Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей Востока

В тени вершин
Горные народы Афганистана
Выставка в Государственном Музее Востока


15.08.2019 — 04.11.2019
Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока
Главное здание на Никитском бульваре
Куратор выставки: Полина Коротчикова

15 августа Государственный музей Востока представляет выставку «В тени вершин: горные народы Афганистана».

В состав экспозиции вошли как предметы из собрания музея, так и из частных коллекций Святослава Каверина, Александра Емельянова, Дмитрия Милосердова. Костюмы, ювелирные украшения, предметы быта и вооружения будут дополнены уникальными архивными фотографиями и документальными видео. Всего будет представлено более 200 предметов.

На протяжении тысячелетий через перевалы и ущелья горной системы Гиндукуш, пролегающей между Афганистаном и Пакистаном, проходили пути миграций, завоевательных походов, торговли. Благодаря этому здесь сформировалась пёстрая общность различных народов с собственной языковой и культурной средой. Удивительно долго самобытная традиционная культура сохранялась в труднодоступных районах, о таинственных жителях которых в XIII веке упоминал Марко Поло: «Тут особенный язык. Народ идолопоклонники, молятся идолам, цветом черны, знают много заговоров и колдовства». К 1896 году язычество в регионе было почти искоренено, однако часть местных традиций пережила исламизацию: так, резные орнаменты порой содержат завуалированные антропоморфные и зооморфные образы. Взаимодействие в одной среде пуштунов, таджиков, дардов, нуристанцев, памирцев привело к формированию уникальной художественно-эстетической среды. Их представления об устройстве вселенной и древнейшие обычаи получили выражение в костюме и украшении бытовых предметов.

Музей Востока впервые собрал в одном пространстве экспонаты, знакомящие посетителей с необычным миром этого труднодоступного региона.

Выставка приурочена к 100-летию установления дипломатических отношений между нашими странами: Советская Россия была первым государством, признавшим независимость Афганистана.

1. Первый зал выставки

Фото 5 октября 2019 года




Со стенда в музее:

Горцы Восточного Гиндукуша


На протяжении тысячелетий через перевалы и ущелья горной системы Гиндукуш, пролегающей между Афганистаном и Пакистаном, проходили пути миграций, завоевательных походов, торговли. Благодаря этому здесь сформировалась пёстрая общность различных народов с собственной языковой и культурной средой, а узкие теснины рек веками надёжно защищали малые народности различного происхождения от истребления и ассимиляции. Удивительно долго в труднодоступных районах сохранялась самобытная традиционная культура, о таинственных носителях которой в XIII веке упоминал Марко Поло: «Тут особенный язык. Народ идолопоклонники, молятся идолам, цветом черны, знают много заговоров и колдовства».

К 1896 язычество в регионе было почти искоренено, однако часть местных традиций пережила исламизацию: так, резные орнаменты порой содержат завуалированные антропоморфные и зооморфные образы. Взаимодействие в одной среде пуштунов, таджиков, дардов, нуристанцев и памирцев привело к формированию уникальной художественно-эстетической среды. Их представления об устройстве вселенной и древнейшие обычаи получили выражение в украшении жилищ, мебели, посуды, в костюме.

Первый зал выставки посвящен пуштунам и таджикам — крупнейшим народам Афганистана, за века вбиравшим в себя малые этнические группы. Лишь природные преграды замедляли распространение их языка и культуры. Пуштуны издревле были воинами и скотоводами, кочевали и сражались на огромной территории между Ираном и Индией и в итоге создали современную афганскую государственность. Таджики населяли города, возделывали землю, торговали.

Во втором зале представлены дардские и нуристанские народы, реликты ранних волн заселения Пригиндукушья, долгое время сохранявшие аутентичные верования. В прежние времена соседи-мусульмане именовали область их проживания Кафиристан — «страна неверных». Сегодня крупнейший дардский народ Афганистана — пашаи, осевшие к югу от Гиндукушского хребта в глубокой древности. Предки нуристанцев стали заселять предгорья с XI века: уходя от мусульман-завоевателей, они частично покорили, частично вытеснили местное население и затем ушли в более высокие районы, где со временем сформировали три общества, сложенных многочисленными племенами. С принятием ислама в сфере действия афганской администрации пашаи и нуристанцы сформировались как новые этнические общности. Восточнее, в пакистанском округе Читрал, проживают калаши — последние язычники Гиндукуша, чья система верований в наше время постепенно становится монотеистической. По языку и многим культурным чертам они сходны с пашаи, однако влияние доисламской культуры нуристанцев было также значительным. Часть последних бежала от афганской армии на территорию Читрала, в долины близких по культуре калашей, однако угасание жреческой линии привело к переходу кафиров в ислам подобно соседям.

Традиционные обычаи перечисленных народов включали использование разнообразной мебели, ложек и вилок, употребление вина, проживание в декорированных срубных жилищах на террасированных склонах, использование особых типов оружия и орудий. Оригинальным было разделение труда: молочное хозяйство полностью велось мужчинами, земледелием занимались женщины, за ремесленные работы отвечал подневольный класс, происходящий от пленников. Язычникам было свойственно выставлять на кладбищах тела в деревянных ящиках без декора. После обращения в ислам покойников стали зарывать, при этом по-прежнему ставя над землёй «гробы», теперь уже украшенные затейливой резьбой в традиционном стиле, иногда окружённые забором и даже павильоном.

В наше время пашаи и дардские народности северного Пакистана утратили многие черты традиционной культуры и стремительно ассимилируются пуштунами и таджиками. Нуристанцам и калашам в большей мере удалось сохранить уклад жизни предков.

Восточнее расселены аборигены северного Пакистана — буриши, говорящие на изолированном языке. По материальной и духовной культуре им близки соседи: дардские народы кхо и шин, тибетцы балти, а также ваханцы — переселенцы с Памира. В области Хунза буриши и ваханцы проживают совместно, имеют максимально сходный тип костюма: шерстяное пальто и берет с валиком у мужчин и пёстрое платье с круглой шапочкой и платком у женщин. Скрывать лицо женщинам народов высокогорных районов несвойственно, чему способствует общая для многих (но не всех) мягкая, исмаилитская разновидность ислама.


2. Схема памиро-гиндукушского этнолингвистического региона

Фото 5 октября 2019 года




3. Витрина выставки

Фото 5 октября 2019 года




4. Стенд выставки

Фото 5 октября 2019 года

А) Костюм горных таджиков

Таджики носят сходные с пуштунами рубахи, шаровары, жилеты, тюрбаны и сандалии, отличающиеся в некоторых нюансах, в холодное время года накидывая поверх полосатый халат чакман или шерстяное пальто чапан. В последние десятилетия в обиход горных таджиков прочно вошли шерстяные береты паколь, шейные платки, импортные жилеты с обилием карманов.




Б) Костюм пуштунов

Женское платье пуштунок чаще всего обильно украшено вышивкой и зеркальцами и дополнено широкими штанами контрастных цветов, сужающимися на щиколотках. Мужской костюм более сдержан, состоит из длинной рубахи, шаровар, жилета и может быть дополнен головным убором (круглая шапочка, тюрбан, берет паколь), шейным платком, пледом-накидкой, а шерстяные пальто и куртки почти вышли из обихода. На праздники мужчины могут надевать яркие, расшитые зеркальцами элементы верхней одежды. Помимо фабричной обуви пуштуны носят традиционные кожаные сандалии с подошвой, которая в настоящее время часто сделана из автомобильной покрышки.




5. Костюм горных таджиков

Головной убор паколь
Восточный Афганистан, Панджшер, горные таджики. Конец XX в.
Шерсть, хлопок, ткачество, шитье
Из коллекции С. Каверина

Пальто чакман
Восточный Афганистан, Панджшер, горные таджики. Середина XX в.
Шерсть, ткачество, шитье
Из коллекции С. Каверина
Фото 5 октября 2019 года




6. Халат чапан

Восточный Афганистан, Панджшер, горные таджики. Начало XXI в.
Хлопок, ткачество, шитье
Из коллекции С. Каверина
Фото 5 октября 2019 года




7. Костюм пуштунов

Головной убор паколь и шейный платок дисмаль
Афганистан, пуштуны, таджики. Пр-во Пакистан, начало XXI в.
Шерсть, хлопок, ткачество, шитье
Из собрания ГМВ

Рубашка камиз
Афганистан, пуштуны. XX в.
Хлопок, шитье
Из собрания ГМВ

Штаны шальвары
Афганистан, пуштуны. XX в.
Хлопок, шитье
Из собрания ГМВ

Жилет васкат
Афганистан, пуштуны, таджики. Пр-во Пешавар, XXI в.
Шерсть, хлопок, ткачество, шитье
Из коллекции С. Каверина
Фото 5 октября 2019 года




8. Женское платье камиз

Афганистан, пуштуны. Начало XX в.
Хлопок, шелк, шитье, вышивка
Из собрания ГМВ
Фото 5 октября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




9. Женское платье камиз

Афганистан, пуштуны. XX в.
Хлопок, шелк, металлическая нить, басон, зеркало, шитье, вышивка, аппликация
Из собрания ГМВ
Фото 5 октября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




10. Платье женское камиз

Афганистан, пуштуны. XX в.
Хлопок, шелк, тесьма, шитье, вышивка бисером
Из собрания ГМВ
Фото 5 октября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




11. Головные уборы пуштунов

Головной убор статусного мужчины (справа)
Афганистан, пуштуны. XX в.
Соломка, нить, плетение
Из собрания ГМВ

Головной убор паколь (слева)
Юго-восточный Афганистан, Хост, пуштуны. XXI в.
Шерсть, хлопок, ткачество, шитье
Из коллекции С. Каверина
Фото 5 октября 2019 года




12. Резные сандалии

Афганистан, горные таджики. XX в.
Дерево, резьба
Из собрания ГМВ
Фото 5 октября 2019 года




13. Чайник

Восточный Афганистан, таджики. XX в.
Медь, дерево, пластик, чеканка, гравировка, пайка
Из коллекции С. Каверина
Фото 5 октября 2019 года




14. Блюдо

Восточный Афганистан, таджики. XX в.
Сплав на основе меди, чеканка, гравировка
Из коллекции С. Каверина
Фото 5 октября 2019 года




15. Музыкальный инструмент саринда

Афганистан, пуштуны. Начало XX в.
Дерево, тыква, кожа, кость, конский волос, металлические струны, инкрустация
Из собрания ГМВ
Струнный музыкальный инструмент саринда, известный также под названиями гиджак, саранги, сарод, бытует у многих народов, населяющих Индию, Афганистан, Пакистан. По одному из преданий, инструмент был создан для сопровождения религиозных гимнов пятым гуру сикхов Арджуном (1563 – 1606) на основе индийского инструмента. Корпус саринды разделен на два резонатора: нижний, сделанный из большой круглой тыквы, затянут декой из кожи ягненка, верхний – деревянный. На саринде играли при помощи смычка; сидя, скрестив ноги, поддерживая инструмент вертикально.
Фото 5 октября 2019 года

А)




Б) Фрагмент




16. Тюбетейки

Афганистан, пуштуны. Начало XX в.
Ткань, шерсть, металлическая нить, зеркало, вышивка, аппликация, шитье
Из собрания ГМВ
Изначально тюбетейки с подобным вырезом на лбу бытовали у белуджей, однако в XX веке мода на них распространилась и среди пуштунов
Фото 5 октября 2019 года

А)




Б)




17. Магический амулет талесм с кораническим текстом

Северо-восточный Афганистан, таджики. XIX в.
Серебро, ковка, гравировка
Из коллекции А. Емельянова
Фото 5 октября 2019 года




18. Колье-амулет марджон или рохти мугра с амулетом тумор

Афганистан, таджики. Первая половина XX в.
Металл, ковка, чеканка, зернь, кораллы, бирюза
Из коллекции А. Емельянова
Фото 5 октября 2019 года




19. Серьги гушвара

Афганистан, таджики. Первая половина XX в.
Металл, бирюза, ковка, штамповка, зернь
Из коллекции А. Емельянова
Фото 5 октября 2019 года




20. Куртка мужская

Афганистан, пуштуны. Начало XX в.
Шелк, хлопок, бархат, зеркало, металлическая нить, шитье, вышивка
Из собрания ГМВ
Фото 5 октября 2019 года




21. Завеса дверная

Афганистан, пуштуны. Начало XX в.
Хлопок, шелк, зеркальные вставки, шитье, вышивка, аппликация
Из собрания ГМВ
Фото 5 октября 2019 года




22. Кофта детская

Афганистан, пуштуны. Начало XX в.
Хлопок, шелк, зеркало, шитье, вышивка
Из собрания ГМВ
Фото 5 октября 2019 года




23. Завеса дверная

Афганистан, пуштуны. Начало XX в.
Ткань, зеркальные вставки, шитье, вышивка, аппликация
Из собрания ГМВ
Фото 5 октября 2019 года




24. Завеса дверная

Афганистан, пуштуны. Начало XX в.
Ткань, зеркальные вставки, шитье, вышивка, аппликация
Из собрания ГМВ
Фото 5 октября 2019 года




25. Штампы калыбы

Афганистан, пуштуны. XIX в.
Дерево, резьба
Из собрания ГМВ
Штампы (калыбы) использовались для нанесения узоров на ткань. Материалом служила сосна, но главным образом арча – древовидный можжевельник с розовато-коричневой древесиной. В рисунке геометрический декор сочетался со стилизованными растительными мотивами.
Фото 5 октября 2019 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




Е)




Ж)




26. Сосуд для бани сатль

Юго-восточный Афганистан, Газни, пуштуны. Середина XX в.
Медный сплав, полуда, черный лак, литье, гравировка
Из собрания ГМВ
Фото 5 октября 2019 года




27. Кальян

Афганистан, пуштуны. Начало XX в.
Медь, тростник, бисер, бархат, металлическая нить, терракота, полуда, гравировка, пайка
Из собрания ГМВ
Фото 5 октября 2019 года




28. Кувшин афтоба

Юго-восточный Афганистан, Газни, пуштуны. Начало XX в.
Медный сплав, полуда, дифовка, клепка, пайка, литье, гравировка
Из собрания ГМВ
Фото 5 октября 2019 года




29. Сосуд

Юго-восточный Афганистан, Газни, пуштуны. Середина XX в.
Медный сплав, полуда, черный лак, пайка, гравировка
Из собрания ГМВ
Фото 5 октября 2019 года




30. Оружие пуштунов

Сабля пулвар
Афганистан, пуштуны. Середина XIX в.
Сталь, латунь, железо; литье, шлифовка, клепка, резьба
Из коллекции Д. Милосердова

Хайбер
Афганистан, пуштуны. Начало XX в.
Сталь, рог, латунь; ковка, шлифовка, гравировка, клепка
Из коллекции Д. Милосердова

Щит
Афганистан, пуштуны. XIX в.
Кожа буйвола, белый металл, желтый лак, клепка
Из коллекции Д. Милосердова
Фото 5 октября 2019 года

А)




Б) Щит и фрагмент сабли





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru