Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей Востока

Бабур-наме. Миниатюра из собрания Музея Востока
Выставка в Государственном Музее Востока

Главное здание на Никитском бульваре 28.02.2020 — 03.03.2020

Baburnama. Miniatures from the collection of The State Museum of Oriental Art in Moscow

28 февраля Государственный музей Востока представляет конференцию «Интеллектуальное наследие Захириддина Мухаммада Бабура и современность» и выставку в рамках конференции «Бабур-наме. Миниатюра из собрания Музея Востока».

В рамках конференции пройдет выставка «Бабур-наме. Миниатюра из собрания Музея Востока». Миниатюры рукописи «Бабур-наме» – одна из жемчужин коллекции Государственного музея Востока – великолепный образец раннемогольской школы индийской миниатюры. 57 листов содержат 69 миниатюр, на которых изображены бытовые и жанровые сцены – придворные пиры, охота, военные действия, а также флора и фауна Индии – иллюстрации к запискам основателя Империи Великих Моголов Захириддина Мухаммада Бабура (1483-1530). Талантливый полководец и правитель, Бабур был широко образованным человеком своего времени. В книгу воспоминаний он собрал исторические и биографические записки, этнографические и географические сведения о землях Центральной Азии, Афганистана и Индии, свои наставления и признания, документы и письма.

Миниатюры были созданы в последнее десятилетие ХVI века иранскими художниками при внуке Бабура – Акбаре в городах Агре и Лахоре. Мастера применяли краски с пигментами на минеральной и растительной основе, серебро и золото. Имена авторов миниатюр неизвестны. Раннее эти листы входили в обширную коллекцию памятников восточного искусства, собранную известным русским меценатом П.И. Щукиным. К нему миниатюры попали от А.В. Морозова, купившего их 1906 году у приезжих персидских купцов. Считается, что в общей сложности в музеях и частных коллекциях содержится около 500 миниатюр из различных списков рукописи «Бабур-наме».

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока
Институт стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова
Куратор выставки: Екатерина Шинкарева

1. Зал выставки

Фото 29 февраля 2020 года

А)




Б)


Со стенда на выставке:

МИНИАТЮРЫ РУКОПИСИ «БАБУР-НАМЕ»


Рукописная книга - всегда тайна. Ее страницы хранят след того мгновения, когда рука каллиграфа касалась пергамента или бумаги, чтобы оставить на ней слова и мысли, обращенные к потомкам. Иллюминированные манускрипты Востока - тайна вдвойне: сотворенные по высочайшему повелению, они веками скрывали под узорчатыми переплетами шедевры каллиграфии и живописи.

Одна из таких книг - «Бабур-наме» - это личный дневник, книга для потомков, книга памяти об оставивших этот мир, о делах и землях, на которых эти дела совершались, о себе, своих ошибках и пристрастиях, поисках должного пути; книга, написанная воином и странником, эрудитом и поэтом, но главное - правителем деятельным и ответственным, сопрягающим свою жизнь с судьбой государства и подданных. Автор этого текста - Захириддин Мухаммад Бабур родился 14 февраля 1483 г. в Андижане. Его отец Омар-шейх- мирза, праправнук эмира Тимура, был правителем Ферганского удела; мать его, Кутлуг Нигарбегим, происходила из рода Чингизидов.

Бабур с юности был вовлечен в ожесточенные междоусобицы претендентов на власть в Мавераннахре. Самым сильным его противником оказался узбекский хан Мухаммед Шейбани. Дважды Бабур пытался утвердиться в бывшей столице Тимура Самарканде: в конце 1497 года он смог занять трон лишь на три месяца, и весной 1500 года он продержался до весны 1501 года, но под напором войск Шейбани-хана, ему все же пришлось уйти из столицы, куда он ненадолго вернулся лишь десять лет спустя. Изгнанный из Самарканда, Бабур со своей небольшой дружиной более двух лет пытался утвердиться в Мавераннахре, но был вынужден бежать в горы Бадахшана.

В 1504 году Бабур захватил Кабул, где основал новое государство. В 1506 году Бабур совершил поход в Хорасан, с правителями которого он рассчитывал выступить против войск хана Шейбани, однако, этот план не осуществился: в декабре того же года Бабур вернулся в Кабул, чтобы подавить вспыхнувшее там восстание. После смерти Шейбани-хана в 1510 году Бабур пытался вновь вернуть Бухару и Самарканд, но был разбит войсками преемников Шейбани.

В 1514 году он вернулся в Кабул и планировал захватить власть на северо-западе Индии. После ряда безуспешных походов, победив при Панипате и разгромив превосходившую вдесятеро армию делийского султана Ибрахима Лоди, в 1525 году Бабур захватил Северную Индию. Прочно утвердившись в Афганистане и Индии, Бабур стал повелителем обширной империи, простиравшейся от берегов Аму-Дарьи до Ганга и Бенгальского залива. Он основал столицу в Агре, ставшей культурным и интеллектуальным центром одной из величайших империй позднесредневекового мира. Последние пять лет своей жизни (он умер 26 декабря 1530 г.) Бабур не покидал пределов Индии.

Записки о жизни Бабура - «Бабур-наме» - это превосходный памятник языка и культуры средневекового Мавераннахра.


2. Современное издание миниатюр «Бабур-наме»

Фото 29 февраля 2020 года


Со стенда на выставке:

Книга Бабура многократно переписывалась. В 1589 году этот текст был переведен с родного языка Бабура чагатайского на фарси, придворный язык Бабуридов.

Миниатюры рукописи из собрания ГМВ содержат фрагменты текста черными чернилами прекрасным почерком насталик на хорошо обработанной бумаге. Очевидно, этот список был создан в последнее десятилетие шестнадцатого века в мастерских внука Бабура падишаха Акбара. Над каждой рукописью трудилось множество живописцев и иллюминаторов. Часто одна миниатюра выполнялась несколькими мастерами: композиция намечалась одним художником, другой ее расписывал, третий дописывал портреты в групповых сценах. Миниатюры из московской коллекции не имеют никаких подписей, свидетельствующих об именах их исполнителей, или точной даты, так как здесь не сохранилась декоративная рамка - хашия, на которой обычно оставлялись различные подписи.

Техника живописи московской коллекции миниатюр «Бабур-наме» следует устоявшимся правилам персидской традиции, начиная с подготовки листа, который шлихтовался и полировался каллиграфом, оставлявшим в тексте лакуны для росписи. Затем бумага поступала к художнику, начинавшему с исполнения тарха - разметки композиции. Первый набросок композиции выполнялся кисточкой, смоченной простой водой. По водяным следам, остающимся после высыхания, мастер проводил контуры красными или черными чернилами. Затем лист с контурным рисунком, называемым ниренг, покрывали составом из смеси клейстера и яичного белка и лощили. По такому шлихтованному основанию, сквозь которое просвечивал первоначальный ниренг, накладывали краски. Краски, как правило, готовили сами художники, растирая пигменты растительного и минерального происхождения. Многие детали прописаны жидким золотом.

Красочный слой живописи в преобладающей части имеет следы лощения. В некоторых местах под осыпью просматривается первоначальный контурный рисунок. Толщина красочного слоя различна - от почти прозрачных акварельных размывов в пейзаже заднего плана до пастозных наслоений рельефно выступающих ликов персонажей.

В Государственном музее Востока хранятся 57 листов рукописи, некоторые из них имеют двусторонние иллюстрации - всего 69 миниатюр.

Листы с иллюстрациями, по устным сведениям, были приобретены в 1906 году меценатом А. В. Морозовым у приезжих персидских купцов на ярмарке в Нижнем Новгороде, от него миниатюры перешли в коллекцию известного русского собирателя П. И. Щукина, который передал всю свою коллекцию в дар городу Москве.

Нам известно о существовании четырех списков «Бабур-наме», выполненных в акбаровское время, общей численностью около 500 миниатюр. Крупнейшие коллекции хранятся в Лондоне: в Британской библиотеке и в Британском музее, а также в Национальном музее Дели и Балтиморском Музее искусств. Московская коллекция – одна из самых представительных.

Бабур, заложивший основу созданного его внуком государства Великих Моголов, оставил яркий след в истории Индии. А художники эпохи Акбара, запечатлевшие жизнь Бабура в миниатюрах к его «Бабур-наме», донесли до наших дней неординарность этой личности и его восторг перед Индией – завоеванной им, но покорившей его.

На выставке представлены иллюстрации к первой части рукописи – к событиям, конца 1490-х годов и самого начала шестнадцатого века, когда Бабур получил первый опыт военной и политической власти, заняв в возрасте 12 лет ферганский трон. Автор повествует о жизни в Мавераннахре, о многочисленных сражениях в борьбе за удельные владения в области Ферганы и вожделенный Самарканд, столицу великого предка - Тимура,

Именно в иллюстрациях к этой части книги изобильно представлены батальные сцены, а также непосредственно связанные с ними эпизоды - привод пленных, переговоры с союзными родственниками или же бегство от врагов, Большая часть сражений происходит под стенами города, которые обычно окрашены в темно-красный цвет, подобно хорошо знакомым художникам Акбара стенам Агры или Фатехпур-Сикри, сложенным из красного песчаника. Дополнительный цвет фона - светлая зелень травы и темная зелень листвы деревьев придает уже самому месту действия особое напряжение благодаря сдержанному контрасту цветовых сочетаний, Рукопашные схватки всадников, несмотря на обилие персонажей, переданы подробно и отчетливо, однако, несмотря на это, далеки от натурализма. Картину боя дополняют выразительные изображения животных. Это верблюды, слоны, но прежде всего – боевые кони всевозможных мастей, защищенные не хуже всадников боевыми доспехами. Они, как правило, переданы золотом, по которому проходит тонкая орнаментальная пропись черного цвета. Любопытно, что изображения слонов располагаются обычно в нижней части миниатюры, в углу, притом фрагментарно – это лишь головы с поднятыми хоботами. К чести могольских миниатюристов необходимо отметить, что этот прием позволял соблюсти относительные масштабы при изображении слонов, верблюдов и лошадей в одном ноле, а также сохранить равновесие в композиции, не отвлекая внимание зрителя от центрального эпизода. Вообще отличительная черта композиции миниатюр «Бабур-наме» заключается в умелом сочетании принципа фрагментирования на периферии изобразительного поля с ясностью трактовки главного события. Пространство мыслится бесконечно протяженным где-то за пределами обрамления листа, дополняя образ уходящих вверх и вдаль просторов видимого поля.

Несколько парных листов, вошедших в экспозицию относятся к описанию флоры и фауны Индии, поразившей Бабура своим многообразием и необычностью: «Животные, которые водятся только в Хиндустане».


3. Встреча Бабура с сестрой в Кундузе

Событие года 917 (1511)
Babur meets his sister at Kunduz
Event of 917 (1511)
...Когда шах Исмаил разбил узбеков под Мервом, Ханзаде биким была в Мерве. Ради меня с ней обошлись хорошо и отправили ее ко мне, как следовало. Прибыв в Кундуз, она присоединилась ко мне. Наша разлука продолжалась десять лет. Мы вдвоем с Мухаммад Кукельташем пришли к ней. [Ханзаде] биким и ее близкие не узнали меня, хотя я сказал [свое имя]. Но через некоторое время они меня узнали.
Фото 29 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




4. Охота Бабура в долине Каттаваза

Событие года 913 (1507 – 1508)
Babur hunts in the valley of Kattavaz at Kabul Event of913 (1507-1508)
...Во время охоты я погнался за куланом: подскакав близко, я пустил стрелу, за нею — еще одну, но эти две раны не свалили кулана с ног, только бег его после ранения стал тише, чем прежде. Пришпорив коня, я подскакал к кулану вплотную и так ударил его по шее за ушами, что рассек ему гортань. Кулан подскочил и так перекувырнулся, что чуть не зацепил задними ногами мои стремена. Моя сабля рубила очень хорошо. Удивительно жирный был кулан! <...> В этот день я застрелил еще одного кулана. Большинство кииков и куланов, подбитых на этой охоте, были жирные, но ни один не был так жирен, как кулан, убитый мною.
Фото 29 февраля 2020 года

А)




Б)




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




Д) Фрагмент




Е) Фрагмент




Ж) Фрагмент




5. Эпизод с переменой лошади во время бегства Бабура из Ахси

Событие года 908 (1502 – 1503)
Babur changes his horse during his flight from Akhsi
Event of 908 (1502 – 1503)
...В конце концов все враги один за одним отстали. Конь, на котором я ехал, был несколько слаб. Хан Кули, спешившись, отдал мне своего коня; я перескочил на него прямо со своей лошади, а хан Кули сел на моего коня.
Фото 29 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




6. Прибытие Джехангир-Мирзы в Ахси (Ахсикет) к Бабуру, находившемуся в это время в бане

Событие года 908 (1502 – 1503)
Jehangir-Mirza arrives at Akhsi (Akhsikath) to see Babur who is in the bath-house Event of908 (1502-1503)
...Однажды утром из Маргинана, покинув Танбала, прибежал Джехангир-мирза. Когда пришел мирза, я был в бане. Мы поздоровались. В это время пришел также шейх Баязид, взволнованный, в полной растерянности. Мирза и Ибрахим бек говорили: «Шейха Баязида надо схватить, надо овладеть арком». И действительно, здравый расчет подсказывал это.
Фото 29 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




7. Двоюродные братья Бабура чингизиды Султан Саид-хан и Баба-хан-султан приветствуют его при встрече

Событие года 90S (1502-1503)
Babur is greeted by his cousins, Chinguizids Sultan Seid-khan and Baba-khan-sultan
Event of 908 (1502-1503)
… Я подъехал к ним. Когда я сошел с коня, младший хан, мой дядя, сразу все понял и очень взволновался: вероятно, он думал разбить где-нибудь лагерь, усесться и торжественно со мной поздороваться. Но так как я подъехал близко и спешился, обстоятельства этого не позволили, преклонить колена и то было некогда. Поклонившись, я подошел и поздоровался. Хан, взволнованный и смущенный, тотчас же приказал Султану Саид-хану и Баба-хан-султану сойти с коней и поздороваться со мной, преклонив колени. Из сыновей хана прибыли только эти два султана, им было лет тринадцать-четырнадцать.
Фото 29 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




8. Церемония освящения знамени перед выступлением в поход деда Бабура — монгольского хана

Событие года 907 (1501 – 1502)
Consecration of the banner by Baburs grandfather, a Mongol Khan, before setting out to war
Event of 907 (1501 – 1502)
...Между Бишкентом и Самсираком правое и левое крыло выстроили в ряды и произвели смотр войску. По могольскому обычаю распустили знамена. Хан сошел с коня. Перед Ханом воткнули в землю девять знамен. Один монгол привязал к кости из передней ноги быка длинную белую холстину и держал ее в руке; еще три длинных холстины привязали к трем знаменам ниже кутаса и пропустили их концы под древки знамен. На конец одной холстины наступил ногой Хан, на конец холстины, привязанной к другому знамени, наступил ногой я, а на конец третьей холстины - Султан Мухаммед Ханике... Тот монгол, взяв в руки бычью кость с привязанной к ней холстиной, что-то сказал по-монгольски, смотря на знамя, потом сделал знак. Хан и все те, кто стоял подле него, принялись кропить кумысом в сторону знамени. Все разом задули в трубы и ударили в барабаны, воины, стоявшие в рядах, испустили боевой клич. Все это проделали три раза, а потом сели на коней и с криками обскакали вокруг лагеря.
Фото 29 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




9. Состязание Бабура и двух его военачальников в быстроте езды при отступлении Бабура из Самарканда

Событие года 907 (1501 – 1502)
Babur and his two chieftains race during their retreat from Samarkand
Event of 907 (1501 – 1502)
.. .Пройдя севернее холма Карпук по окраине селения Худак, мы двинулись по равнине к Илан-Уты. По дороге мы стали гоняться на лошадях с Камбар Али и Касим беком. Моя лошадь опередила. Желая взглянуть, насколько отстали их лошади, я обернулся, подпруга у моего седла, вероятно, ослабла, седло перевернулось, и я упал и ударился головой о землю. Хотя я сразу же встал и сел на коня, но разум у меня до самого вечера не вернулся к покою. События, происходившие в этом мире, мелькали и проходили у меня в глазах и в душе, точно сновидение или призрак.
Фото 29 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




10. Воины Бабура и жители Самарканда изгоняют из города войска Шейбани хана

Событие года 906 (1500-1501)
Babur s warriors and citizens of Samarkand kill the Uzbeks of Shaibani Khan, who had occupied the city Event of906 (1500-1501)
...Когда мы вошли в город и расположились в ханаке, туда явился младший брат Ибрахим тархана по имени Ахмед тархан с несколькими нукерами. Жители города еще спали. Лавочники, выглянув из лавок, догадались, в чем дело, и возносили [благодарственные] молитвы. Через некоторое время обитатели города все узнали. Наших людей и горожан охватила необыкновенная радость и возбуждение; они убивали узбеков на улицах камнями и палками, словно бешеных собак; около четырехсот или пятисот узбеков было убито таким образом.
Фото 29 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




11. Сражение конницы Бабура с отрядами Тамбаля у крепости Бишхаран

Событие года 905 (1499 – 1500)
Babur’s horsemen engage the troops of Tambal at the fortress of Bishkharan
Event of 905 (1499 – 1500)
...Сделав одну ночевку, [мы] пришли в окрестности Бишхарана; в бишхаранскую крепость, по слухам, вступил человек Танбала. Наши беки, посланные вперед, - Али Дервиш бек и Куч бек со своими старшими и младшими братьями - направились к воротам Биш-Харана и отлично там дрались. Куч бек и его братья держались хорошо. У большинства из них руки дошли до дела. Мы остановились на возвышенности в одном шери от Биш-Харана.
Фото 29 февраля 2020 года

А)




Б)




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




Д) Фрагмент




Е) Фрагмент




Ж) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru