Мой Виртуальный Музей | Россия

Московская область

Усадьбы Подмоковья
выставка в Музейно-выставочном комплексе Новый Иерусалим


19.11.19 – 05.04.20

Три выставки «Как замки строиться должны», «Музей в усадьбе» и «Дворянское гнездо» объединены одной общей темой и посвящены уникальному явлению в отечественной и мировой культуре — дворянским подмосковным усадьбам XVIII–XIX веков.

Все представленные в залах музея экспонаты хранятся в фондах музея, но впервые они объединены в рамках этого проекта. Большинство культурных ценностей поступили в музейное собрание в 1920-х годах, когда для многих художественных сокровищ этот путь был единственной возможностью уцелеть.

Подмосковье сосредоточило на своей территории огромное число усадебных ан-самблей XVIII–XIX вв., выстроенных великими архитекторами или крепостными мастерами, но при этом не менее обаятельных. Постройки знаменитых и малоизвестных усадеб предстают не только на исторических и современных фотографиях, но и в первоклассных проектах их реставрации. Этим музей отдает должное действующей в регионе программе восстановления примечательных объектов усадебной архитектуры.

Обширные фонды музея позволили показать усадебную жизнь в нескольких ракурсах. Возникнув как жилой и хозяйственный комплекс, дворянская усадьба постепенно становилась архитектурно-парковым и культурным центром.

Эстетическое и духовное наполнение усадьбы — фамильные портретные галереи, усадебные коллекционные собрания, отделка жилых и церковных интерьеров, семейные предания, традиции, обычаи — все создавало особое усадебное мироощущение, в основе которого лежало чувство преемственности поколений, укорененности человека на исторической почве.

Повседневная усадебная жизнь, определенная общей атмосферой этого культурного пространства, показана на выставке разнообразными предметными комплексами: мебельные наборы разных исторических эпох, художественный металл, костюмы, фрагменты библиотек. Основное место на выставке «Дворянское гнездо» занимают портреты. Впервые зрителю будут доступны акварельные портреты работы выдающихся мастеров этого жанра, большинство из которых ранее не выставлялись и не были опубликованы. В рамках этой же выставки показана коллекция бисерной вышивки, модного увлечения начала XIX века.

Подмосковные усадьбы, как правило, становились местом накопления или осознанного собирательства ценных художественных и исторических коллекций. Живописные полотна европейских мастеров, оружие, фарфор, часы, мебель из усадебных собраний составили отдельную выставку «Музей в усадьбе».

Куратор выставочного проекта И. Ю. Корчоха — ведущий научный сотрудник художественного отдела.

1. Зал выставки «Музей в усадьбе»

Фото 5 января 2019 года

А)




Б)




Со стенда на выставке:

Музей в усадьбе


Выставка «Музей в усадьбе» показывает часть коллекций западноевропейского изобразительного и декоративно-прикладного искусства из собрания музея «Новый Иерусалим». Большей частью эти коллекции происходят из подмосковных усадеб, и их экспонирование представлено в контексте частного коллекционирования в «домашних музеях», которым увлекались дворянские семьи в XVIII—XIX веках. Усадебные собрания фамильных портретов, художественной бронзы, фарфора составляли повседневное окружение, среду обитания «доможителей» дворянских гнезд. Активное усадебное строительство со второй половины XVIII века требовало активной собирательской деятельности, чтобы заполнить интерьеры построенных зданий соответствующими предметами быта, которые отвечали бы вкусам и стилю времени.

В лучших и наиболее состоятельных семействах приобщение к науке и искусству сопровождалось коллекционированием предметов искусства и «атрибутов» знаний: специальной литературы, архитектурных увражей, гравюр, слепков античной скульптуры, минералов и древностей. Одновременно с бытовым собирательством начинали складываться специализированные коллекции изобразительного искусства, в частности, живописи — картинные галереи. Так князь Н.Б. Юсупов приобрел Архангельское, чтобы разместить в усадьбе собранные им картины, коллекции античной скульптуры, фарфора и библиотеку. Хозяйственные функции наиболее заметных усадеб-музеев были сведены на нет, а расходы на содержание и пополнение коллекций выливались в огромные суммы.

Основа, на которой создавались подобные музеи, оставалась неизменной на протяжении целого столетия: библиотека французских книг, собрание голландской и фламандской живописи XVII—XVIII веков, итальянские и французские полотна той же эпохи. Что касается предметов прикладного искусства — стекла, фарфора, бронзы, мебели и прочего, то в XVIII столетии как раздел коллекции они не рассматривались. Бывшие частью обстановки аристократических дворцов, они представляли для их владельцев скорее мемориальную, нежели художественную ценность.

Позднее, с середины XIX века коллекции декоративно-прикладного искусства сделались составной частью многих картинных галерей. Общая для этого времени склонность к эклектике заставляла собирать фарфор и майолику, мебель и бронзу, оружие и скульптуру. Такие универсальные собрания занимают промежуточное положение между любительской и научной коллекцией. Иногда такие собрания превращались в подлинно научный организм, как это было в имении Поречье Уваровых. Особый статус приобрела усадьба Вяземских в Остафьеве, которая еще в XVIII веке стала, по существу, домом- музеем, приобрела музейно-мемориальное значение. Своеобразными мемориальными литературными музеями стали усадьбы Мураново Боратынских и Ярополец Гончаровых с «Пушкинской комнатой».

На выставке представлены произведения изобразительного и декоративно¬прикладного искусства из многих усадебных собраний: Никольского- Урюпино, Петрово-Дальнего и Дубровиц Голицыных, Введенского С.Д. Шереметева, которые поступили в фонды музея в довоенное время.

Национализация усадеб в 1918 году законодательно подтвердила конец эпохи усадебной жизни в России. Начался вывоз художественных ценностей в Национальный музейный фонд. С 1918 по 1923 год из помещичьих усадеб Московской области было изъято 4528 живописных полотен, 463 скульптуры, 15546 предметов прикладного искусства. Эти цифры не отражают реальную картину усадебных художественных сокровищ Подмосковья до 1917 года. Часть из них погибла в годы революции, часть была оставлена на месте как бытовые предметы и также была постепенно уничтожена.

Охранные грамоты в 1918 году были выданы на 25 имений Московской губернии, что составляло половину всего количества охранных грамот РСФСР. Однако при проверке оказалось, что особо ценных предметов в них уже не было и лишь девять имений действительно имели музейную ценность. Это Покровское-Стрешнево, Никольское-Урюпино, Архангельское, Кусково, Остафьево, Абрамцево, Останкино, Мураново, Ольгово, Дубровицы, Ярополец (Гончаровых), Михайловское (Шереметевых). Эти усадьбы стали музеями помещичьего быта и демонстрировали их интерьеры в контексте классовой идеологии: былая роскошь эксплуататоров. Директорами музеев-усадеб стали как представители русской интеллигенции, стремившиеся сохранить художественные сокровища страны под прикрытием какого угодно лозунга, так и командиры нового режима.

Содержание многочисленных подмосковных музеев-усадеб очень скоро стало непосильным для новой власти, и уже с 1924 года начался процесс их упразднения и передачи зданий вместе со всей обстановкой различным советским учреждениям. В 1924 году усадьба Михайловское была превращена в Дом отдыха ветеранов революции, в 1927 году закрыты музеи Ольгово (открыт в 1922 г.) и Никольское-Урюпино, чуть позднее та же участь постигла музеи в усадьбах Дубровицы, Ярополец, Остафьево.


2. Неизвестный голландский художник (?). Натюрморт с туканом. Конец XVII – XVIII вв.

Холст, масло
Фото 5 января 2019 года




3. Якоб Богдани. На птичьем дворе

Холст, масло
Годы жизни художника: ок. 1670 – 1724
Фото 5 января 2019 года




4. Неизвестный голландский художник (?). Пейзаж с коровами. XVII в.

Дерево, масло
Фото 5 января 2019 года




Со стенда на выставке:

«Когда-то при Васильчиковых дом в Кораллове был наполнен исключительной и своеобразной обстановкой, очень редкой в русских усадьбах и лишь дважды встретившейся еще — в Подушкине и Остафьеве. Это мебель средневековья и северного Возрождения, не составлявшая здесь коллекции, а нашедшая свое применение в быту. Резная кровать под балдахином, резные шкафы и поставцы, кресла и стулья — все это уживалось вперемешку с вещами типично усадебными, с фамильными портретами, среди которых были работы В.Л. Боровиковского, картинами, гравюрами, книгами. Основное ядро обстановки коралловского дома было увезено владельцами при продаже усадьбы графу Граббе, но все же кое-что оставалось, попав впоследствии в Звенигородский музей».

А.Н. Греч. Венок усадьбам

В России, как и во всей Европе, увлечение фарфором в эпоху Просвещения приобрело вид совершенного культурного феномена. Фарфоровые предметы самым непосредственным образом украшали и оснащали повседневную жизнь. Необходимые, но избыточно дорогие, функциональные и удобные, они будто специально были созданы для того, чтобы превратить повседневность в артефакт. Изделия из фарфора не только создавали антураж этого светского Эдема, но и предопределяли отточенность и верность поз и движений, изящество манер. В порцелиновых росписях и фигурах дамы и кавалеры видели свой идеальный и утонченный портрет. В России XIX века фарфоровые вещицы и посуду стали шире использовать в убранстве интерьеров, сервировке праздничных столов богатого дворянства. И лишь с этого времени фарфор стал предметом специального коллекционирования.


5. Ваза-холодильница для мороженого. Вторая половина XVIII в.

Германия, фарфоровый завод Мейсен
Фарфор, глазурь, роспись надглазурная, роспись золотом
Фото 5 января 2019 года




6. Ваза-холодильница для мороженого. Вторая половина XVIII в.

Германия, фарфоровый завод Мейсен
Фарфор, глазурь, роспись надглазурная, роспись золотом
Фото 5 января 2019 года




7. Витрина выставки с фарфором

Рюмочные передачи
Германия, Фюрстенберг. Вторая половина XVIII в.
Фарфор, глазурь, роспись надглазурная, роспись золотом

Бутылочная передача
Германия, Фюрстенберг. Вторая половина XVIII в.
Фарфор, глазурь, роспись надглазурная, роспись золотом

Молочники
Германия, фарфоровый завод Мейсен
Вторая половина XVIII в.
Фарфор, глазурь, роспись надглазурная

Фото 5 января 2019 года

А)




Б)




В)




Г)




8. Мастерская Джузеппе Рекко. Натюрморт с рыбами

Холст, масло
Годы жизни художника: 1634 – 1695
Фото 5 января 2019 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru