Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей Востока

Русский Константинополь
Выставка в Государственном Музее Востока

Главное здание на Никитском бульваре
17.12.2021 — 23.02.2022

17 декабря Государственный музей Востока и Фонд Александра Васильева представляют выставку «Русский Константинополь». Инициатором ее проведения и автором идеи является известный историк моды и коллекционер Александр Васильев. Экспозиция посвящена истории белой эмиграции.

Выставка приурочена к годовщине драматических событий — «исхода» из России в конце 1920-го года побежденной армии генерала Врангеля. В послереволюционный период страну покинули сотни тысяч граждан, не признавших власть большевиков. Первым пунктом эмиграции для многих стал турецкий Стамбул (Константинополь). Через три года почти все русские разъехались, но короткий период их пребывания в Турции до некоторой степени изменил и самих беженцев, среди которых было немало представителей творческих профессий, и город, в котором им довелось жить. «” Русская экспансия”, – замечала турецкая исследовательница Тюркан Олджай, – …шла в двух направлениях – бытовом и культурном, которые переплетались, и порой одно трудно было отличить от другого».

В пяти музейных залах разместится более 100 экспонатов, в основном представляющих коллекцию фонда Александра Васильева, а также Музея Востока и Дома Русского Зарубежья. Первый зал посвящен созданию образа Турции, какой ее могли увидеть сошедшие с кораблей эмигранты – живущей традициями, но подверженной европейской моде; бедной, но сохранившей следы восточной роскоши. Среди экспонатов — инкрустированная мебель, ковры, вышивки, металлическая и керамическая утварь, богато декорированная одежда из разных областей Османской империи, традиционная обувь.

Остальные разделы выставки призваны показать жизнь творческой части эмиграции и новшества, принесенные приезжими в бытовую культуру Константинополя. Здесь представлены картины русских художников, работавших в Турции в 20-е гг., печатные издания, фотографии и документы. Воссоздано «русское кафе», «русский дом моды» и даже прибрежная зона, так как именно русские принесли в османскую столицу идею отдыха на воде и пляжную моду.

1920-е годы — период распространения стиля ар деко и в архитектуре, и в мебели, и в одежде, и в украшениях. На выставке получат отражение модные тенденции времени, знакомством с которыми Стамбул отчасти был обязан и русским эмигрантам. Посетители смогут увидеть повседневные и нарядные платья тех лет — из хлопка и сатина, шифона и бархата, расшитые бисером, стеклярусом, пайетками, украшенные узорной тесьмой и мехом.

Выставка «Русский Константинополь» — рассказ о встрече на берегах Босфора двух культур, обогатившей оба народа и оставившей долгий след в жизни древнего города и памяти русских эмигрантов первой волны.

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока
Фонд Александра Васильева
Кураторы выставки: Мария Кулланда, Лариса Кузьменко

1. Зал выставки

Фото 5 февраля 2022 года

А)




Б)




В)




2. Витрина выставки

Фото 5 февраля 2022 года




3. Неизвестный художник (круг С. Чехонина). Эскизы костюмов к русскому балету

Бумага, карандаш, акварель
Коллекция фонда А.А. Васильева
Фото 5 февраля 2022 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




Со стенда на выставке:

Русские художники в Константинополе


Среди представителей творческих профессий, прибывших в Стамбул из охваченной Гражданской войной России, было немало художников. Не только молодые и неизвестные, но и преуспевавшие на родине живописцы не могли рассчитывать здесь на стойкий интерес ценителей изобразительного искусства и стабильные заработки. Почти все вынуждены были перебиваться случайными заказами и пытаться угодить неискушенной местной публике. «Как много оказалось среди русских хорошо рисующих... Но почти все с выкрутасами - «ищут новых путей». Здесь им пришлось подсократиться. Рисуй, чтобы было понятно, - во-первых, а кроме того, "попикантнее"», - писал В.В. Шульгин в книге «1921 год».

Более всего востребованы были реалистические изображения городских достопримечательностей - византийских храмов, османских кладбищ и мечетей, мусульманских базаров. Популярностью пользовались бытовые сценки с восточным колоритом, портреты и натюрморты, и прежде всего - виды Босфора и Золотого Рога с силуэтами минаретов и куполов Святой Софии, Сулеймание и Новой мечети. Исполненные в академической манере акварели с этими сюжетами стали едва ли не самым распространенным жанром в живописи русского Стамбула. Поначалу картины выставлялись на продажу в галантерейном магазине «Григорьян» на улице Гранд рю де Пера.

Создание в январе 1922 г. Союза русских художников в Константинополе несколько облегчило положение его членов. Союз, состоявший первоначально из 30 художников-беженцев, разместился на территории клуба «Маяк», созданного при финансовой поддержке американской гуманитарной организации «Юношеская христианская ассоциация» (УМСА). В галерее «Маяка», директор которого, известный коллекционер Стенли Хэррисон, единодушно был избран первым почетным членом Союза, за три года прошли девять выставок русских художников. Эти экспозиции привлекли внимание коллекционеров и торговцев картинами из разных стран, и полотна русских мастеров начали расходиться по миру. Союз взял на себя заботу о реализации произведений и о материальной помощи художникам. К 1924 году большинство русских покинуло Стамбул, деятельность Союза прекратилась, выставки почти не проводились. Тем не менее некоторые художники остались в Турции, связав свои судьбы с приютившей их страной.

Среди работавших в Константинополе в начале 1920-х гг. русских живописцев были известные мастера, получившие профессиональное признание и нашедшие свое место в художественной жизни турецкой столицы.

Городские пейзажи В.И. Иванова, натюрморты, копии византийских фресок и мозаик Д.В. Измайловича, портреты авторства Н.Н. Беккера, импрессионистские акварели А.В. Грищенко пользовались успехом и охотно приобретались коллекционерами. В Турции работали живописец, график, скульптор, сценограф Георгий Артемов, художник и иконописец Николай Перов, портретист, пейзажист и оформитель зданий Николай Калмыков, создатель интерьеров в восточном стиле Владимир Петров, реставратор и копиист Николай Клуге, Ибрагим Сафиев, писавший пейзажи, портреты и натюрморты в свободной импрессионистской манере, художник и реставратор Николай Якобсон и многие другие. Борис Исаевич (Исаакович) Эгиз (1869-1947) родился в Одессе, окончил там рисовальную школу, учился в Петербурге и Париже. В Константинополе, где Б.И. Эгиз прожил с 1922 до 1929 г., он был популярен как портретист, давал частные уроки; его считали мастером салонных сентиментальных женских и детских портретов. Акварелист Николай Николаевич Сарафанов стал одним из первых членов Союза русских художников и участником всех выставок этого объединения.

Наряду с этими мастерами за кисть взялись и люди разных профессий - самодеятельные художники, равно вдохновленные экзотикой османской столицы и понуждаемые необходимостью как-то зарабатывать на жизнь. Николай Ильич Триполитов (1894-1972) - танцовщик, хореограф и дирижер - именно здесь начал свою деятельность в качестве рисовальщика и акварелиста.

Картины из собрания фонда А. Васильева, демонстрирующиеся на этой выставке, принадлежат художникам разного уровня мастерства, разной степени известности, работавшим в разной манере. Кто-то из них провел в Константинополе недолгие месяцы, кто-то остался до конца жизни. О некоторых авторах мы знаем достаточно много, о других - почти ничего. Но все эти картины - памятник времени, часть жизни русского Константинополя, галерея знаковых мест и забытых лиц, живая история первой волны российской эмиграции.



По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru