Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственная Третьяковская галерея

Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина
Выставка в Государственной Третьяковской галерее

30 сентября 2021 — 6 февраля 2022
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

Выставочный проект посвящен одному из самых светлых и гармоничных мастеров эпохи романтизма — Алексею Гавриловичу Венецианову (1780–1847). На выставке будут представлены более 80 произведений и графики из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Тверской картинной галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного исторического музея и других музеев РФ.

Во времена крепостного права Алексей Венецианов открыл в русском крестьянстве и скромном пейзаже тверской земли особый мир, достойный глубокого уважения и любви, таящий в себе источник художественного вдохновения и эстетических переживаний.

Одержимый идеей воспитания молодых талантов из народа, Венецианов создал собственную школу, ставшую ярким явлением в культурной жизни России. Поэтому наряду с произведениями мастера, в экспозиции представлен ряд работ его учеников — Алексея Тыранова, Никифора Крылова, Александра Алексеева, Федора Славянского, Григория Сороки и других. Собранные из разных музеев, они позволят зрителю увидеть, с какой классической ясностью и романтической одухотворенностью художники раскрывали душевную красоту и достоинство русского человека из народной среды — от обаятельных портретов детей и юных девушек до реалистических образов стариков и старух, носителей опыта и мудрости.

Творчество Венецианова и «венециановцев» хорошо известно и любимо, многие работы постоянно экспонируются в музейном пространстве. Однако ракурс восприятия, заданный категориями «пространство», «свет» и «тишина», выявляет и акцентирует важные смыслы и художественные качества представленных произведений.

Центральное место в экспозиции занимают картины, связанные с поэтической интерпретацией весенне-летних полевых работ и темой материнства. В них на основе натурных впечатлений моделируется возвышенный мир крестьянских трудов, мир бытия, а не быта, созвучный народной песенной традиции, в которой мать-земля и женское материнство органично увязывалось с образом Богородицы, образуя магическую триаду.

Законы перспективы, как важного инструмента для правдивой передачи натуры, особенно волновали Венецианова. И не случайно одним из художественных открытий его учеников явилось изображение интерьеров. Создаваемые в качестве учебных заданий, многие из них стали подлинными жемчужинами отечественной живописи. Наполненные светом и воздухом, проникнутые неспешным ритмом протекавшей в них жизни, они соединили в себе поэзию и правду, бытовую конкретность и дух ампирной эпохи.

Особое место в экспозиции уделено образам «русской Венеры», созданным Венециановым на волне увлечения античностью и преклонением перед природной женской красотой простых крестьянок. Венецианов_ГТГ_001

1. Зал выставки

Фото 30 октября 2021 года

Фото 8 мая 2021 года

А)




Б)




В)




Г)




Со стенда на выставке:

Выставка посвящена творчеству Алексея Гавриловича Венецианова (1780 — 1847 ) —— одного из самых гармоничных мастеров эпохи романтизма, открывшего в русском крепостном крестьянстве особый мир, достойный глубокого уважения и любви, источник Вдохновения и эстетических переживаний. Уникальность его личности не только в оригинальности творческого лица, но и в просветительских начинаниях. Одержимый идеей воспитания молодых талантов из народа, Венецианов создал собственную школу, ставшую ярким явлением в отечественной культуре, связанным с трудным поиском правды и подлинности в искусстве. Наряду с произведениями мастера в экспозиции представлены работы его учеников. В этих скромных полотнах изображения интерьеров и натуры, предметов быта и природы предстают в узнаваемой исторической данности и вместе с тем—-— как вечная и неизменная субстанция человеческого бытия, в котором «времени остановился ход» . Наполненные светом, воздухом и неспешным ритмом запечатленной жизни, они отмечены благородной простотой и спокойным величием, одухотворены глубоким чувством красоты.

Романтическая идея «пространства» — не только в образе открытой или замкнутой среды, переданной приемами линейной и световоздушной перспективы. Это идея «земли» и «неба». Она есть в конкретности русских полей и их обитателей, но обладает и символическим значением— как духовное напряжение между «дольним» существованием человека и «горней» сферой творчества.

Идея «света» — в поэтизирующей функции световых потоков и тонкостях светотеневых градаций, «оживотворяющих» предмет. но это и свет любви к миру в его безыскусной простоте, и свет истины в искусстве, как ее понимал Венецианов.

Идея «тишины»— в отсутствии драматизма и конфликтности, в созерцательности и замирании несуетного бытия, создающих магию длящегося мгновения; тишины, не нарушающей «пространства чуткий сон» и обостряющей восприятие поэтической структуры художественного образа.

Художественная ценность представленных произведений, составляющих лишь малую часть творческого наследия венециансвцев, не ограничивается обозначенными ракурсами выставочной концепции. Это лишь призма, сквозь которую высвечиваются грани «русской идиллии» и эпическая целостность картины народного быта. Идиллическая сущность работ, созданных Венециановым и его учениками, исключает экспрессию, не терпит сильных эмоций, но открывается неспешному и чуткому взгляду как один из кодов национальной культуры.

Заданная венециановцами мера серьезности, простоты и художественного вкуса остается не образцом для подражания, а определенным эталоном для постановки творческих задач при обращении к «простым предметам русским» .

Со стенда на выставке:

Пространственное единство венециановского мира не потревожено шумом звука и жестом как эквивалентом такого звука.
Михаил Алленов


2. Алексей Венецианов. Автопортрет. 1811

Вариант «Автопортрета», написанного на звание «назначенного» в академики (1811, Государственный Русский музей)
Холст, масло
Годы жизни художника: 1780 – 1847
Государственная Третьяковская галерея
Фото 30 октября 2021 года




3. Алексей Венецианов. Портрет К.И. Головачевского с тремя воспитанниками Академии художеств. 1811

Холст, масло
Годы жизни художника: 1780 – 1847
Государственный Русский музей
Изображен Кирилл Иванович Головачевский (1735 – 1823) – исторический живописец и портретист, первый руководитель класса портретной живописи в Императорской Академии художеств (ИАХ). В 1771 – 1773 и 1783 – 1823 – инспектор училища ИАХ. Библиотекарь и хранитель академического музея.
Портрет исполнен на звание академика
Фото 30 октября 2021 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




4. Алексей Венецианов. Оплакивание Христа. Около 1811

Уменьшенная копия одноименно картины Луки Джордано (около 1670 – 1675, Государственный Эрмитаж)
Пергамент, пастель
Годы жизни художника: 1780 – 1847
Государственный Русский музей
Фото 30 октября 2021 года

А)




Б) Фрагмент




5. Алексей Венецианов. Отдых на пути в Египет. 1811

Уменьшенная копия одноименно картины Бартоломео Эстебана Мурильо (около 1665, Государственный Эрмитаж)
Пергамент, пастель
Годы жизни художника: 1780 – 1847
Государственный Русский музей
Фото 30 октября 2021 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




6. Алексей Венецианов. Портрет И.В. Бугаевского-Благодарного. 1815

Бумага, пастель
Годы жизни художника: 1780 – 1847
Государственная Третьяковская галерея
Изображен Иван Васильевич Бугаевский-Благодарный (около 1780 – 1860) – чиновник, самостоятельно освоивший живопись, брал уроки у В.Л. Боровиковского, дружил с Венециановым, удостоен звания академика в 1824, работал по частным заказам
Фото 30 октября 2021 года




7. Алексей Венецианов. Портрет Л.А. Стромиловой. 1820 – 1821

Пергамент, пастель
Годы жизни художника: 1780 – 1847
Государственная Третьяковская галерея
Изображена Любовь Алексеевна Стромилова (1785 – ?), урожденная княжна Путятина
– жена помещика Вышневолоцкого уезда А.С. Стромилова (1779 – 1843), соседка Венецианова по имению
Фото 30 октября 2021 года




8. Алексей Венецианов. Анисья. 1822

Пергамент, пастель
Годы жизни художника: 1780 – 1847
Государственная Третьяковская галерея
Фото 30 октября 2021 года




9. Алексей Венецианов. Портрет А.Л. Венециановой. 1801

Холст, масло
Годы жизни художника: 1780 – 1847
Государственный Русский музей
Изображена Анна Лукинична Венецианова, урожденная Калинина (1760 (1762?) – 1812) – мать художника , дочь московского купца
Фото 30 октября 2021 года

А)




Б) Фрагмент




10. Алексей Венецианов. Портрет М.А. Венециановой. Вторая половина 1810-х

Холст, масло
Годы жизни художника: 1780 – 1847
Государственный Русский музей
Изображена Марфа Афанасьевна Венецианова, урожденная Азарьева (1780 – 1831, происходившая из семьи небогатых помещиков Ржевского уезда Тверской губернии. Воспитывалась у родственников в Санкт-Петербурге. Вступила в брак с Венециановым в 1815. У супругов было две дочери – Александра (1816 – 1882) и Фелицата (1818 – 1897)
Фото 30 октября 2021 года

А)




Б) Фрагмент




Со стенда на выставке:

Некоторые Артисты уверяли, что в картине Гранета фокусное освещение причиною сего очарования и что полным светом, прямо освещающим, никак невозможно произвести сего разительного животворения предметов, ни одушевленных, ни вещественных. Я решился победить невозможность, уехал в деревню и принялся работать
Алексей Венецианов


11. Франсуа Мариус Гране. Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме. 1816 – 1817

Холст, масло
François Marius Granet
Годы жизни художника: 1745 – 1849
Государственный Эрмитаж
В Эрмитаже хранятся две картины на этот сюжет. Подписанную и датированную 1818 Гране подарил императору Александру I в 1821. Работа произвела большое впечатление на русских художников, особенно на Венецианова. Экспонируемая картина имеет бóльшие размеры и включает автопортрет Гране (крайняя фигура справа). Изображен, по-видимому, интерьер церкви Мадонны Непорочного зачатия (Санта-Мария-делла-Кончеционе). Интерьер этой церкви Гране изобразил не менее 15 раз. Наличие автопортрета позволяет уточнить время создания картины, исходя из возраста художника
Фото 30 октября 2021 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru