Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей Востока

Неувядающий сад
Османская керамика XVI-XIX вв
Выставка в Государственном Музее Востока

Часть 2. XVIII - XIX вв.

Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Часть 1. XVI - XVII вв.


Главное здание на Никитском бульваре
13.11.2020 — 23.02.2021
Министерство культуры РФ
Государственный музей Востока
Куратор выставки: Мария Кулланда


Экспозиция посвящена одному из самых знаменитых видов прикладного искусства Османской Турции – расписной керамике XVI-XIX вв. На выставке будет представлено более 50 экспонатов из коллекции музея: фаянсовая расписная посуда разных малоазийских центров, лощеная столичная и провинциальная керамика позднеосманского периода, украшенная резьбой, золочением и серебряной аппликацией, а также дополняющие экспозицию драгоценные ткани XVI-XVII вв. и анатолийские ковры XIX в.

В середине XVI века на фоне создания огромной и могущественной империи в турецком искусстве произошли изменения, обозначившие рождение нового художественного стиля. Основой классического османского декоративного языка стали цветочные узоры — тюльпаны, гвоздики, розы, гиацинты, нарциссы и хризантемы, цветы сливы и персика, – выполненные в своеобразной узнаваемой манере. Особенности нового имперского стиля, созданного художниками стамбульской придворной мастерской, нашли выражение в разных видах турецкого искусства — изготовлении драгоценных тканей, вышивок, ковров. Наиболее ярко они проявились именно в керамическом производстве, расцвет которого связывают обычно с малоазийским городом Изник, где в XVI-XVII вв. создавались великолепные изразцы для дворцов и мечетей турецких городов.

Тот же художественный репертуар, те же яркие краски и манера исполнения узоров, создающие впечатление цветущего райского сада, отличают и оформление производившейся в Изнике (и, возможно, других центрах) фаянсовой посуды, среди которой преобладают блюда разного размера и форм. Именно изделия этого типа XVI-XVII вв. с характерной подглазурной росписью демонстрирует первый раздел экспозиции. Представленные в этом зале шелка и бархаты того же времени дают возможность увидеть, как художественные задачи, поставленные дворцовыми художниками, воплощались в разных материалах.

Второй раздел выставки отсылает к позднему имперскому периоду, когда производство в Изнике прекратило свое существование, и искусство изготовления керамики продолжало развиваться в других центрах, в новых политических и экономических условиях, испытывая усиливающееся влияние Европы.

Турецкая коллекция не включена в состав постоянной экспозиции Государственного музея Востока, а со времени последней выставки керамики прошло уже более двадцати лет, и предлагаемая экспозиция – одна из редких возможностей познакомиться с интереснейшим музейным собранием.

34. Второй зал выставки

Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




В)




Со стенда на выставке
XVIII – XIX вв.


Керамическое искусство Османской империи в последние два столетия ее существования отличалось значительным разнообразием и развивалось в нескольких направлениях, представленных разными группами изделий из собрания музея.

В XVIII в. Изник полностью уступает рынок своему главному конкуренту – г. Кютахье. Керамическое производство в Кютахье возникло, вероятно, не позднее XV в., и большую роль в нем играло армянское население города. Расположенная почти в два раза дальше Изника на юго-восток от Стамбула Кютахья по разным причинам в меньшей степени зависела от столицы, благодаря чему в тяжелые времена ее производство не так пострадало от давления державного заказчика и оказалось больше готово к самостоятельному преодолению экономических трудностей. В музейной коллекции всего три предмета из Кютахьи, принадлежащие разному времени. Самый ранний из них – гюлябдан, сосуд для розовой воды, датирующийся началом XVIII в., а два других сосуда изготовлены почти на два столетия позже, о чем свидетельствуют и их форма и декор. Мастера Кютахьи создавали как изразцы изникского типа, в том числе по заказу Стамбула, и изящную утварь, отправлявшуюся на экспорт в Европу, так и изделия, предназначенные для местной, не слишком богатой и приверженной традициям публики, в том числе для представителей христианских общин.

Керамика такого, условно называемого «народным», типа изготавливалась не только в Кютахье, но и в других городах Малой Азии – Токате, Аваносе, Сивасе, Кыныке, Диярбакыре и Газиантепе, а также на европейской стороне Босфора – в Кыркларели и Гелиболу. Наибольшую известность, однако, приобрела продукция Чанак-кале. До XVIII в. это укрепленное поселение, основанное Мехмедом II на берегу пролива Дарданеллы, именовалось Кале-и Султание, т.е. «Крепость султана». Отсюда благодаря мореплавателям керамика, рассчитанная на небогатого анатолийского потребителя, разошлась по миру. Смена названия на Чанак-кале (çanak/чанак – изделие из глины) означало международное признание местного производства. Со второй половины XIX в. качество местной продукции ухудшается, она все больше приобретает массовый характер, однако в это время появляются некоторые технические новшества, меняющие вид изделий, например, глазури разных цветов – оливково-зеленого, бутылочного, кофейного, желтого. Кувшины приобретают странные зооморфные формы и украшения в фольклорном стиле, выпускается керамическая игрушка причудливого вида, громоздкие сосуды и светильники в виде бочек на колесах или пароходов. Кувшин для шербета из музейной коллекции, украшенный рельефными цветочными узорами в технике барботин и росписью золотой краской по яркой зеленой глазурью, - характерный образец продукции Чанак-кале второй половины XIX в.

Наряду с провинциальным существовало и столичное производство, чья продукция нередко попадала не только в дома богачей, но и в султанский дворец. Помимо весьма популярного фарфора, который с 1845 г. начали не только покупать, но и производить в самой империи, к этой группе относятся и некоторые образцы керамики, в том числе предметы утвари, изготовленные в стамбульском районе Топхане из трубочной глины, благодаря чему их производство носило общее название люледжилик (буквально – «производство трубок»). Постепенно это понятие приобрело более широкий смысл, так как в XIX в. из такой глины стали делать и посуду (эвани), украшенную в той же манере, что и трубки. Особенное развитие производство многочисленных предметов утвари и аксессуаров получило в конце столетия, когда трубки стали уступать место вошедшим в моду и более дешевым сигаретам. Это обстоятельство наряду с конкуренцией европейских товаров заставило гончаров-люледжи расширить ассортимент своей продукции. Чашки с блюдцами, молочники и чайники – весь этот непривычный для традиционного турецкого быта репертуар – отражал интерес султанского дворца и стамбульской элиты к европейскому образу жизни. Некоторые вещи из музейной коллекции представляли Турцию на международной промышленной выставке в Вене в 1873 г. – таким мероприятиям османские власти придавали особое значение, рассматривая их как способ демонстрации окружающему миру процветания и стабильности своего государства.

Схожее производство утвари из красной трубочной глины, ориентированное, впрочем, скорее на европейских туристов, чем на столичную элиту, развивалось примерно в тот же период в г. Асьюте, в Египте – на территории, к этому времени лишь формально подчиненной Османской империи, но сохранившей с ней определенные производственные и культурные связи.

Местные власти, однако, также проявляли заинтересованность в этой продукции – как и стамбульская, она представляла Египет на международных выставках. При всех различиях изделий из двух центров близость некоторых технологических приемов и форм позволяет предполагать возможность обмена опытом между Асьютом и Стамбулом и даже - гипотетически - переезда мастеров из одного города в другой.

В целом небольшая коллекция Музея Востока позволяет увидеть две фазы развития османского производства художественной керамики. В первый период тенденции этого развития определялись контролем и покровительством султанской власти, и не только качество продукции, но и ее декоративное оформление находилось в зависимости от моды, заданной дворцовым вкусом; во второй же особенности производства были связаны как с попытками государства вернуть былой престиж, так и с появлением новых рынков сбыта для изделий ремесленников и с их собственными усилиями приспособиться к меняющейся ситуации.


35. Изразцы

Дамаск (?), XIX в.
Глина, формовка, подглазурная роспись, резерв
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




В)




Г)




36. Ковер молитвенный седжаде

Анатолия, Кула (?), конец XIX в.
Шелк, хлопок, ворсовое ткачество
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




37. Бархатное покрывало для кофейной церемонии

XIX в.
Шелк, хлопок, пайетки, канитель; ручная вышивка
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




38. Керамические изделия

Египет, Асьют, втор. пол. XIX в.
Красная глина, ангоб, лощение, штамп, резьба
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




Е)




Ж)




39. Витрина с керамикой из Кютахьи

Фото 21 февраля 2021 года




40. Кувшинчик

Кютахья, кон. XIX в. – нач. XX вв.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фото 21 февраля 2021 года




41. Ваза

Кютахья, нач. XX вв.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фото 21 февраля 2021 года




42. Флакон для розовой воды (гюлябдан)

Кютахья, перв. пол. XVIII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




43. Кувшин

Чанак-кале, втор. пол. XIX в.
Глина, барботин, надглазурная роспись
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




В)




44. Покрывало вышитое (ортю)

Конец XIX – начало XX вв.
Шелк, металлическая нить; ручная вышивка, вязание иглой
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б) Фрагмент




45. Ковер молитвенный (седжаде)

Западная Анатолия, конец XIX – начало XX вв.
Шелк, хлопок; ворсовое ткачество
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




Д) Фрагмент




46. Покрывало на поднос

XIX в.
Шелк, хлопок, металлическая нить; ручная вышивка
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




47. Витрина с керамикой из Стамбула, Топхане

Фото 21 февраля 2021 года




48. Кофейник и чашки

Стамбул, Топхане, втор. пол. – кон. XIX в.
Красная глина, ангоб, лощение, рельефная резьба, серебрение, позолота
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




В)




49. Керамические изделия

Стамбул, Топхане, нач. 1870 гг.
Светлая глина, ангоб, лощение, аппликация серебром
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru