Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева

Пионеры советского модернизма
Выставка в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева

Аптекарский приказ, Воздвиженка 5/25
30 мая – 15 сентября 2019 года

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставку «Пионеры советского модернизма», посвященную процессу становления нового стиля в СССР в середине 1950-60-х годов. В экспозицию войдут самые яркие проекты советских архитекторов этого периода, в том числе международные.

Советский модернизм возник на фоне резкой критики ретроспективных направлений в архитектуре, когда архитекторам за короткий срок пришлось разработать новый художественный язык. Этот стиль до сих пор недооценен и недостаточно изучен в отечественном искусствоведении, несмотря на то, что к нему относятся такие знаменитые сооружения, как Дворец пионеров на Воробьёвых горах и ансамбль детского лагеря «Артек».

Специально для выставки был разработан архитектурный макет Дворца пионеров, воспроизводящий реализованный комплекс, а также здания второй очереди, задуманные авторами, но не воплощенные. Дворец пионеров на Воробьёвых горах (1958-1962 гг.) является выразительным примером раннего советского модернизма. Он был создан командой молодых архитекторов: В.С. Егеревым, В. С. Кубасовым, Ф.А. Новиковым, И.А. Покровским, Б.В. Палуем, М.Н. Хажакяном и конструктором Ю.И. Ионовым. В экспозицию раздела о Дворце войдут проектная графика и эскизы монументально-декоративного оформления здания, являющие собой пример синтеза искусств, вернувшегося в годы «оттепели».

На выставке также будут показаны проекты павильонов Всемирных выставок в Монреале, Москве и Брюсселе. Выставка в Брюсселе 1958 года стала первым международным выступлением СССР после Второй мировой войны. Павильон, созданный архитекторами Ю.И. Абрамовым, А.Б. Борецким, В.А. Дубовым, А.Т. Полянским и инженером Ю.В. Рацкевичем, удивил участников своим новаторством, технологичностью и был назван бельгийской прессой «павильоном №1». Исторический макет, отреставрированный специально к выставке, впервые за долгое время будет продемонстрирован публике.

Кроме того, в экспозицию войдёт проект «Новых Черёмушек» - первого столичного микрорайона нового типа. Сегодня слово «хрущёвка» несет в себе негативные коннотации, однако не стоит забывать, что панельные дома задумывались как временная мера, направленная на решение глубокого жилищного кризиса и позволившая переселить миллионы людей из бараков и ветхих коммуналок в отдельные квартиры.

Задача выставки «Пионеры советского модернизма» - не только показать публике редкие архивные материалы, но и разрушить стереотип о скучной и безликой советской архитектуре второй половины ХХ столетия.

Кураторы выставки: Ирина Чепкунова, Полина Стрельцова, Ксения Кокорина.

1. Вход на выставку

Фото 23 июня 2019 года




Со стенда на выставке

Пионеры Советского Модернизма


архитектура и градостроительство

После знаменитого постановления об устранении излишеств в архитектуре, прогремевшего как гром среди ясного неба в ноябре 1955, для зодчих СССР задул ветер перемен, В очередной раз им предстояло разработать новый художественный язык достойный страны. Стремительно развивавшиеся строительные технологии и инженерия в сочетание с приоткрывшейся завесой на Запад воодушевляли и обещали новый втворческий подъем. Однако резкий и однозначный разрыв с прошлым лишил наработанного фундамента, который предстояло возвести заново на принципах международного художественного движения.

Началась долгожданная циркуляция идей, западные образцы перестали быть достоянием узкого круга, а архитекторы модернисты, успевшие стать классиками за рубежом, вдохновляли отечественных коллег на самостоятельные искания. Собственный опыт авангарда 1920-х также не был забыт и возрождался (пускай осторожно) через практику и преподавательскую деятельность опытных зодчих.

Для модернизма характерно мышление масштабными категориями. В одночасье «с нуля» начали возводиться новые города, в существующих же как грибы после дождя росли жилые микрорайоны. Запущенный конвейер типового проектирования рождал огромные территории безликой однообразной застройки. При этом тем¬пы и объемы строительства зачастую не давали возможности зодчим эстетически осмыслить происходившие в профессии изменения.

Но архитекторы даже в сложных условиях тотальной экономии находили возможности, а иногда и средства для воплощения проектов, ставших достойным продолжением традиций новейшего движения в архитектуре.


2. Зал выставки

Фото 23 июня 2019 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




Со стенда на выставке

Архитектура советских павильонов на международных выставках


История всемирных выставок — это история архитектурных сенсаций. В выставочных павильонах, которые стоят особняком среди других типов сооружений, архитекторы и инженеры стремились показать все самые актуальные достижения в области архитектуры и строительных конструкций. Павильоны выступали в качестве архитектурной презентации государства, а роль павильона как вместилища для экспонатов, демонстрирующих достижения науки, техники, промышленности, искусства, отходила на второй план. Именно в выставочных павильонах достигалась максимальная острота советской архитектуры.

С началом эпохи оттепели, когда наступил перелом в общественной и политической жизни СССР, выражавшийся в послаблении тоталитарной власти, кардинально изменилась и архитектура. На первой послевоенной международной выставке Экспо-58 в Брюсселе архитектор Анатолий Полянский разрабатывал павильон, опираясь на новый архитектурный курс, призванный упростить облик здания, вернуть строгость форм и экономичность решений. И в Брюсселе, и на выставке в Монреале в 1967году советские павильоны используют схожие формально-стилистические принципы—современная конструкция перекрытий, простая композиция плана и прозрачный стеклянный фасад, который как нельзя лучше отражает политику открытости Совет¬ского Союза в 1960-х годах. Особое место в выставочной архитектуре занимает несостоявшаяся московская Всемирная выставка 1967 года, проекты которой приобретают воистину космический размах, достойный государства, открывшего космос для всего человечества.


3. А.Т. Полянский, Ю.И. Абрамов, А.Б. Борецкий, В.А. Дубов, инженеры Ю.В. Рацкевич, К.Н. Васильева. Павильон СССР на Всемирной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе

Конкурсный проект, 1956. Перспектива
Калька на бумаге, карандаш, цветной карандаш, карандаш
The Soviet pavilion for Brussels World’s Fair, Expo 58
Competition project, 1956. Perspective view
Фото 23 июня 2019 года




4. Д.И. Бурдин, С.И. Никулин, Б.В. Палуй, В.Я. Поздняков. Павильон СССР на Всемирной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе

Конкурсный проект, 1956. Интерьер
Бумага, карандаш, тушь, акварель
The Soviet pavilion for Brussels World’s Fair, Expo 58
Competition project, 1956. Interior
Фото 23 июня 2019 года




5. Ю. Арндт, И. Бебяков, В. Жилкин, Е. Перченков, З. Соминский, М. Чирков, инж. Н. Дыховичная, П. Красильников (Главстройпроект). Постоянная Всесоюзная строительная выставка, Москва, Останкино

Конкурсный проект, 1956 – 1957. II премия. Главный павильон.
Перспектива интерьера
Бумага, карандаш, тушь, акварель, белила
The Permanent All-Union building exhibition in Ostankino, Moscow
Competition project, 1956 – 1957. 2nd prize. Interior of the main pavilion
Фото 23 июня 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




6. И. Заков, С. Селивановский, Н. Фукин, Е. Шретер, инженеры Б. Левонтин, Л. Лурье (Горстройпроект) . Постоянная Всесоюзная строительная выставка, Москва, Останкино

Конкурсный проект, 1956 – 1957. Главный павильон. Перспектива
Бумага, карандаш, тушь, акварель
The Permanent All-Union building exhibition in Ostankino, Moscow
Competition project, 1956 – 1957. Perspective view of the main pavilion
Фото 23 июня 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




7. А.Т. Полянский (мастерская). Павильон СССР на Всемирной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе

Макет, 1956
Дерево, металл, пластик, гравировка, тонировка
The Soviet pavilion for Brussels World’s Fair, EXPO-1958
Architectural model, 1956
Фото 23 июня 2019 года

А)




Б)




В)




Г)




8. А. Бартучев, О. Мегерет (Ленпроект) . Постоянная Всесоюзная строительная выставка, Москва, Останкино

Конкурсный проект, 1956 – 1957. Главный павильон. Перспектива интерьера
Бумага на картоне, карандаш, тушь, акварель
The Permanent All-Union building exhibition in Ostankino, Moscow
Competition project, 1956 – 1957. Interior of the main pavilion
Фото 23 июня 2019 года




9. А. Бартучев, О. Мегерет (Ленпроект) . Постоянная Всесоюзная строительная выставка, Москва, Останкино

Конкурсный проект, 1956 – 1957. Главный павильон. Перспектива
Бумага на картоне, карандаш, тушь, акварель
The Permanent All-Union building exhibition in Ostankino, Moscow
Competition project, 1956 – 1957. Perspective view of the main pavilion
Фото 23 июня 2019 года




10. Экспонат выставки

Не сфотографировал табличку
Фото 23 июня 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




11. М.В. Посохин, А.А. Мндоянц. Павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1964 – 1965

Конкурсный проект, 1961. Генплан, план 2 этажа
Бумага, светокопия, белила
The Soviet pavilion for the 1964 – 1965 New-York World’s Fair
Competition project, 1961. Master plan, 2nd floor plan
Фото 23 июня 2019 года




12. М.В. Посохин, А.А. Мндоянц. Павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1964 – 1965

Конкурсный проект, 1961. Боковой фасад
Бумага, светокопия, белила
The Soviet pavilion for the 1964 – 1965 New-York World’s Fair
Competition project, 1961. Side facade
Фото 23 июня 2019 года




13. Д.С. Гольдгор, Н.Н. Баранов, А.И. Прибульский, В.Н. Щербин, инженер А.П. Морозов (Ленпроект). Павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1964 – 1965

Конкурсный проект, 1961. Перспектива интерьера
Бумага, карадаш, тушь, гуашь, бронзовый порошок
The Soviet pavilion for the 1964 – 1965 New-York World’s Fair
Competition project, 1961. Perspective view
Фото 23 июня 2019 года




14. Экспонат выставки

Не сфотографирована табличка
Судя по данным из интернета – тоже:
Д.С. Гольдгор, Н.Н. Баранов.. Павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1964 – 1965
Фото 23 июня 2019 года




15. К.С. Мельников. Павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1964 – 1965

Конкурсный проект, 1961. Эскизы фасадов
Бумага на картоне, карадаш, тушь, акварель
The Soviet pavilion for the 1964 – 1965 New-York World’s Fair
Competition project, 1961. Facade sketches
Фото 23 июня 2019 года




16. К.С. Мельников. Павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1964 – 1965

Конкурсный проект, 1961. Фасад
Бумага на картоне, карандаш, тушь, гуашь, акварель
The Soviet pavilion for the 1964 – 1965 New-York World’s Fair
Competition project, 1961. Facade
Фото 23 июня 2019 года




17. В Нестеров, В. Давиденко, А. Мейерсон, Ю. Коновалов, А. Ларин, Я. Мухамедханов (Молодежная бригада Моспроекта). Всемирная выставка ЭКСПО-67 в Москве

Конкурс на планировку и композиционную эскиз-идею выставки. Первый тур. 1961. Перспектива
Бумага, карандаш, тушь, гуашь, белила
Moscow World’s Fair, Expo 67. Competition for the development and compositional idea of the fair. 1st tour, 1961. Perspective view

Решение о проведении Всемирной выставки в Москве было принято еще во время Экспо в Брюсселе в 1958 году. Датой выбрали знаковый для СССР 1967 год — 50-летие Октябрьской революции. Конкурс на разработку эскизных проектов был объявлен уже в 1961 году. Предполагалась, что выставка станет крупнейшей среди Экспо. В Москве на Теплостанской возвышенности отвели участок в 520 га (в Брюсселе территория занимала всего 200 га). Выставка предполагала участие всех государств, независимо от их устройства и социальной системы, и это стремление к расширению культурных и торговых связей, характерное для эпохи оттепели, выразилось в девизе выставки — «Прогресс и мир»

В первом туре закрытого конкурса приняли участие 26 проектных и авторских коллективов, которые представили 33 проекта. В результате были присуждены две вторые премии — мастерской №10 Моспроекта (рук. Я.Б. Белопольский), мастерской № 2 Московского архитектурного института (рук. профессор Ю.Н. Емельянов) — и несколько третьих премий. В 1962 году объявлен второй тур конкурса, однако, он не принес результатов: через несколько месяцев после начала второго тура дату выставки перенесли на неопределенный срок, и работы по проектированию были свернуты. В 1967 состоялась выставка в Монреале, и к идее проведения выставки в Москве больше не возвращались

Фото 23 июня 2019 года




18. Ю.Н. Емельянов и др. (Мастерская МАИ-2). Всемирная выставка ЭКСПО-1967 в Москве

Конкурс на планировку и композиционную эскиз-идею выставки
Первый тур, II премия, 1961. Дворец Мира. Разрез, план
Бумага, карандаш, тушь, гуашь, белила
Moscow World’s Fair, Expo 67. Competition for the development and compositional idea of the fair. 1st tour, 2nd prize 1961. Palace of Peace. Sectional elevation, plan
Фото 23 июня 2019 года




19. Ю.Н. Емельянов и др. (Мастерская МАИ-2). Всемирная выставка ЭКСПО-1967 в Москве

Конкурс на планировку и композиционную эскиз-идею выставки
Первый тур, II премия, 1961. Дворец Мира. Фасад
Бумага, карандаш, тушь, гуашь, золотой порошок, белила
Moscow World’s Fair, Expo 67. Competition for the development and compositional idea of the fair. 1st tour, 2nd prize 1961. Palace of Peace. Facade
Фото 23 июня 2019 года

А)




Б) Фрагмент




20. Горстройпроект Ленинграда. Всемирная выставка ЭКСПО-1967 в Москве

Конкурс на планировку и композиционную эскиз-идею выставки
Первый тур, 1961. Фрагмент символа выставки
Бумага, уголь, пастель, тушь, гуашь, акварель
Moscow World’s Fair, Expo 67. Competition for the development and compositional idea of the fair. 1st tour, 1961. Fragment of the Fair’s symbol
Фото 23 июня 2019 года




21. А.С. Алимов, П.П. Павлов и др., инженер А.Е. Гальперин. Всемирная выставка ЭКСПО-1967 в Москве

Конкурс на планировку и композиционную эскиз-идею выставки
Второй тур, 1962. Перспектива
Бумага, карандаш
Moscow World’s Fair, Expo 67. Competition for the development and compositional idea of the fair. 2nd tour, 1962. Perspective view
Фото 23 июня 2019 года

А)




Б)





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru