Мой Виртуальный Музей | Москва

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Дети Авангарда
К 100-летию Государственной академии художественных наук (ГАХН)
Выставка-лаборатория во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства



02.06.2021 – 01.08.2021

Выставка-лаборатория «Дети авангарда», приуроченная к 100-летию Государственной академии художественных наук (ГАХН), посвящена эпохе авангарда в истории детской художественной педагогики России 1910-1920-х годов и актуализации ее передовых идей в педагогике XXI века.

Выставка состоит из двух разделов: исторического и современного. В историческом разделе представлена коллекция детского рисунка 1920-х годов из фонда художника, исследователя, педагога А.В. Бакушинского, переданного им в 1931 году в Центральный дом художественного воспитания детей Наркомпроса РСФСР, правопреемником которого является Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования. Коллекция рисунка отсылает нас к идеям художественной педагогики первых десятилетий ХХ века, к восприятию эпохи авангарда через детское творчество тех лет.

В актуальном разделе экспозиции представлены детские творческие проекты современных школ, студий, отражающие педагогическую практику с опорой на художественные открытия ХХ - начала XXI века.

Представленные здесь же, в современном разделе выставки, профессиональные работы дизайнеров и педагогов Мастерской ТАФ (Театр Архитектурной Формы) помогут зрителю войти в контекст сегодняшнего наставничества в искусстве, увидеть авангард в современной художественной педагогике в области дизайна и архитектуры.

Таким образом, выставка «Дети авангарда» – это, своего рода, диалог сквозь столетие детей и педагогов 1920-х и 2020-х годов, идей и подходов в области художественного развития личности на материале русского авангарда и мирового искусства XX века.

В рамках выставки подготовлена событийная программа: Детская лаборатория дизайна; Научно-практическая конференция «Художественное творчество детей в культуре (науке, искусстве и образовании) ХХ – начала ХХI века» (совместно с Институтом художественного образования и культурологии РАО).

Партнеры проекта:
ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»
Мастерская-ТАФ (Театр Архитектурной Формы)

Участники выставки-лаборатории:
Галерея «На Шаболовке» и Центр аванграда
Галерея «Выхино» (Объединение «Выставочные залы Москвы»)
Мастерская художественного проектирования (Культурный центр ЗИЛ)
МБУ ДО «Детская архитектурно-художественная школа «Архимед» (г. Мытищи)
ГБУДО «Тимирязевская детская художественная школа»

Проект экспозиции – Мастерская ТАФ

1. Зал коллекции детских рисунков 1920-х годов

Фото 16 июля 2021 года

А)




Б)




Со стенда на выставке:

Коллекция детского рисунка 1920 -х годов


В 2021 году исполняется 100 лет со дня образования Государственной академии художественных наук (1921-1931). На выставке экспонируется часть научного наследия Государственной академии художественных наук (ГАХН) - документы (фотокопии) и публикации кабинета по изучению примитивного искусства, детского творчества при физико-психологическом отделении ГАХН, избранные произведения из собранной кабинетом коллекции детского рисунка.

16 июня 1921 года Народный Комиссар Просвещения А.В. Луначарский определил цель создания Государственной академии художественных наук, задачи и перспективу развития: «При разноголосице в вопросах искусства, при ожесточенной борьбе направлений, [...j нужна некоторая общая предпосылка для решения всех спорных вопросов, авторитетный орган, суждения которого были бы окончательны и выносились бы на основании строго научных данных. [...] Академии ставится задача не только служить злобе дня в разрезе углубленного научного исследования, она должна работать "на вечность". Она должна строить научную эстетику, систематизируя опыт прошлого, между прочим и тот опыт, который накопился в революционные годы в области художественной работы»

Академия состояла из трех отделений: физико-психологического, социологического и философского. В нее вошли философы, историки разных видов искусства: Г.Г. Шлет, А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, 6.М.Теплов, В.М. Фриче, А.Г. Габричевский, П.Н. Сакулин, М.А. Цявловский, Г.И. Челпанов, А.М. Эфрос; ведущие деятели всех видов и на-правлений искусства: композиторы и музыканты Б.В. Асафьев, А.К. Глазунов, А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Н.Я. Мясковский, Г.Г. Нейгауз; писатели - В.В. Вересаев, А.М. Горький; художники - И.3. Грабарь, В.В. Кандинский, И.И. Машков, В.И. Мухина, К.Ф. Юон; архитекторы - И.В. Жолтовский, Н.Я. Колли, А.В. Щусев; режиссеры и актеры театра и кино -В.И. Качалов, Д.И. Немирович-Данченко, В.И. Пудовкин, К.С. Станиславский, А.Я.Таиров. Всего - 755 представителей культуры.

Первостепенное значение в деятельности Академии имело физико-психологическое отделение, перед которым была поставлена задача, сформулированная в докладе президента ГАХН П. Когана тогда же, 16 июня: «...синтетическое изучение явлений искусства, как продуктов духовной и материальной творческой деятельности с точки зрения эмпирико-позитивного исследования, в их элементах, конструкции и композиции». Давая оценку шестилетней деятельности этого отделения в 1927 году, П. Коган, подчеркивал, что это отделение «сорганизовалось раньше других отделений, сначала под руководством Кандинского, а позднее А.В. Бакушинского». П. Коган отмечал, что оно объединило не только искусствоведов, но и крупнейших представителей точных наук. «Доклады академика П.П. Лазарева ("Краски и их физико-химическое исследование" и "Зрение и цвет"), А.В. Самойлова о "Физиологии зрения и слуха", Н.Е. Успенского "Роль позитивных наук при изучении художественного творчества" - сразу определили направление научной работы физико-психологического отделения. Методами этой работы служат наблюдение и эксперимент над содержанием и процессами художественного творчества и восприятия и над произведением искусства во всей его сложности, как психо-физическим объектом (...)».

В отделении А.В. Бакушинским была создана комиссия по изучению примитивного искусства в проявлениях родового и индивидуального творчества, преобразованная в 1927 году в кабинет по изучению примитивного искусства и детского творчества при физико-психологическом отделении ГАХН. При кабинете работали также комиссии по литературно-речевому искусству под руководством А.К. Шнейдер и театральному искусству под руководством С.Д.Заскальского.

Деятельность комиссии складывалась из регулярных научных заседаний, где заслушивались теоретические сообщения и осуществлялось знакомство с художественно-педагогическим опытом членов комиссии, работавших на опытных учебных станциях и в художественных музеях. Комиссией осуществлялась подготовка статей и книг, широкая выставочная деятельность, целенаправленное коллекционирование детского рисунка, а также экспедиции по сбору материалов по примитивному искусству, устраивались «выездные заседания». В таких случаях обсуждение проблем происходило е школах и детских садах, в музеях - сразу после занятий или экскурсий. Результаты исследований нашли отражение в публикациях, имеющих методологическое и практическое значение: Бакушинский А.В. «Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования пространственных искусств» (М., 1925), а также коллективные исследования «Художественное воспитание в практике современной школы» (М.,1925), «Искусство в трудовой школе» (М.,1926), программно-методические материалы для Единой Трудовой школы, многочисленные статьи, посвященные экскурсионной деятельности.

Исследования художественного творчества детей в Государственной академии художественных наук (ГАХН) проводилось коллективом исполнителей, которых А.В. Бакушинский рассматривал в качестве своих учеников. К своей школе он относил Н.П. Сакулину, Ю.А. Александрову, Е.А. Флерину, Г.И. Журину, М.Н. Райхинштейна, Л.В. Славянскую, А.М. и В.М. Лесюк. В своих публикациях он анализирует опыт Г.В. Лабунской, В.Е. Пестель, В.Ф. Шехтель, Н.Н. Купреянова и других художников-педагогов, которые проводили эксперимент в школах и в музеях под его руководством на протяжении 1921-1929 годов. Методами исследования явились наблюдение процесса и толкование результата - продуктов детского творчества.

Анатолий Васильевич Бакушинский параллельно с работой в ГАХН являлся хранителем Цветковской художественной галереи, преподавал в ряде вузов, участвовал в работе Государственного Ученого совета Наркомпроса, читал лекции и проводил семинары на курсах по повышению квалификации учителей, был известным художественным критиком, уделявшим специальное внимание советской графике, скульптуре и народным промыслам. С 1927 года являлся заведующим отделом графики Государственной Третьяковской галереи.

Ученики А.В. Бакушинского - Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Г.В.Лабунская - после закрытия ГАХН на протяжении 1930-х годов, работая в Центральном Доме художественного воспитания детей Наркомпроса РСФСР, а с 1943 года в научно-исследовательских институтах Академии педагогических наук, занимались теорией и практикой художественного воспитания детей и подростков, развивая идеи учителя. Наиболее полное представление о деятельности комиссии, а затем кабин эта, мы имеем благодаря фактическим результатам ее деятельности, воплощенным в публикациях и коллекции детского рисунка, собранной А.В. Бакушинским и его коллегами. В 1931 году она была передана в Центральный дом художественного воспитания Наркомпроса РСФСР (ЦДХВД), правопреемником которого является ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования». О6 этом свидетельствует сохранившаяся «Памятка о работе Изо-сектора» 1931 года, представленная на выставке в фотокопии, а также папки с рисунками и сопроводительными документами, сформированные до 1931 года. Наибольшую научную ценность по объему информации представляет содержащая 652 рисунка папка, имеющая следующее название: «Кабинет по изучению примитивного искусства под руководством профессора Бакушинского. Государственная Академия Художественных Наук 1919-1929 год». Достоверными источниками являются также публикации в журнале «Искусство в школе» (1927-1932 гг.), в частности статья Н.П.Сакулиной 1927 года, посвященная работе комиссии (кабинета). Ею называются выставки, организованные при участии комиссии. На выставке 1926 года «Детское творчество» была показана эволюция детского изобразительного творчества с дошкольного до юношеского возраста. Отдельная комната отражала художественно-производственное и орнаментально-декоративное творчество детей. В 1927 году была проведена районная выставка детского творчества в клубе просвещения Хамовнического района Москвы, ставшая передвижной. Весной 1927 года комиссия участвовала в выставке детского творчества, устроенной Обществом культурных связей с заграницей в Японии. Осенью 1927 года были организованы выставки «Отражение революционных тем в детском творчестве» и методическая выставка по вопросам преподавания изобразительного искусства.

Формирование коллекции происходило самыми разными путями. 06 этом свидетельствуют пометы на рисунках и сопроводительные тексты. Одной из задач комиссии являлось коллекционирование детского рисунка с целью выявления и изучения периодов психофизического развития ребенка, которые А.В. Бакушинский выделял на основании преобладающих признаков в восприятии и освоении ребенком окружающего мира. Он считал, что исследование художественного творчества ребенка помогает понять «художественную форму в ее собственной эволюции».

Наиболее фундаментальной для Бакушинского и его коллег являлась проблема соотношения родового и индивидуального в рисунке, как наивного художника, так и ребенка. Сотрудниками кабинета предпринимались экспедиции в Карелию для сбора рисунков, позволяющих в свободном детском творчестве обнаружить это соотношение (рисунки, собраны В.В. Лебедевым в 1928 году). Детские рисунки народов Крайнего Севера собирались этнографом Елизаветой Орловой в 1926 - 1927 годы (многие из них экспонировались во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства на выставке «Культура народов севера в рисунках детей разных поколений: от Москвы до Сахалина» в 2019 году).

Детские работы поступали из учебных организаций Москвы, Ленинграда, железнодорожных школ, в которых работали сотрудники А.В. Бакушинского, а также из шести опытных станций, в которых преподавание изобразительного искусства проходило по программе, разработанной на основе его концепции и научно обоснованной результатами исследований его учеников. Это -1-ая Опытная станция по народному образованию, организованная С.Т. Шацким в 1919 году в составе двух отделений: сельского - в Калужской губернии, и городского - в Москве, и 7-ая Опытная станция художественного воспитания Наркомпроса РСФСР. В нее входили школа-семилетка и музей детского рисунка в селе Успенском Звенигородского уезда Московской губернии, школа 2-ой ступени им. К. Маркса в Москве и педагогический театр. Кабинет А.В. Бакушинского поддерживал контакты с зарубежными странами, благодаря которым в коллекции оказались рисунки из Японии, Чехословакии, Польши, Швеции, Германии 1920-х годов. Многие представители ГАХН являлись преподавателями ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Так, с А.В. Бакушинским сотрудничали профессора этого ведущего художественного вуза -графики Н.Н. Купреянов, В.А. Фаворский, П.Я. Павлинов. По-видимому, благодаря им в коллекцию поступили работы учеников Училища государственных художественно-производственных мастерских печатного дела, некоторые из которых также представлены на выставке, что позволяет представить преемственность, существовавшую между общим и высшим художественным образованием.

Художественное творчество и развитие детей исследовалось и систематизировалось по следующим направлениям, нашедшим отражение в структуре коллекции А.В. Бакушинского, поступившей в 1931 году в Центральный дом художественного воспитания Наркомпроса РСФСР:
• Эволюция детского рисунка по теории А.В. Бакушинского. Фазы художественно-творческого развития
• Мир ребенка 1910-к -1920-х годов.
• Рисунки детей разных национальностей.
• Индивидуальное развитие детей
• Изобразительное искусство по системе А.В. Бакушинского в Единой трудовой школе
• Училище государственных художественно-производственных мастерских печатного дела
• Экспонаты выставок, организованных кабинетом по изучению примитивного искусства и детского творчества при физико-психологическом отделении ГАХН.

Соответственно данным направлениям сформирована экспозиция исторического раздела выставки «Дети авангарда».

Период работы кабинета Бакушинского в ГАХН - единственный в истории художественного воспитания эпизод, когда исследования художественного творчества детей были уравнены по своему значению с исследованиями в области всех прочих «художественных наук». Объяснение этому мы находим в словах А.В. Бакушинского, отражающих проблемы искусства первых десятилетий ХХ века: «... Наше искусство, как и всю нашу культуру, терзает великая раздвоенность. Примирения её еще не видно. В связи с этой внутренней борьбой и ее противоречиями современный художник склонен, приникая к детской душе, искать в ней, в ее целостном облике смутных возможностей собственного творческого обновления».

Фомина Н.Н. Главный научный сотрудник Центра детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО". член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор


Со стенда на выставке:

Эволюция детского рисунка (по Бакушинскому)


В папке рисунков, имеющей надпись «Кабинет по изучению примитивного искусства под руководством профессора Бакушинского. Государственная академия художественных наук 1919-1929 год», одно из направлений систематизации рисунков так и называется - «Эволюция детского рисунка (по Бакушинскому)». Оно включает рисунки, выполненные по тестам (заданиям) кабинета примитивного искусства детьми разных возрастных групп с целью: «...на основе главных линий общего физического и психического развития ребенка проследить эволюцию его пространственных и временных восприятии, развитие его художественного творчества и эстетического восприятия и, наконец, эволюцию художественного содержания и формы в детском искусстве, главным образом, на материале пространственно-пластическом».

В результате коллективного исследования были определены периоды (фазы) психофизического развития ребенка, выделенные на основании преобладающих признаков в восприятии и освоении ребенком окружающего мира. Это период двигательно-осязательной ориентации для младших, зрительной ориентации в подростковом возрасте, для старшего возраста А.В. Бакушинским подчеркивал стремление к синтезу воли, эмоций. при котором ведущей становится идея становления и развития. В экспозиции представлены рисунки. выполненные в опытных садах и школах, а также схематические изображения, представленные родителями детей, отражающие основные периоды (фазы) развития ребенка от младенческого до юношеского возраста. Работы выполнены в соответствии с тестами по изображению пространства, объема и группы предметов.

Примером работ, представленных родителями, являются младенческие рисунки Нины Чекрыгиной (1921 г.р.), дочери известного художника Василия Николаевича Чекрыгина (1897 – 1922), трагически погибшего. Подборка работ была сформирована его вдовой Верой Викторовной Беренштам-Котовой.


2. Неизвестный автор (Паша). 5 лет. Яблоки, ёлка, солнце. 1921 – 1929

Первичные схематические образы
РСФСР, г. Москва. Детский сад МОНО
Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО»
Фото 16 июля 2021 года




3. Неизвестный автор (Петя). 9 лет (? Смазалось на фото). Изображение всадника. 1921 – 1929

РСФСР, г. Москва. Ж. д. школа
Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО»
Фото 16 июля 2021 года




4. Неизвестный автор (Муля). 7 лет. Городская улица. 1921 – 1929

Фриз двойной
Опытная школа Наркомпроса
Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО»
Фото 16 июля 2021 года




5. Тихонова Надежда (Надя). 10 лет. Зимний день. 1921 – 1929

Полуперспективное изображение
РСФСР, г. Москва. Ж. д. школа
Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО»
Фото 16 июля 2021 года




6. Неизвестный автор (девочка). 9 лет. К индивидуальному образу. 1921 – 1929

Изображение фигуры человека
РСФСР, г. Москва. Ж. д. школа
Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО»
Фото 16 июля 2021 года




7. Аккерман Тата. 12 лет. К индивидуальному образу. 1924 – 1929

РСФСР, г. Ленинград. Трудовая школа, 4 класс
Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО»
Фото 16 июля 2021 года




8. Марченко Лидия (Лида). 12 лет. Люба тонет, а Вася спасает. 1921 – 1929

Кулисное построение
РСФСР
Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО»
Фото 16 июля 2021 года




9. Моткевич Каля (Коля?). Хоровод. 1921 – 1929

Геометральный план
РСФСР
Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО»
Фото 16 июля 2021 года




10. Орлов Константин (Костя). Поезд. Рисунки. 1920-е

РСФСР, г. Москва. 4-я опытная школа Киевско-Воронежской железной дороги. III группа
Педагог: А.П. Зедделер
Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО»
Фото 16 июля 2021 года

А)




Б)





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru