Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственная Третьяковская галерея

Мария Якунчикова-Вебер
Выставка в Государственной Третьяковской галерее

14 октября — 8 марта 2021
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, второй этаж

Мария Якунчикова (1870–1902) — одна из самых талантливых и драматичных фигур в искусстве Серебряного века, была к тому же одной из первых женщин в России, получивших профессиональное художественное образование. В ее искусстве, начиная с 1890-х годов, элементы импрессионизма, модерна, символизма и зарождающегося экспрессионизма органично переплетались с поисками национальной формы и стиля.

За свою недолгую жизнь художница создала немало произведений: с равным успехом она писала картины, занималась акварелью, делала эскизы для вышивок-аппликаций, игрушек и керамических изделий, а также декоративно-живописные панно в разработанной ею оригинальной технике резьбы и выжигания по дереву. В таких работах вместо рисунка использовался выжженный по дереву глубокий и гибкий контур, который затем покрывался красочным слоем.

Якунчикова-Вебер училась в Москве и Париже, где в совершенстве освоила технику цветного офорта, выставлялась в России и Европе, ее произведения воспроизводили в крупных художественных изданиях, а созданный ею эскиз обложки в виде лебедя украсил несколько номеров журнала «Мир искусства».

На юбилейной выставке в Третьяковской галерее кураторы объединили произведения в тематические блоки и выстроили экспозицию в соответствии с эволюцией творческого пути художницы. Впервые — а это вторая за 115 лет ретроспектива Якунчиковой-Вебер в Москве — ее наследие будет представлено так полно: более 60 живописных работ, около 10 произведений декоративно-прикладного искусства, а также более 60 акварельных этюдов и пастелей. Отдельное внимание уделено произведениям в технике выжигания, книжной графике и цветным офортам.

Кроме того, зрители смогут увидеть уникальные фотографии из фотоархива художницы и ее мужа. Возможно, это часть экспозиции покажется гостям особенно поэтичной и пленительной: Лев Вебер сделал немало фотографий, и на большинстве из них запечатлен нежный и меланхоличный, как далекое и милое воспоминание, образ его любимой и талантливой супруги, Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер.

Кураторы: Ольга Атрощенко, Елена Теркель

1. Залы выставки

Фото 23 февраля 2021 года

А)




Б)




В)




Г)




Со стенда на выставке

Выставочный проект «Мария Якунчикова- Вебер» подготовлен Третьяковской галереей к 150-летию со дня рождения талантливой, но малоизвестной соотечественникам художницы.

Мария Васильевна Якунчикова-Вебер (1870-1902) прожила короткую, но очень яркую творческую жизнь длиной в неполные 33 года. Она родилась в состоятельной купеческой семье, связанной родственными узами с Мамонтовыми, Третьяковыми, Сапожниковыми, Алексеевыми. Отец художницы, Василий Иванович Якунчиков, — фабрикант, коммерции советник и выборный московского купечества и Московского биржевого банка. Мать, Зинаида Николаевна, урожденная Мамонтова, доводилась родной сестрой Вере Николаевне Третьяковой, жене Павла Михайловича Третьякова.

Якунчикова-Вебер стала одной из первых женщин в России, получивших профессиональное художественное образование, избрав для себя трудный путь служения искусству. В своем творчестве она объединила опыт московской школы живописи и достижения современного европейского искусства, став одним из основоположников символизма и модерна в России. Якунчикова-Вебер с одинаковым успехом занималась станковой живописью, книжной графикой, цветным офортом и декоративно-прикладным искусством, участвовала в самых крупных и ярких выставках своего времени.

Впервые во всем объеме русские зрители смогли увидеть искусство Марии Якунчиковой- Вебер на ее посмертной выставке, состоявшейся в Москве в 1905 году и организованной мужем художницы Львом Вебером и ее старшей сестрой Натальей Поленовой.

Нынешняя экспозиция в Третьяковской галерее — вторая за 115 лет ретроспектива работ художницы в Москве. Осуществить ее позволило замечательное событие — поступление в 2010-х годах в российские музеи большого числа произведений, уникальных фотографий и архивных документов художницы из коллекции Александра Александровича Ляпина (1927-2011), внука Василия Поленова и внучатого племянника Марии Якун- чиковой-Вебер. Огромный интерес представляют впервые экспонируемые стеклянные фотопластины конца XIX - начала XX века.

В юбилейную экспозицию вошли работы Якунчиковой-Вебер из нашего собрания, которые Совет Галереи приобрел в 1910 году по инициативе Ильи Остроухова у мужа художницы. Остальные экспонаты любезно выданы для выставки музеями- партнерами: главным участником проекта стал Музей-заповедник В.Д. Поленова Тульской области, предоставивший около 130 произведений. Несколько знаковых работ Якунчиковой-Вебер, некоторые из которых принадлежали когда-то княгине Марии Тенишевой, переданы Государственным Русским музеем. Также на выставке можно увидеть произведения из собраний музеев Нижнего Новгорода, Ярославля и Иванова.

Экспозиция состоит из семи разделов и вводного зала, в котором предпринята попытка воссоздать атмосферу дворянского поместья. В раз ные годы жизнь художницы протекала в усадьбах, принадлежавших ее родителям, — Введенском, Мореве, Черёмушках, а также в тех местах, где предпочитали отдыхать ее старшие братья и сестры: Жуковке, Любимовке, Наре, Борке. Величие старинной архитектуры и красота барских парков накладывали отпечаток на ее изысканное искусство, на образ жизни и манеру поведения. По мнению современников, Якунчикову-Вебер, принадлежавшую к купеческому роду, отличало от всех многочисленных родственников дворянское самосознание. Особое влияние на развитие эстетического идеала Марии оказало Введенское. Продажа усадьбы в 1884 году стремительно ускорила ее взросление и во многом определила содержание представленных в зале работ, навеянных ностальгией по ушедшей эпохе и внезапно прерванному детству.

В других разделах произведения Марии Якунчиковой-Вебер собраны в сюжетно-тематические блоки, выстроенные в соответствии с динамикой творческого развития художницы: от первых пленэр ных опытов до обращения к символизму и модерну. Работы в технике выжигания, книжная графика и офорты собраны в отдельные группы.

Выставка поможет многим зрителям открыть для себя имя еще одной русской художницы, яркой представительницы эпохи Серебряного века. Ее искусство проникнуто искренностью, благородством, аристократизмом, а сама Мария Якунчикова-Вебер восхищает мужеством и глубиной таланта.


2. Валентин Серов (1865 – 1911). Портрет М.В. Якунчиковой. 1887

Холст, масло
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




Со стенда на выставке

Максимилиан Волошин, один из первых биографов Марии Якунчиковой-Вебер, отмечал: «У нее два периода – период мировых символов и недостаток сил. Второй – всеразличающая логика рисунка. В нем она начинает подходить к символу растения и пейзажу. Человек ей остается чужд».

Сама художница определила эволюцию своего творчества иначе. Разделив работы на два направления, созданные в России и Европе, она рассматривала развитие своего искусства в поступательном движении от фиксирования натурных впечатлений к стилизации, при этом ее в равной степени интересовала тематика современности и ушедшей эпохи.

В стилистическом отношении в произведениях Якунчиковой-Вебер, начиная с 1890-х годов, органично сплелись импрессионизм, модерн, символизм, элементы экспрессионизма с ярко выраженными признаками национального характера.


3. Шкафчик. 1899

Дерево, масло, выжигание
Дар Александра Ляпина, внука Василия Поленова. 1988
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




4. Колонны. Балкон с эскизом лебедя. 1890-е

Холст, масло
Дар Александра Ляпина, внука Василия Поленова. 2011
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




5. Диван и стулья из мебельного гарнитура. Начало XX века

Холст, масло
Абрамцевская столярная мастерская (?)
Государственная Третьяковская галерея
Предположительно мебельный гарнитур принадлежал семье старшего брата Марии Якунчиковой-Вебер Владимира
Фото 23 февраля 2021 года




6. Декоративное панно-гобелен «Лебеди». Конец 1890-х

Ткань, вышивка
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




7. Вера Якунчикова-Вульф (1871 – 1923). Закат. 1911

Панно
Холст, хлопчатобумажная ткань, органза, шелк, мулине, шелковая нить, ткачество, аппликация, вышивка
Государственная Третьяковская галерея
Фото 23 февраля 2021 года




8. Аллея каштанов. 1899

Панно
Дерево, масло, выжигание
Дар Степана Вебера, сына художницы, 1974
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




9. Апельсины. 1896

Панно
Дерево, масло, выжигание
Коллекция Петра Авена
Фото 23 февраля 2021 года




10. Осинка и елочка. 1896

Панно
Дерево, масло, выжигание
Государственная Третьяковская галерея
Фото 23 февраля 2021 года




Со стенда на выставке

У истоков ремесла


В 1885 году Мария Якунчикова стала вольнослушательницей в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Особое влияние на ее творческое развитие оказала дружба с семьей Поленовых. В зимнее время начинающая художница регулярно посещала рисовальные вечера, которые с 1884 года устраивал на московской квартире Василий Поленов. Гостями педагога были Константин Коровин, Илья Остроухов, Валентин Серов, Исаак Левитан, Сергей Иванов. В этом окружении Мария овладевала навыками ремесла. Во время занятий обычно ставилась живая модель (мальчики-итальянцы, старик с шарфом на шее, крестьяне), но иногда позировал и кто-то из присутствующих – к примеру, сестра Якунчиковой, Наталья Поленова, в восточном одеянии.

Три летних сезона с 1887 по 1889 год Василий Поленов снимал большую дачу в подмосковной Жуковке, чтобы иметь возможность поработать на плэнере со своими учениками, к которым зачастую присоединялась и Мария Якунчикова. Поленов следил за профессиональным ростом молодежи, развивал у своих подопечных навыки хорошего художественного вкуса, воспитывал чувство товарищества. В жуковский период у Марии возникла творческая взаимосвязь с Еленой Поленовой; под влиянием старшей подруги у нее проявился интерес к изображению камерного лирического пейзажа, декоративно-прикладному искусству, а чуть позже – к эстетике орнаментов и книжной графике.


11. Деревья зимой. 1885 – 1889

Холст, масло
Дар Ирен Вебер, внучки художницы, 1988
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




12. Пейзаж с крестцами. 1885 – 1889

Холст, масло
Дар Ирен Вебер, внучки художницы, 1988
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




13. Москва зимой. Вид из окна на Среднюю Кисловку. 1889

Холст на картоне, масло
Дар семьи Поленовых, 1939
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Изображен вид из окна московского особняка крупного фабриканта Василия Якунчикова, отца Марии Якунчиковой-Вебер. В этом доме, расположенном близ Московского кремля, прошло детство художницы
Фото 23 февраля 2021 года




14. Яблони в цвету. 1885 – 1889

Холст, масло
Дар Ирен Вебер, внучки художницы, 1988
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




15. Зимняя дорога. 1885 – 1889

Картон, масло
Дар Ирен Вебер, внучки художницы, 1988
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




16. Елочка на снегу. 1885 – 1889

Картон, масло
Дар Ирен Вебер, внучки художницы, 1988
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




17. Пейзаж с избой. 1885 – 1889

Холст на картоне, масло, карандаш
Дар Ирен Вебер, внучки художницы, 1988
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




18. Пейзаж с оврагом

Холст на картоне, масло, карандаш
Не сфотографировал табличку
Фото 23 февраля 2021 года




19. Лодка на Клязьме в Жуковке. 1888

Холст, масло
Дар автора Василию Поленову
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Жуковка – подмосковная дача, которой владели Владимир Сапожников и его жена Елизавета, старшая сестра Марии Якунчиковой-Вебер. В 1887 – 1889 годах эту дачу снимала семья Поленовых. В летнее время Мария часто гостила здесь, живя у другой своей сестры, Натальи, жены Василия Поленова
Фото 23 февраля 2021 года




Со стенда на выставке

Европейские впечатления


«Париж и Россия соединяются в ее творчестве в одно неразрывное целое, взаимно дополняя друг друга, исчерпывая ее душу. Париж со своей наглядной красотой, выраженной в таких определенных буквах и словах, дал ей проникновение в тайну речи, дал ей возможность понять Россию. Любовь к внешним вещам, обозначающим Россию, могла создаться только на фоне Парижа. Только Париж мог приучить ее оценить вещи, настолько привычные нашему глазу, что они перестали быть видимыми. Между вилами русскими и парижскими есть глубокий параллелизм.»
Максимилиан Волошин

В 1889 году Мария Якунчикова поселилась в Париже и стала заниматься в натурной мастерской Академии Р. Жюлиана. Это заведение славилось хорошей постановкой натурщиков и регулярными уроками по пластической анатомии. Еще более художницу захватило современное французское искусство. Мария с большим воодушевлением посещала музеи и выставки. В пейзажах, созданных в начале 1890-х, она активно стала использовать импрессионистические приемы, стараясь передать ощущение движения воздуха, солнечные рефлексы на предметах, сложную игру света и цвета. В поле ее художественного интереса попадали самые простые, по ее словам, «довольно бессодержательные вещи». Мария с упоением писала столбы с афишами, фонари, омнибусы, окна многоэтажных домов, но главное – состояние, когда «туман и вода, и дым из труб, все смешивалось в одну чудную серую мокроту». Вскоре Якунчикову-Вебер, в сущности, первую из русских художников, увлекло изображение «грустного и зимнего» Версаля и видов ночного Парижа. Приемы импрессионистов художница также использовала в произведениях, созданных пастелью, технику которой освоила в совершенстве.


20. Париж зимой. 1893

Бумага желтая, пастель, уголь
Поступило по завещанию казимиры Басевич. 2017
Государственная Третьяковская галерея
В 1891 – 1901 годах Мария Якунчикова-Вебер жила преимущественно в Париже, приезжая в Россию на летнее и осеннее время
Фото 23 февраля 2021 года




21. Зимняя аллея. 1898

Холст, масло
Дар Степана Вебера, сына художницы. 1974
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Изображен Малый Трианон в Версале – дворец, построенный по приказу короля Франции Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур. Позднее он был подарен королем Людовиком XVI супруге Марии-Антуанетте
Фото 23 февраля 2021 года




22. Версаль. 1892

Холст на картоне, масло
Дар Степана Вебера, сына художницы. 1974
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Версаль – бывшая резиденция французских королей, одно из самых излюбленных мест Марии Якунчиковой-Вебер в окрестностях Парижа
Фото 23 февраля 2021 года




23. Корабли. 1892

Картон, пастель
Государственный Русский музей
Исполнено на французском курорте в Бретани, где Мария Якунчикова-Вебер неоднократно лечилась в летние и зимние месяцы
Фото 23 февраля 2021 года




24. Кладбище в Медоне под Парижем. 1892

Бумага желтая, пастель
Государственная Третьяковская галерея
Мёдон – пригород Парижа, который Якунчикова-Вебер часто посещала для работы на натуре
Фото 23 февраля 2021 года




25. Фонарь с киоском. Начало 1890-х

Бумага на дереве, масло
Дар Александра Лапина, внука Василия Поленова. 2011
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




26. Кусты роз. 1890-е

Дерево, масло
Дар Ирен Вебер, внучки художницы, 1988
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




27. Медон весной. Весенний пейзаж. 1890-е

Бумага, пастель
Дар Александра Ляпина, внука Василия Поленова. 2011
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Мёдон – пригород Парижа, который Якунчикова-Вебер часто посещала для работы на натуре
Фото 23 февраля 2021 года




28. Колокольня церкви в Шампери. 1892

Бумага на картоне, масло
Дар Александра Ляпина, внука Василия Поленова. 2011
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Исполнено во время путешествия по Швейцарии, которую Мария Якунчикова-Вебер часто посещала для поправки здоровья. С 1901 года художница окончательно поселилась там вместе с семьей
Фото 23 февраля 2021 года




29. Улица во Флоренции. 1888

Холст на картоне, масло
Дар Александра Ляпина, внука Василия Поленова. 2011
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




30. Улица в Берлине. 1889

Холст, масло
Ярославский художественный музей
Фото 23 февраля 2021 года




31. Сен-Клу. 1898

Холст, масло
Нижегородский государственный художественный музей
Сен-Клу – бывший королевский дворец в Париже, построенный герцогами Орлеанского дома в середине XVII века. Впоследствии дворец стал резиденцией императора Наполеона I. Изображены руины дворца, пострадавшего от попавшего в него снаряда во время Франко-прусской войны (1870 – 1871) и окончательно снесенного в 1891 году
Фото 23 февраля 2021 года




32. За этюдом. 1880 – 1890-е

Бумага, акварель
Дар Александра Ляпина, внука Василия Поленова. 2011
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




33. Париж. Комната на авеню Ваграм. 1889

Бумага, акварель
Дар Александра Ляпина, внука Василия Поленова. 2011
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




34. Биарриц. 1889

Бумага, акварель
Дар Александра Ляпина, внука Василия Поленова. 2011
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




35. Накрытый стол. 1889 – 1890-е

Бумага, акварель
Дар Александра Ляпина, внука Василия Поленова. 2011
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Изображен интерьер парижской квартиры Владимира и Александры Гольштейнов, родственников отца художницы, Василия Якунчикова. В их доме на авеню Ваграм Мария Якунчикова-Вебер жила с матерью и сестрами в 1891 – 1897 годах. В 1897 году после свадьбы с Львом Вебером, сыном Александры Гольштейн от первого брака, художница обосновалась в квартире на авеню Ньель
Фото 23 февраля 2021 года




36. Сорока. 1890-е

Бумага, акварель
Дар Александра Ляпина, внука Василия Поленова. 2011
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года




37. Весло с кувшинками. 1896

Панно
Дерево, масло, выжигание
Дар Степана Вебера, сына художницы. 1974
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года

А)




Б) Фрагмент




38. Одуванчики. 1890-е

Панно
Дерево, масло, выжигание
Дар Александра Ляпина, внука Василия Поленова. 2011
Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Фото 23 февраля 2021 года

А)




Б) Фрагмент




39. Окно. 1896

Панно
Дерево, масло, выжигание
Государственная Третьяковская галерея
Фото 23 февраля 2021 года

А)




Б) Фрагмент




40. Сырой январь. 1898

Панно
Дерево, масло, выжигание
Коллекция Петра Авена
Фото 23 февраля 2021 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru