Мой Виртуальный Музей | Москва

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Про сундук

Свадебные сундуки второй половины XIX – начала XX века
Выставка во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства

Часть 1. Начало выставки

Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Про сундук, часть 2




12 июня 2019 года во Всероссийском музее декоративного искусства открывается выставка крестьянских расписных сундуков. На выставке представлено более 30 сундуков середины XIX - начала XX века из обычно недоступных для осмотра частных собраний и фондов музея.

С середины XIX — начала XX века на Русском Севере, а также в Вятской и Костромской губерниях широко распространяются росписи по дереву. В расписных сундуках начинают хранить приданое невест, а свадьбы в зажиточной крестьянской семье становится немыслима без хотя бы одного нарядного сундука.

Где производили такие сундуки? Какие существуют разновидности сундучных росписей? Кто занимался их созданием, профессиональные мастера или рядовые землепашцы? Какими мотивами их украшали? Какие использовались материалы и техники? Выставка даст ответ на эти вопросы, а также посетители узнают, можно ли было купить сундук на ярмарке, всем ли они были доступны, кто такие отходники. Экспозиция будет дополнена несколькими северными сундуками XVII и XVIII веков, ставшими образцами для крестьянских изделий более позднего времени.

Куратор выставки — Григорий Тубольцев, коллекционер.

Выставка продлится до 14 августа 2019 года.

1. Зал выставки

Фото 22 июня 2019 г.

А)




Б)




В)




Со стенда на выставке:

Выставочный проект «Про Сундук» представляет свадебные крестьянские сундуки Русского Севера и Вятской губернии середины 19 — начала 20 в.

С середины 19 века на Русском Севере и в соседних губерниях широко распространяются декоративные росписи по дереву. Расписные сундуки быстро входят в моду и становятся частью традиционного свадебного обряда. Спрос на расписные сундуки привёл к возникновению центров массового производства таких изделий.

Крупнейший сундучный промысел на Русском Севере располагался в Великоустюжском уезде. Краевед Ф. Арсеньев составил его краткое описание:

"В Великом Устюге с незапамятных времен существует производство сундуков, все в одной издревле установившейся форме. Промысел этот распадается на две специальности: на столярную, состоящую в приготовлении деревяшек, или ящиков под обивку железом и слесарную, заключающуюся в обивке деревяшек железом и в изготовлении замков и петель.

Деревяшки работаются крестьянами подгородной Шемогодской волости, слесарная работа и сборка сундуков производится в Устюгских мастерских. За пятерку деревяшек (пять штук — одна в одну) Шемогодские мастера берут цену сообразно наружной окраски сундука: за писаные от 1 р. 20 к.-1 р. 30 к., крашеные - от 80 к. -90 к.

В Устюге десять самостоятельных мастеров занимаются обивкою и сборкою сундуков; число рабочих у них до 86 человек. Совсем обитые и сложенные сундуки идут из мастерских в продажу' - писаные по 3 руб., крашеные по 2 р. 60 к. за пяток. [...] Сбыт на местном рынке в Устюге и главным образом скупщикам в уезды: Яренский, Тотемский, Вельский, Никольский, Кадникове кий, Устьсысольский и в Вологду. [...]

Другой тип сундуков, часто встречающийся на Русском Севере, связан с центром росписи в западной части Грязовецкого уезда Вологодской губ.

Местные сундуки хорошо известны коллекционерам и антикварам, но практически не описаны в литературе. Советские искусствоведы подробно изучили работы грязовецких мастеров — прялочников, но сундуки из Грязовецкого уезда лишь изредка встречались в книгах, подписанные как «вологодский сундук».

Этот промысел был небольшим, поэтому у местных сундуков не заметно «серийности» изделий, почти все росписи разные. Не только работы разных семей или групп мастеров, но даже росписи одного мастера могут сильно отличаться между собой. Почти все сундуки очень яркие, нарядные, росписи чрезвычайно разнообразны по стилю и уровню мастерства, часто используются цветовые контрасты. Стиль невозможно назвать в полной мере ни «графичным», ни «свободно-кистевым». Он сочетает в себе множество графических элементов, позаимствованных мастерами в других росписях.

Самые ранние датированные изделия относятся к 1860 гг., самые поздние — к началу' 1900-х.

Крупный сундучный промысел располагался также в Вятской губернии.

Производство сундуков в Вятской губернии началось в первой половине XIX века, приблизительно в 1825 году. Основателем его считается Илья Васильевич Кочуров, крестьянин д. Кочуровой Троицкой волости Вятского уезда. Со временем производство распространилось в Вятском. Орловском. Слободском уездах. Главным центром промысла был Вятский уезд, где проживало 42 % от всех мастеров губернии. Много изделий отправлялось на Алексеевскую, Мензелинскую, Ирбитскую, Нижегородскую ярмарки, в Сибирь, в «низовые города». Исследователи промысла в конце XIX века указывали, что популярность вятских сундуков была настолько велика, что скупщики не успевали их довезти до места назначения (при этом они за один раз могли скупить у мастеров до 2 000 штук). Вятские изделия можно было встретить на различных выставках, многие мастера награждались медалями. В выставочных изданиях, например, посвящённых Второй Всероссийской кустарной выставке в Санкт-Петербурге в 1913 году, указывается на давность промысла, на большое число мастеров, занимающихся в Вятской губернии производством мебели, в т.ч. сундуков.

Особенностью промысла стало то, что он не сложился в крупное «разветвлённое» производство (как. например, в уральских горных заводах). Каждый мастер работал либо сам, либо привлекал членов семья. Кроме того, часто мастера делали не только сундуки и шкатулки, но и другие виды мебели. Сундучный промысел был в Вятской губернии лишь частью столярного.

Маляры-отходники и отдельные мастера.

Кроме отдельных центров производства, заказы на роспись сундуков часто получали странствующие художники (маляры-отходники) из Костромской, а также Вятской губерний, которые путешествовали по всему Русскому Северу и выполняли росписи интерьеров, мебели, прялок, посуды и пр.

Чаще всего они расписывали сундуки так же, как и всю остальную мебель: крупной цветочной росписью по красным или зеленым фонам.

Кроме мастеров-отходников заказы на роспись сундуков выполняло множество отдельных деревенских художников.

Куратор Григорий Тубольцев


2. Расписной крестьянский свадебный сундук. Конец XIX в.

Великоустюжский сундучный промысел
Частное собрание
Фото 22 июня 2019 г.




3. Расписной крестьянский свадебный сундук. Середина – конец XIX в.

Великоустюжский сундучный промысел
Собрание Г. Тубольцева
Фото 22 июня 2019 г.




4. Расписной крестьянский свадебный сундук. Конец XIX в.

Великоустюжский сундучный промысел
Частное собрание
Фото 22 июня 2019 г.




5. Расписной крестьянский свадебный сундук. Середина XIX в.

Великоустюжский сундучный промысел
Собрание Г. Тубольцева
Фото 22 июня 2019 г.




6. Расписной крестьянский свадебный сундук. Конец XIX в.

Великоустюжский сундучный промысел
Частное собрание
Фото 22 июня 2019 г.

А)




Б) Верхняя крышка




7. Расписной крестьянский свадебный сундук. Конец XIX в.

Великоустюжский сундучный промысел
Собрание фонда Открытая коллекция
Фото 22 июня 2019 г.




8. Расписной крестьянский свадебный сундук. Конец XIX в.

Великоустюжский сундучный промысел
Собрание фонда Открытая коллекция
Фото 22 июня 2019 г.




9. Расписной крестьянский свадебный сундук. Середина – конец XIX в.

Великоустюжский сундучный промысел
Собрание Г. Тубольцева
Фото 22 июня 2019 г.

А)




Б) Верхняя крышка




10. Расписной крестьянский свадебный сундук. Середина XIX в.

Великоустюжский сундучный промысел
ВМДПНИ
Фото 22 июня 2019 г.




11. Расписной крестьянский свадебный сундук. Конец XIX - начало XX в.

Грязовецкий сундучный промысел
Мастерская ТАФ
Фото 22 июня 2019 г.

А)




Б)




12. Расписной крестьянский свадебный сундук. Конец XIX - начало XX в.

Грязовецкий сундучный промысел
Частное собрание
Фото 22 июня 2019 г.

А)




Б) Передняя стенка




13. Расписной крестьянский свадебный сундук. Конец XIX - начало XX в.

Грязовецкий сундучный промысел
Собрание Г. Тубольцева
Фото 22 июня 2019 г.

А)




Б) Передняя стенка




14. Расписной крестьянский свадебный сундук. Конец XIX - начало XX в.

Грязовецкий сундучный промысел
Частное собрание
Фото 22 июня 2019 г.

А)




Б) Передняя стенка




15. Расписной крестьянский свадебный сундук. Конец XIX - начало XX в.

Грязовецкий сундучный промысел
Собрание Г. Тубольцева
Фото 22 июня 2019 г.

А)




Б) Передняя стенка




В) Верхняя крышка





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru