Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей Востока

Дети дождя: ногом, телем и догоны
Искусство этносов республики Мали
Выставка в Государственном Музее Востока

Часть 1. Начало экспозиции

Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Часть 2. Окончание экспозиции

Главное здание на Никитском бульваре
05.02.2021 — 21.03.2021
Министерство культуры РФ
Государственный музей Востока
Куратор выставки: Дарья Ванюкова

5 февраля Государственный музей Востока представляет выставку «Дети дождя: ногом, теллем и догоны». В экспозиции будет представлено более тридцати предметов искусства из фондов Музея Востока и частных коллекций. Основу выставки составляют предметы искусства древних и современных этносов, проживающих в окрестностях западноафриканского Нагорья Бандиагара (Республика Мали) с X-XII вв.: ногом, теллем и догонов. Скульптурные произведения, выполненные в дереве и металле, наглядно показывают механизм преемственности иконографических типов и художественных образов в ритуальном искусстве региона. Все экспонаты, представленные на выставке, экспонируются впервые.

Часть экспонируемых объектов была датирована методом радиоуглеродного анализа при содействии Лаборатории радиоуглеродного анализа Института географии Российской Академии наук – партнера Государственного музея Востока, и это принципиально новый этап работы с предметами африканского искусства в России. В подавляющем большинстве случаев такая процедура не дает ничего, кроме установления абсолютной датировки предмета. В случае же с предметами, поступающими в музей с Нагорья Бандиагара, ситуация уникальная: установление датировки предметов, контекст создания и бытования которых нам более или менее точно известен, дает широкие возможности для дальнейших исследований и верификации уже известных фактов о культуре догонов.

Данные, связывающие объекты с конкретными деревнями, создают фундамент для дальнейших исследований не только судеб художественной традиции и бытования устного предания, но и конкретных старых деревень теллем и догонов, расположенных над современными поселениями. В выставочном пространстве представлены фотографии работы сотрудников лаборатории, а также научные экспликации, посвященные методам их работы.

Искусство наследующих теллем догонов представлено на выставке как относительно старыми скульптурами, так и современными авторскими произведениями, причём, в некоторых случаях можно проследить эволюцию определённых типов скульптур на протяжении нескольких десятков лет.

Выставка приурочена к пятилетию работы российской научно-исследовательской экспедиции Института востоковедения РАН при участии Государственного музея Востока в Республике Мали.

1. Зал выставки

Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




В)




Со стенда на выставке:
Дети дождя: ногом, теллем и догоны


Выставка «Дети дождя: теллем и догоны» продолжает серию проектов, посвященных результатам полевой работы экспедиции Института востоковедения Российской Академии наук при участии Государственного музея Востока в Республику Мали (Западная Африка). Её целью является изучение культуры и материального наследия догонов — одного из народов, населяющих ряд стран Западной Африки: Республику Мали. Буркина-Фасо. Кот-д'Ивуар.

На выставке представлен корпус из тридцати предметов искусства и ремесла, полученных в ходе сезона 2020 года: произведения искусства этнической группы теллем (X—XVII вв.). подражающие им ритуальные объекты догонов и собственно догонские вещи, созданные в наши дни.

Часть объектов была датирована методом радиоуглеродного анализа при содействии Лаборатории радиоуглеродного анализа Института географии Российской Академии наук, и это принципиально новый этап работы с предметами африканского искусства в России. Обычно эта процедура не дает ничего, кроме установления абсолютной датировки произведения. В случае же с предметами, поступающими с Нагорья Бандиагара. ситуация уникальная: установление датировки предметов, контекст создания и бытования которых нам более или менее точно известен, дает широкие возможности для дальнейших исследований и проверки уже известных фактов о культуре догонов.

Точные методы прямого датирования предметов, поступающих в музейные собрания, позволяют также верифицировать информацию, полученную от носителей культуры. Это особенно актуально в случае теллем/догонских вещей, поскольку методы формально- стилистического анализа не позволяют однозначно судить об их принадлежности к той или другой культуре, а информанты зачастую датируют вещи не только более ранним периодом, но иногда — более поздним. Ни состояние вещи, ни ее стилистические особенности, ни устная традиция не могут быть надёжным основанием дня датировки — в случае небрежного хранения новые скульптуры за 2—3 года могут приобрести совершенно «древний» вид, они могут быть выполнены в подражание старинным предметам и точно воспроизводить их стиль.

До сих пор остается открытым вопрос о преемственности между искусством догонов (XII в. — наши дни) и ногом. толой и теллем (V—XVII вв.). Очевидно, что эта преемственность существует, однако степень воздействия искусства предшественников на формирование художественной традиции современных обитателей Нагорья определить пока невозможно, хотя экспедиции 2019 и 2020 годов и позволили прояснить некоторые моменты.

Почти не вызывает сомнений то. что ногом и толой. предшествующие теллем. и сами теллем представляли собой не единые народы, но множество разных этнических групп. Они явно обладали разной материальной культурой. К примеру, на севере Нагорья Бандиагара в заброшенных деревнях теллем преобладают прямоугольные и/или квадратные в плане сооружения, на юге – округлые; с теллем связывают свою историю разные народы, коромба и бобо, обитающие на территории современной Буркина-Фасо.

Больше ста лет назад когда на Нагорье еще не существовал «туристический рынок» предметов искусства, догоны уже имитировали теллемские погребальные подголовники, а современные догоны возводят свою художественную традицию к искусству теллем, от которых, видимо. заимствовали основные типы скульптур.

В традиции догонов иконографические мотивы теллем с течением времени приобретали стилистические признаки, характерные для данного квартала, деревни или нескольких деревень. Сейчас каждая из деревень обладает собственным стилем круглой скульптуры, причем такие детали, как трактовка лиц. степень условности и пропорции, варьируются в очень широких пределах, что не позволяет говорить о существовании единого стиля даже в пределах одной сельской коммуны, где расстояние между деревнями не превышает 15-20 км.

Значительно сложнее дело обстоит с ногом (ньогом. ниомгом). Впервые стиль «нионгом» определила Элен Лелуп в ходе своей полевой работы в Мали, которая продолжалась сорок лет, с 1950-х до 1990-х годов. В Энде поселения «ногом» располагаются выше поселений теллем. По информации местных жителей их считают предшественниками последних. Отличительными признаками стиля ногом обычно считается то, что созданные ими фигуры часто (но не обязательно) сохраняют изгибы деревянной заготовки и в целом имеют более вытянутые, чем в скульптуре догонов пропорции а также лица с характерными глазами в виде рельефных квадратов или ромбов.


2. Всадница

Бамбара. Культурно-историческая область Беледугу, деревня Нонсомбугу (Nonsombougou), округ Колокани (Kolokani), ругион Куликоро Республики Мали. По словам информанта в Усмане Дианне (Бамако), не позднее нач. – второй половины XX в.
Дерево, резьба
Частная коллекция
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




В) Фрагмент




3. Жюстен (Сейду) Гиндо. Подголовник

Догоны. Деревня Энде (Endé),сельская коммуна Кани Бонзони (Kani Bonzoni), округ Банкасс региона Мопти Республики Мали. Ок. 2005 г.
Дерево, резьба
Частная коллекция
Жюстен (Сейду) Гиндо являющийся хранителем культурной традиции деревни Энде, прекрасно знаком с искусством теллем, поэтому подражания теллемским зудожественным произведениям нередки в его творчестве
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




4. Подголовник

Догоны. Деревня Йабаталу (Yabatalou),сельская коммуна Кани Бонзони (Kani Bonzoni), округ Банкасс региона Мопти Республики Мали. 1963 – 1972 гг.
Дерево, резьба
Частная коллекция
Подголовник выполнен в традиции искусства теллем и визуально выглядит как предмет весьма преклонного возраста (заметная дегидратация древесины, трещины по поверхности и т.д.), но внешний облик обманчив: результаты радиоуглеродного анализа показывают, что подголовник был создан в 1970-е гг.
(Датирование методом радиоуглеродного анализа)




5. Всадник

Догоны. Деревня Берели (Béréli, вариант произношения – Bérélou),сельская коммуна Копоро Пен (Koporo Pen), округ Коро региона Мопти Республики Мали. Не позднее конца 50-х гг. XX в.
Дерево, резьба, возможно, следы патины от жертвоприношений
Частная коллекция
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




6. Антиме Дуньон. Всадница

Догоны. Деревня Комокани или Комбокани (Komokani, Kombokani),сельская коммуна Дуру, округ Бандиагара региона Мопти Республики Мали. Начало 1980-х гг.
Дерево, резьба
Частная коллекция
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




В) Фрагмент




7. Адама Сагара. Женщина и мужчина верхом на лошади

Догоны. Деревня Копоро Пен (Koporo-Pen),сельская коммуна Копоро-Пен округа Коро региона Мопти Республики Мали. Ок. 1980 г.
Дерево, резьба
Частная коллекция
Эта скульптура является произведением искусства, никак не связанным с религией или магией. Сам сюжет – «Путешественники», т.е. изображение мужа с женой верхом на лошади, довольно широко распространён в искусстве догонов
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




8. Вооруженные всадники

Догоны. Деревня Банани (Banani),сельская коммуна Сангхаи (Sanghai), округ Бандиагара региона Мопти Республики Мали. Конец XIX – начало XX в.
Дерево, резьба, железо, ковка, патина от жертвоприношений
Частная коллекция
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




В) Фрагмент




9. Витрина выставки

Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




10. Амарго Кодье. Флейта guiru для охотничьих обрядов

Догоны. Деревня Сангхаи, округ Бандиагара региона Мопти Республики Мали. 1960-е гг.
Дерево, резьба
Частная коллекция
Фото 21 февраля 2021 года




11. Ансама Сеиба. Танцевальный топорик douengôgu

Догоны. Д. Энде (Endé), округ Банкасс региона Мопти Республики Мали. Январь 2020 г.
Дерево, железо, резьба, ковка, декоративное чернение при помощи обжига
Государственный музей Востока
Подобные топорики известны еще со времен теллем, которые использовали их как часть погребального инвентаря. Догоны же используют их во время танцев – их держат в руках, вешают на плечо либо втыкают в волосы (по сообщению Д. Сагара из деревни Дхундуру, январь 2019 г.) Эти декоративные изделия, не предназначенные для бытовых нужд. (далее текст не в резкости на моем фото)
Фото 21 февраля 2021 года




12. Погремушка segede

Догоны. Деревня Йабаталу (Yabatalou),сельская коммуна Кани Бонзони, округ Банкасс региона Мопти Республики Мали. 1950-е гг.
Дерево, тыква-горлянка, резьба
Государственный музей Востока
Погремушки используются в ходе подготовки к обряду инициации, который мальчики приблизительно одного возраста (от 7 до 10 лет) со всей деревни проходят одновременно. Частью обрядовой практики является пение, сопровождаемое треском погремушек – дети, одетые в балахоны и колпаки, стоят вдоль дороги и поют. Погремушки, которые они используют, меньшего размера, чем та, что представлена на выставке. После процедуры обрезания каждый ребенок сжигает свою погремушку, что является частью обряда (далее текст не в резкости на моем фото)
Фото 21 февраля 2021 года




13. Амаду Гиндо (Amadou Guindo). Церемониальный посох dombolo

Догоны. Квартал Огодену (Ogodengou) деревня Энле (Endeé),сельская коммуна Кани Бонзони (Kani Bonzoni), округ Банкасс региона Мопти Республики Мали. 90-е гг. XX в.
Дерево, резьба
Частная коллекция
Такие посохи используются в любых церемониях и ритуалах
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б) Фрагмент




14. Витрина выставки

Фото 21 февраля 2021 года




15. Женская фигура

Догоны. Деревня Кани-На (Кани Бонзон) (Kani –Na, Kani Bonzon),сельская коммуна Кани Бонзони (Kani Bonzoni), округ Банкасс региона Мопти Республики Мали. Не ранее нач. XX в.
Дерево, резьба, патина от жертвоприношений
Частная коллекция
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




В) Фрагмент




16. Женская фигура

Догоны. Деревня Доболо (Dobolo, на картах не обозначена), рядом с Джигибамбо,сельская коммуна Дукомбо, округ Бандиагара региона Мопти Республики Мали. Не позднее 80-х гг. XX в.
Дерево, резьба, патина от жертвоприношений
Частная коллекция
Фото 21 февраля 2021 года




17. Фетиш для зернохранилища

Догоны. Деревня Йабаталу, сельская коммуна Кани Бонзони, округ Банкасс региона Мопти Республики Мали. 1980 – 1990-е гг.
Дерево, резьба
Частная коллекция
Фото 21 февраля 2021 года




18. Фетиш для зернохранилища gomèrelé

Догоны. Деревня Дьундуру (Djoundourou), сельская коммуна Дуру (Dourou), округ Бандиагара региона Мопти Республики Мали. Не позднее начала XX в.
Дерево, резьба, патина от жертвоприношений
Частная коллекция
Фото 21 февраля 2021 года




19. Женская фигура

Догоны. Деревня Ирели (Ireli), сельская коммуна Сангхаи (Sanghai), округ Бандиагара региона Мопти Республики Мали. 1959 – 1986 гг.
Дерево, резьба, патина от жертвоприношений
Частная коллекция
Датирована методом радиоуглеродного анализа
Фото 21 февраля 2021 года




20. Дверка зернохранилища

Догоны. Окрестности деревни Сангха (Sangha), сельская коммуна Сангхаи (Sanghai), округ Бандиагара региона Мопти Республики Мали. 1963 – 1966 гг.
Дерево, резьба
Частная коллекциям
Дверка закрывала собой вентиляционное отверстие зернохранилища, поэтому ее размеры очень невелики. Стилизованное изображение женской фигуры (символ плодородия) с подчеркнуто большой грудью типично для догонских дверей и дверок зернохранилищ, причем иногда их просто украшает несколько изображений женской груди
Фото 21 февраля 2021 года




21. Жюстен (Сейду) Гиндо. Фетиш для кухни

Догоны. Деревня Энде, сельская коммуна Кани Бонзони, округ Банкасс региона Мопти Республики Мали. Ок. 2000-е гг.
Дерево, резьба
Частная коллекция
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




22. Замок для зернохранилища

Из семьи Била Кассамбара. Догоны. Деревня Тинтан, округ Коро региона Мопти Республики Мали. 1980-е гг.
Дерево, металл, резьба, ковка
Частная коллекция
Фото 21 февраля 2021 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru