Мой Виртуальный Музей | Россия

Воронежская область

«Великий Кинемо»
Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)
Выставка в Воронежском областном художественном музее


4 июня 2015 года в 16.00 в рамках пятого Платоновского фестиваля в ВОХМ им. И.Н. Крамского откроется выставка, посвящённая киноплакату 20-х годов XX века. На выставке будут экспонироваться 73 работы первых русских киноплакатистов Г. Алексеева, М. Кальмансона, П. Житкова и мастеров авангардного искусства А. Лавинского, братьев В.и Г. Стенберги, Н. Прусакова, М. Векслера и др. из собрания Русского государственного музея.

Становление киноплаката как самостоятельного жанра происходило в 1910-х годах. Существенный подъём российского кинопроизводства пришелся на период Первой Мировой войны, когда и было создано наибольшее количество дореволюционных отечественных киноплакатов. Плакат мгновенно завоевал художественное пространство, внедрился в повседневную жизнь, стал феноменом советского и постсоветского общества. Плакаты начала XX века отражают те исторические события, которые сотрясали Россию в те годы и дает возможность, воссоздать характер и структуру творческого мышления его ведущих представителей.

Первоначально плакаты, рекламирующие фильмы, создавались способом перерисовки отдельных кадров, позже художники стали работать более глубоко, показывая главных героев, их суть, давая представление о сюжете и жанре картины.

Эти плакаты и стали неотъемлемой частью городских улиц, в которых нашли своё отражение примитивный лубки, лаконизм конструктивизма, и конечно изысканность модерна. Художники осваивали принципы фотомонтажа.

Киноплакаты 20-х годов были ориентированы на массовое восприятие, вознеся тем самым этот жанр в большое искусство.

Выставка продлится до 4 июля

1. Семен Абрамович Семенов-Менес. Плакат к фильму «Мисс Менд»

М.: издание Межрабпом-Русь. 1926.
Хромолитография
Годы жизни художника: 1895 (Гродно) – 1972 (Москва)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Межрабпом-Русь, М., 1926. Приключения. Прокат трехсерийного советского боевика «Мисс Менд» сопровождался большой рекламной компанией, в которой участвовали многие художники. На нескольких плакатах Семенова-Менеса название фильма обыграно броскими слоганами, а жесты героев, выхваченные из фильма, приобретают новую трактовку. Экспрессивный персонаж Бориса Барнета, призывающий пойти в кинотеатр, получился очень убедительным. Вскоре этот образ был практически скопирован на плакате, агитирующем за покупку государственного займа.

Фото 26 июня 2015 года




2. Зал выставки «Великий Кинемо»

Фото 26 июня 2015 года

А)




Б)




B)




Г)




3. Неизвестный художник. Плакат к фильму «Дом на Трубной»

М.: издание Межрабпом-фильм. [1928].
Хромолитография
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Межрабпом-Русь, М., 1928. Комедия. Хозяева парикмахерской Голиковы, живущие на Трубной улице, нещадно эксплуатируют домработницу Парашу Питунову, не являющуюся членом профсоюза. Но девушка оказывается тезкой депутата Моссовета от профсоюза горничных; путаница приводит к череде недоразумений. В итоге героиня вступает в профсоюз, который устраивает суд над Голиковыми. В плакате применен популярный прием наплыва: имитирующие фотографию, полупрозрачные портреты героев, наслаиваются на другие элементы изображения. Лестница, «замыкающая» на себе всю композицию – также принадлежит к популярнейшим объектам изображения киноплакатистов.

Фото 26 июня 2015 года




4. Семен Абрамович Семенов-Менес. Плакат к фильму «Потомок Чингисхана»

М.: издание Межрабпом-фильм. [1928].
Хромолитография
Годы жизни художника: 1895 (Гродно) – 1972 (Москва)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Межрабпом-фильм, М., 1928. Драма. Партизан Баир попадает в плен к англичанам, у него находят старинный амулет с грамотой Чингизхана. Оккупанты хотят объявить Баира «потомком Чингизхана» и, воспользовавшись им, завладеть всей Монголией. Но Баир поднимает за собой народ на борьбу с захватчиками. В центре внимания художника – не классовая борьба, а экзотическая составляющая фильма. Плакат привлекает внимание не только устрашающим окружением миловидной головки героини. Его лаконичная и броская композиция безупречна в художественном отношении.

Фото 26 июня 2015 года




5. Неизвестный художник. Плакат к фильму «Гонщик против воли»

М.: издание Совкино, не ранее 1925
Хромолитография
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Оригинальное название «Keep smiling». Производство США, 1925. Комедия. Изобретатель надувного спасательного жилета получает возможность продемонстрировать свое изобретение. Благодаря череде недоразумений его принимают за чемпиона лодочных гонок, и ему приходится доказывать свое мастерство на воде. Цель автора плаката: передать ощущение гонки. Обыграв название картины. Не только герой изображен в движении, но и в смонтированной «фотоленте» возникает иллюзия мелькания кадров.

Фото 26 июня 2015 года




6. Владимир Михайлович Каабак. Плакат к фильму «Мисс Менд»

М.: изд. Межрабпом-Русь. 1926.
Хромолитография
Годы жизни художника: 1888 (Киев) – 1937 (или 1938?, репрессирован)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Межрабпом-Русь, М., 1926. Приключения. Плакатисты по-разному обыгрывали наиболее характерные изображения персонажей. Злодей Чиче присутствует в одной и той же позе на работах нескольких художников. На плакате Каабака он, наряду с другими персонажами, «обживает» придуманную художником букву-коробку.

Фото 26 июня 2015 года




7. А. М. и Е.А. Лавинские. Плакат к фильму «Мисс Менд»

М.: изд. Межрабпом-Русь. 1926.
Хромолитография
Годы жизни художников:
Антон Михайлович Лавинский 1893 (Сочи) – 1968 (Москва)
Елизавета Александровна Лавинская 1901 - 1948
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Межрабпом-Русь, М., 1926. Приключения. Действие происходит в США и Советской России. Вивиан Менд, машинистка заводоуправления Гордона Сторна, с сослуживцем Гопкинсом и репортерами Барнетом и Фогелем расследуют похищение олигарха, организованного главой зловещей организации Чиче. Затем они срывают коварные планы Чиче по распространению в Ленинграде бацилл чумы. В интригу оказывается втянут сые Сторна Артур, ухаживающий зв Вивиан под видом скромного клерка. На плакате Лаинского громадная фигура главного злодея-изобретателя Чиче (артист Сергей Комаров) замыкает на себя всю сложную композицию.

Фото 26 июня 2015 года




8. Григорий Николаевич Рычков. Плакат к фильму «Золотое руно»

М. Издание «Совкино». [1928].
Хромолитография
Годы жизни художника: 1885 () – 1972 ()
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Совкино, Л., 1927. Бывшая помещица и хозяйка частной артели Марфа Гринева, чтобы заполучить племенного барана батрачки Алены, женит на ней своего сына Глеба. Узнав, что баран уже передан в животноводческое хозяйство, Марфа избивает беременную невестку и выгоняет из дома. Суд признает Гриневу виновной, и она в отместку поджигает пастбища с отарами овец, которые вовремя удается потушить. В плакате сочетаются приемы, характерные для Рычкова и для всего киноплаката второй половины 1920-х годов: эффектно поданное крупным планом лицо, контрасты цвета, имитация «растрового» изображения.

Фото 26 июня 2015 года




9. Григорий Николаевич Рычков. Плакат к фильму «Буйной дорогой»

М. Издание «Совкино». 1929.
Хромолитография
Годы жизни художника: 1885 () – 1972 ()
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Ленсовкино, 1928. Документальный кинофельетон об автомобилях и автолюбителях.

Фото 26 июня 2015 года




10. Александр Ильич Наумов. Плакат к фильму «Дочь Рафке»

Л.: Издание Межрабпом-Русь. 1927.
Хромолитография
Годы жизни художника: 1899 () – 1928 ()
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Оригинальное название «Fraulein Raffke». Производство Германия, 1923. Немецкое общество времен гиперинфляции 1920-х годов. Быстро разбогатевший за счет кризиса Эмиль Рафке наслаждается жизнью, устраивая шикарные костюмированные приемы и флиртуя. Но его главная мечта – выдать свою любимую дочь Лили за барона – внезапно рушится, так как она вопреки его желанию выходит замуж за простого конторщика. Один из ведущих киноплакатистов 1920-х, Наумов в этом плакате трансформирует «реальные» образы в декоративную, плоскостную композицию. Геометрический узор превращается то в «звуки джазовой музыки», то в сложный головной убор героини.

Фото 26 июня 2015 года




11. Неизвестный художник. Плакат к фильму «Жизнь за жизнь»

Л.: Издание Межрабпом-Русь. 1928.
Хромолитография
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Оригинальное название «Dagfin». Производство Германия, 1926. В детективной драме, происходящей на горнолыжном курорте участвуют героиня, ее бывший муж, вскоре найденный убитым, ее новый друг – инструктор по лыжам и турецкий генерал – приятель мужа. Фильм имел огромный успех во многом благодаря исполнительнице главной роли – популярной итальянской актрисе Марчелле Альбани. Ее звездный статус подчеркнут в плакате: фигура Альбани словно купается в лучах славы.

Фото 26 июня 2015 года




12. Иосиф Васильевич Герасимович. Плакат к фильму «Белла Донна»

М.: Издание Госкинпромгрузии. Не ранее 1926.
Хромолитография
Годы жизни художника: 1893/1894 (Любомль, Волынская губ.) – 1986 (Москва)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Оригинальное название: «Bella Donna»; США, 1923. В прокате СССР с 1926 г. Драма. По мотивам романа Роберта Смита Хиченса (1909). Руби Чепстоу вышедшая замуж по расчету, узнает, что муж не получит предполагаемого наследства, и решает его отравить, чтобы воссоединиться с любовником. Но ее планы рушатся: муж остается жив, а любовник отрекается от нее. Потеряв все, героиня уходит в пустыню в поисках смерти. Первая роль в американском кино Полы Негри, ставшей впоследствии секс-символом Голливуда. Порочная притягательность актрисы тонко передана Герасимовичем, создавшим целый ряд плакатов с портретами отечественных и зарубежных кинокрасавиц.

Фото 26 июня 2015 года




13. Антон Михайлович Лавинский. Плакат к фильму «Броненосец «Потемкин»»

М.: Издание Госкино. [1925].
Хромолитография
Годы жизни художника: 1893 (Сочи) – 1968 (Москва)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Госкино, М., 1925. Историко-революционная эпопея о восстании на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в июне 1905 года. Плакат Лавинского – признанный шедевр мирового плакатного искусства, экспонировались на 2-й Выставке киноплаката 1926 года в Москве, знаменовашей расцвет этого вида искусства. Художник сочетает объемный по своей сути фотокадр и уплощенное изображение корабельного орудия.

Фото 26 июня 2015 года




14. Александр Михайлович Родченко. Плакат к фильму «Броненосец «Потемкин»»

М.: Издание Госкино/Совкино. [1925].
Хромолитография
Годы жизни художника: 1891 (Санкт-Петербург) – 1956 (Москва)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Госкино, М., 1925. Историко-революционная эпопея о восстании на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в июне 1905 года. Фильм сразу стал визитной карточкой нового Советского кинопроизводства. К нему был создан целый ряд плакатов, выполненных ведущими художниками.

Фото 26 июня 2015 года




15. Михаил (Моисей) Соломонович (Семенович) Векслер. Плакат к фильму «Соперники»

Л.: издание Севзапкино. [1926].
Хромолитография
Годы жизни художника: 1898 (Витебск) – 1976 (Ленинград)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Ленинградкино/Севзапкино. 1926. Драма. Борьба советского рабочего-изобретателя Рязанцева с представителем английской фирмы Джонсоном за внедрение на транспорте тормоза отечественной марки.

Фото 26 июня 2015 года




16. Михаил (Моисей) Соломонович (Семенович) Векслер. Плакат к фильму «Дети бури»

Л.: Издание Ленинградкино. 1926.
Хромолитография
Годы жизни художника: 1898 (Витебск) – 1976 (Ленинград)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Ленинградкино. 1926. Приключения. 1919 год. Комсомольский отряд отправляется защищать Петроград от белогвардейских войск Юденича. Пробравшись в тыл врага и, пройдя через многие препятствия, герои доносят до командования план дислокации белых. Эффектные шрифтовые плакаты Векслера были особо отмечены современной критикой. Их композиция составлена из супрематических элементов, с теорией которого Векслер познакомился, обучаясь у К.С. Малевича. И шрифт названия, и бруски текста, и условные геометризованные формы создают единое пространство.

Фото 26 июня 2015 года




17. В.А. Стенберг и Г.А. Стенберг. Плакат к фильму «Турксиб»

Л.: Издание Востоккино. 1929.
Хромолитография
Годы жизни художников:
Владимир Августович Стенберг - 1899 (Москва) – 1982 (Москва)
Георгий Августович Стенберг - 1900 (Москва) – 1933 (Москва)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Востоккино, 1929. Документальный. Посвящен строительству Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали. Один из самых известных плакатов Стенбергов. Художники используют прием наплыва двух изображений («кадров») друг на друга. Они создали мощный образ нового, механистического мира, который в буквальном смысле врывается в человеческую жизнь.

Фото 26 июня 2015 года




18. Яков Тимофеевич Руклевский. Плакат к фильму «Любовь втроем»

М.: издание Совкино. 1927.
Хромолитография
Годы жизни художника: 1894 (Смоленск) – 1965 (Москва)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Совкино, М., 1927. Мелодрама, посвящена проблеме нового советского быта. Приехавший из провинции в Москву печатник Владимир поселяется в комнате своего фронтового друга Николая, и постепенно сближается с его женой Людмилой. Отношения между ними запутываются. Людмила уезжает, чтобы начать новую жизнь. Композиция плаката навеяна фрагментом фильма: после отъезда мужа в командировку, активизировавшего ухаживания соседа, героиня в смятенных чувствах гадает на картах.

Фото 26 июня 2015 года




19. Израиль Давыдович Боград. Плакат к фильму «Аэлита»

М.: издание Межрабпом-Русь. Не ранее 1924.
Хромолитография
Годы жизни художника: 1899 (Ростов-на-Дону) – 1938 (Москва, расстрелян)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Межрабпом-Русь, М., 1924. По роману Алексея Толстого. Основной сюжет разворачивается во сне инженера Лося, конструирующего межпланетный аппарат: полет на Марс вместе с детективом, преследующим его за мнимое убийство жены и с буденовцем Гусевым, роман с властительницей планеты Аэлитой, мечта о революции рабов-марсиан… Первый фильм, созданный объединением Межрабпом-Русь, сопровождался широкой рекламой. Объемно, эффектно смоделированные Боградом киногерои всегда притягивали взгляды зрителей.

Фото 26 июня 2015 года




20. Семен Абрамович Семенов-Менес. Плакат к фильму «Поцелуй Мэри»

М.: издание Межрабпом-Русь. 1927.
Хромолитография
Годы жизни художника: 1895 (Гродно) – 1972 (Москва)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Межрабпом-Русь и Совкино, М., 1928. Комедия. Билетер кинотеатра Гога Палкин должен стать знаменитым, чтобы добиться любви Дуси. На киностудии из Гоги пытаются сделать трюкача. Приехавшая в Россию Мэри Пикфорд дарит Гоге свой поцелуй, и он превращается в знаменитость.

Фото 26 июня 2015 года




21. Александр Николаевич Зеленский. Плакат к фильму «Минарет смерти»

Л.: Рекламное Бюро Севзапкино. [1925 - 1926].
Хромолитография
Годы жизни художника: 1882 (Астрахань) – 1942 (Йошкар-Ола)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Севзапкино, Л.; Бухкино. 1925. Драма по мотивам старинной бухарской легенды XVI века. В центре повествования судьба дочери хивинского бая Джемаль, которая, пройдячерез множество испытаний обретает свое счастье с бухарским джигитом Садыком. Критики отмечали, что зритель «получит представление о Востоке, как о раскрашенной, рахат-лукумной, бездельничающей стране». Такое же впечатление о фильме навязывает зрителям яркий, несколько приторный (напоминающий красочную конфетную коробку) плакат Зеленского, много работавшего в рекламе.

Фото 26 июня 2015 года




22. В.А. Стенберг и Г.А. Стенберг. Плакат к фильму «Процесс о трех миллионах»

М.: Издание Межрабпом-Русь. [1926].
Хромолитография
Годы жизни художников:
Владимир Августович Стенберг - 1899 (Москва) – 1982 (Москва)
Георгий Августович Стенберг - 1900 (Москва) – 1933 (Москва)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Межрабпом-Русь, М., 1926. Приключенческая комедия по мотивам романа Умберто Нотари «Три вора». Банкир Орнано проворачивает спекуляцию на три миллиона. Авантюрист Каскарилья похищает деньги из дома банкира. Полиции на месте преступления попадается мелкий воришка Тапиока. В день суда Каскарилья спасает Тапиоку, вбросив в зал фальшивые купюры.

В этом плакате Стенберги применяют популярный прием фиксации разных фаз движения героя, подчеркивающего динамику изображения.

Фото 26 июня 2015 года




23. В.А. Стенберг и Г.А. Стенберг. Плакат к фильму «Процесс о трех миллионах»

М.: Издание Совкино. [1926].
Хромолитография
Годы жизни художников:
Владимир Августович Стенберг - 1899 (Москва) – 1982 (Москва)
Георгий Августович Стенберг - 1900 (Москва) – 1933 (Москва)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Межрабпом-Русь, М., 1926. Приключенческая комедия по мотивам романа Умберто Нотари «Три вора». Банкир Орнано проворачивает спекуляцию на три миллиона. Авантюрист Каскарилья похищает деньги из дома банкира. Полиции на месте преступления попадается мелкий воришка Тапиока. В день суда Каскарилья спасает Тапиоку, вбросив в зал фальшивые купюры.

В художественной практике 1920-х авторы часто создавали несколько вариантов плаката к одному фильму. Ведущие мастера советского киноплаката братья Стенберги разрабатывали разные приемы художественной выразительности, становившиеся характерными для отечественного плаката второй половины 1920-х. К таким относится и крупно поданное, статичное лицо персонажа, условно деленное пополам.

Фото 26 июня 2015 года




24. Неизвестный художник. Плакат к фильму «Будь моей женой»

М.: издание Кино-Москва. 1924
Хромолитография
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Оригинальное название: «Be my wife». США, 1921. Комедия. Герой Макса Линдера влюблен в Мэри, но ее тетя Агата хочет выдать племянницу замуж за другого. Максу приходится идти на многочисленные уловки, чтобы доказать, что он достоин руки девушки. В центре плаката – лицо Линдера, ставшего кумиром русской публики еще в дореволюционную эпоху. Фрагмент кинокадра, размещенный художником на голове актера, служит не только изящным элементом художественного решения, но и «наглядно» показывает зрителю, чем заняты все помыслы героя.

Фото 26 июня 2015 года




25. Михаил Абрамович Глазман. Плакат к фильму «Красные дьяволята»

Пг., издание Кино-Север, 1924.
Хромолитография
Годы жизни художника: 1870 () – 1942 (Ленинград, блокада)
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Госкинпром Грузии. 1923. Украина времен гражданской войны. Рабочий Петров, умирая, завещает детям Мише и Дуняше бороться с бандой батьки Махно. Отважные ребята вместе с уличным акробатом Томом Джаксоном становятся разведчиками 1-ой Конной армии. За смелость и мужество, захват в плен Махно их награждают орденами Красного Знамени. На представленном плате изображен один из самых известных кадров фильма, растиражированный в прессе.

Фото 26 июня 2015 года




26. Неизвестный художник. Плакат к фильму «Нибелунги»

Л., Издание прокатной конторы Севзапкино, 1924
Хромолитография
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Оригинальное название: «Die Niebelungen». Производство Германия, 1924. Киноэпос из 2-х частей («Зигфрид» и «Месть Кримхильды»), снят по мотивам средневековой германской эпической поэмы «Песнь о Нибелунгах». Судя по многочисленным положительным отзывам и рецензиям, печатавшимся в газетах конца 1924 – 1925-х гг., картина была с восторгом втречена советским зрителем. Композиция представленного плаката полностью заимствована с немецкого постера, выполненного известным художником Лео Матейко, который в свою очередь взял за основу изображения кадр из фильма, запечатлевающий момент смерти Зигфрида.

Фото 26 июня 2015 года




27. Михаил Сергеевич Кальмансон. Плакат к фильму «В сетях таинственной незнакомки. Кто она?»

М., Типо-литография И.С. Фуки, конец 1910-х.
Хромолитография
Годы жизни художника: ? – 1924

Оригинальное название «Den okanda». Производство Швеция, 1913. Драма. Прекрасная незнакомка, каким-то образом связанная с бандитами, освобождает оказавшегося в их руках юношу, затем трагически погибает. Плакат представляет характерное для работ Кальмансона изобразительное решение: двухцветное уплощенное переложение кадра из фильма, с эффектным ракурсом.

Фото 26 июня 2015 года




28. Василий Семенович Сварог (Корочкин). Плакат к фильму «Уплотнение»

Издание кинематографического комитета при Комиссариате народного просвещения Союза коммун Северной области. [1918]
Хромолитография
Годы жизни художника: ? – 1924

Производство Петроградского кинокомитета. 1918. В порядке уплотнения в квартиру профессора химии Хрустина переселяют из подвала слесаря Пульникова с дочерью, к которому в гости ходят рабочие завода. Вскоре и сам профессор приступает к чтению популярных лекций в рабочем клубе. Тем временем его младший сын-гимназист м дочь рабочего влюбляются друг в друга… Главное в этом плакатном изображении – не портретное сходство с актерами, не бытовая интрига фильма, а воплощение политической идеи о единении рабочих и интеллигенции. В художественном решении наиболее эффектен декоративный, тщательно выписанный и плотно скомпонованный шрифт.

Фото 26 июня 2015 года




29. Неизвестный художник (студия «Плакат»). Плакат к фильму «Дьявольский прыжок»

Пг.: Издание кино-конторы С.А. Замойского, 1918
Хромолитография
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

«Дьявольский прыжок», «Роковой сигнал», «Шайка Красного домино» - серии детективного кино-романа «Красное домино». Оригинальное название: «The Purple Mask». Производство США, 1916.

Авантюрные приключения девушки из высшего общества Патрисии (Пэт), избранной королевой парижских апашей. С их помощью она грабит богатых и помогает бедным, скрывая лицо пурпурной маской. Действие сериала разворачивается во Франции, в Америке, на суше, на воде и даже в воздухе. В каждом эпизоде Пэт ждет новый соперник и новые приключения. В конце фильма девушка бросает преступную жизнь и соглашается стать женой детектива Фила Келли, который следил за ней.

В Петербурге и Москве демонстрировался в 7 сериях. Плакаты к сериям исполнены в одной художественной студии, изображения для каждой серии решены художниками по-разному: лубочно-примитивное в «Дьявольском прыжке», характерное для «массового» модерна претенциозно-символистическое в «Роковом сигнале», и, наконец, декоративно-утонченное, перерисованное с журнальной обложки Обри Бердслея 1890-х годов, в «Шайке красного домино». Подобный стилистический разнобой был, в целом, Характерен в раннем русском киноплакате в рекламе многосерийных фильмов.

Фото 26 июня 2015 года




30. Неизвестный художник. Плакат к фильму «Черная любовь»

М., Издание Акц. О-ва А. Ханжонков и Ко. М., [1917]
Хромолитография
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство Акционерного о-ва «А.Ханжонков и К». М., 1917. Мелодрама. О любви негра Джо к жестокой кокетке Агни. Брошенный любимой, он жестоко отомстил. Жгучие, воистину «африканские» страсти переданы на плакате языком лубочной картинки.

Фото 26 июня 2015 года




31. Неизвестный художник (студия «Плакат»). Плакат к фильму «Шайка красного домино»

Пг.: Издание кино-конторы С.А. Замойского, 1918
Хромолитография
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Серия детективного кино-романа «Красное домино». Оригинальное название: «The Purple Mask». Производство США, 1916.

Фото 26 июня 2015 года




32. Неизвестный художник (монограмма ИРО и Л). Плакат к фильму «Мир не скит»

Издание Т-ва «Кинотворчество», 1917 (1918)?
Хромолитография
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)
Производство фабрики «Химера» С.М. Будагова. М., 1917. Драма.

Одной из газет в начале 1918 г. предстоящая премьера была охарактеризована следующим образом: «Выдающийся боевик сезона! Сильный по замыслу психологический сюжет. Великолепная игра артистов и постановка». Фильм не сохранился, содержание установить не удалось. При создании киноплаката автор, очевидно, опирался на образы М.В. Нестерова, воплотившего в живописи мир русских старообрядцев. Картины художника были известны и популярны среди широких кругов русской публики.

Фото 26 июня 2015 года




33. Неизвестный художник. Плакат к фильму «Поезд ужасов»

Напечатано на Фабрике художественных плакатов М.С. Кальмансона, М., конец 1910-х
Хромолитография
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство кинокомпании А.Л. Савва. М., конец 1910-х гг. Драма. Сведений о фильме найти не удалось. Кинокомпания А.Л. Саввы начала свою деятельность как прокатная контора в Саратове в 1910-е г., а затем открыла отделения в нескольких крупных российских городах. В смутное послереволюционное время фирма проявляла чрезвычайную активность. Такие названия картин как: «Во власти дикой страсти», «Страсть», «Украденная юность», «Мятежное море страстей» и др. говорят об их общей направленности. Такой же обобщенный характер носит и плакат. Гигантская фигура воплотившегося «ужаса» не свидетельствует о высокопрофессиональном уровне художника, но, безусловно, способна шокировать и привлечь внимание прохожих к кинотеатру.

Фото 26 июня 2015 года




34. Неизвестный художник (монограмма ИРО и Л). Плакат к фильму «Скерцо дьявола»

М., типо-литография Н. Коркина, 1917
Хромолитография
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство «Биофильм». М., 1917. Психологическая мистическая драма из русской жизни начала века. История о человеке-дьяволе, погубившем девушку и женившемся на ее сестре, толкающим жену в объятия другого и развращающим собственного ребенка. Возможно, что в плакате использована сцена из пролога фильма. Художник подчеркивает не бытовой, а мистический характер фильма.

Фото 26 июня 2015 года




35. Михаил Сергеевич Кальмансон. Плакат к фильму «В сетях таинственной незнакомки. Кто она?»

М.: Типография «Печатник», 1917
Хромолитография
Годы жизни художника: ? – 1924

Производство кинопредприятия Д.И. Харитонова, М., 1917. Драма. Певичка из кабака Ганка, став возлюбленной молодого пана Вацека, из чистой и скромной девушки превращается в развратную женщину. Вместе с лакеем Жаном она обкрадывает Вацека и сбегает. Расставшись с Жаном, оказавшимся подлецом, Ганка возвращается в кабак, и становится случайной жертвой поножовщины между посетительницами. Кальмансон в плоскостной манере перерабатывает кадры из фильма, сохраняя портретное сходство героини – кинозвезды Веры Холодной.

Фото 26 июня 2015 года




36. Георгий Дмитриевич Алексеев. Плакат к фильму «Под вечер, осенью ненастной»

М., типолитография «Общее дело», 1917
Хромолитография
Годы жизни художника: 1881 (Московская губерния) – 1951 (Москва)

Производство Скобелевского комитета, М., 1917. Сюжетной завязкой фильма стал популярный романс на юношеское стихотворение А.С. Пушкина о младенце, оставленном молодой матерью на крыльце чужого дома. Возникший в 1830-е он был чрезвычайно популярен в народе, входил в репертуары цыганских хоров и шарманщиков. Во второй половине XIX – нач. XX вв. текст многократно издавался в виде лубков. Киноплакат в целом повторяет сюжет лубочной картинки, заменив народный костюм героини на более современную «городскую» одежду.

Фото 26 июня 2015 года




37. Неизвестный художник. Плакат к фильму «Побежденные змеи»

Пг., Издание Акц. О-ва «Биохром» («Биофильм»), 1917 (?)
Хромолитография
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Оригинальное название «…e I rettili furono vinti!». Производство Италия, 1916. Драма. Рекламное объявление называло фильм «роскошной обстановочной картиной с дикими зверями». Тема змей была невероятно популярно. В документальном кинематографе были востребованы сюжеты о ловле змей или их разведении на специальных фермах. Змеи нередко играли ключевую роль в сюжетах – приключенческих лентах, детективах и даже мелодрамах. Змей любили изображать в различных объявлениях печатной графики: плакатах, журнальных и книжных обложках, и часто подобные композиции не имели прямого отношения к сюжету произведения или рекламируемому товару, а носили отвлеченно-символический характер. В данном киноплакате клубок змей становится главным декоративным элементом, «держащим» всю композицию и притягивающим зрителя.

Фото 26 июня 2015 года




38. Неизвестный художник. Плакат к фильму «Черный кардинал»

Пг., Издание ВТК, 1 афишная фабрика, 1917
Хромолитография
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-з из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Италия, не позднее 1917. Боевик. Сюжет фильма установить не удалось. Итальянские актеры, перечисленные на плакате, не играли все вместе ни в одной известной нам картине. Анонсы к фильму появились в журналах еще в конце 1917 г., сообщая о выходе «величайшей картины», «величайшего боевика мира». Но подобные высокопарные эпитеты, используемые в рекламах того времени, обычно не отражали действительность и являлись всего лишь приманкой для зрителя. Для той же цели, вероятно, на плакатах появлялись и имена известных актеров. Представленный плакат решен в традиции многочастной лубочной картинки, настраивающей зрителя на небывалые, сказочные приключения.

Фото 26 июня 2015 года




39. Неизвестный художник (монограмма ИРО и Л). Плакат к фильму «Любовь у стен монастыря»

М., Типо-литография «Печатник», 1917 (1918)?
Хромолитография
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Производство кинофабрики «Воля» А.И. Нечаева, М., 1917. В анонсах фильма отмечалось, что «эта старинная быль, среди различных приключений, рисует черты жизни монашествующих». Плакат очень декоративен и даже изыскан в художественном решении, напоминает о графической традиции художников «Мира искусства», активно использовавшейся к середине 1910-х в массовой культуре.

Фото 26 июня 2015 года




40. Неизвестный художник (студия «Плакат»). Плакат к фильму «Роковой сигнал»

М., Издание кино-конторы С.А. Замойского, 1918
Хромолитография
Выставка «Великий Кинемо». Киноплакат 1910 – 1920-х из собрания ГРМ (Санкт-Петербург)

Серия детективного кино-романа «Красное домино». Оригинальное название «The Purple Mask». США, 1916.

Фото 26 июня 2015 года




41. Плакат выставки «Великий Кинемо»

Русский музей представляет выставку киноплаката эпохи немого кино из собственного собрания. Это произведения первой трети XX века – самого интересного периода в истории жанра: от времени его зарождения и становления в 1910-е до мощного расцвета, пришедшегося на 1920-е.

Первый сеанс кинематографа в Санкт-Петербурге состоялся весной 1896-го, однако довольно долго печатные рекламные плакаты фильмов были для многих прокатчиков дорогим излишеством. Существенное увеличение российского кинопроизводства пришлось на период Первой мировой войны, когда и было создано наибольшее количество дореволюционных отечественных киноплакатов. Они стали неотъемлемой частью городских улиц, олицетворением не только мира кино, но и эпохи.

За несколько лет киноплакатистами был выработан ряд устойчивых художественных решений. Обычно рисованное изображение в той или иной мере повторяло кинокадр; но существовал и другой подход, характерный для пропитанной символизмом эпохи модерна когда художники отталкивались от названия, позволяющего разнообразную трактовку. Но прокатчиков эти «вольности» не смущали: броское название было зачастую важнее сюжета. Так часто работал один из ведущих мастеров киноплаката Георгий Алексеев. Наиболее яркие работы другого известного плакатиста Михаила Кальмансона представляют сложные композиции с разномасштабными фрагментами. Некоторые плакаты сочетали рисованные части и фотокадры, предвосхищая сложные монтажные находки плакатистов 1920-х.

В целом ранний киноплакат был ориентирован на массовый вкус. Наиболее характерной для него стала эстетика лубка конца XIX – начала XX века с его «псевдонародным» стилем. Такому плакату оказался созвучен самый популярный жанр русского кинематографа – «кинороманс» на основе известных песен и стихотворений; в подобном духе часто представлялись не только фильмы русской темы, но и экзотические амурные истории и приключения. Другая манера киноплаката была заимствована у журнальной графики, с эскизным, нередко карикатурно выполненным рисунком. Русский кинематограф развивал и жанр утонченной психологической драмы, ориентированной на образованные слои населения. Для его рекламы требовался более изысканный стиль. Таковы многие плакаты П. Житкова: броские, монументальные крупнофигурные черно-белые композиции, имитирующие фотографии. На просвещенную публику рассчитаны и плакаты мастера, подписывавшегося монограммой «Иро и Л», которые ассоциируются с известными образами изобразительного искусства.

Основная черта раннего русского киноплаката – эмоциональность. Тогдашний зритель жаждал увидеть на экране экзотические страсти, нервные переживания, жестокие убийства – подобных же сцен ждали и от киноплакатов. Из кинематографа плакат перенял эффектные, надломленные позы, гротескную мимику персонажей.

В первые послереволюционные годы киноплакат продолжал развиваться в старой традиции, используя испытанные приемы и находки для рекламы фильмов о «новой жизни».

Кинопроизводство в нашей стране стало возрождаться в середине 1920-х – эпоху великих новаторов Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Дзиги Вертова, Льва Кулешова. Этапным в организации советской киноиндустрии стало создание общества Совкино (1924) в структуре которого был организован и отдел занимающийся кинорекламой, многие сотрудники которого ранее являлись членами ОБМОХУ (Общества молодых художников), объединявшего молодых художников-новаторов.

Развитие киноплаката 1920-х в целом шло в русле эстетики конструктивизма. Порой строгие конструктивистские средства выразительности, геометрические формы и линии, сочетались с эстетикой его идеологического антагониста – ар деко, культивировавшего вызывающую роскошь. Таковы многие работы ведущих мастеров киноплаката братьев Владимира и Георгия Стенбергов, Якова Руклевского. Некоторые работы Николая Прусакова взывают ассоциации с сюрреализмом.

Знаковой составляющей для киноплаката 1920-х стало применение фотомонтажа, актвно применявшегося во вех видах полиграфического искусства. В этой области фотомонтаж подчеркивал связь плаката с приемами кинематографа. Часто фотообразы героев являются основой композиции, удерживая все другие элементы. Таков признанный шедевр Антона Лавинского «Броненосец “Потемкин”». Популярным был и прием «игрового» сочения фотофрагментов с рисованными элементами в фигурах персонажей. Иногда фотомонтаж использовался в построении декоративного шрифта.

Многие плакаты поражают сложными, насыщенными композициями. У кинематографистов юыл «подсмотрен» необычный, резкий ракурс. Популярны были обратная перспектива, сочетание объемныъ и плоскостных деталей. Нередко в изображениях угадывался схематический раструб киноаппарата. Экспрессивность композиции часто достигалась повторением одного и того же элемента. Киноплакат 1920-х ярко выявил динамику цвета, демонстрируя избыточно сочные краски и их смелые, диссонансные сочетания. Среди наиболее эффектных работ такого плана произведения Стенбергов, Михаила Длугача, Григория Рычкова. Многие плакаты напоминали о мигающих электрических вывесках – непременном атрибуте кинорекламы.

В области кинорекламы развивался и беспредметный буквенный плакат; к наиболее сильным работам относятся произведения ученика Малевича, ленинградского художника Михаила Векслера. Однако более привлекательными для зрителя были работы, в которых ведущая роль шрифта сочеталась с «игровым» сюжетным изображением.

Но и в эпоху экспериментов самыми понятными для публики плакатами оставались те, в фокусе внимания которых был портрет героя. Для зрителей был важен «культ звезд», и плакатный слоган часто включал имя знаменитости, поставленное перед названием фильма. На реалистичных плакатах-портретах специализировался Иосиф Герасимович. Чрезвычайно артистичны и эффектны плакаты Семена Семенова-Менеса. Без лиц «звезд» не обходились и более авангардные художники, в особенности Николай Прусаков или Александр Наумов, составлявшие их из различных геометризированных фрагментов или «расчленявших» на растровые полосы.

Ключевым в кинорекламе 1920-х можно назвать прием противопоставлений и эффект неожиданности: узнаваемые образы и неизвестные объекты, «красоты» и «ужасы», плоскости и объемы сталкивались на плакатах, превращаясь порой в алогичные ребусы. Киноплакат стал площадкой для творческого эксперимента ведущих мастеров советского авангарда 1920-х: они демонстративно порывали с бытовавшей ранее ориентацией на массовый обывательский вкус. Эти художники подняли этот жанр на высочайшую ступень, сделав киноплакат достоянием большого искусства.

Фото 26 июня 2015 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru