Мой Виртуальный Музей | Москва

Музей Москвы

Электрификация
100 лет плану ГОЭЛРО
Выставка в Музее Москвы

10 августа — 24 октября 2021
Зубовский бульвар, 2, первый корпус, Музей Москвы

В Музее Москвы открылась выставка «Электрификация», посвященная столетию со дня утверждения плана ГОЭЛРО. Эта дата стала для кураторов музея поводом поговорить о том, как электрификация страны повлияла на советский авангард: изобразительное искусство, кино, архитектуру, музыку, театр, литературу и дизайн.

Выставка объединяет работы художественной группы «Электроорганизм» и конструктивистов Густава Клуциса и Александра Родченко, а также театральные эскизы братьев Стенбергов, архитектурные проекты Александра Веснина, фильмы Дзиги Вертова и музыкальные эксперименты Арсения Авраамова и Льва Термена.

Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) была создана в марте 1920 года по заданию Владимира Ленина. Разработанный Глебом Кржижановским, Робертом Классоном, Генрихом Графтио и другими инженерами план электрификации страны и строительства сети электростанций хотя и основывался на дореволюционных проектах, стал ощутимым признаком свершившейся революции. МОГЭС, Шатура, Кашира, Волхов, Свирьстрой, ДнепроГЭС и другие точки плана ГОЭЛРО, возникшие на карте страны, не только зажгли свет и запустили электродвигатели на производствах, но и изменили повседневную жизнь и мировосприятие людей.

Так, электричество — главный герой кинокартин «Одиннадцатый» Дзиги Вертова, «Комсомол — шеф электрификации» Эсфири Шуб, многих текстов Андрея Платонова и Ильи Сельвинского, живописи и графики Климента Редько. «Электрическая Венера», выполненная из стекла и металла Александром Лабасом для Сельскохозяйственной выставки 1930 года в Минске, ввела электричество в пантеон новых советских богов. Вместе с изобретениями Льва Термена, светозвуковыми экспериментами Григория Гидони, идеями синтетических театральных действ и архитектурных объектов, использующих в качестве материала свет и движение, электричество вошло в музыку, театр, городскую среду. Образы электрических ламп, турбин и линий электропередач соединились в плакатах конструктивистов Густава Клуциса, Сергея Сенькина, Александра Родченко. Они же становились главными элементами декора агитационного текстиля, фарфора, керамики и других объектов.

Кураторская группа:
Александра Селиванова, историк архитектуры, старший научный сотрудник Музея Москвы
Катерина Телегина, историк и искусствовед (галерея «На Шаболовке»)

Консультант:
Юлия Шуленина, историк архитектуры НИУ ВШЭ, сотрудник музея Мосэнерго

Партнеры выставки:
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Государственный музей В. В. Маяковского
Российский государственный архив литературы и искусства
Государственный архив Российской Федерации
Государственный центральный музей современной истории России
Российская государственная детская библиотека
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Российская государственная библиотека
Государственная Третьяковская галерея
Политехнический музей
Волховский филиал ГБУК ЛО «Музейное агентство» — Музей истории города Волхова, Волхов
Музейное агентство
Российский государственный архив экономики
Галерея «Ковчег»
Картинная галерея городского округа Красноармейск
Музей «Огни Москвы»
Музей Мосэнерго и энергетики Москвы

Специальный партнер выставки «Россети ФСК ЕЭС»

Зал выставки

Фото 10 октября 2021 года

А)




Б)




В)




Г)





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru