Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственная Третьяковская галерея

Сергей Зарянко. К 200-летию со дня рождения
Выставка в Государственной Третьяковской галерее


16 октября 2018 – 24 марта 2019
Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10, зал 11

Камерная выставка приурочена к 200-летию со дня рождения Сергея Константиновича Зарянко (1818–1870). Портретист, мастер интерьерного жанра, он также писал иконы, исполнял миниатюры.

В настоящее время в Третьяковской галерее хранятся девять живописных произведений мастера, созданные в различные периоды творчества. Все они представлены на выставке. Дополняет экспозицию портрет С.К. Зарянко кисти его ученика А.М. Колесова.

С.К. Зарянко родился в селе Ляды Могилёвской губернии в семье крепостного крестьянина. Получив вольную, его отец вместе с семьей переехал в Санкт-Петербург. В 1834 году С.К. Зарянко в качестве вольнослушателя стал посещать Императорскую Академию художеств. Одновременно он обучался у А.Г. Венецианова. В 1838 году С.К. Зарянко получил звание неклассного (свободного) художника. В 1843 году «за искусство и познания в живописном перспективном художестве» ему было присвоено звание академика, а в 1850-м он стал профессором исторической и портретной живописи.

Портреты Зарянко, прекрасно передающие сходство, производили большое впечатление на современников и были востребованы заказчиками. По мнению художника, максимально правдивая передача натуры приближала произведение к истине. Большую роль в достижении поставленной задачи играли тонкие тональные светотеневые моделировки, помогающие выявить «скульптурную объемность» форм. Живописец умело воспроизводил фактурные свойства материалов – бархата, кружева, атласа, муара, золотого шитья – весьма вдумчиво подходил к выбору аксессуаров.

Зарянко внес вклад в развитие отечественной школы живописи не только как художник, но и как автор ряда трудов по теории искусства и по методике преподавания. Он обучал рисованию в различных учебных заведениях. В 1856 году художник получил должность инспектора и старшего профессора в Московском училище живописи и ваяния, где у него учились В.Г. Перов, В.В. Пукирев, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский.

В 1860-е годы слава Зарянко стала меркнуть. В это время на арену художественной жизни пришло новое поколение художников, а вместе с ним возникла и новая эстетика критического реализма. Но Зарянко не мог и не хотел менять свою сложившуюся живописную манеру, а желал лишь совершенствоваться на некогда избранном пути. Он продолжал много и напряженно работать, но его новые произведения критиковали за натуралистичность и ремесленный подход к натуре. Разочарованный холодным приемом критики и публики, переживший свою славу Зарянко скончался в Москве в возрасте 52 лет 20 декабря 1870 года.

В 1871 году П.М. Третьяков приобрел портрет дочери художника, который стал первой работой Зарянко в его собрании. Девять лет спустя меценат купил «Портрет неизвестной», позднее атрибутированный как изображение М.И. Аврориной. В 1916 – 1917 годах коллекцию музея пополнили «Вид Белого зала Зимнего дворца», портреты А.Д. Пономарева и семьи Турчаниновых.

В 1925 году из Московского публичного и Румянцевского музеев в собрание галереи поступили изображения Ф.И. Прянишникова и княгини М.В. Воронцовой, а в 1938-м были приобретены портреты П.П. Мельникова и «Неизвестной в черном платье», на котором, как удалось установить А.М. Муратову, исследователю творчества Зарянко, изображена графиня О.Э. Шувалова.

Показ небольшой, но разноплановой коллекции живописных произведений С.К. Зарянко позволяет составить представление о творчестве одного из самых незаурядных и виртуозных мастеров середины XIX столетия.

1. Зал выставки

Фото 12 января 2019 года




2. Алексей Михайлович Колесов. Портрет С.К. Зарянко. Конец 1850-х – начало 1860-х

Холст, масло
Алексей Михайлович Колесов (1834 – 1902), живописец, график, иконописец. Учился в Ковровском уездном училище, затем, в 1852 – 1856 годах, в Московско училище живописи и ваяния у С.К. Зарянко. В 1856 году Императорская Академия художеств присвоила Колесову звание свободного художника по портретной живописи, три года спустя он был признан «назначенным в академики». В 1863 году С.К. Зарянко выступил поручителем А.М. Колесова при его венчании с Е.Т. Мягковой. С 1876 года классный художник 3-й степени. Заведовал Училищем иконописания и ремесел Московского Епархиального ведомства. Жил и работал в Москве.
Фото 12 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




3. Девочка в голубом платье. Портрет Н.С. Зарянко. 1870

Холст, масло
Наталия Сергеевна Зарянко (1861 – 1943) была младшим ребенком Сергея Константиновича и Анны Павловны Зарянко. Помимо дочери, в семье художника подрастали два сына – Сергей и Николай. Достигнув совершеннолетия, Н.С. Зарянко выбрала актерскую стезю, с 1883 по 1905 год находилась в составе Императорской русской драматической труппы. Среди сыгранных ею ролей: дочь Городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, камеристка в «Княгине Курагиной» И.В. Шпажинского. Зарянко принимала участие в спектаклях «Укрощение строптивой» У. Шекспира и «Чужое добро впрок нейдет» А.А. Потехина. Позднее служила в провинциальных театрах. Портрет Н.С. Зарянко был куплен П.М. Третьяковым в 1871 году у овдовевшей годом ранее А.П. Зарянко. «Очень хороша живописью, натурально исполнена, вся головка в тени, выделяющаяся на светлом голубом небе, и в голубом платьице… Легко и окончательно исполнено и не зализано. Многих она интересует и по моему мнению достойна галерейного назначения», – писал живописец А.Г. Горавский, рекомендуя портрет Третьякову.

А) Фото 18 января 2019 года




Б) Фрагмент
Фото 18 января 2019 года




4. Портрет семьи Турчаниновых. 1848

Холст, масло
На портрете изображены директор Демидовского дома призрения трудящихся, Андрей Петрович Турчанинов (1807 – 1862), его супруга Софья Георгиевна и Одиннадцатилетняя дочь Олимпиада. Портретируемый родился в семье выдающегося композитора русской духовной музыки, священника П.И. Турчанинова (1779 – 1856) и матушки Олимпиады (урожденной Зайцевой). Помимо многолетней работы на посту директора Дома призрения трудящихся (с 1835 по 1862), Турчанинов являлся членом комитета Санкт-Петербургской Николаевской детской больницы. Автор очерка «Поездка на Валаам», изданного в 1850 году. Действительный статский советник с 1854 года. Награжден орденами Св. Владимира III степени, Св. Анны II степени с императорской короной, Св. Станислава I степени.
Фото 18 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




5. Портрет княгини М.Ф. Воронцовой. 1851

Холст, масло
На портрете изображена княгиня Мария Васильевна Воронцова, урожденная княжна Трубецкая (1819 – 1895). После смерти в 1847 году первого мужа А.Г. Столыпина она в августе 1851 года вышла замуж за участника Кавказских походов, флигель-адъютанта, князя С.М. Воронцова (генерал-майор с 1852 года). Вскоре после венчания, состоявшегося в Крыму, супруги уехали на Кавказ. Овдовев в 1882 году, Мария Васильевна много времени проводила в Ницце. Портрет создан в Санкт-Петербурге в период помолвки Марии Васильевны с ее вторым мужем. По воспоминаниям современников, Воронцова отличалась «бойкостью нрава», тяготела к светской жизни, любила роскошь и комфорт. Ее облик «крупной, большеглазой, чернобровой красавицы» Л.Н. Толстой воссоздал в повести «Хаджи-Мурат».

А) Фото 12 января 2019 года




Б) Фрагмент
Фото 18 января 2019 года




В) Фрагмент
Фото 12 января 2019 года




6. Портрет М.И. Аврориной. 1851

Холст, масло
Изображена Марфа Ивановна Аврорина (около 1817 – ?), супруга художника и священнослужителя Василия Михайловича Аврорина (1805 – 1855). С 1828 года Аврорин учился живописи у А.Г. Венецианова и по его поручению давал уроки живописи 12-летнему С.К. Зарянко. Около 1833 года Аврорин переехал в Москву, где служил дьяконом в церкви Воскресения Христова.

Долгое время существовала проблема точного определения времени создания картины, так как на обороте и лицевой стороне были указаны две разные даты: 28 августа 1845 и 1851. В результате исследования, проведенного специалистами Третьяковской галереи, удалось установить, что портрет был написан поверх архитектурной композиции. Летом 1845 года Зарянко жил на квартире у Аврориных в Москве. По всей видимости, именно тогда он начал работу над нижележащим произведением. Позднее мастер использовал уже начатый холст для портрета Марфы Ивановны. Однако полностью ее изображение так и не было завершено.

Фото 12 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




7. Портрет графини О.Э. Шуваловой. 1870

Холст, масло
Изображена графиня Ольга Эсперовна Шувалова (1838 – 1869), урожденная княжна Белосельская-Белозерская. В 1859 – 1860 годах она жила вместе с супругом графом П.А. Шуваловым в Париже, была принята при дворе Наполеона III и императрицы Евгении. После возвращения в Россию графиня оставила придворную жизнь, посвятив себя воспитанию шестерых детей. Много времени она уделяла благотворительности, была попечительницей церкви при усадьбе Вартемяги, содействовала открытию местной школы. Скончалась Ольга Эсперовна в 31 год и была похоронена в родовой усыпальнице графов Шуваловых – храме Святой мученицы Софии. Ее портрет был написан по дагерротипу. «Посмотрите на эту бледную, с болезненной доброю улыбкой женщину, на этот кроткий, глядящий прямо в душу взор голубых, прекрасных глаз; на всю ее фигуру, тонкую и изящно-простую, в черном шелковом платье, с белыми тонкими кистями сложенных рук; на плоскую даль пейзажа, – и вы откажетесь верить, что это живопись, а не сама жизнь, как она есть», – писал о портрете критик П.М. Ковалевский.
Фото 12 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




8. Портрет П.П. Мельникова. 1869

Холст, масло
Павел Петрович Мельников (1804 – 1880), – инженер, генерал-лейтенант (1859), первый министр путей сообщения Российской империи. В 1925 году успешно окончил Военно-строительную школу при Институте Корпуса инженеров путей сообщения и был оставлен на педагогической работе. С 1833 года профессор курса прикладной механики. В 1835 году опубликовал труд «О железных дорогах» – первое исследование по железнодорожному делу на русском языке. Мельников был одним из авторов проекта сооружения железной дороги Санкт-Петербург – Москва. В 1862 году назначен главным управляющим путей сообщения и три года спустя возглавил новое министерство (1865 – 1869). За годы его руководства было построено около 4700 км новых железных дорог. При активном участии Мельникова созданы: Коломенский паровозостроительный завод, новый Ладожский канал, в Ельце основано первое в России железнодорожное училище. Работал он и над перестройкой шпиля на соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, когда деревянные конструкции были заменены металлическими (1857 – 1858).

В год создания портрета Мельников подал в отставку и поселился в имении Любань, неподалеку от столицы, посвятив себя благотворительности.

Фото 12 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




9. Портрет А.Д. Пономарёва. 1855

Холст, масло
Александр Дмитриевич Пономарев (1818 – 1875), был сыном промышленника и мецената Д.Д. Пономарева. Он окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1850 году из прапорщиков Егерского генерал-адъютанта князя Чернышева полка переведен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, и в 1854-м получил чин поручика. Позднее карьера Пономарева была связана с Суздальским пехотным полком, куда его направили в чине капитана с назначением адъютантом в 16-ю пехотную дивизию. В 1860-е он служил «по армейской кавалерии» и «ведомству Министерства внутренних дел». Пономарев владел земельными угодьями в разных губерниях России. Ему принадлежали Холуницкие чугуноплавильные и железоделательные заводы, которыми он управлял совместно с матерью А.П. Пономаревой до ее кончины в 1959-м. В 1965 году заводы были взяты в казенный присмотр. А.Д. Пономарев изображен в форме лейб-гвардии Гусарского полка, введенной в мае 1855 года. На нем – обшитый бобровым мехом ментик белого сукна с пятью рядами пуговиц, на груди георгиевский крест, правой рукой он держит меховую шапку с красной лопастью, украшенную звездой ордена Святого апостола Андрея Первозванного.
Фото 12 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




10. Портрет Ф.И. Прянишникова. После 1844

Холст, масло
Федор Иванович Прянишников (1793 – 1867) – русский государственный и общественный деятель, меценат. Окончив Московский университетский благородный пансион, он служил в различных ведомствах, с 1835 года занимал пост Санкт-Петербургского почт-директора, а затем директора Почтового департамента (1857 – 1863). Прянишников состоял в различных комиссиях, комитетах и обществах, являлся почетным членом Императорской Публичной библиотеки, Императорской Академии художеств, Общества поощрения художников. Прянишников был создателем картинной галереи, позднее вошедшей в состав Московского Публичного и Румянцевского музеев. По его протекции С.К. Зарянко получил должность в Московском училище живописи и ваяния.

Художник представил Прянишникова в мундирном фраке Почтового ведомства. Изображение является вариантом-повторением портрета из собрания Государственного Эрмитажа (1844). Несколько отличающийся в деталях авторский вариант также 1844 года находится в Русском музее.

Фото 12 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




11. Вид Белого зала Зимнего дворца. 1840-е

Холст, масло
Парадный Белый зал Зимнего дворца был декорирован по проекту архитектора А.П. Брюллова в 1841 году к бракосочетанию наследника престола Великого князя Александра Николаевича (будущего Александра II) с принцессой Марией Гессенской. В нем проводили балы и музыкальные вечера. Убранство просторного двухсветного помещения было стилизовано под парадные покои древнеримской виллы. Всю поверхность цилиндрического свода покрывал лепной декор: растительный орнамент, гротески, розетки, фигурные композиции. Колонны увенчали статуи, олицетворяющие искусства. Скульптуры, стоящие вдоль стен, наследник заказал во время европейского турне в 1838 и 1839 годах. Среди них ангел разрушения и смерти «Абадонна» (1842) работы А.В. Логановского, изображение которого на картине Зарянко позволяет датировать ее 1840-ми годами. В настоящее время в зале экспонируется искусство Франции второй половины XVIII века.
Фото 12 января 2019 года

А) Фото 18 января 2019 года




Б) Фрагмент
Фото 12 января 2019 года




В) Фрагмент
Фото 12 января 2019 года




Б) Фрагмент
Фото 12 января 2019 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru