Мой Виртуальный Музей | Москва

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

На просвет
Художественное стекло советской и постсоветской эпох
Выставка во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства



Всероссийский музей декоративного искусства представляет масштабный ретроспективный выставочный проект «На просвет. Художественное стекло советской и постсоветской эпох», посвященный художественному стеклу XX-XXI веков из собрания музея.

Выставка объединяет около 400 произведений художественного стекла, многие из которых ранее не экспонировались и будут показаны впервые. Начиная с первых экспериментов конца 1930-х годов, связанных с именами Веры Мухиной, Алексея Успенского, Николая Тырсы, через период открытий и расцвета стекольных заводов 1960-1980-х годов, к авторскому стеклу 1990-х и студийным тенденциям художественного стеклоделия начала XXI века.

На выставке будут представлены произведения-легенды: «Ветер» Веры Мухиной, «Стеклодувы» Бориса Смирнова, «Царский пикник» Ивана Мачнева, «Папоротник» Лейды Юрген, «Плеск волны» Адольфа Курилова, «Сокольники» Любови Савельевой, «Путешествие Гулливера» Фидаиля Ибрагимова, «Символ» Сергея Травникова, «Дождь» Юлии Мерзликиной и другие.

Коллекция художественного стекла Всероссийского музея декоративного искусства является одной из крупнейших и насчитывает около 4000 единиц хранения. На протяжении 40 лет лучшими специалистами в этой области, среди которых Светлана Кавецкая, Ольга Поляшова, Елена Долгих, фонд пополнялся избранными произведениями с многочисленных всесоюзных выставок, из художественного фонда Союза Художников, фондов Министерства культуры СССР и РСФСР. Благодаря кропотливому отбору и поиску индивидуального подхода к каждому автору в музее сформировано уникальное собрание отечественного авторского стекла.

Цель проекта — продемонстрировать великолепные результаты художественного поиска и творческого эксперимента в этом удивительном виде искусства — художественное Стекло.

Выставка будет открыта для посетителей с 9 октября 2019 года по 13 января 2020 года

1. Зал (коридор) выставки

Фото 2 ноября 2019 года




Со стенда на выставке:

1930 – 1950. Вера Мухина


С именем Веры Мухиной связано формирование всей современной линии отечественного художественного стекла. Она первой из советских скульпторов воплотила свои творческие замыслы в новом материале, создав целый ряд предметов, среди которых как посуда бытового назначения, так и образцы не утилитарной пластики. Во многом благодаря ее инициативе и художественным разработкам был создан экспериментальный цех по производству художественного стекла (впоследствии – Ленинградский завод художественного стекла). Наряду с авторскими произведениями ей был создан целый ряд образцов, запущенных в массовое производство.


2. Витрина с произведениями Веры Мухиной

Фото 2 ноября 2019 года




3. Вера Мухина. Ваза «Лотос»

Ленинградская государственная зеркальная фабрика. 1941
Стекло бесцветное, стекло цветное, гранение
Фото 2 ноября 2019 года




4. Вера Мухина. Ваза для цветов «Репка»

Ленинградский завод художественного стекла. 1949
Стекло накладное, грань алмазная
Фото 2 ноября 2019 года




5. Вера Мухина. Чашка

Государственный институт стекла. 1935 – 1936
Стекло цветное, прессование
Фото 2 ноября 2019 года




6. Вера Мухина. Скульптура «Голова девушки» («Ветер»)

Ленинградский завод художественного стекла. 1957
Стекло бесцветное, моллирование
Фото 2 ноября 2019 года

А)




Б)




Со стенда на выставке:

1940. Алексей Успенский


«Это не талант, а талантище. Это график, но он не делает рисунков на стекле. Его интересует стекло как материал и то, что диктует это стекло. Он – виртуоз в смысле выдувания форм, он сегда ориентируется на природу стекла, и это его заслуга».

В.И. Мухина


7. Алексей Успенский. Ваза для цветов

Ленинградская государственная зеркальная фабрика. 1940
Стекло цветное, гутная техника
Фото 2 ноября 2019 года




8. Алексей Успенский. Ваза для фруктов

Ленинградская государственная зеркальная фабрика. 1940
Стекло цветное, гутная техника
Фото 2 ноября 2019 года




Со стенда на выставке:

1948. Эдуард Криммер


За недолгий срок работы на Ленинградском заводе художественного стекла выработал собственный художественный почерк и создал целый ряд оригинальных по цветовому и пластическому решению произведений. Криммер нередко обращался к оптическим эффектам стекла, используя в ярком однослойном и двухслойном стекле такой вид декора, как «ямки» или овальную грань. Художник работал с накладным стеклом, прибегая к разнообразным техникам широкой и алмазной грани, шлифовки, гравировки.


9. Эдуард Криммер. Набор «Репка»

Ленинградская государственная зеркальная фабрика. 1948
Стекло трехслойное, алмазная грань
Фото 2 ноября 2019 года

А)




Б)




В)




Со стенда на выставке:

1958. Евгения Иванова


«Русское чудо» – сульфидно-цинковое стекло – было открыто на Ленинградском заводе художественного стекла в 1958 году инженерами Евгенией Ивановой и Александром Кирьёненом. Такое название оно получило за неисчерпаемое богатство цвета и переходы от голубого к ярко-оранжевому, от розового к зеленому. Это изобретение позволило существенно расширить художественные и технологические возможности советского стеклоделия.


10. Евгения Иванова. Ваза «Зимняя»

Ленинградский завод художественного стекла. 1964
Стекло сульфидное, гутная техника
Фото 2 ноября 2019 года




Со стенда на выставке:

1970. Борис Смирнов


Художник, определивший стилистические направления советского художественного стеклоделия в 1950 – 1960-е гг.

«… Его скульптура “Человек, конь, собака, птица” означало рождение жанра стеклопластики…» Л. Казакова


11. Борис Смирнов. Ваза «Человек, конь, собака, птица»

1970
Стекло цветное, стекло бесцветное, техника гутная
Фото 2 ноября 2019 года

А)




Б)




В)




Со стенда на выставке:

1977. Борис Еремин


Искусное владение техническими и художественными приемами в сочетании с чувством гармонии и тонким вкусом – отличительная черта творчества Бориса Еремина. Представленные кувшин и кружка из бесцветного хрусталя с белой «венецианской нитью» создают эффект воздушности и легкости, кружевного изящества и филигранной точности исполнения.


12. Борис Еремин. Декоративный комплект. Кувшин и стакан

Ленинградский завод художественного стекла. 1977
Стекло цветное, хрусталь бесцветный, нить венецианская
Фото 2 ноября 2019 года

А)




Б)




В)




Со стенда на выставке:

1978. Любовь Савельева


«Это был совершенно новый путь – в материал прикладного искусства, в его традиционно “утилитарные” виды и жанры вносились человеческие коллизии, предмет из стекла обретал драматический сюжет. Сюжет этот был изображен, как на картине или бумаге, зафиксирован в движении, как на сцене театра, но изображение, в свою очередь, насыщалось богатством, связанным природой нового для себя материала…»

Н. Степанян


13. Любовь Савельева. «Здравствуй племя младое незнакомое»

Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика ХФ СССР. 1978
Хрусталь цветной, хрусталь бесцветный; гутная техника, роспись, нацвет внутренний
Фото 2 ноября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




Д) Фрагмент




Со стенда на выставке:

1978. Дмитрий Шушканов, Людмила Шушканова


Произведения этого творческого союза отличает своеобразие художественного облика, многообразие цветовых решений и сложных авторских техник исполнения. В них ярко проявляются полет фантазии и творческий поиск, эксперименты с материалом и эмоциональная наполненность произведений. Слитые воедино мысль, чувства и искусство исполнения – характерные черты произведений этого тандема.


14. Витрина с работами Дмитрия и Людмилы Шушкановых

Фото 2 ноября 2019 года




15. Дмитрий Шушканов, Людмила Шушканова. Ваза овальная плоская

Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика ХФ СССР. 1978
Стекло цветное, гутная авторская техника
Фото 2 ноября 2019 года




16. Дмитрий Шушканов, Людмила Шушканова. Из ансамбля «Весенние цветы»

Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика ХФ СССР. 1978
Стекло цветное, гутная авторская техника
Фото 2 ноября 2019 года




Со стенда на выставке:

1998. Сергей Травников


Все творчество Сергея Травникова глубоко символично, несмотря на сдержанную эмоциональность и лаконичность выразительных средств. В монументальных работах прочитывается важное для автора смысловое погружение в предмет, его многоплановая трактовка, приглашение зрителя к диалогу.


17. Сергей Травников. Объект «Символ»

1998
Дерево, шнур декоративный, стекло бесцветное, моллирование
Фото 2 ноября 2019 года




С таблички на выставке:

Пластика


Обращаясь к истории становления пластической линии в советском стеклоделии, следует заострить внимание на произведениях В.И. Мухиной, которые являются основным примером новаторского подхода. Её скульптура в технике моллированного матового стекла стала заметным художественным явлением конца 1930 – начала 1940-х годов. Произведения В.И. Мухиной, А.А. Успенского, Н.А. Тырсы оказали мощное влияние и дали импульс к дальнейшим творческим исканиям послевоенных лет.

Результат многолетних поисков новых формообразований и экспериментов с материалом стал особенно заметен в конце 1970-х, когда декоративно-живописное начало вышло на первый план, постепенно оттесняя утилитарно-функциональное значение предмета. В этот период мастера активно экспериментируют со стекольной пластикой, постоянно прибегая к новым декоративным решениям.

В основном нововведения были связаны с посудными формами, которые становились более круп¬ными, повышено декоративными и ассоциативными. Мастера-стеклоделы стремились утвердить свои произведения в ряду других пластических искусств, находящихся в единстве с пространством. Появляются многофигурные композиции, предметные комплекты и ансамбли, несущие в себе исключительно декоративный подтекст. Эти тенденции проявились в творчестве группы художников Гусевского и Дятьковского хрустальных заводов, а также московских художников, выполнявших свои работы на Львовской экспериментальной скульптурно-керамической фабрике.

В 1960 – 1980-е годы новая эстетика стеклопластики в ее синтезе с пространством во многом определяется произведениями Б.А. Смирнова, обратившегося к традиционным приемам гутного стекла в этот период. В конце 1960 – начале 1970-х годов он создает уникальные по своей пластической образности произведения.

Другой линией развития стекольной пластики стала геометризированная линия, близкая по своим конструктивным и выразительным особенностям к архитектуре. Все чаще встречаются строгие фигуративные элементы – шары или цилиндры, наличие которых обусловлено темами самих работ, посвященных освоению человеком космоса.

Формообразующие находки 1970 – 1990-х годов в дальнейшем позволили мастерам-стеклоделам воплощать в жизнь самые смелые идеи. В результате художественных экспериментов декоративное начало выместило функциональное – были разрушены барьеры на пути к чистой пластике.


18. Шушканова Татьяна Дмитриевна. Пластика-бюст «Автопортрет»

Стекло цветное, обработка пескоструйная, подцвет, техника тиходутая
Фото 2 ноября 2019 года




19. Шевченко Виктор Яковлевич. Пластика «Торс»

Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика ХФ СССР. 1990
Стекло цветное, техника тиходутая
Фото 2 ноября 2019 года




20. Ибрагимов Фидаиль Мулла-Ахметович. Скульптура «Женский торс»

Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика ХФ СССР. 1990
Стекло цветное, полировка, гравировка, литье в медную форму, ручная доработка
Фото 2 ноября 2019 года




21. Зал Пластики на выставке

Фото 2 ноября 2019 года




22. Данько Наталья Яковлевна. Скульптура «Голова красноармейца»

Ленинградский завод художественного стекла. 1957
Стекло бесцветное, моллирование, шлифовка
Фото 2 ноября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




23. Сылова Аэлита Эдуардовна. Скульптура «Медведь»

Ленинградский завод художественного стекла. 1958
Хрусталь бесцветный, моллирование
Фото 2 ноября 2019 года




24. Вучетич Евгений Викторович. Бюст И.В. Мичурина

Стекольный завод «Красный гигант». 1938 – 1939
Хрусталь бесцветный, моллирование
Фото 2 ноября 2019 года

А)




Б)




25. Касаткин Владимир Иванович. Пластика декоративная «Падший ангел»

Гусевский хрустальный завод. 1991
Хрусталь бесцветный, хрусталь цветной, матирование, грань, пескоструйная обработка
Фото 2 ноября 2019 года

А)




Б)




26. Федоров Борис Владимирович. Пластика декоративная «Плач Пенелопы»

Калининский стекольный завод. 1987
Стекло бесцветное, техника гутная
Фото 2 ноября 2019 года




27. Сажин Тимур Петрович, Фомина Лидия Андреевна. Пластика декоративная «Рыба»

Производственное объединение «Рубин». 1991
Стекло оптическое, моллирование
Фото 2 ноября 2019 года




28. Маршумова Ирина Михайловна. Скульптура декоративная «Репка»

1978
Стекло бесцветное, эмаль, золото, выдувание на горелке, роспись
Фото 2 ноября 2019 года




29. Маршумова Ирина Михайловна. Скульптурная композиция «Фауна»

1980
Стекло бесцветное, эмаль, золото, выдувание на горелке, роспись
Фото 2 ноября 2019 года

А)




Б)




30. Рязанова Светлана Григорьевна. Композиция декоративная «Творчество»

Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика ХФ СССР. 1985
Стекло цветное, техника авторская
Фото 2 ноября 2019 года




31. Рязанова Светлана Григорьевна. Скульптура «Фигура женщины с лирой»

Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика ХФ СССР. 1985
Стекло цветное, техника авторская
Фото 2 ноября 2019 года




32. Савельева Любовь Ивановна. Композиция декоративная «Скорбящие»

Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика ХФ СССР. 1980
Стекло бесцветное, стекло цветное, обработка пескоструйная, техника тиходутая
Фото 2 ноября 2019 года




33. Савельева Любовь Ивановна. Композиция декоративная «19 октября»

Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика ХФ СССР. 1980
Стекло бесцветное, стекло цветное, обработка пескоструйная, техника тиходутая
Фото 2 ноября 2019 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru