Мой Виртуальный Музей | Россия

Калужская область

Калужский музей изобразительных искусств


1. Внешний вид музея

Усадьба Билибина-Чистоклетова
Калуга, улица Ленина (Большая Никитская), 104
Годы строительства: 1809-1811
Архитектор: Иван Денисович Ясныгин
Ансамбль в стиле русского классицизма включает главный дом, два флигеля и ограду с воротами
Фото 10 августа 2019 года

А) Вид с улицы Ленина




Б) Главное здание




В) Флигель




Г) Флигель




2. Залы второго этажа

Фото 10 августа 2019 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




Е)




3. Зал древнерусского искусства на первом этаже

Фото 10 августа 2019 года

А)




Б)




Текст таблички в музее

Древнерусское искусство представляет важную часть национальной духовной культуры, вобравшую в себя византийское наследие и творческий опыт многих поколений. В музейном собрании находятся произведения последних веков развития этого искусства и более позднего времени, когда происходит осмысление достигнутого, с учетом уроков церковного раскола XVII века, разделившего русское общество на сторонников и противников культурного сближения с Западной Европой. Характер иконописи соответствует духовным запросам каждой эпохи.

К XVI веку завершилось объединение русских земель, и соответственно слияние местных школ иконописи вылилось в оформление общерусского художественного стиля, на основе элитарного направления в искусстве Москвы.

В Калуге тесная связь со столицей явно сказалась на характере иконописи, судя по произведениям, происходящим из местных храмов и монастырей.

Наиболее ранние из сохранившихся икон относятся ко второй половине XVI века. Высокая по своему художественному уровню икона св. Николая с житием происходит из церкви Покрова "под горой", первоначально деревянной, а с конца XVII века - каменной. Стилистически живопись принадлежит к московскому кругу. Не исключено, что образ святителя в среднике служит воспроизведением иконы Николы Гостунского. Состав житийных клейм в целом традиционный, но с включением в него Службы св. Николая, указывающей на связь с иконографией Николы Великорецкого, почитание которого приходится на время выполнения калужского произведения.

Жанр житийной иконы становится одним из самых популярных в русской живописи уже на рубеже XV - XVI веков. Центральное изображение здесь обрамлено циклом композиций, последовательно представляющих собственно житие и чудеса святого. Таковы большие по размерам иконы второй половины XVI века из калужской церкви Преображения "под горой", построенной на средства русской аристократии, в том числе сестры Петра I, царевны Наталии Алексеевны. На одной из них представлен триумфирующий св. Димитрий Солунский, на другой - св. Георгий Победоносец как знатный римский воин. Из стен царских придворных мастерских около 1630 года вышла замечательная икона с изображением Соловецкого монастыря с житийными клеймами преподобных Зосимы и Савватия, отражающая реальный архитектурный ансамбль, - вероятный вклад царя Михаила Федоровича в Казанский женский монастырь в Калуге. Уникальна икона Димитрия Царевича, выполненная около 1606 года, - одно из самых ранних его изображений, с портретными чертами.

Начиная со второй половины XVII века, в русской иконописи отчетливо сказываются западные воздействия, накладывающие отпечаток и на традиционную иконописную манеру. Это в значительной мере связано с именем знаменитого художника Симона Ушакова. В калужском музее находится одно из самых ранних его произведений - датированная 1653 годом икона св. Филиппа Митрополита, из Преображенской церкви "под горой", - еще не обнаруживающее характерной "ушаковской" манеры. Зато ее отчетливо видно в иконе-складне 1691 года, скорее всего ярославского происхождения, предназначенной для домашнего обихода. Если бы не сохранившаяся икона Богоматери Петровской, датированная 1690 годом, из Покровской церкви с. Высокое близ Боровска, то имя ее мастера, принадлежавшего к московской потомственной семье Резанцевых, осталось бы неизвестным истории русского иконописания.

Две иконы, значительно более светского характера, происходят из усадьбы Полотняный Завод. Одна из них, выполненная палехским мастером, датирована 1772 годом. На ней изображен Нил Столбенский вместе с архитектурным ансамблем монастыря на озере Селигере. На другой представлены небесные покровители Афанасия Гончарова и его жены, трактованные как бы с оглядкой на европейскую живопись.

Определенное место занимает собственно калужская иконография. В соответствии с принятой иконографической формулой преподобный Тихон Калужский на иконе второй половины XVIII века изображен в молении рядом с сооружениями основанной им обители, с давно уже не существующим собором, сооруженным в XVII веке. Оригинальными чертами отличается иконописное изображение Лаврентия Калужского с секирой в руках. Составление многофигурной композиции, изображающей чудо избавления по его молитвам Калуги от нашествия татар, относится к концу XVIII века. Эта икона находилась в Лаврентьевом монастыре у гробницы святого.

Существование деревянной полихромной скульптуры в церковном обиходе было привычным, поскольку она воспринималась как разновидность иконы, тем более, что обычно помещалась в киоте. Знаменитой являлась скульптурная фигура Николы Можайского, выполненная в начале XVI века, находившаяся в Успенском соборе Перемышля. Она служит воспроизведением прославленного оригинала XIV века.

Медное художественное литье известно в Древней Руси, но его расцвет и широкое распространение связаны, в основном, со старообрядческой средой. Произведения, нередко выполненные на высоком художественном уровне, отражают традиционную иконографию, считавшуюся образцовой. Некоторые образцы украшены эмалью.

В экспозиции отражены, прежде всего, основные направления в русском сакральном искусстве XVI - XIX веков и представлены его лучшие произведения из собрания музея, единственного в области учреждения, собирающего, хранящего и изучающего древнерусское художественное наследие.

Автором экспозиции является В.Г.Пуцко, научный сотрудник музея, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Архитектурно-художественный проект разработан В. М.. Пискуновым.


4. Святой Николай с житием. Третья четверть XVI века

Московская школа
Из церкви Покрова «под горой» в Калуге
Дерево, яичная темпера
Фото 10 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




5. Святой Никола Можайский. Последняя треть XVII века

Калуга (?)
Из Казанского женского монастыря в Калуге
Дерево, резьба, яичная темпера
Фото 10 августа 2019 года




6. Страдающий Христос. Вторая половина XVIII века

Из монастыря Тихонова пустынь
Дерево, объемная резьба, левкас, темпера
Фото 10 августа 2019 года




7. Чудо праведного Лаврентия Калужского. Конец XVIII века

Калуга
Дерево, яичная темпера
Лаврентий Калужский, блаженный, скончался в 1515 году. С его именем предание связывает избавление в начале XVI века Калуги от нашествия татар.
Фото 10 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




8. Преподобный Нил Столбенский. 1772

П.В. Баклашев. Палех
Дерево, яичная темпера; серебро, чеканка
Из усадьбы Полотняный Завод
Нил Столбенский, преподобный, живший на озере Селигере, на острове Столбное, скончавшийся в 1554 году. Мощи обнаружены при строительстве монастырского храма в 1667 году, положившего начало образованию архитектурного ансамбля Ниловой пустыни. В XIX веке сооружен новый огромный собор; на иконе воспроизведен прежний
Фото 10 августа 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru