Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственная Третьяковская галерея

Миры гравюры на металле
Из цикла «Техники и материалы гравюры»
Выставка в Государственной Третьяковской галерее

8 октября 2021 — 15 мая 2022
Третьяковская галерея, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

Государственная Третьяковская галерея открывает выставку «Миры гравюры на металле», продолжающую повествование о различных видах гравировального искусства. Первая выставка из цикла «Третьяковская галерея открывает свои запасники. Материалы и техники гравюры», проходившая в 2015-2016 годах, была посвящена гравюре на дереве. Нынешняя выставка, посвященная разделу так называемой «глубокой печати», расскажет как об известных произведениях из собрания Галереи, давно ставших классикой, так и о листах, некоторые из которых экспонируются впервые.

В гравюре на металле больше технических разновидностей, чем в любой другой графической технике. Нанесение на металлическую доску изображения может осуществляться исключительно механически, при помощи металлических инструментов (резцовая гравюра, меццо-тинто, сухая игла) или с участием химического травления — офортом. В широком смысле офорт — это группа техник, в которых углубленное изображение на металле получается в результате травления кислотой рисунка, нанесенного на поверхность покрытой кислотоупорным лаком металлической доски. Термин восходит к названию азотной кислоты (от фр. eau-forte — крепкая вода), которая чаще всего используется в травильных растворах. Это травленый штрих (он же — игловой офорт, именно его в обиходе часто называют офортом), лавис, акватинта, мягкий лак.

Выставочная экспозиция продемонстрирует многообразие художественных возможностей гравюры на металле и ее эволюцию. Здесь будет представлена печатная графика XVII–XIX столетий как зарубежных граверов (С.А. Больсверта, П. Древе, Ж. Калло, Дж.-Б. Пиранези, Г.Ф. Шмидта, Л. Боннэ), так и российских (И.А. Соколова, Г.И. Скородумова, С.Ф. Галактионова, Н.И. Уткина, А.А. Пищалкина, И.И. Шишкина, В.А. Серова). Искусство ХХ -начала XXI века представлено произведениями Е.С. Кругликовой, И.И. Нивинского, А.И. Кравченко, М.А. Доброва, Е.С. Тейса, Л.Е. Кропивницкого, Д.П. Плавинского, А.П. Суворова, О.А. Кудряшова, И.Д. Макаревича и других).

Разнообразные инструменты и гравированные доски, также вошедшие в экспозицию, познакомят зрителя с процессом изготовления гравюры. Впечатляющим экспонатом выставки, предоставленный отделением Московского союза художников — студией «Московский эстамп». Выставка будет интересна как художникам-профессионалам и студентам художественных вузов, так и любознательному зрителю, который после знакомства с ней получит представление о том, что такое в гравюре «состояния», «затяжка», «барбы», «резерваж», и никогда не перепутает технику сухой иглы с акватинтой, а травленый штрих с мягким лаком.

1. Зал выставки

Фото 21 ноября 2001 года




Со стенда на выставке:

Экспозиция из цикла «Третьяковская галерея открывает свои запасники. Материалы и техники гравюры» посвящена разделу так называемой «глубокой печати». Это очень обширный и разнообразный круг гравюрных техник; общим для них является то, что создание печатных форм происходит нанесением на металлические пластины - доски (традиционно медные, с ХХ века - цинковые, реже используется латунь, железо, сталь, алюминий и даже пластик) рисунка в виде углубленных в металл линий, штрихов, царапин и шероховатостей. Другим объединяющим эти техники признаком является способ получения конечного результата - отпечатка с гравированной доски (эстампа) при помощи специального металлографского (офортного) станка: под его давлением изображение оттискивается на бумагу из заполненных краской углублений печатной формы. Характерным признаком гравюры глубокой печати является след отдавленной на бумаге плоскости доски, образующий естественное обрамление гравюры.

В гравюре на металле больше технических разновидностей, чем в любой другой графической технике. Нанесение на металлическую доску изображения может осуществляться исключительно механически, при помощи металлических инструментов (резцовая гравюра, меццо-тинто, сухая игла) или с участием химического травления - офортом. В широком смысле офорт - это группа техник, в которых углубленное изображение на металле получается в результате травления кислотой рисунка, нанесенного на поверхность покрытой кислотоупорным лаком металлической доски. Термин восходит к названию азотной кислоты (фр. eau-forte, буквально - «крепкая вода»), которая чаще всего используется в травильных растворах. Эти техники: травленый штрих (игловой офорт, чаще всего именно его в обиходе называют «офортом»), лавис, акватинта, мягкий лак.

Резцовая гравюра долгое время развивалась как главная гравировальная техника, предназначенная для репродуцирования произведений других видов искусств. Это было сложное ремесло, особая профессия, требовавшая от гравера достаточно продолжительной выучки и твердой руки. В '660 году эдиктом французского короля Людовика XIV гравюра резцом получила статус «свободного художества» наравне с архитектурой, живописью и скульптурой. Другие существовавшие тогда техники - сухая игла и травленый штрих - служили вспомогательным средством при фиксации на доске контурного рисунка перед гравированием резцом или при завершающей доработке гравюры. Вместе с тем, XVII столетие стало эпохой расцвета офорта как самостоятельной творческой техники. Многие живописцы, не имевшие профессиональной гравюрной подготовки, оценили возможность свободного рисования офортной иглой и его специфическую художественную выразительность. Появился даже особый термин - художник-гравер. Выдающееся наследие в офорте оставили в XVII веке такие мастера, как Ж.Калло, Рембрандт, в XVIII - Ф.Гойя.

Одновременно, чтобы расширить диапазон репродукционных возможностей, создавались новые техники. Для воспроизведения тоновых изображений были изобретены в XVII столетии – меццо-тинто, во второй половине XVIII - лавис и его усовершенствованный вариант - акватинта. Мягкий лак был придуман, чтобы имитировать рисунок карандашом на рыхлой фактурной бумаге. Тогда же возникли комбинированные техники, которые можно было выполнять как механическим, так и химическим способом или сочетать в себе оба: пунктир, где изображение создается при помощи комбинации из точек, выбитых (или вытравленных) на доске, и карандашная манера, получившая название благодаря сходству оттиска с рисунком карандашом, сангиной или пастелью. Ее гравируют рулетками с колесиками разных диаметров, ширины и разнообразной насечкой, используют матуары (чеканы), иглы.

В России резцовая гравюра и травленый штрих появились на рубеже XVII-XVIII столетий. В первой трети XVIII века русское общество познакомилось с меццо-тинто, а в дальнейшем освоение технических новинок происходило почти одновременно, или с небольшим отставанием их от появления и искусстве Европы.

Середина ХIХ века стала эпохой перелома в гравировальном искусстве. Изобретение и быстрое развитие фотографии сделали гравирование как способ репродуцирования неактуальным. Началось развитие гравюры как самостоятельного творческого вида искусства. Вышли из употребления классическая гравюра резцом, имитационные пунктир и карандашная манера, была надолго забыта меццо-тинто, зато начался расцвет разнообразных техник офорта и сухой иглы.

ХХ век многое вспомнил и переосмыслил. Современное искусство гравюры допускает для создания печатной формы самое широкое применение разнообразных технических средств и их комбинаций. В сочетании с творческими приемами в области печати они безгранично расширяют изобразительные возможности гравюры по металлу, рождая миры образов, художественных манер, стилистических вариаций.

Экспозиция знакомит зрителя с основными техниками гравюры на металле, их художественными особенностями, как в прошлом, так и в отечественном искусстве ХХ - начала ХХI вв.


2. Луи-Марен Бонне. Сидящая натурщица. 1765 – 1767

Lois-Marin Bonnet
Карандашная манера, оттиск тоном сангины
Годы жизни художника: 1736 (1743 ? ) – 1793
Фото 21 ноября 2001 года

А)




Б) Фрагмент




3. Гавриил Скородумов. Елена. 1776

С оригинала Ангелики Кауфман
Пунктир, оттиск тоном сангины
Годы жизни художника: 1754 – 1792
Фото 21 ноября 2001 года




4. Гавриил Скородумов. Артемизия. 1776

С оригинала Ангелики Кауфман
Пунктир, оттиск тоном сангины
Годы жизни художника: 1754 – 1792
Фото 21 ноября 2001 года




5. Мишель Франсуа Дамам-Демартре. Костюмы селения Роккаспиналвети в Неаполитанском королевстве. Начало XIX века

Michel François Damame-Demartreis
Офорт (акватинта, травленый штрих)
Годы жизни художника: 1763 – 1827
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Фото 21 ноября 2001 года




6. Карл Людвиг Бернхард Кристиан Буххорн. Калмык. 1813

Karl Ludwig Bernhard Christian Buchhorn
С оригинала Иоганна Готфрида Шадова
Офорт (акватинта)
Годы жизни художника: 1770 – 1856
Фото 21 ноября 2001 года




7. Жан-Клод Ришар де Сен-Нон. Бродячий артист с собачками. 1770

Jean-Claude Richard de Saint-Non
С оригинала Филиппа Якоба де Лутербурга
Офорт (лавис, травленый штрих)
Годы жизни художника: 1727 – 1791
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Фото 21 ноября 2001 года




8. Жан-Батист Мари Юэ. Головы кошек и собак. Около 1788

Jean-Baptiste Marie Huet
Офорт (травленый штрих, акватинта)
Годы жизни художника: 1745 – 1811
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Фото 21 ноября 2001 года




9. Михаил Козловский. Идольское жертвоприношение. Конец XVIII – начало XIX века

Офорт (лавис, травленый штрих)
Годы жизни художника: 1745 – 1811
Фото 21 ноября 2001 года




10. Кристиан Ругендас. Три всадника

Christian Rugendas
С оригиналов Георга Филиппа Ругендаса
Меццо-тинто, 2 доски
Годы жизни художника: 1708 – 1781
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Фото 21 ноября 2001 года




11. Кристиан Ругендас. Четыре всадника. Встреча на дороге

Christian Rugendas
С оригиналов Георга Филиппа Ругендаса
Меццо-тинто, 2 доски
Годы жизни художника: 1708 – 1781
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Фото 21 ноября 2001 года




12. Иоганн Штенглин. Портрет лейб-медика И.Г. Лестока. 1744

Johann Stenglin
С оригинала Георга Христофора Гроота
Меццо-тинто
Годы жизни художника: 1710 (1715 ? ) – после 1776
Фото 21 ноября 2001 года




13. Иоганн Георг Вилле. Портрет Ш.-Л.-О. Фуке, герцога де Бель-Иля. 1743

Johann Georg Wille
С оригинала Гиацинта Риго
Резцовая гравюра
Годы жизни художника: 1715 – 1808
Фото 21 ноября 2001 года




14. Пьер Древе. Портрет кардинала А.-Э. де Флёри. 1730

Pierre Drevet
С оригинала Гиацинта Риго
Резцовая гравюра
Годы жизни художника: 1663 – 1738
Фото 21 ноября 2001 года




15. Георг Фридрих Шмидт. Портрет графа К.Г. Разумовского. 1762

Georg Friedrich Schmidt
С оригинала Луи Токке
Резцовая гравюра
Годы жизни художника: 1712 – 1775
Фото 21 ноября 2001 года




16. Схелте Адамс Болсверт. Пейзаж с повозкой (Возчики камней). Около 1638

Schelte Fdfms Bolswert
С оригинала Питера Пауля Рубенса
Резцовая гравюра
Годы жизни художника: 1586 – 1659
Фото 21 ноября 2001 года




17. Кристофоро Даль Аква. Восточный порт. 1777

Cristoforo Dall’Acqua
С оригинала Франческо Авиани
Резцовая гравюра, офорт (травленый штрих)
Годы жизни художника: 1734 – 1787
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Фото 21 ноября 2001 года

А)




Б) Фрагмент




18. Жак Калло. Из серии «Нищие». Два пилигрима. 1620 – 1623

Jacques Callot
Офорт (травленый штрих)
Годы жизни художника: 1592 – 1635
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Фото 21 ноября 2001 года




19. Жак Калло. Из серии «Нищие». Слепые. 1620 – 1623

Jacques Callot
Офорт (травленый штрих)
Годы жизни художника: 1592 – 1635
Дар по завещанию А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Фото 21 ноября 2001 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru