Мой Виртуальный Музей | Россия

Саратовская область

Мемориальный комплекс «Журавли» и Музей боевой и трудовой славы


1. «Журавли»

Мемориальный комплекс «Журавли» в парке Победы на Соколовой горе – памятник саратовцам, погибшим в Великой Отечественной войне.
Проект архитектора Юрия Ивановича Менякина. Открыт 9 мая 1982 года.
Фото 17 июня 2016 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




2. «Журавли». Фонтан слез

Мемориальный комплекс «Журавли» в парке Победы на Соколовой горе – памятник саратовцам, погибшим в Великой Отечественной войне.
Проект архитектора Юрия Ивановича Менякина. Открыт 9 мая 1982 года.
Фото 17 июня 2016 года




3. «Журавли». Вечный огонь

Мемориальный комплекс «Журавли» в парке Победы на Соколовой горе – памятник саратовцам, погибшим в Великой Отечественной войне.
Вечный огонь открыт в 1999 году.
Фото 17 июня 2016 года




4. «Журавли». Аллея Славы

На плитах помещены имена саратовцев – кавалеров Ордена Славы и Героев Советского Союза. Дважды героям установлены бюсты. На фото бюст Крылова Николая Ивановича (1903 – 1972), уроженца села Голяевка Саратовской губернии (сейчас село Вишневое Пензенской области). Звания Героя получил за командование войсками в Белорусской и Восточно-Прусской операциях.
Мемориальный комплекс «Журавли» в парке Победы на Соколовой горе – памятник саратовцам, погибшим в Великой Отечественной войне.
Фото 17 июня 2016 года




5. Вид на Саратовский мост и Энгельс на другом берегу от смотровой площадки «Журавлей»

Фото 17 июня 2016 года




6. Вид на Саратов от смотровой площадки «Журавлей»

Фото 17 июня 2016 года




7. Буксировочный катер проекта Т-63

Разработан в ЦКБ Главлеспрома. Первый проект утвержден в 1949 г. Класс речного регистра «О» (озерный): для плавания на крупных водохранилищах, в низовьях крупных рек при высоте волны до 2 м. Предназначен для работы на лесосплаве и буксировки несамоходных судов. Может быть использован для перевозки до 1,5 т грузов или до 20 человек, размещенных в жилых каютах. Катер – однопалубный винтовой с развитым полубаком, с помещениями в корпусе и полуутопленной рулевой рубкой. В разных модификациях выпускался до середины 1970-х гг. В экспозиции музея на катер установлены 37-мм спаренная зенитная установка В-11 и 45-мм корабельная пушка 21КМ. Данный экспонат имитирует катер периода Великой Отечественной войны, применявшийся для защиты железнодорожного моста через Волгу в районе г. Саратова от налетов вражеской авиации.
Длина, м – 17,5
Ширина, м – 3,78
Высота без мачты, м – 3,6
Высота борта, м – 1,6
Водоизмещение наибольшее, т – 23,4
Водоизмещение без дедвейта, т – 19,1
Осадка средняя при водоизмещении 23,4 т, м – 0,87
Осадка средняя при водоизмещении 19,1 т, м– 0,78
Мест для экипажа – 6
Скорость без состава, км/ч – 20
Мощность двигателя, л.с. – 235
Экспозиция Музея боевой славы
Фото 17 июня 2016 года




8. 100-мм зенитная пушка КС-19

Разработана на Свердловском машиностроительном заводе им. М.И. Калинина № 8 под руководством Л.В. Люльева. Принята на вооружение в 1948 г. В 1950 г. была проведена модернизация пушки, и она получила обозначение КС-19М2. Предназначена для поражения целей на высоте до 15,5 км по данным ПУАЗО или с помощью прицельных приспособлений. КС-19 является механизированной пушкой, у которой все операции по производству выстрела после заряжания производятся автоматически. Она установлена на четырехколесной платформе КЗУ-16 и обладает высокой подвижностью. До появления зенитных управляемых ракет являлась одним из главных средств борьбы с высоколетящими целями. С 1948 по 1955 гг. было изготовлено более 10 тыс. единиц. Производилась на заводах №8 и №235 (г. Воткинск)
Максимальная вертикальная дальность стрельбы, км – 15,4
Максимальная горизонтальная дальность стрельбы, км – 21
Начальная скорость снаряда, м/с – 900
Скорострельность, выстр/мин – 15
Угол вертикального обстрела, град. – -3 +85
Угол горизонтального обстрела, град. – 360
Высота в боевом положении, мм – 7650
Длина в походном положении, мм – 9230
Ширина в походном положении, мм – 2350
Время перевода из походного положения в боевое, мин – 5
Масса в боевом положении, кг – 9350
Масса снаряда, кг – 15,6
Расчет, чел. – 7
Скорость перевозки, км/ч – 35
Экспозиция Музея боевой славы
Фото 17 июня 2016 года




9. 50-мм автоматическая зенитная пушка С-60

Разработана в Центральном артиллерийском конструкторском бюро под руководством Л.А. Локтева. Принята на вооружение в 1950 г. Пушка предназначена для стрельбы по воздушным целям, находящимся на дальности до 6 км. Основным способом стрельбы является стрельба батареей при наводке с помощью ПУАЗО. При помощи ПУАЗО и радиолокационной станции огонь можно вести по ненаблюдаемым целям. С-60 установлена на двухосном четырехколесном лафете и обладает высокой подвижностью. За время серийного производства (1950 – 1957 гг.) выпущено около 6 тыс. ед. Пушка экспортировалась во многие страны и неоднократно применялась в военных конфликтах (Корея, Вьетнам, арабо-израильские конфликты).
Максимальная вертикальная дальность стрельбы, м – 8800
Максимальная горизонтальная дальность стрельбы, м – 12000
Начальная скорость снаряда, м/с – 1000
Темп стрельбы, выстр./мин – 120
Угол вертикального обстрела, град. – -2 +87
Угол горизонтального обстрела, град. – 360
Высота в боевом положении, мм – 6000
Длина в походном положении, мм – 8600м Ширина в походном положении, мм – 2054
Время перевода из походного положения в боевое, мин – 1 – 2
Масса, кг – 4875
Масса снаряда, кг – 2,8
Расчет, чел. – 8
Скорость перевозки, км/ч – 60
Экспозиция Музея боевой славы
Фото 17 июня 2016 года




10. 37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 г. 61-К

Разработана в 1938 г. конструкторами И.А. Ляминым и Л.В. Люльевым под руководством главного конструктора завода им. М.И. Калинина М.Н. Логинова. 61-К в годы Великой Отечественной войны являлась основным средством Красной Армии для прикрытия войск от низколетящих и пикирующих самолетов противника. Устройство пушки позволяло при необходимости вести стрельбу прямой наводкой. За годы войны наземными средствами ПВО сухопутных войск фронтов было сбито 21 645 самолетов противника, 14657 из них приходится на долю зенитной артиллерии малого калибра.
Калибр, мм – 37
Длина ствола, в калибрах – 62,2
Вес пушки, кг – 2100
Вес снаряда, кг – 0,73
Начальная скорость снаряда, м/с – 880
Темп стрельбы, выст./мин – 160 – 170
Зона поражения, км 4
Расчет, чел. – 7
Экспозиция Музея боевой славы
Фото 17 июня 2016 года




11. 14,5-мм счетверенная зенитная пулеметная установка ЗПУ-4

Разработана конструкторским коллективом под руководством И.С. Лещинского. Принята на вооружение в 1949 г. ЗПУ-4 вооружена четырьмя 14,5 зенитными пулеметами Владимирова и установлена на двухосном четырехколесном лафете. Установка предназначена для обороны войск от воздушных целей находящихся на высотах до 2-х км, а также может использоваться для борьбы с наземными легкобронированными целями на дальностях до 1 км. Установка имеет высокие боевые и тактико-технические данные, что необходимо для поражения внезапно появляющихся и быстро движущихся целей. Для стрельбы установка опускается на домкраты, опирающиеся на грунт, однако при необходимости стрельбу можно вести и с колес.
Дальность действительного огня, м – 2000
Начальная скорость пули Б-32, м/с – 990
Темп стрельбы из четырех пулеметов, выст./мин – 2200
Боевая скорострельность, выстр./мин – 600
Угол вертикального обстрела, град. – -10 +90
Угол горизонтального обстрела, град – 360
Высота наибольшая, мм – 2580
Длина в боевом положении, мм – 4000
Ширина в боевом положении, мм – 2700
Время перевода из походного положения в боевое, с – 25-30
Масса с пулеметами и 600 патронами, кг – 2100
Масса пули Б-32, г – 63,6
Расчет, чел – 6
Скорость перевозки, км/ч – 50
Экспозиция Музея боевой славы
Фото 17 июня 2016 года




12. Прожектор зенитный

Прожектор – осветительный прибор дальнего радиуса действия. Впервые применен в франко-прусской войне 1870 – 1871 гг. при обороне Парижа. С 1927 г. состоит на вооружении прожекторных частей войск ПВО Красной Армии. При штурме Берлина маршал Г.К. Жуков впервые в истории применил прожектора в сухопутной операции для ослепления войск противника. Осенью 1941 г. создан Саратовско-Балашовский район ПВО. Прожектористы в составе зенитных частей вставали на охрану саратовского неба. Благодаря их самоотверженности 16 фашистских самолетов были сбиты в небе Саратова.
Z-15-4 Anti-Aircraft Searchlight station Dummy
Экспозиция Музея боевой славы
Фото 17 июня 2016 года




13. 125-мм танковая пушка Д-81Т на лафете гаубицы Б-4

Первая отечественная 125-мм гладкоствольная танковая пушка Д-81Т (2А26) была разработана в 1982 г. на Уральском заводе тяжелого машиностроения в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова. Принята на вооружение в 1968 г. Этой пушкой вооружались танки Т-64А. Пушками семейства Д-81 вооружались все модификации танков Т-72, Т-80, Т-90. В 1960-х гг. проводились полигонные испытания пушки, во время которых она устанавливалась на лафете гаубицы Б-4. 203-мм гаубица образца 1931 г. Б-4 была принята на вооружение в 1934 г. Конструкция лафета с гусеничным ходом, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Гаубица выпускалась на Ленинградском заводе № 232 «Большевик» и Сталинградском заводе № 221 «Баррикады».
Пушка Д81-Т
Длина трубы ствола, мм – 6000
Длина отката, мм – 300 – 340
Живучесть ствола, выстрелами БПС – менее 300
Выстрел ЗВБМ-7 с бронебойным подкалиберным снарядом
Начальная скорость, м/с – 1780
Бронепробиваемость на дальности 2000 м:
Нормативная, 0°/60°, мм – 310/120
Средняя, 0°, мм – 340
Гаубица Б-4
Наибольший угол возвышения, град – 60
Угол склонения, град – 0
Угол горизонтального обстрела, град – 8
Скорость перевозки, км/ч – 15
Экспозиция Музея боевой славы
Фото 17 июня 2016 года




14. Ледокол «Саратовский». Модель

Экспозиция Музея трудовой славы
Ледокол был изготовлен в Англии в 1896 году, по заказу Рязано-Уральской железной дороги, правление которой находилось в Саратове. Для владельцев Рязано-Уральской железной дороги строительство ледокола и парома оказалось гораздо дешевле, чем строительство моста. Саратовский речной флот получил уникальный с инженерной точки зрения корабль. По свидетельствам очевидцев известно, что водяные трубы на ледоколе были из свинца, паропроводы – из чистой красной меди, а большинство гаек – из бронзы. Гребные винты были из латуни и весили по 270 кг каждый.
Для прохода судна по узким шлюзам Мариинского канала в конструкции ледокола была сделана продольная перегородка, которая позволила разделить судно на две продольные части. Выйдя из шлюзов канала, части парохода были воссоединены в целое и по Волге дошли до Саратова. Подтверждением тому является и внешний вид ледокола – две его трубы расположены перпендикулярно оси судна. «Саратовский ледокол» был доставлен в Саратов и начал свою работу 1 марта 1896 года. Этот пароход стал первым ледоколом в России и первым речным ледоколом в мире. Он принимал участие в военных действиях в 1918 году в Вольске и Балакове против эсеров, в 1942 году в Сталинградской битве. После войны ледокол работал на строительстве Волжской ГЭС в Сталинграде. В 1960-х годах при строительстве автодорожного моста между Саратовом и Энгельсом «Саратовский ледокол» колол лед в районе стройки и буксировал понтоны с пролетными конструкциями. По окончании строительства моста ледокол был пришвартован к причалу мостоотряда № 8, где затонул прямо у причала.
Компас с «Саратовского ледокола» сохранился до наших дней, т.к. в условиях работы на реке оказался невостребованным, его демонтировали сразу же по прибытии ледокола к месту работы.
Фото 17 июня 2016 года




15. Залы Музея трудовой славы

Фото 17 июня 2016 года

А)




Б)





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru