Мой Виртуальный Музей | Россия

Московская область

Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья
выставка в Музейно-выставочном комплексе Новый Иерусалим


28 сентября 2019 – 29 марта 2020

С 28 сентября в музейном комплексе «Новый Иерусалим» в Истре работает выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья». Крупный проект, приуроченный к 90-летию Московской области, объединил знаковые произведения из 11 подмосковных музеев и галерей, созданные самыми известными российскими художниками XVIII–XX веков. Увидеть эти полотна в одном пространстве можно впервые. Выставка представляет работы Ивана Айвазовского, Давида Бурлюка, Виктора Васнецова, Василия Верещагина, Натальи Гончаровой, Константина Горбатова, Алексея и Константина Коровиных, Филиппа Малявина, Михаила Нестерова, Василия Поленова, Алексея Саврасова, Василия Сурикова, Роберта Фалька, Ивана Шишкина, Александры Экстер и многих других.

В числе участников проекта федеральные, региональные и муниципальные музеи Московской области: «Новый Иерусалим», Серпуховский историко-художественный музей, музей-усадьба «Архангельское», музей-заповедник «Абрамцево», музей-заповедник «Коломенский кремль», Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина, Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Церковно-археологический музей Московской Духовной Академии, Мытищинский историко-художественный музей, музей-заповедник «Дмитровский кремль».

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» развернулась на площади 1200 метров. В 8 залах представлено 90 полотен.

Основой построения экспозиции стала работа художников с цветом. С XVII века вопрос возникновения цвета занимал умы ученых, которые стремились упорядочить цвета, определив каждому из них место. Концепция выставки опирается на идею цветового круга, которым пользуются художники. В нем выделяются основные цвета: красный, синий, желтый — их никаким образом нельзя получить, но с их помощью, путем смешивания, можно создавать всевозможные цвета и оттенки.

1. Схема выставки

Фото 5 января 2020 года




2. Красный зал выставки

Фото 5 января 2020 года

А)




Б)




Со стенда на выставке:


Красный — значит «красивый», учили нас с детства. Русское понимание «красного» очень хорошо отражает отношение к этому цвету, зачастую вызывающему всеобщее восхищение — «красна девица» — в живописи прямая аналогия этому шедевры Филиппа Малявина.

Можно с уверенностью сказать, что красный — самый первый и любимый цвет человечества. В наскальной живописи, начинающейся с монохромных изображений, использовались красные земляные охры и гематиты еще 285 тысяч лет назад. Охрой выполнялись изо¬бражения бизонов, окрашивались кости умерших. Египтяне изготавливали красные краски из охр, красной свинцовой руды, использовали дубовый червец. Цвет символизировал жизнь, здоровье, огонь, победу, но одновременно и гнев, враждебность, хаос. Пустыня в представлениях египтян была «красной землей», противоположной плодородной черной земле, как они называли свою страну. Самый базовый красный пигмент — красную охру — добывали именно в пустыне. В Древней Греции и в Древнем Риме чистая красная краска и ее благородные оттенки, получаемые из морских моллюсков, были прерогативой аристократии. Простолюдины довольствовались тканями, крашенными охрой в коричневые тона. Распространенность красного в античном искусстве переоценить невозможно: мы встречаем его повсюду — от красно-и чернофигурных ваз, где цвет выступает либо как фон, либо как цвет человеческого тела, до роскошных киноварно-краснофонных фресок помпейских вилл.

В христианстве красный — цвет страдания и преображения Христа. Именно выкрашенное в красный цвет яйцо по апокрифической легенде принесла Понтию Пилату Мария Магдалина в знак воскресения Спасителя и как символ жертвы Христа. В готическом искусстве красный был символом благотворительности и победы, одним из основных цветов витражных окон в соборах. Еще с византийских времен и в русской иконописи красный цвет в зависимости от контекста может иметь прямо противоположное значение, обозначая принадлежность к апокалиптическому змею или подвиг мученичества. Также в напоминание о царственном происхождении Богородицы и о перенесенных страданиях тона ее плата в иконографии темно-красные, а тунику, длинную нижнюю рубаху, традиционно изображают разных оттенков синего, подчеркивая непорочность Богоматери.

Но именно пылающий алый русской иконописи становится основным цветом в цветовой триаде русского авангарда, супрематизма, рождая новое искусство Казимира Малевича, Натальи Гончаровой, Эль Лисицкого, до тех пор, пока соцреализм бескомпромиссно не уравнял всю символику красного цвета с символикой революции и коммунизма.


3. Виктор Ефимович Попков. Автопортрет. 1963

Картон, масло
Годы жизни художника: 1932-1974
Мытищинский историко-художественный музей
Попков — один из основоположников знаменитого «сурового стиля» 60-х годов, наряду с другими художниками отвергавший иллюстративность и ложный пафос соцреализма. Поиски художников касались не только поиска новых тем, но и выразительности образов. Цвет — важный формообразующий элемент картин Попкова, в которых красный занимает значительное место. «Автопортрет» художника отличается смелым цветовым решением: красное локальное пятно рубахи контрастирует с желтым и сиреневым цветом стены, на фоне которой изображает себя мастер. В целом образ отмечен сложностью: решимость, присущая всему облику, соединяется с погруженностью художника в глубокие раздумья.
Фото 5 января 2020 года




4. Филипп Андреевич Малявин. Смеющаяся девочка. 1930

Холст, масло
Годы жизни художника: 1869 – 1940
Музей «Новый Иерусалим»
В мастерской Репина Малявин начал создавать некоторые из своих самых известных ранних работ, в том числе «Крестьянку, вяжущую чулок» (1895) — первую из картин, в которой он использовал свой любимый красный цвет. Близкая представленной на выставке выпускная конкурсная работа Малявина, «Смех», изображавшая баб в красных одеждах на зеленом лугу, была отклонена Советом профессоров Академии за бессодержательность, а звание художника Малявину было присвоено за портрет мальчика.
«Смеющаяся девочка» принадлежит к корпусу малявинских работ, изображающих русских крестьянок во всей красоте их лиц, характеров и народных костюмов. Эту девочку вполне можно представить героиней его «Вихря». Малявин не боится сопоставлять алое одеяние модели, ее белую кожу и белоснежные зубы, широкими щедрыми пастозными мазками пишет пестрый платок на голове и груди девочки, и в результате даже в этом небольшом кадре, не включающем полностью фигуру героини, создается ощущение движения и огненной динамики.
Фото 5 января 2020 года




5. Неизвестный художник. Портрет мужчины в красном кафтане. XVIII век

Холст, масло
Историко-культурный музей-заповедник «Коломенский кремль»
Очаровательный портрет мужчины в красном кафтане носит черты провинциального стиля, выражающегося в некоторой неловкости построения человеческой фигуры и композиции. Потрет по схеме поясного изображения относится к типу камерного приватного портрета, которые широко распространились в усадьбах уже со второй половины XVIII века. Заказывая портреты художнику, вельможа хотел сохранить свой облик для потомков. Черты изображенного, как правило, полны достоинства, чему свидетельствует и этот портрет неизвестного, внимательно взирающего на зрителя. Красный цвет кафтана модели придает портрету нарядность и благородство.
Фото 5 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru