейская Венера. 1912

Холст, масло
Поступило в 1936 из Свердловского краеведческого музея; передано в 1920 из Музейного бюро Государственного художественного фонда Отдела изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Фото 4 января 2019 года




16. Кацапская Венера. 1912

Холст, масло
Поступило в 1921 из фонда Музея живописной культуры при Нижегородских Государственных свободных художественных мастерских; до 1920 – Музейное бюро Отдела изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения
Нижегородский государственный художественный музей
Фото 4 января 2019 года




Со стенда на выставке:

Копии нет в таком смысле, как это пока понимается. Есть художественное произведение, точкой отправления которому послужила гравюра, картина, природа и т. д.
Михаил Ларионов

Повторы и реплики знаменитых картин привычны в художественной практике. Ларионов просто «расширяет» и уравнивает в правах разнообразные «образцы для подражания», включая в классический ряд – народных Венер с базарных ковриков и картин, украшающих стены трактиров. Взяв традиционную композицию, художник как бы адаптирует ее для различных случаев и, словно ориентируясь на «широкую зрительскую аудиторию», создает целую серию «национальных» Венер. Одну из них он предназначает «лично для себя», помещая прямо на картине надпись: «Венера и Михаил».


17. Натюрморт с синим чайником (Трактирный натюрморт). Около 1909

Эскиз к картине «Трактирный натюрморт (в мажорной гамме)» (1907, Галерея Института искусства Курто, Лондон)
Бумага, акварель, гуашь, соус
Дар по завещанию вдовы художника А.К. Ларионовой-Томилиной в 1989, Париж
Государственная Третьяковская галерея
Предлагаемая датировка: 1909
Фото 4 января 2019 года




18. Площадь провинциального города. 1909

Холст, масло
Дар по завещанию вдовы художника А.К. Ларионовой-Томилиной в 1989, Париж
Государственная Третьяковская галерея
Фото 4 января 2019 года




19. Венера. 1911 – 1912

Холст, масло, графитный карандаш
Поступило в 1926 из Музея художественной культуры через Государственный институт художественной культуры
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 4 января 2019 года




Со стенда на выставке:

Ларионов выступает на этой выставке вещами, которые можно было бы назвать современным примитивом. Таковы его... «Четыре времени года», где в каждом времени показано преобладание присущего ему цвета, причем цвета комбинируются по диагонали в порядке гармонизирующем, вертикально же и горизонтально в порядке диссонирующем; четыре цвета: синий, желтый, коричневый и зеленый; на картинах написаны стихи разнообразными буквами.
Илья Зданевич

Цикл «Времена года» — своеобразный ключ к искусству Ларионова, квинтэссенция всего, что воспринимается сегодня как ларионовские открытия. За кажущейся наивностью изображений и надписями детским почерком, с подкрашиванием букв и ошибками, «скрыта» изощренная живопись, тайная демонстрация виртуозного мастерства, достигнутого минималистскими средствами, построенными на тончайших нюансах тона, проложенного разнообразными движениями кисти


20. Осень

Холст, масло
Приобретено в 1970 у А.К. Ларионовой-Томилиной, вдовы художника, Париж
Центр Помпиду, Париж
Фото 4 января 2019 года




21. Венера. 1912

Холст, масло
Поступило в 1926 из Музея художественной культуры через Государственный институт художественной культуры
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 4 января 2019 года




Серия «Времена года (новый примитив)». 1912

Серия «Времена года (новый примитив)» впервые была показана в 1913 на выставке «Мишень».

22. Осень желтая (Осень счастливая). 1912

Холст, масло
Поступило в 1926 из Государственной Третьяковской галереи
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фото 4 января 2019 года




23. Зима. Времена года (новый примитив). 1912

Холст, масло
Поступило в 1929 из Музея живописной культуры (приобретено в 1919 Отделом изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения)
Государственная Третьяковская галерея
Фото 4 января 2019 года




24. Весна. Времена года (новый примитив). 1912

Холст, масло
Поступило в 1929 из Музея живописной культуры (приобретено в 1919 Отделом изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения в мастерской художника)
Государственная Третьяковская галерея
Фото 4 января 2019 года




25. Венера с птицей. Около 1928

Лист из альбома Voyage en Turquie
Бумага оберточная коричневая, гуашь
Дар по завещанию вдовы художника А.К. Ларионовой-Томилиной в 1989, Париж
Государственная Третьяковская галерея
Фото 4 января 2019 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru