Мой Виртуальный Музей | Россия

Московская область

Особая кладовая
Постоянная экспозиция в Музейно-выставочном комплексе Новый Иерусалим


Со стенда в музее:

Коллекции лицевого и орнаментального шитья и изделий из драгоценных металлов музея «Новый Иерусалим» сформировались в 1920 - 1930-х годах. Основа собрания - предметы из ризницы Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, на территории которого с 1920 до 2013 года располагался музей. Коллекцию дополнили и значительно увеличили поступления художественно значимых предметов из закрытых монастырей и церквей Московской области, а так же из расформированных в 1930-х годах музеев.

В 1941 году немецкими войсками был разрушен ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и нанесен невосполнимый урон фондам музея. К счастью, экспонаты из драгоценных металлов и собрание церковных тканей в октябре 1941 года были отправлены в эвакуацию в Алма-Ату, благодаря чему они и сохранились почти полностью.

В коллекции церковных тканей, состоящей из предметов различного назначения, наиболее значимая часть - памятники лицевого шитья XVI - начала XVIII столетия. Изобразительное или лицевое шитьё пришло на Русь вместе с христианством и достаточно быстро достигло расцвета. Лицевое шитьё органично вошло в жизнь русского народа. Шитые хоругви и иконы брали в военные походы и выносили во время государственных и церковных церемоний, шитые лицевые и орнаментальные изображения украшали царские одежды и облачения духовенства. Шитьё было неотъемлемой частью убранства храма. Пелены подвешивались к иконам, покровы с изображениями святых клались на их гробницы, покровцами - воздухом и сударями закрывали литургические сосуды - дискос и потир. В пасхальных богослужениях участвовали плащаницы. Сюжеты лицевого шитья соответствуют назначению предметов и раскрывают их сакральный смысл.

Памятники русского лицевого шитья часто имеют вкладные надписи. Тексты надписей сообщают дату и место вклада, имена дарителей. Уникальны надписи, в которых названы имена создателей произведения. На пелене 1510 года «Похвала Богоматери», представленной в экспозиции, во вкладной надписи значится имя вышивальщицы - княгини Анны - второй жены удельного князя Федора Борисовича Волоцкого.

Каждый памятник лицевого шитья - плод труда целого коллектива. Иконописцы («знаменщики») наносили рисунок на ткань, словописцы писали сложные надписи, «травщика» призывали для исполнения растительного (травного) орнамента. Однако решающую роль в создании художественного образа в произведениях шитья играли мастерицы-вышивальщицы.

Дорогостоящие материалы, которые использовались мастерицами - ткани, шелковые, золотные и серебряные нити привозились из стран Западной Европы, из Турции, Ирана, Китая. Начиная с середины XVI века, в шитых произведениях все шире использовали жемчуг и вставки из драгоценных металлов и камней Памятники лицевого и орнаментального золотного шитья, дошедшие до нашего времени, большей частью созданы в светлицах богатых монастырей, мастерских при дворах феодальной знати и богатого купечества, и, конечно, в великокняжеских, а затем и царских мастерских.

---

The collection of needlework and ornamental embroidery is based on the items from the sacristy of the Resurrection New Jerusalem Monastery where the museum was located from 1920 to 2013. The collection significantly enriched thanks to artistically valuable items from closed monasteries and churches of Moscow Region, as well as from museums disbanded in 1930s.

The collection consists of ecclesiastical textiles used for various purposes. Needlework of 16th - early 18th century is considered the most significant Embroidered khorugvs (banners) and icons were carried out during military campaigns, state or church ceremonies, embroidered images decorated imperial robes and vestments of dergy Embroidery was an integral part of churches' Interior Shrouds were hung under icons, covers with images of the saints were put on their tombs, aers covered liturgy vessels - the diskos and chalice.

Each needlework artefact is a result of the collective work. Huge and complex artworks could require several months and even years

Expensive materials such as fabrics, silk, gold and silver threads were brought from Western Europe, Turkey, Iran, and China. Since the middle of 16th century pearls and inlays made of precious metals and stones started to be commonly used in embroidered artworks. Gold embroidery that survived to this very day was mostly created in chambers of rich monasteries, workshops of feudal nobility and wealthy merchants and, of course, by the Court


1. Залы музея

Фото 5 января 2020 года

А)




Б)




В)




2. Епитрахиль

Россия. Вторая половина XVII века
Атлас, холст, льняные нити, пряденые золотные и серебряные нити, шелковые нити, блестки
EPITRACHELION
Russia. Second half of 17th century
Satin, canvas, linen threads, gold and silver threads, silk threads, sequins
Фото 5 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




3. Епитрахиль

Москва. Вторая половина XVII века
Бархат и шелк иностранного производства, льняные нити пряденые золотные, серебряные нити, шелковые нити, блестки. Ткачество, шитьё
EPITRACHEUON
Moscow. Second half of 17th century
Foreign-made velvet and silk, linen gold threads, silver threads, silk threads, sequins. Weaving, needlework
Фото 5 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




4. Набедренник

Россия (Новгород?). Вторая половина XVII века
Бархат иностранного производства, позумент, пряденые золотные и серебряные нити, серебро, малоценные камни, стекло, бирюза, жемчуг, блестки, бахрома. Ткачество, чеканка, низание, шитьё
Из ризницы собора Успения Пресвятой Богородицы Валдайского Иверского монастыря
WAISTCLOTH
Russia (Novgorod?). Second half of 17-th century
Foreign-made velvet, passementerie, gold and silver threads, silver, non-precious gemstones, glass, turquoise, pearls, sequins, fringe. Weaving, chasing, stringing, needlework
From the sacristy of the Vaiday Iversky Monastery
Фото 5 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




5. Сулок

Россия. Конец XVII веха
Золотный атлас (Иран), атлас иностранного производства, пряденые золотные и серебряные нити, шелковые нити, канитель, блестки, бахрома. Ткачество, шитьё
Из ризницы Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
SULOK
Russia. Late XVII century
Golden satin (Iran), foreign-made atlas, gold and silver threads, silk threads, French wire, sequins, fringe. Weaving, needlework
From the sacristy of the New Jerusalem Monastery
Фото 5 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




6. Набедренник

Конец XVII века
Бархат иностранного производства, кружево, бахрома, жемчуг, жемчужные плашки, золотные нити. Ткачество, шитьё, низание
Из ризницы Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
WAISTCLOTH
Late 17-th century
foreign-made velvet lace, fringe, pearls, pearl discs, gold threads, glass Weaving, needlework, stringing
From the sacristy of the New Jerusalem Monastery
Фото 5 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




7. Поручи

Россия. Третья четверть XVII века
Бархат, пряденые золотные и серебряные нити, шелковые нити, канитель, блестки, галун. Ткачество, шитьё
Из ризницы Рождества Пресвятой Богородицы Можайского Лужецкого монастыря
EPIMANIKIA
Russia. Third quarter of 17-th century Velvet, gold and silver threads, silk threads, French wire, sparkles, galoon. Weaving, needlework
From the sacristy of the Luzhetsky Monastery
Фото 5 января 2020 года




8. Набедренник

Москва. Конец XVII века
Бархат иностранного производства, кружево, позумент, пряденые золотные и серебряные нити, шелковые нити, шнур, картулин. Ткачество, шитьё
Вклад Василия Саввича и Агриппины Павловны Нарбековых в Рождества Пресвятой Богородицы Можайский Лужецкий монастырь
WAISTCLOTH
Moscow. Late 17th century
Foreign-made velvet, lace, passementerie, gold and silver threads, silk threads, cord, thick paper. Weaving, needlework
Donation of Vasily and Agrippina Narbekov to the Luzhetsky Monastery
Фото 5 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




9. Покровец

Россия. XVII век
Ткань. Испания и Иран. Начало XVII века
Аксамиченный бархат, атлас, бархат, серебро, чеканка
AER Russia. 17-th century
Fabric. Spain, Iran. Early 17-th century
Acsamit, satin, velvet, silver, chasing
Фото 5 января 2020 года




10. Митра

Москва XVII век, перешита в 1723 году
Ткань (гризет), золото, серебро, рубины, сапфиры, аквамарины, шпинель, жемчуг
Чеканка, гравировка, позолота
Из ризницы собора Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря
MITRE
Moscow. 17-th century. Redone in 1723
Fabric (grisette), gold, silver, rubies, sapphires, aquamarines, spinel, pearls
Chasing, engraving, gilding
From the sacristy of the Savvino-Storozhevsky Monastery
Фото 5 января 2020 года




11. Фелонь

Россия. Конец XVII - начало XVIII века
Парча (Франция), шелк, пряденые золотные и серебряные нити, шелковые нити. Ткачество, шитьё
Из ризницы Рождества Пресвятой Богородицы Можайского Лужецкого монастыря
PHELONION
Russia. Late 17-th - early 18-th centuries
Brocade (France), silk, gold and silver threads, silk threads. Weaving, needlework
From the sacristy of the Luzhetsky Monastery
Фото 5 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




12. Кандило

Москва. Середина XVII века
Серебро, чеканка, гравировка, позолота
Из собора Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря
CANDLESTICK
Moscow. Mid-17-th century
Silver, chasing, engraving, gilding
From the Savvino-Storozhevsky Monastery
Фото 5 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




13. Пелены

Пелена. Похвала Богородице
Пелена. Христос с апостолами («Союзом любви связуемы апостолы...»)
Шитьё - княгиня Анна Волоцкая. Знаменщик - Феодосий (?). 1510
Камка, крашенина, шелковые, пряденые золотые и серебряные нити. Ткачество, шитьё, набойка
Вклад удельного князя Фёдора Борисовича Волоцкого в Воскресенский собор города Волоколамска
PODEA. PRAISE ТО THE MOTHER OF GOD
PODEA. CHRIST WITH THE APOSTLES ("THE APOSTLES ARE CONNECTED BY THE UNION OF LOVE...")
Needlework - Princess Anna Volotskaya
Icon painter - Theodosius (?). 1510
Damask, coloured canvas, silk, gold and silver threads
Weaving, needlework, printing on cloth
Donation to the Resurrection Cathedral of the city of Volokolamsk
Фото 5 января 2020 года

А) Витрина с пеленами




Б) Пелена. Похвала Богородице




В) Пелена. Христос с апостолами («Союзом любви связуемы апостолы...»)




14. Воздух. Христос во гробе

Москва. Третья четверть XVII века
Камка, атлас, шелковые, пряденые золотные и серебряные нити, жемчуг, жемчужный бисер. Ткачество, шитьё, низание
Из ризницы Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
AER. ENTOMBMENT
Moscow. Third quarter of 17th century
Satin, damask, silk, gold and silver threads, pearls, pearl beads
Weaving, needlework, stringing
From the sacristy of the New Jerusalem Monastery
Фото 5 января 2020 года




15. Евангелие напрестольное

Москва. Печатный двор. 1689
Бумага, печать, гравюра на дереве
Вклад царевны Татьяны Михайловны в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
ALTAR GOSPEL
Moscow Print Yard. 1689
Paper, printing, woodcut
Donation of Tsarevna Tatiana Mikhailovna to the New Jerusalem Monastery
Фото 5 января 2020 года




16. Евангелие напрестольное

Москва Печатный двор. 1681
Бумага, печать, гравюра на дереве, темпера, позолота, камка
ALTAR GOSPEL
Moscow Print Yard. 1681
Paper, printing, woodcut, tempera, gilding, damask
Фото 5 января 2020 года




17. Владимирская икона Богоматери

Мастерская царицы Евдокии Лукьяновны. 1640-е
Бархат, холст, шелковые, пряденые золотные и серебряные нити, трунцал. Ткачество, шитье
Поступила из Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
ICON OF THE MOTHER OF GOD OF VLADIMIR
Workshop of Tsarina Evdokia Lukyanovna 1640s
Velvet, canvas, silk, gold and silver threads, french wire. Weaving, needlework
Came from the New Jerusalem Monastery
Фото 5 января 2020 года




18. Палица «Рождество пресвятой Богородицы»

Мастерская Марии Луговской. 1662
Атлас, шелк, шелковые, пряденые золотные, серебряные
и сканые нити. Ткачество, шитьё
Вклад Марии Луговской в Можайский Рождества Пресвятой Богородицы Лужецкий монастырь
EPIGONATION. NATIVITY OF THE MOTHER OF GOD
Workshop of Maria Lugovskaya. 1662
Satin; silk, spun gold, silver and filigree threads. Weaving, needlework
Donation of Maria Lugovskaya to the Luzhetsky Monastery
Фото 5 января 2020 года




19. Палица «Господь вседержитель с предстоящими»

Москва. Середина XVII века
Камка, атлас, шелковые, пряденые золотные и серебряные нити, крашенина. Ткачества шитьё
Из ризницы Можайского Рождества Пресвятой Богородицы Лужецкого монастыря
EPIG0NAT10N. LORD ALMIGHTY WITH SAINTS
Moscow. Mid-17th century
Damask, satin, silk, gold and silver threads, coloured canvas. Weaving, needlework
From the sacristy of the Luzhetsky Monastery
Фото 5 января 2020 года




20. Палица «Рождество пресвятой Богородицы»

Царские светлицы. Середина XVII века
Камка (Италия), атлас, шелковые, пряденые золотные и серебряные нити. Ткачество, шитьё
Из ризницы Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря
EPIGONATION. NATIVITY OF THE MOTHER OF GOD
Tsar's workshop. Mid-17th century
Damask (Italy), satin, silk, gold and silver threads Weaving, needlework
From the sacristy of the Savvino-Storozhevsky Monastery
Фото 5 января 2020 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru