Мой Виртуальный Музей | Россия

Ярославская область

Ярославский музей зарубежного искусства

Основная экспозиция


1. Альбрехт Дюрер. Женщина в платке и покрывале. 1522

Бумага, тушь, белила
Годы жизни художника: 1471 – 1528. Германия
Фото 02 мая 2015 года
Альбрехт Дюрер (1471, Нюрнберг – 1528, Нюрнберг) – крупнейший мастер ренессанса Северной Европы, теоретик искусства, живописей, рисовальщик, гравер. Уникальный рисунок: «Женщина в платке и покрывале» (1522) относится к зрелому периоду творчества художника. Работа Дюрера является законченным по проработанности и образному решению портретом женщины в платке и покрывале, завязанном особым способом, полностью закрывая волосы, но создавая красивый каскад драпировок на голове и плечах. Так одевались замужние женщины Германии в особых случаях, в частности, для посещения церкви. Тип изображённой с округлым лицом, прямым носом, маленьким ртом с пухлыми губами, острым подбородком близок образам мадонн Дюрера. Но в данном портрете модель представлена не в отрешенном или самоуглубленном состоянии, она живо реагирует на некое событие и объект, о чём свидетельствует взгляд, направленный в сторону. Рисунок отличает чёткая отточенная линия – качество, в большей степени присущее гравюрам художника.
Фото 02 мая 2015 года




2. Бенедиктус Николаус Вихманн. Зимний пейзаж. 1815

Холст, масло
Годы жизни художника: 1785 – 1859. Германия, Швеция
Бенедиктус Николаус Вихманн (1785, Штральзунд, Германия – 1859, Стокгольм, Швеция).
Зимний пейзаж с сельскими домиками у замерзшей реки, с крошечными фигурками людей и собак, занятых своими обыденными делами на берегу или неторопливо бредущих по льду, своеобразно отражает увлечение популярными в Германии XVIII- XIX вв. голландскими пейзажами XVII в. Немецкие художники специализировались в создании картин, имитирующих стиль и манеру знаменитых голландских живописцев, с которыми их роднит добротное мастерство, умелое построение композиции и верный рисунок, внимание к натуре и стремление передать ее с максимальной точностью. Вихманн в своей тщательно и тонко проработанной картине выражает мироощущение бюргеров и крестьян, находя идеалы в повседневной частной жизни, в ее простых радостях, не лишенных поэтического взгляда на мир.
Фото 02 мая 2015 года




3. Луиджи Пампалони. Молящийся мальчик. 1830-е

Мрамор, высекание
Годы жизни художника: 1791 – 1847. Италия, Флоренция
Фото 02 мая 2015 года




4. Пауль де Вос. Торговка овощами и дичью. XVII век

Бумага (верже), сепия, перо, кисть
Годы жизни художника: 1590 – 1678. Фландрия
Пауль де Вос (1590 – 1678) – художник, брат известного фламандского художника Корнелиса де Воса. Работал у Рубенса. Писал охотничьи сцены и натюрморты в стиле Франса Снейдерса. В 1637 Снейдерс и братья де Вос помогали Рубенсу выполнить картины для охотничьего домика Филиппа IV «Torre de la Parada» в Испании.
Рисунок П. де Воса «Торговка овощами и дичью» своим сюжетом, наполненностью предметами – бочками, корзинами, битой дичью, разнообразными овощами – напоминает знаменитые торговые лавки Снейдерса.
Фото 02 мая 2015 года




5. Зал Нидерландов

Фото 02 мая 2015 года




6. Антонис Ватерлоо. Пейзаж. Лес. XVII век

Бумага, уголь, акварель
Годы жизни художника: 1610 – 1690. Голландия
Антонис Ватерлоо (Антони Ватерло; 1610, Лилль – 1690, Утрехт) – голландский живописец, рисовальщик, гравер. Родился в Лилле в семье портного. В 1611 переселился в Амстердам, как многие фламандцы, спасаясь от испанского гнета. Художественное образование получил в семье – его мать принадлежала знаменитой фамилии художников-граверов Вайлант. В течение жизни А. Ватерлоо много путешествовал. С 1674 года жил в Маарсене близ Утрехта. Прославился своими пейзажами. Излюбленным мотивом творчества стали пейзажи и лес.
Рисунок Ватерлоо «Лес» близок натуре, но за счет выбора мотива сумрачного леса, ритма искривленных стволов, переплетающихся корней и ветвей наделяется зловеще-романтическим звучанием.
Фото 02 мая 2015 года




7. Александр ван Бредал. Уличный шарлатан на римской площади. Конец XVII – начало XVIII века

Холст, масло
Годы жизни художника: 1663 – около 1720. Фландрия
Александр ван Бредал (1663, Антверпен – ок. 1720, Антверпен?) – флпмпндский живописец и рисовальщик, автор изображений мелкофигурных жанровых сцен на фоне городских и сельских пейзажей. Представитель известной семьи антверпенских художников. С 1685 г. – мастер гильдии Св. Луки. Вероятно, в молодости посетил Италию, хотя, возможно, для своих работ в качестве образцов использовал гравюры, рисунки и картины других авторов.
На картине изображена площадь в Риме с фонтаном и многочисленными фигурами людей и домашних животных. Декоративный колорит и манера исполнения дают все основания видеть в ней характерный образец фламандской (точнее - антверпенской) живописи рубежа XVII – XVIII вв.
Фото 02 мая 2015 года




8. Неизвестный автор. Гобелен «Стрижка овец». Первая треть XX века

Текстиль
Копия гобелена 1470 г. Мастерская «Метракс»
Копия гобелена «Стрижка овец», который был соткан в бельгийском городе Турнэ (нидерл. Доорник) около 1470 г. и ныне находится в собрании Королевского музея изящных искусств в Брюсселе.
Фото 02 мая 2015 года




9. Неизвестная мастерская. Стул с инкрустацией костью и перламутром. XVIII в.

Дерево, кость, перламутр, кожа; резьба, инкрустация
Западная Европа
Фото 02 мая 2015 года

А)




Б)




10. Зал Италии

Фото 02 мая 2015 года




11. Адольфо Киприани. Женский бюст с лилией. 1890-е

Мрамор, высекание
Годы жизни художника: 1857 – около 1930. Италия
Фото 02 мая 2015 года




12. Фердинандо Вичи. Мать и дитя. Конец XIX в.

Мрамор, высекание
Годы жизни художника: 1875 – 1947. Флоренция, Италия
Фердинандо Вичи – один из крупнейших флорентийских скульпторов конца XIX века. Как и многие другие скульпторы этого времени, Вичи часто черпал вдохновение в классической древности. Он получил широкое признание за чистоту своих форм и виртуозную технику. Вичи был связан с «Bazzantine» - галереей Флоренции, где появлялись самые разнообразные произведения искусства. Его обращение к ностальгическим и классическим идеалам отражало неоромантическое течение в европейском искусстве конца XIX – начала XX вв.
Фото 02 мая 2015 года




13. Неизвестная мастерская. Декоративная ваза «Голуби Плиния». Вторая половина XIX в.

Мрамор
Западная Европа (?)
По сюжету античной мозаики «Голуби Плиния» Капитолия.
Фото 02 мая 2015 года

А)




Б)




14. Неизвестный автор. Стол с мозаичной столешницей. Начало XVIII в.

Дерево, золото, камень, резьба, золочение мозаика
Италия, Франция
Флорентийская мозаика появилась в Италии в эпоху Возрождения. В 1580 году во Флоренции, в Уффици, была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи. Мозаикой украшали столешницы, комоды, шкатулки в домах знати. Работы, выполненные в технике флорентийской мозаики, считались столь ценными, что до XVII в. их производство считалось монополией государства. Флорентийская мозаика по затратам времени и труда являлась одной из самых сложных. При работе мастеру требовалось учесть огромное количество нюансов: цвет и оттенки камней, частоту прожилок, прослоек и наличие пятен другого цвета, их форму, знание пород. При выборе камней – мрамора, яшмы, лазурита, родонита, кремня, порфира – всегда учитывался эскиз будущей мозаики. Тонкие пластины камня с полированной поверхностью собирались так плотно, чтобы не было видно швов и линий стыковок. Здесь мастера создавали свой особый стиль – «commesso» («состыкованный»), не изменявшийся на протяжении столетий. Все пластины должны были располагаться в одной плоскости. Каждая мозаика имела уникальный характер, так как подбор камней для нее в точности был неповторим. Учитывая особенности технологии, даже на изготовление мозаичных картин небольших размеров уходило много месяцев. Сюжетами для мозаик служили библейские сюжеты, пейзажи, натюрморты, изображения цветов и птиц с ярким оперением.
Фото 02 мая 2015 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




15. Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино. Давид и Авигея. 1620-е (?)

Холст, масло
Италия
Собрание В.Г. Горященко
Гверчино (наст. имя - Джованни Франческо Барбьери. 1591, Ченто, Феррара – 1666, Болонья). Прозвище получил из-за косоглазия (guercino – ит. «косой»). Уроженец Феррарской провинции, был воспитан в традициях болонской школы живописи. Как художник сложился под влиянием Лодовико Карраччи, Караваджо, Гвидо Рени. Работал в Болонье, Ферраре, Венеции, пользуясь большой популярностью современников. В 1621 г. был приглашен в Рим папой Григорием XV. В 1623 г. вернулся в Ченто. С 1644 г. – директор болонской Академии.
Изображена одна из библейских историй про Давида и Авигею (1-я книга Царств, гл. 25).Красивая и умная Авигея была женой жестокого и злого Навала. Будущий царь Давид попросил Навала прислать ему продовольствие за то, что в свое время слуги Давида помогали охранять наваловых овец, но Навал грубо отказал ему. Рассерженный Давид поклялся истребить Навала и весь его дом. Узнав об этом, Авигея собрала для Давида дары и пала ему в ноги, умоляя пощадить мужа. Она тронула сердце Давида, и он отменил наказание. Спустя десять дней «поразил Господь Навала, и он умер». Позже Авигеястала женой Давида и родила ему сына Далуия.
Фото 02 мая 2015 года




16. Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино. Давид передает письмо Урию. 1620-е (?)

Холст, масло
Италия
Собрание В.Г. Горященко
Сюжет картины связан с библейской историей о царе Давиде и Урии (2-я книга Царств, 11:15).Урия – воин, служивший в войске царя Давида, муж Вирсавии. Когда Урия находился в далёком военном походе, Давид, пользуясь отсутствием мужа, соблазнил Вирсавию. Вскоре она забеременела. Давид настолько полюбил Вирсавию, что решил сделать её своей женой, предварительно избавившись от её супруга. Он послал письмо начальнику войска, в котором сражался Урия. В письме, которое передал сам Урия, было написано: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он был поражен и умер». Воин погиб, а Давид взял в жены его жену. Жестокий и вероломный поступок царя навлек на него гнев Бога: «И было это дело, которое сделал Давид, злом в очах Господа». История с Урией и его женой стала единственным грехом Давида.
Фото 02 мая 2015 года




17. Неизвестный автор. Сундук «кассоне» с изображением фантастических морских существ и купидонов. XVI в.

Дерево, резьба, золочение
Италия, Флоренция
В эпоху Возрождения в итальянском доме вторым предметом обстановки после кровати являлся сундук. В нём хранили и перевозили вещи, на нём сидели и спали. Самой дорогой вещью в доме был свадебный сундук – «cassoni» (или «cassone»), входивший в приданое невесты. Часто сундуки расписывались знаменитыми живописцами: Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Андреа Мантенья.
Декор «кассоне» из собрания Ярославского художественного музея относится к стилистической манере Бернардо Буонталенти, ученика Микеланджело Буонаротти. Изображение мифологических морских персонажей на сундуках – распространённая тема в итальянском искусстве, уходящая корнями в античность. Часто источниками изображений служили римские мраморные рельефы, сюжеты которых мастера трактовали в своей манере, как и декоративные формы сундуков. На передних стенках, в центре, размещались гербы домов жениха и невесты, часто заключённые с двух сторон между фигур купидонов – олицетворениями любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле. У представленного в экспозиции «кассоне» на гербе слева дана голова сарацина в золотом обруче на красном фоне. Подобные изображения присутствовали в родовых гербах потомках участников Крестовых походов против мусульман в XI – XIII вв.
Фото 02 мая 2015 года

А)




Б)




18. Неизвестный художник. Суд Соломона. Первая половина XVIII в.

Холст, масло
Италия (Венецианская школа?)
На суд к царю Соломону пришли две женщины с мёртвым и живым ребёнком. Каждая называла себя матерью живого. Чтобы испытать их, Соломон приказал разрубить ребенка пополам и разделить поровну. Когда одна из женщин отказалась, чтобы сохранить жизнь ребенку, Соломон признал в ней истинную мать (Библия, Третья книга царств, гл. 3, 16-28).
Произведение привлекает богатством звучной, эмоционально насыщенной цветовой гаммы, музыкальностью композиционных ритмов, которые были свойственны венецианским художникам. В XVIII в., которым датирована картина, итальянское искусство достигло подлинного расцвета только в Венеции, сохранившей до 1770-х стилистическую систему барокко. Совершенное владение художниками Венецианской школы выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита, пристальный интерес к передаче световоздушной среды предвосхитило пленэрные искания живописцев XIX в.
Фото 02 мая 2015 года




19. Неизвестный автор. Сундук «кассоне» с изображением гротескных фигур и военных атрибутов. Конец XVI в.

Дерево, резьба, золочение
Италия, Флоренция
«Кассоне» с военными атрибутами относится к группе сундуков, выполненных в художественной манере Бернардо Буонталенти, ученика Микеланджело Буанаротти. В центре – два герба, соединённых вместе. Левый герб с золотыми лилиями на синем фоне, по-видимому, принадлежал представителю рода Казавеччиа. Эта фамилия не принадлежала к кругу величайших флорентийских домов, однако занимала многие государственные должности в течение XV столетия. Приехав из Германии в XIV в., представители этого рода обосновались в Тоскане, Казавеччиа, местности Валь-ди-Греве.
Фото 02 мая 2015 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru